Автор: Шарапова Наталья Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №52
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Шарапова Н.Д., учитель начальных классов ГБОУ гимназия №52 Приморского
района Санкт-Петербурга
МУЗЕЙНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК
СРЕДСТВО
ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В
статье
рассмотрен
вопрос
духовно-нравственного
развития
младшего
школьника через музейную деятельность как важнейшего аспекта социализации
личности в условиях стремительного развития общества. Показана возможность
взаимодействия урочной и внеурочной деятельности в рамках музейной деятельности.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, социализация личности,
музейная педагогика, культуротворчество, проблемное обучение, моделирование.
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом
социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором
постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и
общественной жизни. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей
их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его не осознают
достаточно,
«проживают»
свое
детство
в
пространстве
компьютерных
игр,
телевидения, развлечений. Проблема в том, что мы разучились «строить» внутренний
мир человека. Воспитание, в основном, нацелено на формирование человека вовне: как
будут выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у
меня будет дом, машина и многое другое. А вот внутренняя культура, внутреннее
содержание, наполнение духовного мира человека чаще всего не воспитываются.
Потому известные философы, например, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев говорили, что самая
трудная наука – это наука самопознания, ибо, заглянуть в себя, иной человек найдет в
душе лишь мерзость запустения, а там должны быть святыни. Историк В.О.
Ключевский отмечал «Человеку легче добраться мыслью до отдаленнейшего созвездия,
чем до самого себя, и можно опасаться, что он доберется до себя, когда уже не
останется ни одного созвездия».[1] Основой в воспитании должны быть национальные
духовно-нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал:
«Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими,
сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии.
Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом,
школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности
отстаивали его предки».[2]
Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
учащихся
являются
первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой
важный компонент социального заказа для образования.
Духовно-нравственное
воспитание младших школьников должно представлять собой систему базовых
национальных
ценностей.
Все
направления
духовно-нравственного
развития
и
воспитания должны учитываться школой. Однако в качестве важнейшей цели
образования
остаётся
духовно-нравственное
развитие
личности
в
контексте
становления её гражданственности. Задача формирования духовности, нравственных
идеалов, ценностей может осуществляться посредством музейной деятельности как
средства формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Приобщение к культурно-историческому наследию является залогом
развития и
укрепления будущего.
1
Источником «живой» культуры, в настоящее время выступает музей, в котором
собраны
подлинные
предметы
старины,
коллекции,
исторические
документы,
выстроены содержательные экспозиции, все это создает особую атмосферу погружения
в прошлое, дает возможность изведать тайны своей земли, понять, прочувствовать,
пережить историю своего народа. Только человек, знающий свое прошлое, лучше
ценит и настоящее.
Музейная
область
является
центральным
звеном
музейной
педагогики,
дисциплины, сформировавшейся на стыке психологии, педагогики и музееведения.
Музейная педагогика представляет собой большой
запас форм образовательно-
воспитательной работы: лекция, экскурсия, научные чтения, диспуты, кружки,
студии, клубы, литературные вечера, киносеансы, концерты, встречи с интересными
людьми праздники, исторические игры, конкурсы и викторины. Помимо основных
существуют также и нетрадиционные формы работы: урок-сказка,
урок-сюрприз,
исследование, изобретательство, анализ первоисточников. [3] Все эти мероприятия
способствуют более глубокому знакомству с историей и культурой нашей родины,
а также развивают познавательную активность, творческие способности, духовные
потребности и интересы.
Деятельность в условиях музея порождает единство словесно-логического
и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства аудитории. Именно в музее
информация
приобретает
наглядность,
образность,
способствует
активизации
воображения,
визуального
мышление,
обогащает
словарный
запас,
становится
средством передачи культурного и духовного опыта.
В рамках урочной деятельности возможно знакомство с музеями виртуально,
Можно провести вводную беседу о музее, о его истории, основных экспонатах. Урок
должен проводиться на основе проблемного типа обучения, который отвечает
требованиям современного образования и новых педагогических технологий, потому,
что проблемное обучение проводится при исследованиях, спорах и дискуссиях.
Проблематичное образование имеет свои особенности: развивает самостоятельное
мышление и творческие способности младших школьников, даёт возможность
анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать материалы
урока с помощью умственных действий и получать новую информацию. Поэтому
учащийся старается мыслить самостоятельно и творчески, а также защищает свою
точку зрения в процессе проблемного обучения.
При реализации духовно-нравственного воспитания в пространстве музея
можно опираться на учебные
курсы «Окружающего мира» или «Литературного
чтения». Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлён с ориентацией
на формирование базовых национальных ценностей. Во-вторых, это краеведческие
знания,
содержательное,
дидактическое
и
методическое
обеспечение
которых
составляет значительную часть учебников. Учитывая особенности предметных
областей
учебного
плана
начального
общего
образования
и
возрастные
психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач
является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию,
изучению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни,
её духовного и культурного величия, традиций и культурного наследия. Необходимо
обеспечить наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров
нравственного
поведения,
чего
так
не
хватает
современному
школьнику,
углубившемуся в мир компьютерных развлечений и стратегий. Данные примеры
2
широко представлены в
отечественной и мировой истории, истории и культуре
традиционных религий, литературе, различных видах искусства, мифах, сказках.[4]
Можно отметить, что музейные экскурсии, занятия, являются неоценимым
средством развития положительных эмоций, эстетического вкуса учеников, его
познавательной активности, обогащают духовный мир. Во время экскурсий у учащихся
появилась возможность получить ответы на многие вопросы, расширить преставления
об окружающем мире.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится
организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и
взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает
социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом
себе, о своих возможностях и способностях.
Музейные занятия способствуют становлению учащихся на путь усвоения
общечеловеческих
ценностей
добра,
истины,
красоты,
а
также
национальных
ценностей любви к своей родине, гордости за подвиги своего народа, уважения к труду
и творчеству своих предков и современников.
Для достижения высоких результатов духовно-нравственного воспитания,
следует проводить музейную работу систематически и целенаправленно, а также
учитывать и то, что именно дети младшего школьного возраста характеризуются
повышенной восприимчивостью и доверчивостью ко всему происходящему.
Библиографический список:
1.
Ключевский, В. О. Афоризмы и мысли об истории / В.О. Ключевский;
сост. и автор вступ. ст. Р. А. Киреева. — Пенза:, 1992. — 205 с.
2.
Песковский, М. К. Д. Ушинский // М. Песковский // Народное
образование в России. - 2000. - № 10. - С.200
3.
Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.
пособие / Б. А. Столяров. — М.: Высшая школа, 2004–216 с.
4.
Примерная
основная
образовательная
программа
образовательного
учреждения. Начальная школа/(сост.Е.С.Савинов).-М.: Просвещение,2010.- С.16-20-
(Стандарты второго поколения).
3