Напоминание

"Повторенье - мать ученья!"

Автор: Лариса Халиулловна Яруллина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 43 "Лесная сказка"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: консультация
Тема: "Повторенье - мать ученья!"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для родителей

«Повторенье - мать ученья!»

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные

артикуляционные

уклады,

поставленные

звуки,

выученные

стихи,

пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в

привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит,

посещая дошкольное учреждение, то можно снизить интенсивность занятий,

но не забывать о них совсем.

Обогащение пассивного и активного словаря ребѐнка и развитие у него

грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую

педагоги и родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего

повода что-то обсудить с детьми. Именно обсудить. Одностороннее

«говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит:

ребѐнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная

речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь;

своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в

партнѐрские отношения; сопереживать услышанное).

Важно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными

изменениями

в

природе,

растениями,

птицами,

животными,

людьми,

транспортом. Всѐ это обязательно нужно комментировать, обсуждать,

оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребѐнку слова следует

объяснить, повторить несколько раз, научить ребѐнка понятно выговаривать

их.

Для развития слухового внимания полезно вслушиваться в звуки

окружающего нас мира. Это шум ветра, дождя, грома, града, шагов, шелест

листьев деревьев, гудение машин, голоса птиц и людей.

Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками,

обручем, другим сезонным спортинвентарѐм) соревнования, эстафеты будут

способствовать развитию двигательной сферы ребѐнка, а именно объѐма,

силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной

реакции. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее

и естественнее. Летом перед вами открывается простор для словарной и

грамматической работы по темам «Лето», «Растения», «Цветы», «Деревья»,

«Насекомые», «Ягоды», «Летние работы в саду» и др.

Наблюдения,

впечатления,

речевые

навыки,

полученные

летом

необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребѐнка на всю

жизнь. Только здесь ребѐнок в естественных условиях усвоит значение

глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих

других.

Обязательно играйте! Практически на любом наглядном материале

окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как:

- «Четвѐртый лишний»;

- «Чего не стало?»;

- «Что поменялось местами?»;

- «Что изменилось?»;

- «Подбери пару»;

- «Кому что подходит?»;

- «Назови ласково» и т.д.

Играем в речевые игры, совершенствуя грамматический строй речи:

- «Скажи наоборот» (большой – маленький);

- «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);

- «Действие» (что делает?);

- «Признаки» (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин

или окружающего;

- «Птицы и животные (дикие и домашние) и их детеныши»: мама -

лошадь, папа - конь, детеныш - жеребенок;

- «Один – много» (цветок – цветы, дождь – дожди);

- «Назови ласково» (птица – птичка, дерево – деревце);

- «Кто где спрятался» (употребление предлогов: в, на, над, под, между,

около, из, с, из-за, из-под);

-

«Словообразование»

(например,

стол

из

стекла

какой?

стеклянный).

Артикуляционная гимнастика для мышц щек, губ, и языка –

ежедневная игровая тренировка даже летом. Для большинства детей крепкие

артикуляционные

мышцы

залог

красивого

звукопроизношения.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество

повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь

ребенка.

Другими

словами,

формируется

привычка

правильного

произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

Развиваем речевое дыхание:

- Упражнения «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными.

Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот

(животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с

водой;

-

«Игрушки».

Разнообразные

дудочки,

трубочки

помогают

формировать сильную струю воздуха;

- «Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол». Эти упражнения могут

выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух

проходил посередине язычка.

Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос - выдох делаем через

рот, не поднимая плеч;

- «Чайник закипел», «Шторм в стакане».

В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные

упражнения. В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду

трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку -

чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода

бурлит. Не забываем - плечи не поднимать!

Давно доказано, что развитие речи и руки взаимосвязаны. Уделите

внимание

мелкой

ручной

моторике.

Предлагайте

ребенку

раскраски,

обводки, штриховки (следите, чтобы карандаш лежал в руке правильно),

вырезайте фигуры и картинки, играйте в песочнице, развивайте тактильное

восприятие.

Придумайте увлекательную игру с бельевыми прищепками. Прищепка

может превратиться и в динозавра, и в поезд, во все, что захотите.

Помните, что похвала для ребенка важнее тысячи замечаний. Летние

каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные

эмоциональные ресурсы на весь год. Самое главное, чтобы дети отдохнули

летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все

те знания, умения и навыки, которые приобрели за учебный год.