Напоминание

Интегрированный урок по теме "Мифы Древней Греции"

Авторы: Колчина Тамара Алексеевна, Кусмарцева Лариса Юрьевна
Должность: учитель истории, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа- интернат АОП №3 г.Энгельса"
Населённый пункт: г.Энгельс,Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированный урок по теме "Мифы Древней Греции"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Интегрированный урок истории и литературы в 6 «Б» классе. Мифы Древней Греции. Миф «Немейский лев».

Цель деятельности учителя

Создать условия для знакомства обучающихся с первым мифом о Геракле, способствовать формированию

интереса к литературе.

Тип урока

Урок рефлексии

Вид урока

Комбинированный

Планируемые образовательные

результаты

Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать определения «миф», «герой»:

понимать связь литературного произведения с эпохой их написания, выявление заложенных в них

нравственных ценностей и их современного звучания; уметь анализировать художественные тексты, давать

характеристику герою по его поступкам, называть основные черты героя; уметь выразительно читать

художественные произведения.

Метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта/ приобретенная компетентность):

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; уметь вступать в диалог,

участвовать в коллективном решении проблем.

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе; проявлять интерес к

чтению художественной литературы; совершенствовать духовно- нравственные качества личности;

способность извлекать информацию из различных источников (книги, интернет- ресурсы).

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции,

действовать по плану.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, слушать и извлекать нужную информацию, а

также самостоятельно находить ее в тексте.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные

мысли, высказывать свою точку зрения; формировать коммуникативную компетентность с одноклассниками

в процессе учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Индивидуальная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, работа с текстом, презентация,

иллюстрации художников, работы скульпторов.

Формы контроля

Монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация, составление

синквейна, применение цитат из текста

Оборудование

Магнитная доска, компьютер, рабочие листы

Наглядно- демонстративный

материал

Иллюстрации, таблички с речевым материалом, презентация, аудиозапись, видеозапись

Основные понятия

Мифология, миф, герой.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность

обучающихся

Результат

1.Организацион-

ный этап.

Проверка

слухового режима

Учитель истории

- Здравствуйте, ребята! Сейчас я проверю, как вы

слышите. Слушайте меня внимательно.

- Где расположена Древняя Греция? / на Балканском

полуострове

- Как еще называли Древнюю Грецию? / Эллада

- Греция- горная страна.

- Олимп- священная гора древних греков.

Повторяют за учителем фразы,

опираясь на слуховой

анализатор.

Выявление уровня восприятия

речи на слух.

2.Фонетическая

зарядка

-Внимательно послушайте, как я прочитаю

стихотворение Елены Казаковой и повторите.

Говорите правильно звуки, соблюдайте паузы, верно

ставьте ударения в словах.

Табличка с речевым материалом

Чудесный край, страна Эллады,

Сказаний древних и миров.

Олимп был выбран ей в награду,

Дань поклонения Богов!

Читают фразу, предложенную

учителем.

Работа над правильным

произношением и воспитание

самоконтроля.

3.Мотивация

деятельности

-Как вы думаете, о какой стране мы сейчас

прочитали?/ Верно, Древняя Греция.

- Такие слова, как «педагог», «школа», «история»,

«грамматика», «библиотека», «Лариса», пришли к

нам из греческого языка.

-А какие литературные произведения подарила нам

Древняя Греция?/ Мифы

- Попробуйте сформулировать тему урока./ Мифы

Древней Греции. (табличка с речевым материалом)

Отвечают на вопросы, связывают

их с темой урока.

Умение осознанно и

произвольно строить речевые

высказывания. Взаимодействие

с учителем во время опроса,

ведение диалога, построение

монологического высказывания.

4. Постановка

цели урока

Запись темы урока на рабочем листе

- Какова цель урока, как вы думаете? / Продолжим

Определение цели урока при

помощи наводящих вопросов.

Целеполагание как постановка

учебной задачи, планирование,

знакомиться с мифами Древней Греции.

прогнозирование.

5.Актуализация

знаний

-Что такое миф?/ Древнее народное сказание о

легендарных героях, богах, явлениях природы

(табличка с речевым материалом)

-Давайте поиграем. Вы должны назвать имя

древнегреческого бога. За правильный ответ

получаете фишки.

Иллюстрации (Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Афина,

Афродита) с именами богов на обратной стороне.

- Откуда мы узнаем о существовании, жизни

древнегреческих богов?/ Из мифов.

- Кого мы еще можем встретить в мифах?/ Героев.

- Вспомним, кто такой герой?

Без опоры на таблички, но их распечатать

Герой. 1.Человек, совершающий подвиги, необычный

по своей храбрости.

2.Главное действующее лицо литературного

произведения.

(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь

русского языка)

3.Герой. Сын и потомок божетва и смертного

человека. (Понятие существовало в Древней Греции).

Слайд№ 1

(составление кластера)

-Каких мифических герое вы знаете?/ Дедал и Икар

(1), Тесей (5), Одессей (4), Персей (2), Прометей (3)

(иллюстрации с именами героев)

Отвечают на поставленные

учителем вопросы

Умение структурировать знания,

актуализация исторических и

литературных знаний,

выделение существенной

информации.

6. Изучение

нового материала

Учитель истории

- А сегодня Самира познакомит вас с главным

героем всей Древней Греции.

Выступление подготовленного ученика с

рассказом о Геракле.

Слайд № 2

- Геракл- сын Зевса и смертной женщины.

На Оли

́

мпе был пир бого

́

в. Зевс сказал, что среди

людей родится герой. Он станет его любимым сыном

и прави

́

телем (будет пра

́

вить) Гре

́

цией. Богине Ге

́

ре,

Знакомятся с новым материалом

жене Зевса, не понравились эти слова. Она сделала

так, чтобы другой ребенок, Эврисфе

́

й, вырос и стал

правителем Мике

́

н.

Когда Гераклу испо

́

лнилось 20 лет, он начал служить

Эврисфе

́

ю. Это было для него наказа

́

ние за убийство

своих детей. На этой слу

́

жбе он соверши

́

л 12

подвигов и стал бессме

́

ртным, как бо

́

ги.

Изучение нового

материала (блок

литературы)

Учитель литературы

- С каким древнегреческим героем познакомила нас

Самира?/Гераклом

Мы с вами познакомимся с мифом «Немейский

лев», который рассказывает о первом подвиге

Геракла.

- Мы дополним тему нашего урока.

Дополненную тему читают 1-2 ученика.

Вставить продолжение темы урока и записать ее

на рабочем листе

- Чтобы понять миф, мы уточним значение некоторых

слов, которые встретятся нам в тексте.

Слайд №3

Словарная работа

Неме

́

я. Древнегреческий город.

Сейчас — деревня

Архе

́

я-Неме

́

я. (1,2,3 клик)

Земледелец. Человек, который обрабатывает землю и

выращивает полезные растения (пшеницу, виноград).

(4,5 клик)

Ло

́

говище. Место, где обитает, живёт зверь. (6,7

клик)

Ущелье. Узкая и глубокая с обрывистыми склонами

долина в горах. (8,9 клик)

Пещера. Углубление в горе с выходом наружу. (10,11

клик)

Палица. Старинное оружие- тяжёлая дубинка. (12,13

клик)

Чтение словарных слов, текста

мифа в соответствии с

орфоэпическими правилами

Отвечают на поставленные

учителем вопросы.

Слушают, рассуждают,

высказывают предположения.

Умение слушать

одноклассников, слышать

ошибки в произношении.

Формирование

коммуникативной

компетентности с

одноклассниками в процессе

Лук. Ручное оружие для метания стрел. (14,15,16

клик)

Слайд № 3 висит

Чтение мифа вслух

Беседа по прочитанному.

(Оценивание ответа фишками)

- Какое первое поручение дал Гераклу царь

Эврисфей?/ Убить льва.

- Около какого города жил лев? / около города Немеи

- Где нашёл Геракл логовище льва?/ В мрачном

ущелье.

-Где находилось логовище?/ В громадной пещере.

- Что случилось со стрелами, которые Геракл

запустил во льва?/ Они отскочили.

- А почему?/ Шкура была очень твердая.

- Как удалось герою победить льва?/ Он ударил его

палицей, а потом задушил.

- Может ли обычный человек это сделать? Кем надо

быть?/ необыкновенным человеком, сыном бога

- Что понял Эврисфей, когда Геракл принес ему

шкуру?/ Какой нечеловеческой силой обладает

Геракл.

- А почему нечеловеческой? Кто у него отец? /Зевс

- Почему царь Эврисфей запретил Гераклу

приближаться к воротам Микен?/ Царь Эврисфей

был трусом.

- Какие качества Геракла проявились в этом

подвиге?/ Выносливость, смелость, физическая

сила, хитрость, изобретательность, ум.

Физминутка под музыку

(«Сиртаки»)

1.Стоя, руки на поясе.

1-правую руку вперед, левую вверх.

учебной деятельности.

2-переменить положение рук.

Повторить 4 раза.

Расслаблено опустить вниз и потрясти кистями,

голову наклонить вперед.

2. Стоя, тыльные ладони кисти на поясе.

1-2 –свести локти вперед, голову наклонить вперед.

3—локти назад, прогнуться.

Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти

расслаблено.

3. Стойка ноги врозь, руки за голову.

1- повернуть таз направо.

2- повернуть таз налево

Вовремя поворотов плечевой пояс оставить

неподвижным.

Повторить 6-8 раз.

Просмотр фрагмента фильма

- Прежде, чем продолжить нашу работу, я хочу

показать вам небольшой отрывок из фильма.

Слайд № 4

Работа на рабочих листах

- Давайте выполним первое задание. Прочитайте, что

надо сделать?/ Указать стрелками, что есть

сказочного, а что реального в мифе «Немейский

лев»?

Слайд № 5

(проверка ответов)

Учитель истории

- Какое значение имеет этот подвиг Геракла для

мировой истории? На этот вопрос нам поможет

ответить Георгий.

Выступление подготовленного ученика с

Отвечают письменно (найти

соответствие).

Формироание умения

анализировать, группировать.

рассказом о Немейских играх.

Слайд № 6

Немейские игры- соревнования, состязания в Древней

Греции. Они проходили около Немеи каждые два

года. Геракл основал Немейские игры после победы

над львом. Посвятил их Зевсу.

7.Рефлексия

Учитель литературы

Составление синквейна

Слайд № 7

- За активное участие вы получаете фишку.

1.Существительное,

отражающее главную идею

Геракл

2.Два прилагательных,

описывающих основную

мысль.

Национальный, греческий,

прославленный,

мужественный, храбрый,

умный, изобретательный,

популярный, бессмертный,

почитаемый, сильный

3.Три глагола, описывающие

действия в рамках темы.

Совершил, основал,

защитил, убил, победил

4.Фраза из нескольких слов,

выражающая отношение к

теме.

Древнегреческий герой, сын

бога, служил царю

Эврисфею, победил льва

5.Слово- синоним к теме,

существительное

Смелость, мужество, сила,

выносливость, воин, герой,

борец, защитник

Формирование умения работать

самостоятельно,

Учитель истории

- Вначале урока мы с вами вспоминали, значения

слова «герой». К Гераклу относятся все три значения

этого слова. Он сын бога, литературный персонаж.

Но главное, он смелый человек, а это очень важное

для жизни качество.

- Чему учит миф «Немейский лев»? Быть каким?/

Учит каждого быть мужественным, сильным,

Отвечают на поставленные

учителем вопросы.

Формирование

коммуникативной

смелым, находчивым, умным, быть героем.

- Греческие мифы рассказывают нам о мужестве,

находчивости, силе. Ради защиты простых людей,

пастухов, землепашцев, Геракл вступил в бой с

чудовищным львом.

- А сейчас есть люди, которые, как Геракл, храбрые,

не боятся трудностей, встают на защиту простых

людей, помогают им в трудную минуту?

Слайд № 8

Герои Саратовской области

компетентности с

одноклассниками в процессе

учебной деятельности.

7.Подведение

итогов урока

Учитель литературы

- Миф «Немейский лев» был написан много столетий

назад.

Слайд №9

Но подвиг самого сильного героя Древней Греции

дошел до нас в произведениях писателей (выставка

книг), художников, скульпторов, музыкантов.

Слайд № 9

Немейского льва во время битвы с Гераклом часто

изображали на древних мозаиках, вазах и даже

монетах.

Ваши фишки –это копии древнегреческих монет.

Слайд № 10

Интерес к мифам не пропал и в современном мире.

С 20 века Геракл становится героем

мультипликационных и художественных фильмов,

компьютерных игр.

8.Рефлексия

Учитель истории

- Ребята, закончите следующие фразы, предложения:

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке мы познакомились…

Сегодня на уроке было (как?) …

Сегодня на уроке у меня были трудности с …

Сегодня на уроке мне понравилось …

9. Оценивание

деятельности

обучающихся.

Домашнее

задание.

Подсчет фишек. Оценивание деятельности.

1) Пересказ мифа от лица Геракла.

2) Разгадывание кроссворда .

1. Страна- родина олимпийских игр.

2.Главный бог на Олимпе.

3.Имя царя, которому Геракл служил 12 лет.

4. Имя жены Зевса, которая ненавидела Геракла.

5. Город, в котором правил Эврисфей.

6.Животное с твердой шкурой, которое задушил

Геракл.