Напоминание

Ученье - свет, а неученье тьма

Автор: Галлямова Раушания Харисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Уфимский филиал ФГБОУ ВО ВГУВТ
Населённый пункт: г.Уфа республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Ученье - свет, а неученье тьма







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

«УЧЕНЬЕ - СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ - ТЬМА…»

(2019 – ГОД РОССИЙСКОГО ТЕАТРА)

Уфа 2021

1

Методическая

разработка

предназначена

для

проведения

открытого

классного часа, посвященного Году российского театра. Основные цели

классного часа: развитие кругозора,

эстетического вкуса, творческих

способностей; приобретение навыков коллективной творческой работы.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение. 2

2.

Методические рекомендации по планированию

и проведению классного часа. 4

3.

Использованные источники. 7

4.

План классного часа. 8

5.

Ход классного часа. 9

6.

Заключение. 14

3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И

ПРОВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЧАСА

Представленная методическая разработка открытого классного часа на

тему «УЧЕНЬЕ - СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ - ТЬМА

подготовлена для участия в конкурсе «Лучший классный руководитель

Уфимского филиала «ВГУВТ».

Выбор темы для проведения классного часа обусловлен несколькими

факторами: стремлением поддержать политику правительства, затронуть ряд

актуальных проблем современной общественной жизни страны, и, наконец,

показать методическое мастерство на примере организации интересной и

«живой» работы в студенческой группе.

Тема мероприятия позволяет охватить несколько вопросов –

эстетическая

культура

человека,

нравственные

ценности,

гражданская

позиция.

При выборе темы, также учитывались возможности применения

различных интерактивных и инновационных методик и стратегий («деловая

игра», «мозговой штурм», работа в микрогруппах, выполнение заданий

творческого характера), современных технических компьютерных средств,

наглядности. Для реализации поставленных целей и задач наиболее

оптимальной формой явилась игровая форма, дающая возможность вовлечь

студентов в процесс проведения мероприятия, придать необходимый

соревновательный

импульс,

который

повысит

мотивационный

и

эмоциальный фон мероприятия.

Иллюстративный материал классного часа представлен в виде

компьютерной презентации, видеоматериалов спектакля Д.И.Фонвизина

«Недоросль» из репертуара Малого театра.

Планирование данного открытого классного часа обусловлено в первую

очередь его форматом, условиями проведения (аудитория с неизвестными

для преподавателя уровнем активности и особенностями восприятия, и

4

методической задачей), ограниченными хронологическими рамками (40

минут).

Кроме того, необходимо отметить имеющуюся «сверхзадачу»

мероприятия – «увлечь» аудиторию, выполнению заданий творческого

характера, требующих мобилизации возможностей всех членов микрогрупп.

Учитывая вышеотмеченное, планировались конкретные задачи для

преподавателя и студентов. Задачи студентов были распределены по трём

уровням: когнитивном (познавательном), психомоторном и аффективном

(эмоционально-ценностном). Планирование задач осуществлено в виде

описания ожидаемых результатов классного часа, выраженных через

конкретные действия, которые студенты смогут произвести или в ходе

мероприятия.

Учебно-воспитательные задачи преподавателя, также выражены через

конкретные

действия.

Например,

преподаватель

предполагает

дать

представления о зарождении в нашем городе вида искусства – театр; научить

студентов работать в микрогруппах методом «мозгового штурма», выполнять

задачи

творческого

характера,

мотивировать

и

активизировать

познавательную

и

творческую

деятельность

студентов,

посредством

воздействия на их чувства и эмоции.

Тематика, отобранный материал и цели обусловили выбор формы

классного часа – творческая игра.

Игровые технологии, как элементы имитационного моделирования

являются средством моделирования разнообразных условий, приближённых

к деятельности и имитирующих различные аспекты человеческой активности

и социального взаимодействия. Игра позволяет найти решение сложных

проблем

путём

применения

специальных

правил

обсуждения,

стимулирования творческой активности участников с помощью специальных

методов работы. Кроме того, игровой компонент способствует большей

степени вовлеченности обучаемых: в игре легче преодолеваются стереотипы,

корректируется самооценка. Опыт, полученный в игре, может оказаться даже

5

более

продуктивным

в

сравнении

с

приобретённым

в

процессе

профессиональной деятельности.

Вначале эвристическая беседа о театрах, актерах столичных театров

Следующий момент – разделение материала классного часа на этапы.

Очень важно, чтобы все этапы логически сочетались, были подчинены одной

цели и обеспечивали реализацию ожидаемых результатов. На всех этапах

важна тщательная продуманность методов активации аудитории, сочетание

различных

видов

деятельности

студентов,

форма

и

эстетическая

составляющая презентации и раздаточного материала. Этим целям служит

деление аудитории на 3 микро-группы.

Для получения успешных результатов мероприятия, необходимо

продумать задания каждого этапа. Учитывая специфику аудитории при

подготовке к проведению конкурсного мероприятия, особое внимание было

уделено выполнению творческих заданий и заданий с элементами игры не

индивидуально, а в микро-группах, с использованием элементов стратегии

«мозгового штурма».

Метод «мозговой штурм» стимулирует студентов использовать своё

воображение и творчество, помогает найти большое число решений к любой

заданной проблеме. При использовании метода «мозговой штурм» надо

помнить, что оптимальное число участников микро-группы, участвующих в

мозговом штурме» до 7 человек; перед началом работы им надо объяснить

основные правила работы при «мозговом штурме»: не оценивать идеи друг

друга, поощрять количество идей, «включать» воображение и фантазию,

использовать «чужие» идеи и изменять их, не допускать смеха, ироничных

комментариев или насмешек над идеями, помнить, что оценивается работа не

каждого члена группы отдельно, а всей группы в целом, поэтому важен

командный дух и умение работать в коллективе.

Для работы в микрогруппах предложены творческие задания: озвучить

отрывок комедии «Недоросль» из репертуара Малого театра, разыграть

6

сценку из комедии «Недоросль», написать небольшие отзывы о спектакле

для социальных сетей.

Данный классный час сопровождается презентацией через

мультимедийный проектор. Презентация играет важную составляющую роль

«декорацию» для игровой ситуации.

Время, отведённое на проведение данного классного часа, составляет 45

минут. Однако, план мероприятия построен таким образом, что для

уменьшения хронометража возможно сокращение нескольких пунктов (либо

количество заданий внутри конкурсов), без ущерба целям и задачам,

внутреннему содержанию и логике построения классного часа.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.

Беляева

А.П.,

Боев

С.Я.,

Золотухина

Н.Ф.

Профессионально-

педагогическая

технология

обучения

в

профессиональных

учебных

заведениях. - СПб, 1995.

2.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

3.

Вербицкий

А.А.,

Борисова

Н.В.

Методические

рекомендации

по

проведению деловых игр. - М., 1990.

4.

Маргулис Е.Д. Коллективная деятельность учащихся. - Киев, 1990.

5.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

6.

Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр.— М., 1991.

7

ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА:

1. Начало классного часа: вступительное слово преподавателя, мотивация

студентов, создание эмоционального настроя (2 мин.).

2. Подготовка к основной части классного часа: эвристическая беседа,

(7 мин.).

3. Основная часть классного часа:

- рассказ преподавателя об истории создания театров в столице Башкирии

(7 мин.).

- «Театральная труппа 323…» - создание игровой ситуации, объяснение

задач, стоящих перед мини-группами (2 мин.).

- выполнение заданий в микро-группах (12 мин.).

4. Заключительная часть классного часа:

- выступление мини-групп с демонстрацией выполненных заданий (12 мин.).

- подведение итогов внеклассного мероприятия, заключительное слово

преподавателя (3 мин.).

8

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

«Ученье свет, а неученье тьма»)

«Театр – это праздник, и туда нельзя допускать пошлость»

(Александр Островский)

1. Начало классного часа. Вступительное слово преподавателя.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Я хочу пригласить вас сегодня

в увлекательное путешествие, в мир театра. Кроме того, мне бы хотелось,

чтобы сегодня в каждом из вас проснулось творческое начало. И, я думаю,

что вы узнаете сегодня много новой информации, пополните свой кругозор.

В общем, постараюсь, этот классный час, запомнился вам надолго. От вас

мне понадобятся внимание, чувство юмора, фантазия и я знаю, что у вас они

есть.

2. Подготовка к основной части классного часа.

Преподаватель:

Каждый год по решению президента в России

посвящается той или иной теме. Делается это для того, чтобы привлечь

внимание к определенной дате, событию или явлению в стране.

Чему посвящен этот, 2020 год? [ответы студентов]. 8 июля 2019 года

президентом

России

Владимиром

Путиным

был

подписан

документ,

согласно которому 2020 станет для России годом памяти погибших солдат во

Второй мировой войне. Каждое мероприятие, в любой отрасли, сфере было

направлено памяти великого подвига нашего народа в этой войне.

А вот чему посвящен был 2019 год? [ответы студентов].

2019-й был объявлен годом Театра. Государство оказывало всяческую

поддержку в сфере искусства, помогало развивать культурный досуг

граждан. А как вы думаете, почему? [ответы студентов].

(огромное количество театров (в Таганроге, Башкирский Академический

театр, В Ставрополе, Карачаево-Черкесии и т.д.) России требуют

реконструкции и капитального ремонта; Время не стоит на месте,

9

появляются новые театральные технологии и концепции, а провинциальные

(и не только) театры не имеют для этого соответствующей современной

материально-технической базы; Кроме этого есть определенные проблемы в

подготовке театральных кадров, невысокий уровень заработной платы, не

развиваются театры для детей и подростков. ) Приобщать к этому

подрастающее поколение нужно еще в детстве. Каждый человек должен

развивать свои моральные качества и обладать духовными ценностями.

Театральное искусство вносит в такое развитие достойный вклад.

Тема сегодняшнего классного часа «Ученье свет, а неученье тьма», посвящен

году российского театра.

И хочу я начать свой классный час словами Александра Островского:

«Театр — это праздник, и туда нельзя допускать пошлость».

Давайте посмотрим, знаете ли вы театры нашей столицы???».

(слайды…)

А теперь задача посложнее….Знаете ли вы актёров наших столичных

театров??? (слайды…..)

10

3. Основная часть классного часа.

Преподаватель: Днем рождения Русского драматического театра в

Уфе считают 27 марта 1861 года. В 1931 г. была набрана новая труппа,

которую возглавил А. Андреев.

Первый профессиональный театр открылся в 1919 г. почти одновременно

с образованием Башкирской АССР. Это был нынешний Башкирский

государственный академический театр драмы им. М. Гафури. Слово

«академический», здесь означает почетное звание, которое присваивается

лучшим

актерским

коллективам.

Такое

звание

первый

башкирский

государственный театр получил в 1935 г.

Башкирского государственного театра кукол богатая и славная биография.

Ее первая страница написана была 5 февраля 1932 г.

Многие годы в республике живет и работает Башкирский государственный

театр оперы и балета. Он был основан 14 декабря 1938 г. В 1938 г, состоялся

первый выпуск национального отделения.

28 сентября 1990 года состоялось торжественное открытие Театра юного

зрителя. Создание театра, тем более театра для детей и юношества – это одно

из величайших и благих дел человечества.

Уфимский татарский государственный театр «Нур» основан в 1991 г.

Богата история столичных театров: знаменитыми постановками,

талантливыми

актёрами,

богатым

репертуаром…..Но

сегодня

я

хочу

пригласить вас в Малый театр Москвы, на спектакль по произведению,

который всем вам знаком,

вы все его читали. Это Недоросль Денис

Ивановича Фонвизина. Считается что это было первый русский спектакль,

поставленный на сцене.

Видеоролик (действующие лица спектакля)

11

Видеоролик (краткий «Недоросль»)

Преподаватель: Теперь я предлагаю вам окунуться в мир театра. Мы

становимся театральной труппой «323». Я предлагаю вам поработать в

составе трех групп. Первая группа – «Актёры», вторая «Звук», третья -

«Реклама».

Задания мини – группам.

Первая группа – становятся актёрами и попробуют разыграть сценку

начало спектакля. Вам даём время для подготовки, роли заранее были

распределены.

Вторая группа – «Звук» получает ролик с отрывком из спектакля, с

потерянным звуком. Но сценарий сохранился. Вот текст сцены. Ваша задача

– посмотреть ролик, распределить роли, постараться попасть в мимику

персонажей, продумать шумовые эффекты и озвучить данную сценку.

Третья группа «Реклама» получает ролик с трейлером спектакля.

Трейлер – это небольшой видеоролик, используемый для анонсирования или

рекламы. Вам необходимо написать текст рекламы. В помощь вы получаете

подробное содержание.

Пожелание

всем

группам:

работайте

дружно,

всей

командой,

прислушивайтесь к любой идее, если даже она на первый взгляд кажется

неподходящей.

Дайте

высказаться

каждому

члену

группы,

грамотно

распределите работу. У вас есть 5 минут. Время пошло.

4. Заключительная часть классного часа.

Преподаватель: пора представить результаты нашей работы. Слово

группе «Реклама». Я надеюсь, что вы не только прочитаете текст, но и

прокомментируете написанное [выступление студентов].

12

Посмотрим, как справилась с задачей группа «Звук» [выступление

студентов].

А

теперь

слово

представляю

группе

«Актёры»

[выступление

студентов].

Преподаватель: спасибо всем! Каждая группа достойна приза.

Ежегодная культурная акция, которая проводится с

2012 года и уже стала знаковым событием для нашей

республики. Зрители смогут посетить театрализованные

представления, сценические перформансы, мастер-классы

по режиссуре и мастерству актера, экскурсии по закулисью театров, читки

пьес, открытые уроки по актерскому мастерству.

Это яркое событие Уфы, призванное привлечь внимание к новому

театральному сезону. Вход на мероприятия акции, как правило,

осуществляется по бесплатным билетам, которые надлежит получить в кассе.

Количество билетов ограничено.

Наш классный хочу закончить словами Пьера де Ронсара:

«Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле, Всесильная Судьба

распределяет роли, И небеса следят за нашею игрой!»

До встречи в театре!!!

13

Заключение

2019 год назван – Годом российского кинематографа. Этот классный час я

предполагала провести, именно, 2019 – 2020 учебный год. Но по ряду

причин, я не смогла его провести в своё время.

Выбирая тему для проведения классного часа, я стремилась: привить любовь

к искусству, затронуть ряд актуальных проблем современной общественной

жизни страны, воспитывать чувство патриотизма и гражданской позиции у

обучающихся

и, наконец, показать методическое мастерство на примере

организации интересной и «живой» работы в студенческой группе.

Для реализации поставленных целей и задач после эвристической беседы о

столичных театрах и актёрах, я дала представления о зарождении театра в

нашей республике, попыталась мотивировать и активизировать

познавательную и творческую деятельность студентов, посредством

воздействия на их чувства и эмоции. Перед началом выполнения заданий я

объяснила основные правила работы в микрогруппах: не оценивать идеи друг

друга, поощрять количество идей, «включать» воображение и фантазию,

использовать «чужие» идеи и изменять их, не допускать смеха, ироничных

комментариев или насмешек над идеями, помнить, что оценивается работа не

каждого члена группы отдельно, а всей группы в целом, поэтому важен

командный дух и умение работать в коллективе.

В целом, как мне кажется, с заявленной целью я, вместе с группой

справилась, воспитательные задачи преподавателя и студентов реализованы в

полном объеме.

14