Напоминание

Метапредметные связи на уроках музыки в 6 классе как средство формирования эстетической культуры из опыта работы

Авторы: Худякова Оксана Геннадьевна, Тюнис Татьяна Александровна
Должность: учитель музыки, главный библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 57 с углубленным изучением английского языка г. Владивостока"
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Метапредметные связи на уроках музыки в 6 классе как средство формирования эстетической культуры из опыта работы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Метапредметные связи на уроках музыки в 6 классе как средство

формирования эстетической культуры (из опыта работы)

В настоящее время в содержании Федеральных Государственных

стандартов общего образования не только определены приоритетные

направления развития образования, но подчёркивается направленность на

формирование

учебной

деятельности,

в

том

числе

и

музыкальной,

способствующей

личностному,

коммуникативному,

познавательному

и

социальному

развитию

обучающихся.

Одно

из

направлений

метапредметный подход, который позволяет ориентироваться на развитие у

школьников

базовых

способностей:

мышления,

воображения,

различительной

способности,

речевой

способности,

способности

целеполагания или самоопределения, а формирование метаумений является

центральной задачей обучения.

В

формировании

эстетической

культуры

использование

метапредметных связей является ведущим методом, который реализуется

через сочетание различных научных дисциплин. Исходя из этого урок

музыки

может

рассматриваться

как

урок

искусства,

нравственно-

эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая

идея, в которой раскрываются наиболее значимые для формирования

личностных качеств обучающихся темы искусства: добро и красота, любовь

и

ненависть,

материнство,

защита

Отечества,

запечатлённые

в

художественных образах.

Метапредметность

на

уроках

музыки

позволяет

формировать

целостные картины, выраженные в художественных образах (литература,

музыка, ИЗО) и

на занятиях по предмету раскрывать их различные грани

через связи и ассоциации. Кроме того, при постижении музыкального

произведения активно используется краеведческий материал в рамках работы

с социальным партнером – библиотекой им. И.У. Басаргина, располагающей

богатым краеведческим фондом и архивом самобытного дальневосточного

писателя.

На уроках используются отрывки с колоритным, образным описанием

природы в разное время года и суток, описание восходов и закатов, горных

рек и ручьёв и др. из произведений приморских писателей и поэтов,

декламируются отрывки из произведений И.У. Басаргина. Школьники учатся

критически

мыслить,

овладевают

навыками

поисковой

и

творческой

деятельности.

Музыка является мощным фактором, определяющим музыкально-

эстетические вкусы юных слушателей, накладывает особую ответственность

на систему общего музыкального образования. В ее основе лежит цель:

формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через

приобщение

к

музыкальной

культуре

как

важнейшему

компоненту

гармоничного формирования личности, которая в наше время актуальна как

никогда, так как устремлена на воспитание духовной культуры, признание

приоритета общечеловеческих ценностей.

Приведем пример метапредметного урока.

«Красота природы в музыке, литературе, живописи»

Цель: показать многогранность художественно-образного воплощения темы

различными видами искусства.

Задачи:

Образовательные

:

– дать понятие «музыкальный пейзаж», показать взаимосвязь музыки,

живописи и литературы;

– активизировать воображение, нравственно-эстетические и эмоциональные

переживания школьников на основе восприятия природы;

– углубить и расширить понятие «прекрасное в музыке и литературе»;

– познакомить с картинами природы в произведениях дальневосточных

писателей и пейзажами приморских художников.

Развивающие

:

– развивать умение размышлять о музыке, литературе, живописи, их

единстве и красоте;

– развивать умение сравнивать, обобщать;

– развивать творческие способности;

– совершенствовать выразительность чтения отрывков из прозаических

произведений;

– развивать умение школьников соотносить по настроению музыкальные и

литературные и образы, обогащать образную речь;

– через эмоциональное восприятие дать школьникам знания о передаче

картин природы в инструментальной музыке, литературе, живописи.

Воспитательные:

– создать положительный эмоциональный настрой;

– воспитывать интерес к классической музыке, любовь к музыкальному

искусству, литературе;

– воспитывать умение видеть прекрасное в музыке, живописи, литературе;

– вызвать эмоциональный отклик на образы музыки, живописи, литературы;

– воспитывать эстетический вкус.

Методы и приёмы:

– рассказ учителя музыки, библиотекаря, художника;

– прослушивание и просмотр аудио и видео записей;

– просмотр слайдов презентации;

– художественное чтение, написание этюда;

– объяснительно-иллюстративный;

– звуковой и зрительной наглядности;

– наблюдения, обобщения.

План занятия:

1) «Утро в горах» из симфонической сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» – видеоряд,

работа с музыкальным произведением (звуковой образ утра в горах);

выразительные средства музыки, использованные композитором в

изображении утреннего пейзажа (…….)

2) «Утро в горах в тексте И.У. Басаргина (отрывки из новелл и рассказов

И.У. Басаргина)» – декламация отрывков, выразительное чтение с

просмотром картин «Утро в урочище Муравйека» (картины приморского

художника Дж. Кудрявцева), комментарии; – для активизации слушательских

и зрительных впечатлений добавляем к звуковому образу зрительный;

3) «Языковые средства изображения пейзажа в рассказах и новеллах

И.У. Басаргина» – сообщение по материалам исследования;

4) «Игра воды» (фортепьянная пьеса М. Равеля «Игра воды») – звуковые

образы в пьесе, навеянной шумом воды и другими музыкальными звуками,

слышными в фонтанах, водопадах и ручьях; выразительные средства музыки,

использованные композитором;

5) «Ручьи в тексте И.У. Басаргина (отрывки из романа «Дикие пчёлы») –

художественное чтение, показ языковых средств изображения воды в романе

И.У. Басаргина;

6) «Мы слушаем музыку, музыка слушает нас» – написание этюда

(впечатление, настроение, мысли, чувства…)

Реализация метапредметного подхода на уроках музыки в системе

общего музыкального образования позволяет воспитывать музыкально-

эстетический вкус юных слушателей, формировать целостное восприятие

окружающего мира, вызывать эмоциональный отклик на музыкальные

образы, развивать творческое мышление, умение выражать свое впечатление

и отношение к музыкальному произведению.