Автор: Скрипкин Михаил Михайлович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 2
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Методы повышения мотивации учеников к изучению физики
Методы повышения мотивации учеников к изучению физики
Всем известно, что физика – это одна из фундаментальных наук,
объясняющая
явления,
окружающие
человека,
принципы
работы
технических устройств и приборов, и позволяющая создавать новые. В то же
время физика является одним из самых сложных предметов в изучении
школьного курса. Особенно, если учащийся имеет трудности с математикой,
ведь в физике много расчётов, формул и вычислений.
За шесть лет моей работы в образовании у меня не раз возникал
немаловажный вопрос: как сделать изучение предмета для учащихся более
интересным? Более запоминающимся? Чтобы даже ученики со средними
способностями
(успехами
в
изучении
предмета) усваивали
основные
физические законы и закономерности и на урок шли не с сожалением, а с
интересом.
В этой статье я хочу перечислить те методы, которыми пользуюсь сам
на уроках.
1)
Демонстрационный
эксперимент.
Можно
применять
для
актуализации знаний в начале изучения темы, для знакомства
учащихся с явлениями и приборами, для проверки гипотез.
2)
Лабораторные
работы.
Выполнение
лабораторных
работ,
определенно,
повышает
вовлеченность
учащихся
в
изучение
предмета. Особенно, если в ней много практической части. И в
учебной программе каждого класса есть список лабораторных работ.
Также на уроке при изучении различных тем можно включать мини –
лабораторные
работы,
которые
требуют
больше
действий
с
приборами и предметами и минимального описания, и решают
частные вопросы.
3)
Групповая работа. Выполнение различных карточек с заданиями,
решение практических задач, подготовка доклада и совместное
выступление.
4)
Разминки. На протяжении всего урока учащимся трудно
быть
сконцентрированными на учебных задачах и работать в одном и том
же темпе. Поэтому учителю периодически необходимо делать паузы,
чтобы ученики могли отвлечься, немного отдохнуть, восстановить
силы для дальнейшей работы. Тем более это необходимо, если урок
стоит в конце учебного дня. Можно эти паузы делать интересными
для учащихся, в форме игры, связанной с изучаемым предметом.
Например, игра в слова – а именно, в физические величины. Учитель
называет величину, дальше ученики по цепочке называют любые
физические величины. Это и отдых, и в то же время учащиеся
вспоминают физические величины. Таким же образом можно
называть единицы измерения и учёных. Такие разминки помогают
отличать ученикам физические величины от единиц измерения. Хотя
разница между физической величиной и единицей измерения
объясняется в самом начале изучения предмета, нередко, даже в
старших классах некоторые ученики их путают. Ещё вариант,
учитель называет учёного, а ученик – его вклад в науку. И таких
разминок можно придумать много.
5)
Игра в карты. Когда я говорю ученикам на уроке, что сейчас мы
будем играть в карты, они заметно удивляются и оживляются. Но
играем мы в физические карты. Карточки готовлю заранее по
выбранной теме. На карточке есть вопрос и ответ на него. Ученик
осуществляет ход картой на товарища, и задаёт ему вопрос, если тот
отвечает, карта уходит в отбой, если не отвечает или отвечает
неправильно, карту приходится брать и пропустить ход. У кого
раньше всех закончились карты, тот и выиграл. Плюс такой игры –
ученики в игровой форме волей – неволей запоминают ответы на
вопросы. Применяю в конце урока, в конце изучения темы.
Для того, чтобы урок физики для учеников не был каторгой, конец
которой они ждут с нетерпением, учитель должен приложить усилия и
смекалку. Самое простое – сослаться на скучную учебную программу,
несовершенство учебника, слабых учеников, но в таком случае нет движения
вперед.