Напоминание

"Интерактивные технологии обучения иностранному языку и их отличие от традиционных форм обучения"

Автор: Корнева Лилия Владимировна
Должность: преподаватель немецкого языка
Учебное заведение: ГБПОУ КК "Пашковский сельскохозяйственный колледж"
Населённый пункт: г.Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Интерактивные технологии обучения иностранному языку и их отличие от традиционных форм обучения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Интерактивные технологии обучения иностранному языку и их отличие

от традиционных форм обучения

Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в

ходе которого осуществляется взаимодействие. Интерактивные технологии

основаны на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением, на

собственном опыте участников, это коммуникативные технологии с хорошо

организованной обратной связью субъектов и объектов обучения,

с

двусторонним

обменом

информации

между

ними.

По

сравнению

с

традиционным обучением педагог не дает готовых знаний, а побуждает

обучаемых к самостоятельному поиску, учащийся становится полноправным

участником учебного процесса, его опыт является источником учебного

познания. В традиционном обучении не хватает мотивации, большую часть

занятия занимает пассивная созерцательность, на традиционном уроке редко

создаются условия для живого общения, взаимодействия обучающихся часто

пресекается преподавателем, у них нет возможности оценивать друг друга,

на традиционном занятии всегда действует принцип «СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ».

Под интерактивными формами обучения понимается такая организация

учебного процесса, при которой педагог находится в позиции фасилитатора.

Педагог- фасилитатор способствует повышению самооценки обучающегося,

внушает уверенность в своих силах, что в будущем поможет обучающемуся

самоопределиться и самореализоваться в социуме. В традиционных формах

обучения привуалируют принуждение, планирование учебного процесса

преподавателем, учебная деятельность ориентирована на передачу знаний,

оценка деятельности осуществляется только преподавателем. Интерактивные

формы обучения направлены на планирование, оценку и контроль учебной

деятельности совместно с обучающимися. Сравнивая традиционные и

интерактивные формы обучения можно выделить основное отличие: первые

обращаются к интеллекту обучаемого, а вторые затрагивают его целиком-

мысли, знания, чувства, стремления.

Основной

целью

обучения

иностранному

языку

является

формирование

и

развитие

коммуникативной

культуры,

обучение

практическому овладению иностранным языком. Одна из основных задач-

привитие интереса к данному трудному предмету, стремление разбудить в

обучающихся творческие и интеллектуальные силы. Задача преподавателя –

создать условия овладения языком для каждого обучающегося, выбрать

методы обучения для проявления активности, познавательной деятельности.

Эти задачи могут быть реализованы только при условии использования всех

групп педагогических технологий, которые не используются изолировано.

Педагог в постоянном творческом поиске, старается дифференцировать

общую педагогическую задачу: обучать- воспитывать- развивать. Для

реализации

данной

задачи

использую

технологию

личностно-

ориентированного обучения, которую обеспечивает метод проектов, метод

обучения в сотрудничестве, деловая игра, дискуссионная игра, ролевая игра.

Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся,

обеспечение понимания информации, которая является предметом обмена,

индивидуализация процесса обучения, вывод обучаемого на позицию

субъекта

обучения,

достижение

двусторонней

связи

обучаемого

и

обучаемого- это основные целевые ориентации при обучении иностранному

языку.

Задача

преподавателя

иностранного

языка

в

интерактивный

технологии- направление и помощь процессу обмена информацией через

поддержку активности обучающихся, соединение теории и практики,

взаимообогащение опыта обучающихся, облегчение восприятия, усвоения,

поощрение творчества обучающихся. Интерактивные технологии должны

отвечать следующим принципам: информация должна усваиваться не в

пассивном,

а

в

активном

режиме;

общение

должно

способствовать

умственному развитию; обратная связь должна способствовать повышению

эффективности обмена информацией; контроль знаний должен предполагать

умение применять полученные знания на практике, в реальных условиях;

знание должно быть не «готовым», а «сконструируемым» самим обучаемым,

должно быть им принятым. На занятиях по иностранному языку это

формирование

умения

самостоятельно

добывать

и

обрабатывать

информацию, умение читать тексты различных типов и жанров, знание языка

современной

прессы,

Интернета,

формирование

языковой

догадки,

реагирование

на

реплики,

составление

собственного

высказывания,

написание эссе, формирование умений обосновать, аргументировать свою

позицию, высказывать контраргументы, умение обращать внимание не

столько на слова, сколько на контекст, использование соответствующих

средств логической связи.

Технология проведения дискуссий-одна из интерактивных технологий,

которую использую на уроках и во внеклассной работе. Дискуссия-одна из

важнейших форм коммуникации, своеобразный способ познания. Цели

дискуссии

могут

быть

разными:

обучение,

тренинг,

диагностика,

стимулирование творчества и многое другое. К примеру дискуссия на тему

«Туризм.Подготовка к зарубежным поездкам». Используются интерактивные

и ИКТ технологии, в том числе технология проблемного обучения. Перед

студентами

была

поставлена

проблема:

как

вы

считаете,

какая

из

предложенных турфирмой немецкоговорящих стран (кроме Германии)

наиболее привлекательна для туристов, для отдыхающих? Используя

материал

учебников,

справочников,

данные

официальных

сайтов,

проанализировав комплекс предоставляемых основных и дополнительных

услуг, выяснив значимость страны с точки зрения культурных ценностей и

ознакомившись с отзывами туристов и просто отдыхающих, было выявлено,

что такой страной является Австрия. (Студенты приводят доводы, все плюсы

в пользу Австрии).

Интерактивные формы обучения определяются задачами по развитию

личности

и

профессиональными

умениями,

планированием

учебной

деятельности совместно с обучающимися, ориентация на поиск новых

знаний на основе опыта, самооценкой и взаимоконтролем совместно с

обучающимися,

сочетанием

в

практике

обучения

познавательной

и

эмоциональной сфер, ситуацией диалога и открытием нового знания,

комбинированием коллективного, группового, парного и индивидуального

способа обучения. Все эти формы затрагивают личность обучаемого

целиком, дают возможность использовать психологическую энергию в

учебных

процессах,

усиливают

мотивацию

обучения.

Применение

интерактивных форм на занятиях по иностранному языку позволяет достичь

учебных целей полнее, чем при традиционных формах обучения. И те и

другие формы обучения должны дополнять друг друга, а объединяет их

степень активности обучающихся на занятии по иностранному языку.

Основными

аспектами

проявления

активности

обучающихся

в

образовательном процессе являются мышление, действие и речь. С позиций

современных взглядов на образовательный процесс следует добавить еще

одно

проявление

активности,

социально-психологическую

адаптацию.

Помимо знаний, умений и навыков обучающийся должен получить

максимально

приближенное

к

реальному

эмоционально-личностное

восприятие в будущей профессиональной деятельности. Последний вид

активности не осознается обучающимся, но в учебном процессе реализуется

наравне с другими. Эти виды активности могут использоваться на занятии по

иностранному языку как один из или в сочетании.