"Методическое сопровождение педагогов ДОУ по повышению уровня компетентности в условиях введения ФГОС ДО"

Автор: Арапова Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 342 "Теремок"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методическое сопровождение педагогов ДОУ по повышению уровня компетентности в условиях введения ФГОС ДО"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПЕДАГОГОВ ДОУ

ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ

КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ

ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

Арапова Екатерина Сергеевна

воспитатель

МБДОУ Детский сад № 342 «Теремок»


Федеральный закон «Об образовании в

Российской Федерации»

от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ

Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного

образования – Приказ МОиН РФ от

17октября 2013 г. № 1155

Профессиональный стандарт педагога


План действий по обеспечению

ведения ФГОС ДО


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

20 СЕНТЯБРЯ 2013 СОВЕТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ

СТАНДАРТАМ МИНТРУДА РФ

Возможное наименование должности:

Педагог (воспитатель) дошкольного образования. Воспитатель.

Необходимые умения:

Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки

уроков: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,

полевая практика и т.п.

Уметь объективно оценивать знания воспитанников на основе

тестирования и других методов контроля в соответствии с

реальными учебными возможностями детей.

Уметь разрабатывать (осваивать) и применять современные

психолого-педагогические технологии.

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению,

для того чтобы включить в образовательный процесс всех

учеников.

Владеть ИКТ компетенциями.


В соответствии с результатами мониторинга

специалистов психологической службы МО РФ к

современному педагогу должны предъявляться

такие новые требования как:
 владение современными технологиями развивающего обучения, определяющими новые параметры образования в XXI веке;  ориентация на развитие креативной личности; способность «видеть» многообразие обучающихся,  учитывать в образовательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением, с задержкой в развитии) и реагировать на их потребности;  способность общаться с другими участниками образовательного процесса;  способность улучшать среду, проектировать психологически комфортную образовательную среду;  умение применять здоровьесберегающие технологии.

ПАРАДИГМЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ:


Психологический
(личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);
Теоретический
(система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и так далее);
Практический
(совокупность умений реализовывать эти новшества).
Готовность педагога к инновациям

включает три основных компонента:


ОЦЕНКА РИСКА:

Возможные риски:

В силу личностных особенностей некоторые

педагоги продолжат проявлять повышенную

тревогу, связанную с переменами в дошкольном

образовании.

Различные жизненные обстоятельства могут не

позволить педагогам пройти все этапы

реализации проекта.

Некоторые педагоги не смогут освоить

современные технологии, использовать новые

формы сотрудничествам и партнерства ДО с

воспитанниками и семьями.


ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ:

Повысить работоспособность педагогов, снять их тревогу,

связанную с переменами в дошкольном образовании;

Обеспечить психологическую готовность педагогов к

повышению своего профессионального уровня,

формировать уверенность в своих силах.

Повысить профессиональную компетентность педагогов

(педагоги смогут сделать воспитанников субъектами

образовательного процесса, использовать различные

современные технологии в обучении дошкольников с

целью поддержания детской самостоятельности и

инициативности, установят партнерские взаимодействия с

воспитанниками семьей и пр.),

Создавать благоприятные условия для самообразования


ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ В УСЛОВИЯХ

ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реализация содержания ФГОС ДО может быть обеспечена не только

использованием традиционных технологий, форм, методов и средств

обучения, но и современных педагогических технологий.

Интерактивное обучение

– это специальная форма организации

познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные

и прогнозируемые цели. Это, прежде всего, диалоговое обучение, в

ходе которого осуществляется взаимодействие субъектов

образовательного процесса.

Интерактивные методы ориентированы на более широкое

взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг

с другом, на доминирование активности педагогов в образовательном

процессе.


РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ

СЛУЖБЫ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ

ФГОС ДО


Методическая работа в дошкольном

образовательном учреждении - это деятельность

по:

обучению и развитию педагогических кадров;

выявление, обобщение и распространение

наиболее ценного опыта,

создание собственных методических

разработок для обеспечения педагогического

процесса и решения задач образовательной

программы


ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

в дошкольном учреждении

По отношению к конкретному педагогу
целью методической работы является формирование индивидуальной, авторской высокоэффективной системы педагогической деятельности.
Для достижения этой цели происходит:
• Обогащение знаний педагогов • Развитие ценностных ориентиров, убеждений, мотивов к творческой деятельности • Формирование современного стиля педагогического мышления • Развитие педагогической техники исполнительского мастерства

ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ в

дошкольном учреждении

По отношению к педагогическому коллективу

целью методической работы является формирование

коллектива единомышленников.

Цель достигается путем решения следующих задач:

Выработка единой педагогической позиции,

ценностей, традиций

Организация анализа и самоанализа

Экспертная оценка созданных в коллективе

конспектов, пособий, технологий

Контроль и анализ конкретного учебно-

воспитательного процесса

Выявление, обобщение и распространение

передового педагогического опыта

Приобщение коллектива к научно-исследовательской

деятельности


ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

в дошкольном учреждении

Посредничество между ДОО и более

широкой системой непрерывного

образования:
• Распространение опыта работы (посредством организации семинаров- практикумов, методических объединений, Дней открытых дверей и т.п.) • Изучение опыта работы других педагогических коллективов

СТАДИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Педагогический анализ

Планирование

Контроль

Регулирование

Организация


ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Повышение квалификации педагогических кадров

Направление на

курсы повышения

квалификации:

тематические,

комплексные,

модульные

Консультирование

педагогов

по актуальным

проблемам

воспитания

Проведение

семинаров-

практикумов для

отработки

практических

навыков

педагогической

деятельности

Руководство

самообразованием

педагогических кадров

Проведение открытых

мероприятий для

изучения опыта

работы коллег

Организация

наставничества


ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аттестация педагогических кадров

Организация работы аттестационной

комиссии в дошкольном учреждении

Консультирование аттестуемых,

оказание моральной поддержки

Помощь аттестуемым в подготовке

и проведении открытых занятий,

демонстрации опыта педагогической

деятельности

Методическая помощь в обобщении опыта

педагогической работы аттестуемых


ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Организация работы методического кабинета

Систематизация

материалов

Создание и пополнение

библиотеки

педагогической

литературы

Разработка и

изготовление

дидактических

материалов

Организация выставок

для педагогов

Составление

картотек

Обобщение опыта

педагогической

работы педагогов ДОУ и

передового педагогического

опыта

Организация выставок

творческих

работ детей, педагогов,

родителей


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ

Деловая игра

Тренинг

Педагогический мост

Педагогический КВН

Мозговой штурм

Решение педагогических задач

Круглый стол

Дискуссия

Педагогический ринг

Педагогический диалог

Семинар / семинар-практикум

Аквариум

Выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион

Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская

Коучинг-сессия


Какова основная цель «интерактива»?

Интерактивный означает способность взаимодействовать

или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо

(например, компьютером) или кем-либо (например,

человеком). Отсюда можно сделать выводы, что

интерактивное обучение - это, прежде всего,

диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется

взаимодействие методиста и педагога-участника.

Основная цель «интерактива»?

Одна из таких целей состоит в создании:



комфортных условий обучения, таких, при которых

педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою

интеллектуальную состоятельность, что



делает продуктивным и эффективным весь процесс

обучения.


В чем состоит суть интерактивного

обучения

?

«Микрофон». Коллегам предлагается высказать свою точку

зрения по поставленному вопросу или проблеме. По залу

пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый,

получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично

изложить свою мысль и сделать вывод.

«Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают

обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа

педагогов обсуждает проблему. Все остальные выступают в роли

зрителей. Отсюда и название – «аквариум». После публичного

выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а

коллеги обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

«Синтез идей»

Данное упражнение предусматривает

рассмотрение группами поэтапно всех вопросов заседания: на

отдельных листах бумаги первая группа рассматривает первый

вопрос, вторая – второй и т.д. После выполнения первая группа

отдает свой листок для доработки второй группе, вторая –

третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к

«хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с

учетом дополнений своих коллег.


Новые формы методической работы,

связанные с использованием

ИКТ:

электронные рассылки материалов

он-лайн конференции, семинары

вебинары;

скайп-консультации



презентации на собственных сайтах

педагогов;

тематические консультации в интерактивном

режиме на сайтах ДО

виртуальные методические выставки

образовательных ресурсов

Интернет - мастерские


«

Интерактив

»

Метод « ПРЕСС»



Это упражнение развивает умение формулировать

высказывание по определенному дискуссионному вопросу в

сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично.

«Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

Высказывание собственной точки зрения («Я

считаю,

что…»)

Обоснование своей мысли («… Так как…»)

Примеры и аргументы для поддержания своей

точки

зрения («… например…»)

Обобщение, выводы («Итак…»).

«Я слышу и забываю. Я вижу и понимаю.

Я делаю и запоминаю»
китайская поговорка

ИНТЕРАКТИВНЫЕ

ФОРМЫ

Технология кооперативного обучения

работа в малых группах.

мозговые штурмы

индивидуальная работа

организация работы в группах

презентация результатов

анкетирование

обсуждение.

Как пример игра " Что вы возьмете с собой с тонущего корабля"

Технология обучения в дисскусии.

дискуссионный вопрос - убедитесь, что участникам понятна цель,

порядок работы и указания по поводу проведения дискуссии.

обеспечение полного обсуждения всех аспектов дискуссионного вопроса

предусмотрите в плане проведения заседания время для рассмотрения

Дискуссионного вопроса во время рефлексии ("Займи свою

позицию", "Шкала мысли")

Технология ситуационного моделирования

обучение в игре

ролевые игры

технология ситуации

технология симуляции


Оценка результативности

профессиональной деятельности педагогов

Оценка результативности профессиональной деятельности

педагогов проводится по следующим показателям

:



Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.

Динамика педагогического сопровождения индивидуального

развития ребёнка в течение года.

Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.

Чёткость в организации профессиональной деятельности

Информационная обеспеченность каждого направления работы.

Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.

Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с

государственными и общественными структурами.

Педагогическая целесообразность методического обеспечения.

Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на

городском, федеральном и международном уровне.


1)



осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации

новых образовательных стандартов;

2) субъектная позиция педагога в отношении

внедрения ФГОС дошкольного образования,

3) повышение профессиональной компетентности

педагогов;

4) активизация педагогической рефлексии собственной

профессиональной деятельности;

5) самореализация педагога в профессиональной

деятельности.

В заключение необходимо отметить, что результат,

к которому мы стремимся, соответствует

следующим параметрам

: