"Приложение. Итоговая аттестация обучающихся по темам 8 класса"

Автор: Капшукова Кристина Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Контрольные работы для 8 класса по русскому языку
Тема: "Приложение. Итоговая аттестация обучающихся по темам 8 класса"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Приложение

Контроль реализации программы:

Диагностический диктант.

В походе. (урок№10)
Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы. Она невысокая, но с четырьмя уступами. Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём. Тропинка огибает беспорядочное нагромождения камней, осложняющие путь. Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду. Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая тёмно-зелёным лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью. Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе. (147слов).
Диктант.

По реке в половодье. (урок№26)
Вскрылась река. Учитель и фельдшер сволокли лёгкую лодку к реке, спустили её в воду и поплыли по течению. Сейчас же, сажен через тридцать, был мост между крупными берегами. Чтобы войти под мост, им пришлось лечь ничком. Вырвавшись из-под него, лодка точно прибавила ходу. Совсем неожиданно пошёл дождь. Он сейчас же перестал, и снова засмеялось весеннее непостоянное солнце. Вода бурлила, разрезаемая носом лодки. Она была по- весеннему грязно- коричневая и на изломах струек поблёскивала голубым отражением неба. Навстречу лодке рос приближающийся лес. Вдруг берега реки разбежались и пропали. Налево, направо, впереди и позади – всюду расстилалась вода, из которой лишь кое-где торчали верхушки кустов. Река так же внезапно сузилась, как и расширилась. Впереди виднелся второй мост, как будто перехватывающий реку узким горлом. Приятели решили проскочить, но не рассчитали. Лодка ударилась носом о мостовую настилку, течение тотчас повернуло её боком, прижало к мосту, и вдруг вода хлынула в лодку. Фельдшер успел вовремя ухватиться за настил и выскочил почти сухим. Учитель же по горло погрузился в воду и едва-едва успел уцепиться за столб. Между тем мало-помалу темнело, незаметно настала ночь. Они снова сели в лодку.
Диктант.

Конец сентября.(урок №46)
Конец сентября. С этой поры сады пустеют, погода круто меняется. Ветер треплет деревья, и дожди, не прекращаясь, поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкает между листвой, волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков. Ветер не унимается. Он волнует сад, рвёт непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низко и быстро и затуманивают солнце. Но вот гаснет его блеск, закрывается окошечко в голубое небо, и в саду становится пустынно и скучно. Снова сеет дождь. Из такой трёпки сад выходит совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, каким-то притихшим, смирившимся. Зато как красив он, когда снова наступает ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября. Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до первых заморозков. Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. (162 слова.) (По И. Бунину.)
Грамматическое задание 1. Сделайте синтаксический разбор предложения, отмеченного в тексте звездочкой*. Вариант I -*; вариант I I - **. 2. Разберите по составу слова: Вариант I -собирается; вариант II – появляются.
Диктант.

Март. (урок№72)
Март – первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии. Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая её штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня. В России март не всегда бывает тёплым. Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И всё же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи. Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья. (134 слова.) По материалам «Календаря». Грамматическое задание. 1.Начертите схемы предложений, отмеченных в тексте. 2.Подчеркните грамматические основы в предложениях, надпишите, чем они выражены. 3.Объясните графически постановку знаков препинания: а) во 2-м предложении второго абзаца; б) в последнем предложении.
Контрольный диктант №6

Глазами художника. (урок№97)
Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать. Как известно, Лондон – город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, всё так и Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым. тумана. Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном. (141слово.)
Изложение№1.

Мещерский край.(урок№54)
В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов и прозрачного воздуха. Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы. Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озёра, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. В Мещерском крае можно увидеть обширные болота, покрытые ольхой и осокой, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей, и знакомые нам под всеми широтами звёзды. Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятла, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Изложение№2.

Прощание с Пушкиным.(урок№30-31)
Набережная Мойки… Дом Пушкина… Едва весть о смертельном ранении поэта распространилась по Петербургу, сюда двинулись люди разных сословий. Кто не знал адреса, тот шёл за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла встревоженная, молчаливая, ожидающая толпа. Знакомые и незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрестанно. Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень Жуковский. Но люди на набережной не расходились, а с затаенной надеждой ждали добрых вестей. Но Пушкин таял на глазах. Его одолевали боли, пульс был едва уловим. Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон: «Больной находится в весьма опасном положении». Было около трёх часов дня, когда стало ясно, что жизнь поэта надо считать минутами. Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную. Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он внятным голосом произнес: «Кончена жизнь». Только мгновение в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда. Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался недвижим. Потом близко склонился над его лицом, всматриваясь в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, будто поэт постиг ещё никем не разгаданную тайну. Когда Жуковский показался вновь перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла. -Александр Сергеевич Пушкин скончался, - снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский. И люди в скорбном молчании обнажали головы. Пошёл густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу всё прибывало и прибывало. (272 слова.) По А.Новикову.
Изложение№3

На родине Ломоносова.(урок№99-100)
Ломоносов… При этом слове мы сразу же вспоминаем человека в белом завитом парике, румяного и полнолицего. Мы так привыкли к этому образу, что иного Ломоносова не представляем. А ведь был и без парика Ломоносов. В маленьком музее деревни Ломоносово долго стоишь именно перед этим портретом Ломоносова без парика. Большелобый лысеющий человек. В этом лице легче разглядеть русского парня, вырастающего на краю деревянной России. Деревянные избы. Деревянные прялки, посуда, лодки. Рыбацкие сети, светец дл лучины… В окошко музея видны берег реки, поросший красным ивовым хворостом, оттаявший косогор и посиневший лед на реке. И не так уж много надо воображения, чтобы представить себе идущего с веслом парня по имени Михаил… В деревенском музее любовно собраны свидетельства всех деяний великого земляка. Он был первым нашим поэтом и первым физиком. Он был великим знатоком российского языка, в основе нынешней нашей грамматики лежит «Грамматика» Ломоносова. Он был химиком, астрономом, механиком и художником. Ему принадлежат большие труды по здравоохранению, географии, минералогии, картографии и философии. Книга Ломоносова «Древняя российская история» была первым печатным трудом по русской истории и первым учебником. Он первый указал на возможность пройти на восток северными морями . Во время наблюдения за Венерой он предположил существование на ней атмосферы. Если искать сравнение, то место ему в ряду титанов эпохи Возрождения: тот же неукротимый характер и страсть к познанию, та же разносторонность, та же ученость. Есть у Ломоносова достоинства, особенно близкие сердцу русского человека. Ломоносов был верным и преданным сыном России. Он был великим гражданином Отечества. Умел за себя постоять и не дорожить ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда
дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей. Высоко ценил Ломоносова А.С.Пушкин. Поэт говорил о нем: «Он был первым нашим университетом». ( По В.Пескову) ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ВИДЫ СКАЗУЕМЫХ» 1 вариант 1. Указать вид сказуемого. а) Вдруг вспыхнула в небе молния. б) Толстые сосульки начали таять. в) День казался пасмурным. г) Мы будем готовиться к конкурсу. д) Наша земля прекрасна. 2. Найти предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем существительным. а) Он выглядел смышленым. б) Ветки осин кажутся пушистыми от снега. в) Разведчик шел первым. г) Янтарь — это окаменевшая смола хвойных деревьев. 3. Найти предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем прилагательным. а) Вишневый сад теперь мой. б) Небо пылало багровыми полосами. в) Дни стали прохладными. г) Хозяева были расстроены. 4. Найти предложение, в котором именная часть сказуемого выражена причастием. а) Сборы в дальнее путешествие были радостными. б) Повесть остается незаконченной. в) В августе уже заметны приметы осени. г) Появление охотника было некстати. 5. Найти предложение с составным глагольным сказуемым. а) На столе стояла старинная лампа. б) Воздух был тих и беззвучен. в) Садовник хотел полить цветы. г) Глаза у нее сделались испуганными. II вариант 1. Указать вид сказуемого. а) Поезд мчался в неясную даль. б) Туристы начали устраиваться на ночлег. в) Зимние дни стали короткими. г) Студент будет сдавать экзамены. д) После дождя воздух чист и свеж. 2. Найти предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем прилагательным. а) Все ярче проступала на небе звездная карта. б) Река стала темной и неприветливой. в) Сестра вернулась из театра взволнованная. г) Приезд друга стал для меня неожиданностью. 3. Найти предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем существи - тельным. а) Их изба была третья с краю. б) Новый инженер представился сотрудникам. в) Летающая над цветком бабочка была красива. г) Прогулка в лесу — это лучший отдых. 4. Найти предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем числительным. а) Кирпич делается из глины. б) Жизнь является высшим мерилом искусства. в) Восточная часть неба была темнее западной. г) Ребята пришли к финишу первыми.
5. Найти предложение с составным глагольным сказуемым. а) Хороши летние солнечные дни. б) Черный дым застилал горизонт. в) Вечером мороз начал усиливаться. г) Машина мчалась с большой скоростью. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» I. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой гла гола. 1) Июньским утром пастухи в Приаральских Каракумах увидели странное зрелище. 2) По пескам у горизонта плыли три белых паруса. 3) Первый раз о парусах на колесах я услышал в начале года. 4) Чинить яхты — работа в дороге не очень приятная. 0) Яхты на колесах — удивительное зрелище. II.В каких предложениях подлежащее выражено словосочетанием? 1) Средняя скорость ветра — двадцать километров в час. 2) «Аргументы и факты» — интересная газета. 3) В нашей семье все читают «Аргументы и факты». 4) Двадцать делится на два. 5) Четверо ребят отправились на рыбалку. III. Найдите предложения с простым глагольным сказуемым. 1) Новичку это явление кажется странным. 2) Удар был короткий и сильный. 3) Через месяц путешественники появились в Москве. 4) Сегодня мы будем тренироваться в зале. 5) В оде Державина нарисован условный портрет монарха. I V. Найдите предложения с составным глагольным сказуемым. 1) Ящериц кругом было много. 2) Я хочу поговорить с ним об этом. 3) Он собирается написать письмо отцу. 4) Мы будем вместе решать эту проблему. 5) Удочки будто подбрасывала резвая волна. V. Найдите предложения с составным именным сказуемым. 1) Летние ночи Петербурга — это непрерывная вечерняя заря. 2) Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. 3) В лицо мне дышит свежая трава. 4) В комнате было тихо, темно и очень душно. День будет долог, светел и горяч. VI. В каких предложениях нужно поставить тире? 1) Иметь хороший почерк — одно из правил вежливости. 2) Утро ясное, солнечное. 3) Читать вечером книги — мое любимое занятие. 4) Снег у крыльца как песок зыбучий. 5) Пятью пять — двадцать пять. ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВАРИАНТ 2 1. Укажите неверное утверждение. А. Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения. Б. Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в роде, числе и падеже. В.Сказуемые бывают простые и сложные. Г. Приложение – особый вид определения.
2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием. А. Птицы добрались до воды. Б. Чуть порошит пушок летучий. В. Мы с сестрой уселись на передние сиденья. Г. На востоке маялся от жары лес. 3. Укажите предложения с простыми глагольными сказуемым. А. Синичка села у моих ног и пропищала что-то. Б. Морячок продолжал играть старинный вальс. В. Мы будем трактористами. Г. Трепещет озябшая за ночь осинка. 4. Найдите предложение с составным именным сказуемым. А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей. Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые. В. Ребята будут купаться в реке. Г. Почему ты долго был на улице? 5. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. А. Цветы символ любви и воспоминаний. Б. Воля как полёт, соединённый с восторгом. В. Песни что птицы. Г. Бедность не порок. 6. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением. А. Я спешу туда, в лесное царство. Б. А весна в зазеленевшей роще Ждёт зари, дыханье затая. В. Небо на востоке уже стало светлеть. Г. Степной травы пучок сухой, Он и сухой благоухает. 7.Найдите предложение с прямым дополнением. А. Деревья застыли в немом оцепенении. Б. В лесу сосны спорили с ветром. В. Жизнь есть постоянный труд. Г. Берёзки празднуют весну. 8. Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено глаголом в неопределённой форме. А. Надо подавлять в себе желание смеяться над людьми
Б. В лес вы идёте послушать, о чем шепчутся деревья. В. Я начал вспоминать прошлые встречи . Г. Не стану обижать маленьких. 9. Найдите предложение с несогласованным определением. А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы. Б. Было утро с каплями росы. В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. Г. Люблю дымок спалённой жнивы. 10. Найдите предложение с обстоятельством цели. А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку. Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских. В. Слегка накрапывал дождик. Г. Ветер постепенно стихает. 11. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам. В лесу лежали чёткие тени от деревьев и голубые полотнища между их стволами. 12. Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми. А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять. Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки. Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги. 13. Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи. 14. Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Ответы: № задания 1 вариант 2 вариант ответ балл ы ответ баллы 1 а 1 б 1 2 б 1 б, в 1 3 б 1 а,г 2 4 б 1 б 1 5 а 1 а 1 6 в 1 б 1 7 в 1 г 1 8 а 2 б 1 9 б 1 б 1
10 а 1 а 1 11 3 3 12 а,б,в 3 а,б,в 3 13 3 3 14 3 3 Макс. балл 23 23 8. 9. Перевод баллов в оценки: 10. 20-23 – «5» 8-13 – «3» 11. 14-19 – «4» менее 8 баллов – «2»
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
I вариант
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
а) Не плачь ты попусту. б) Часам к двум пополудни началась гроза. в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. г) Тротуары заливают асфальтом.
2. Определите тип предложения: Ночь как год.
а) односоставное; б) двусоставное. 3.
Какое из данных утверждений является неверным'?
Определенно-личные предложения — это: а) Предложения, в которых окончания глаголов-сказуемых определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы); б) Односоставные предложения. в) Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи. 4. Найдите
безличное
предложение. а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло. б) Хорошо в зимнем лесу! в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. г) Газеты приносят утром.
5. Определите тип предложения:
Тропинки в лесу замело снегом. а) двусоставное; б) определенно-личное; в) безличное; г) неопределенно-личное.
6.
Какая
схема соответствует предложению:
Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена? а)
[
двусост.], и [двусост.]; б) [двусост], и [определенно-личн.]; в) [двусост.], и [неопределенно-личн.]. 7. Укажите
предложения,
строение которых соответствует схеме:
[двусост.],
и
[
безл.]
(Знаки препинания не
проставлены.) а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому. б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой. в) Небо было темное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжелые тучи.
г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев. 8. Найдите предложение, в
котором
допущена пунктуационная ошибка. а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами. б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно. в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика. г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали, оставили. II вариант 1. Найдите
среди данных
предложений односоставное. а) Веет с поля ночная прохлада. б) Осенний день шуршал ломкой листвой. в) Свет луны во все концы. г) В лесу держался запах прелой листвы. 2.
Определите тип предложения:
Лед как сахар. а) Односоставное; б) двусоставное.
3. Какое из данных утверждений является
неверным? Определенно-личные предложения — это... а) Односоставные предложения; б) Предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени; в) предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее. 4. Найдите неопределенно-личное предложение. а) Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес. б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам? в) Наконец-то позвали меня. г) В классе тепло. 5. Определите тип предложения: В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час. а) Неопределенно-личное; б) определенно-личное; в) безличное. 6. Какая схема соответствует предложению: Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой. а) [двусост.], и [двусост.]; б) [определенно-личн], и [двусост.]; в) [ безл.], и [двусост.]. 7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме: [двусост.], и [безл.]. (Знаки препинания не проставлены.) а) Вспыхнул костер и все стали сушиться. б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома) в) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо. г) Минута — и вдруг туман сгущается. 8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. а) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно. б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень. в) Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце. г) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
I вариант
1. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Не плачь ты попусту. б) Часам к двум пополудни началась гроза. в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. г) Тротуары заливают асфальтом.
2. Определите тип предложения: Ночь как год.
а) односоставное; б) двусоставное. 3.
Какое из данных утверждений является неверным'?
Определенно-личные предложения — это: а) Предложения, в которых окончания глаголов-сказуемых определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы); б) Односоставные предложения. в) Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи. 4. Найдите
безличное
предложение. а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло. б) Хорошо в зимнем лесу! в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. г) Газеты приносят утром.
5. Определите тип предложения:
Тропинки в лесу замело снегом. а) двусоставное; б) определенно-личное; в) безличное; г) неопределенно-личное.
6.
Какая
схема соответствует предложению:
Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена? а)
[
двусост.], и [двусост.]; б) [двусост], и [определенно-личн.]; в) [двусост.], и [неопределенно-личн.]. 7. Укажите
предложения,
строение которых соответствует схеме:
[двусост.],
и
[
безл.]
(Знаки препинания не
проставлены.) а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому. б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой. в) Небо было темное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжелые тучи. г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев. 8. Найдите предложение, в
котором
допущена пунктуационная ошибка. а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами. б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно. в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика. г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали, оставили. II вариант 1. Найдите
среди данных
предложений односоставное. а) Веет с поля ночная прохлада. б) Осенний день шуршал ломкой листвой. в) Свет луны во все концы. г) В лесу держался запах прелой листвы. 2.
Определите тип предложения:
Лед как сахар. а) Односоставное; б) двусоставное.
3. Какое из данных утверждений является
неверным? Определенно-личные предложения — это... а) Односоставные предложения;
б) Предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени; в) предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее. 4. Найдите неопределенно-личное предложение. а) Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес. б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам? в) Наконец-то позвали меня. г) В классе тепло. 5. Определите тип предложения: В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час. а) Неопределенно-личное; б) определенно-личное; в) безличное. 6. Какая схема соответствует предложению: Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой. а) [двусост.], и [двусост.]; б) [определенно-личн], и [двусост.]; в) [ безл.], и [двусост.]. 7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме: [двусост.], и [безл.]. (Знаки препинания не проставлены.) а) Вспыхнул костер и все стали сушиться. б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома) в) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо. г) Минута — и вдруг туман сгущается. 8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. а) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно. б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень. в) Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце. г) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.
Диктант (№3).

Берёзовый ток.
Место, где находился берёзовый ток, было окружено густыми лесами без дорог и селений. Полная безлюдность и глушь мне очень понравились, и, приглядываясь к местности, я радостно предвидел успешную охоту. Проходя леса, пересекая болота, мы не раз поднимали кормившихся глухарей. С треском и шумом вспархивали рябчики. На мху, на проталинах виднелись кучки свежего лосиного помёта. Веточки молодых осинок были начисто сострижены лосями. На коре деревьев виднелись свежие погрызы. Не раз мы видели бурые спины лосей, скрывавшихся в кустарниках и болотах. С шумом и треском наполнялся лес, когда, вскочив с лёжек, ломая сушь, звери мчались по лесной чащобе. Чтобы отдохнуть и хорошенько послушать, мы присаживались на пеньки. Лес окружал нас знакомо и просто. Немного передохнув, мы взваливали заплечные мешки, шли дальше тихо и осторожно. (122слова) (И. Соколов-Микитов.) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ I Полотна Поленова хорошо известны, особенно картина «Московский дворик». В ней как будто выливается чувство радости художника от летнего утра, светлого, погожего, от красоты белокаменной архитектуры и куполов церквей, сияющих в лучах солнца, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни, сливающейся с окружающим пейзажем. В картине нашли отражение детские воспоминания художника. Нетрудно ощутить аромат непосредственности, по-детски наивного восприятия мира, его поэзии, загадочности. Оно передано во всем: и в сосредо точенной позе девочки на переднем плане, и в увлеченности детворы,
играющей с котенком, и в свисающих через забор ветвях деревьев, уходящих в глубь таинственного сада соседней усадьбы. Проделав круг по центральной части полотна, взгляд зрителя устремляется в глубину двора и за его пределы, где розовеет небо от восходящего солнца. Здесь, на заднем плане картины, снова повторяет ся уже знакомый ритм: усадебный дом, сарай и церковь с колокольней. Это сходство заставляет предположить, что та же атмосфера покоя и умиротворенности царит в соседнем дворе. (148 слов.) (По Э. Патсон.) II Диктант. Петька на даче. В первые два дня пребывания Петьки на даче богатство и сила но вых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его малень кую и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков, терявшимся при переходе из пустыней в город, этот современный ди карь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя
слабым
и беспомощным перед лицом природы. Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, покойно
шумевшего
над его головой, темного, задумчивого и такого страшного в своей бесконечности. Полянки, светлые, зеленые, веселые, точно поющие
всеми
своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как
сестер,
а темно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбаясь чему-то, и степен но, как старик, гулял по опушке. Здесь, на лесистом берегу пруда, он,
утомленный,
задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве,
утопая в
ней... (140 слов.) (По Л. Андрееву
.)

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.
Звёзды. . I Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неис числимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода. Звезды — это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния. Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию. И расположение звезд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая нау ка появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчетам уче ных, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет. (156 слов.) (По М. Гумилевской.)