Авторы: Худякова Оксана Геннадьевна, Тюнис Татьяна Александровна
Должность: учитель музыки, главный библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 57 с углубленным изучением английского языка г. Владивостока"
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Метапредметные связи на уроках музыки в 6 классе как средство формирования эстетической культуры из опыта работы
Метапредметные связи на уроках музыки в 6 классе как средство
формирования эстетической культуры (из опыта работы)
В настоящее время в содержании Федеральных Государственных
стандартов общего образования не только определены приоритетные
направления развития образования, но подчёркивается направленность на
формирование
учебной
деятельности,
в
том
числе
и
музыкальной,
способствующей
личностному,
коммуникативному,
познавательному
и
социальному
развитию
обучающихся.
Одно
из
направлений
–
метапредметный подход, который позволяет ориентироваться на развитие у
школьников
базовых
способностей:
мышления,
воображения,
различительной
способности,
речевой
способности,
способности
целеполагания или самоопределения, а формирование метаумений является
центральной задачей обучения.
В
формировании
эстетической
культуры
использование
метапредметных связей является ведущим методом, который реализуется
через сочетание различных научных дисциплин. Исходя из этого урок
музыки
может
рассматриваться
как
урок
искусства,
нравственно-
эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая
идея, в которой раскрываются наиболее значимые для формирования
личностных качеств обучающихся темы искусства: добро и красота, любовь
и
ненависть,
материнство,
защита
Отечества,
запечатлённые
в
художественных образах.
Метапредметность
на
уроках
музыки
позволяет
формировать
целостные картины, выраженные в художественных образах (литература,
музыка, ИЗО) и
на занятиях по предмету раскрывать их различные грани
через связи и ассоциации. Кроме того, при постижении музыкального
произведения активно используется краеведческий материал в рамках работы
с социальным партнером – библиотекой им. И.У. Басаргина, располагающей
богатым краеведческим фондом и архивом самобытного дальневосточного
писателя.
На уроках используются отрывки с колоритным, образным описанием
природы в разное время года и суток, описание восходов и закатов, горных
рек и ручьёв и др. из произведений приморских писателей и поэтов,
декламируются отрывки из произведений И.У. Басаргина. Школьники учатся
критически
мыслить,
овладевают
навыками
поисковой
и
творческой
деятельности.
Музыка является мощным фактором, определяющим музыкально-
эстетические вкусы юных слушателей, накладывает особую ответственность
на систему общего музыкального образования. В ее основе лежит цель:
формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через
приобщение
к
музыкальной
культуре
как
важнейшему
компоненту
гармоничного формирования личности, которая в наше время актуальна как
никогда, так как устремлена на воспитание духовной культуры, признание
приоритета общечеловеческих ценностей.
Приведем пример метапредметного урока.
«Красота природы в музыке, литературе, живописи»
Цель: показать многогранность художественно-образного воплощения темы
различными видами искусства.
Задачи:
Образовательные
:
– дать понятие «музыкальный пейзаж», показать взаимосвязь музыки,
живописи и литературы;
– активизировать воображение, нравственно-эстетические и эмоциональные
переживания школьников на основе восприятия природы;
– углубить и расширить понятие «прекрасное в музыке и литературе»;
– познакомить с картинами природы в произведениях дальневосточных
писателей и пейзажами приморских художников.
Развивающие
:
– развивать умение размышлять о музыке, литературе, живописи, их
единстве и красоте;
– развивать умение сравнивать, обобщать;
– развивать творческие способности;
– совершенствовать выразительность чтения отрывков из прозаических
произведений;
– развивать умение школьников соотносить по настроению музыкальные и
литературные и образы, обогащать образную речь;
– через эмоциональное восприятие дать школьникам знания о передаче
картин природы в инструментальной музыке, литературе, живописи.
Воспитательные:
– создать положительный эмоциональный настрой;
– воспитывать интерес к классической музыке, любовь к музыкальному
искусству, литературе;
– воспитывать умение видеть прекрасное в музыке, живописи, литературе;
– вызвать эмоциональный отклик на образы музыки, живописи, литературы;
– воспитывать эстетический вкус.
Методы и приёмы:
– рассказ учителя музыки, библиотекаря, художника;
– прослушивание и просмотр аудио и видео записей;
– просмотр слайдов презентации;
– художественное чтение, написание этюда;
– объяснительно-иллюстративный;
– звуковой и зрительной наглядности;
– наблюдения, обобщения.
План занятия:
1) «Утро в горах» из симфонической сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» – видеоряд,
работа с музыкальным произведением (звуковой образ утра в горах);
выразительные средства музыки, использованные композитором в
изображении утреннего пейзажа (…….)
2) «Утро в горах в тексте И.У. Басаргина (отрывки из новелл и рассказов
И.У. Басаргина)» – декламация отрывков, выразительное чтение с
просмотром картин «Утро в урочище Муравйека» (картины приморского
художника Дж. Кудрявцева), комментарии; – для активизации слушательских
и зрительных впечатлений добавляем к звуковому образу зрительный;
3) «Языковые средства изображения пейзажа в рассказах и новеллах
И.У. Басаргина» – сообщение по материалам исследования;
4) «Игра воды» (фортепьянная пьеса М. Равеля «Игра воды») – звуковые
образы в пьесе, навеянной шумом воды и другими музыкальными звуками,
слышными в фонтанах, водопадах и ручьях; выразительные средства музыки,
использованные композитором;
5) «Ручьи в тексте И.У. Басаргина (отрывки из романа «Дикие пчёлы») –
художественное чтение, показ языковых средств изображения воды в романе
И.У. Басаргина;
6) «Мы слушаем музыку, музыка слушает нас» – написание этюда
(впечатление, настроение, мысли, чувства…)
Реализация метапредметного подхода на уроках музыки в системе
общего музыкального образования позволяет воспитывать музыкально-
эстетический вкус юных слушателей, формировать целостное восприятие
окружающего мира, вызывать эмоциональный отклик на музыкальные
образы, развивать творческое мышление, умение выражать свое впечатление
и отношение к музыкальному произведению.