Напоминание

"Виды глагола"

Автор: Лазарева Инна Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №12"
Населённый пункт: г.Дзержинск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Виды глагола"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Составитель: Лазарева Инна Сергеевна

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и

др.

Учебный предмет: русский язык.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятия

«вид глагола», по овладению способами распознавания видов глаголов, по

закреплению и повторению знаний о глаголе.

Задачи:

- направленные на достижение предметных результатов обучения:

овладение новой информацией о глаголе, обобщение и систематизация

знаний о глаголе, закрепление умения употреблять глаголы в устной и

письменной речи.

- направленные на достижение личностных результатов обучения:

воспитание интереса к предмету, уважения к родному языку,

коммуникативных качеств личности;

- направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

развитие речи, речевого этикета, мышления, воображения,

наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

Используемые педагогические технологии: игровая,

здоровьесберегающая, разноуровневое обучение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Материалы и необходимое техническое оборудование: мультимедийная

установка, компьютер, слайд – презентация урока, учебник, раздаточный

материал.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные - знать о видах глагола, их значениях; видовых парах глаголов;

различии между глаголами совершенного и несовершенного вида; уметь

пользоваться приёмом распознавания видов глаголов по вопросам, по

значению; определять видовые пары.

Метапредметные – овладение приёмами отбора и систематизации материала

на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации.

Личностные – понимание определяющей роли русского языка в развитии

интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,

его значения в процессе получения школьного образования.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности,

ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна

для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения,

подтверждают аргументы фактами.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

УУД

1.Организационны

й момент.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к

уроку.

Психологический

настрой.

Приветствие « Ладошки».

Давайте поприветствуем

друг друга с помощью

ладошек: красный цвет -

делюсь хорошим

настроением, доброй

энергией, синий - я

сегодня немного

расстроен и прошу вашей

поддержки.

Просит записать число.

СЛАЙД 1

Приветствуют

учителя, друг друга,

проверяют

готовность к уроку,

психологически

настраиваются на

урок.

Записывают число.

Личностные,

коммуникатив

ные.

2. Актуализация

знаний.

СЛАЙД 2 Ф.Раневская

говорила

о

том,

что

орфографическая ошибка

как

пятно

на

белой

блузке:

мелочь,

а

неприятно.

И

мне

кажется, что эта великая

актриса права, потому что

по

орфографической

грамотности

можно

судить о человеке.

Я предлагаю начать урок

с орфографической

разминки. СЛАЙД3

Перепишите слова,

вставляя и объясняя

пропущенные буквы.

Тр..мвай, ал(?)ея,

сн..говик, лес(?)ница,

л..нейка, ястре(?),

ч..рный, вкус(?)ный,

рож(?).

А теперь поменяйтесь

тетрадями с соседом и

давайте вместе проверим

переписанные вами

слова. Поставьте оценку

за выполненную работу

по следующим

критериям: 0 ошибок-5,

Переписывают

слова, вставляют

пропущенные буквы.

Меняются

тетрадями,

осуществляют

проверку.

Выставляют оценки.

Познавательны

е,

Коммуникатив

ные,

регулятивные

1-2 ошибки-4, 3-7

ошибок-3, 8 и более-2.

3.Формирование

новых знаний и

умений.

Целеполагание.

Сравним две записки,

которые ваши сверстники

написали своим мамам

СЛАЙД4

1) Мама, я решал задачу и

учил стихотворение.

2) Мама, я решил задачу и

выучил стихотворение.

Скажите, словами какой

части речи отличаются эти

предложения? Что вы о

ней знаете?

-Как вы думаете, чья мама

не будет волноваться?

Почему?

- А что не так с

содержанием 1-й

записки?

- То есть во 2-й записке

действие совершено в

полном объёме, а в 1-й –

нет. Верно?

Как вы думаете, о чём

пойдёт речь сегодня на

уроке?

Потом предлагает

учащимся

сформулировать тему

урока и поставить цель,

направляя их при этом.

Глаголами.

Обозначают

действие предмета и

отвечают на

вопросы: что делать?

что сделать?

Ответ: Мама автора

2-й записки будет

спокойна, так как её

ребёнок домашнее

задание выполнил.

Ответ: Наш

сверстник пытался

решать задачу и

учить

стихотворение, но у

него ничего не

вышло.

Учащиеся с

помощью учителя

формулируют тему

урока, ставят цели:

научиться отличать

глаголы сов. вида от

глаголов несов. вида;

образовывать

глаголы обоих

видов; овладеть

способами

распознавания видов

глаголов; закрепить

и повторить знания о

глаголе.

Коммуникатив

ные,

регулятивные,

познавательны

е

4.Открытие нового

знания.

Заполнение таблицы.

Самостоятельная работа с

использованием

материала учебника

(п.74)

Обучающиеся

самостоятельно

заполняют таблицу,

используя

материалы

учебника.

Познавательны

е,

коммуникатив

ные.

5.Первичное

закрепление

А сейчас мы с вами

поприветствуем наших

гостей. Сегодня к нам на

урок пришли в гости два

друга: Глагол

Совершенного Вида и

Глагол Несовершенного

вида. Послушайте, что

еще они расскажут о себе.

СЛАЙД5

Выступает 1-й ученик

Глагол Совершенного

Вида:

Говорят (и это лестно),

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах – природный

ум,

Нос с горбинкой, ясный

взгляд.

(Все восторженно

глядят!)

Весь начищенный,

степенный.

ВИД мой просто

СОВЕРШЕННЫЙ.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился,

Сделал нынче столько

дел:

Суп сварил, с горы

скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел!

- Ребята, так почему же

меня называют

СОВЕРШЕННЫМ

ВИДОМ?

Внимательно

слушают

выступление

учеников-

семиклассников,

приглашённых на

урок для исполнения

ролей Дядюшек-

Глаголов.

Ответ: Совершенный

вид потому и

называется

СОВЕРШЕННЫМ,

что Глагол все эти

дела свершил, то

Познавательны

е,

коммуникатив

ные,

личностные

- Верно! Буква С – самая

любимая моя буква,

потому что он отвечает

только на те вопросы,

которые начинаются с

этой буквы: ЧТО

СДЕЛАЛ? ЧТО

СДЕЛАТЬ? ЧТО

СДЕЛАЮ? Это очень

легко запомнить.

СЛАЙД6

Выступает 2-й ученик

Глагол Несовершенного

Вида:

Всем вокруг сегодня

ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм

измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший

взгляд.

(Все сочувственно

глядят!)

Суетливый,

нестепенный…

Ах, мой ВИД

НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

- Когда вид глагола

НЕСОВЕРШЕННЫЙ, на

какие вопросы он

отвечает?

-А почему у меня такое

имя?

есть уже закончил,

завершил.

Ответ:

На вопросы ЧТО

ДЕЛАТЬ? ЧТО

ДЕЛАЛ? ЧТО

ДЕЛАЮ? ЧТО

БУДУ ДЕЛАТЬ? И

буква С здесь

совершенно ни при

чем.

Ответ:

НЕСОВЕРШЕН-

НЫЙ вид и

называется

несовершенным, что

дядюшка Глагол

действие ещё не

завершил, он его

только начал, но не

закончил, не

завершил.

1-й ученик: Мы хотим

проверить ваши знания.

Попробуйте подобрать к

глаголам одного вида

однокоренные глаголы

другого вида. Образуйте

новые слова с помощью

приставок (устно).

Образец: Коптить - за-

коптить, под-коптить,

на-коптить.

Манить - …, планируешь

- …, расту - …

лепечет - …, стрекотать -

…, летать - …, пилить-…,

мечтать-…, заехать-…

2-й ученик: Полученные

пары глаголов

называются видовыми

парами, но не каждый

глагол может иметь

видовую пару.

Учитель: Спасибо вам,

наши дядюшки Глаголы.

Ребята обязательно вас

запомнят и никогда не

будут путаться в ваших

именах.

Обучающиеся

подбирают слова,

прислушиваются к

советам Глаголов.

6.Применение

нового знания.

Работа с текстом.

Задание: списать, заменив

начальную форму

глаголов формой

несовершенного вида (1

группа), на форму

совершенного вида (2

группа). Закончить текст,

добавив 2-3 предложения.

Апрель – настоящий

водолей. (Играть) талой

водой овражки.

(Моросить) первый

весенний дождик.

Широко (разливаться)

лужи и разводы в

низинах. (Трогаться)

вешние воды. (Идти) лёд.

Учитель консультирует в

Ученики работают в

группах.

Познавательны

е,

коммуникатив

ные.

случае необходимости.

Выступление групп.

Раздаёт обучающимся

печатные листочки с

заданием: вставьте по

смыслу нужные

обстоятельства, укажите

вид глаголов.

1) Я … по часу

занимаюсь физкультурой.

2) К нам … приехал

обедать наш друг. 3)

Хлынула … горячая вода.

4) Дождь лил … 5) Он …

взрослеет. 6) Он … решал

задачу. 7) Я …

перечитываю эту книгу.

Слова для справок: долго,

целый день, время от

времени, ежедневно, с

каждым днём, вдруг,

неожиданно.

Учитель предлагает

коллективную проверку.

7.Контроль знаний

ЗАДАНИЕ 1: учитель

предлагает выполнить

тест:

1. В каком ряду все

глаголы совершенного

вида?

А) поговорить,

приезжать, знаю

Б) скажет, продолжить,

дадут

В) сказали, сдают,

покататься

Г) разыскал, кончаем,

продадут

2. В каком ряду все

глаголы несовершенного

вида?

А) ухожу, даю, бросаю

Б) испугался, шел,

прибежал

В) ждал, едем, написал

Г) прилетел,

рассказывает, жмурится.

3. Какая пара глаголов не

Коммуникатив

ные,

регулятивные

является видовой парой?

А) сесть - садиться

Б) делить - разделить

В) класть - положить

Г) идти - ходить.

СЛАЙД 8-ОТВЕТЫ

Учитель корректирует

деятельность учеников.

ЗАДАНИЕ 2:

Составление и запись

предложения с любым.

Учитель акцентирует

внимание на уровень

сложности: каждый имеет

право выбрать задание по

силам составить

а) простое предложение;

б) простое предложение с

однородными членами;

в) сложное предложение.

8.Подведение

итогов.

Что узнали нового?

Чему научились?

Отвечают на

поставленные

вопросы.

Коммуникатив

ные,

регулятивные

9.Рефлексия.

Учитель предлагает

оценить уровень

понимания данной темы и

свои впечатления от

урока с помощью

рисунков.

Домашнее задание:

упр.606 или 607.

Показывают рисунки

Регулятивные

ГЛАГОЛЫ

Сов.вида

Несов.вида

вопрос

примеры