Напоминание

"МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Автор: Шарапова Наталья Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №52
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Шарапова Н.Д., учитель начальных классов ГБОУ гимназия №52 Приморского

района Санкт-Петербурга

МУЗЕЙНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК

СРЕДСТВО

ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В

статье

рассмотрен

вопрос

духовно-нравственного

развития

младшего

школьника через музейную деятельность как важнейшего аспекта социализации

личности в условиях стремительного развития общества. Показана возможность

взаимодействия урочной и внеурочной деятельности в рамках музейной деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, социализация личности,

музейная педагогика, культуротворчество, проблемное обучение, моделирование.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом

социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором

постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и

общественной жизни. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей

их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его не осознают

достаточно,

«проживают»

свое

детство

в

пространстве

компьютерных

игр,

телевидения, развлечений. Проблема в том, что мы разучились «строить» внутренний

мир человека. Воспитание, в основном, нацелено на формирование человека вовне: как

будут выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у

меня будет дом, машина и многое другое. А вот внутренняя культура, внутреннее

содержание, наполнение духовного мира человека чаще всего не воспитываются.

Потому известные философы, например, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев говорили, что самая

трудная наука – это наука самопознания, ибо, заглянуть в себя, иной человек найдет в

душе лишь мерзость запустения, а там должны быть святыни. Историк В.О.

Ключевский отмечал «Человеку легче добраться мыслью до отдаленнейшего созвездия,

чем до самого себя, и можно опасаться, что он доберется до себя, когда уже не

останется ни одного созвездия».[1] Основой в воспитании должны быть национальные

духовно-нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал:

«Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими,

сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии.

Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом,

школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности

отстаивали его предки».[2]

Духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

учащихся

являются

первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой

важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное

воспитание младших школьников должно представлять собой систему базовых

национальных

ценностей.

Все

направления

духовно-нравственного

развития

и

воспитания должны учитываться школой. Однако в качестве важнейшей цели

образования

остаётся

духовно-нравственное

развитие

личности

в

контексте

становления её гражданственности. Задача формирования духовности, нравственных

идеалов, ценностей может осуществляться посредством музейной деятельности как

средства формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Приобщение к культурно-историческому наследию является залогом

развития и

укрепления будущего.

1

Источником «живой» культуры, в настоящее время выступает музей, в котором

собраны

подлинные

предметы

старины,

коллекции,

исторические

документы,

выстроены содержательные экспозиции, все это создает особую атмосферу погружения

в прошлое, дает возможность изведать тайны своей земли, понять, прочувствовать,

пережить историю своего народа. Только человек, знающий свое прошлое, лучше

ценит и настоящее.

Музейная

область

является

центральным

звеном

музейной

педагогики,

дисциплины, сформировавшейся на стыке психологии, педагогики и музееведения.

Музейная педагогика представляет собой большой

запас форм образовательно-

воспитательной работы: лекция, экскурсия, научные чтения, диспуты, кружки,

студии, клубы, литературные вечера, киносеансы, концерты, встречи с интересными

людьми праздники, исторические игры, конкурсы и викторины. Помимо основных

существуют также и нетрадиционные формы работы: урок-сказка,

урок-сюрприз,

исследование, изобретательство, анализ первоисточников. [3] Все эти мероприятия

способствуют более глубокому знакомству с историей и культурой нашей родины,

а также развивают познавательную активность, творческие способности, духовные

потребности и интересы.

Деятельность в условиях музея порождает единство словесно-логического

и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства аудитории. Именно в музее

информация

приобретает

наглядность,

образность,

способствует

активизации

воображения,

визуального

мышление,

обогащает

словарный

запас,

становится

средством передачи культурного и духовного опыта.

В рамках урочной деятельности возможно знакомство с музеями виртуально,

Можно провести вводную беседу о музее, о его истории, основных экспонатах. Урок

должен проводиться на основе проблемного типа обучения, который отвечает

требованиям современного образования и новых педагогических технологий, потому,

что проблемное обучение проводится при исследованиях, спорах и дискуссиях.

Проблематичное образование имеет свои особенности: развивает самостоятельное

мышление и творческие способности младших школьников, даёт возможность

анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать материалы

урока с помощью умственных действий и получать новую информацию. Поэтому

учащийся старается мыслить самостоятельно и творчески, а также защищает свою

точку зрения в процессе проблемного обучения.

При реализации духовно-нравственного воспитания в пространстве музея

можно опираться на учебные

курсы «Окружающего мира» или «Литературного

чтения». Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлён с ориентацией

на формирование базовых национальных ценностей. Во-вторых, это краеведческие

знания,

содержательное,

дидактическое

и

методическое

обеспечение

которых

составляет значительную часть учебников. Учитывая особенности предметных

областей

учебного

плана

начального

общего

образования

и

возрастные

психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач

является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию,

изучению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни,

её духовного и культурного величия, традиций и культурного наследия. Необходимо

обеспечить наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров

нравственного

поведения,

чего

так

не

хватает

современному

школьнику,

углубившемуся в мир компьютерных развлечений и стратегий. Данные примеры

2

широко представлены в

отечественной и мировой истории, истории и культуре

традиционных религий, литературе, различных видах искусства, мифах, сказках.[4]

Можно отметить, что музейные экскурсии, занятия, являются неоценимым

средством развития положительных эмоций, эстетического вкуса учеников, его

познавательной активности, обогащают духовный мир. Во время экскурсий у учащихся

появилась возможность получить ответы на многие вопросы, расширить преставления

об окружающем мире.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится

организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и

взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает

социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом

себе, о своих возможностях и способностях.

Музейные занятия способствуют становлению учащихся на путь усвоения

общечеловеческих

ценностей

добра,

истины,

красоты,

а

также

национальных

ценностей любви к своей родине, гордости за подвиги своего народа, уважения к труду

и творчеству своих предков и современников.

Для достижения высоких результатов духовно-нравственного воспитания,

следует проводить музейную работу систематически и целенаправленно, а также

учитывать и то, что именно дети младшего школьного возраста характеризуются

повышенной восприимчивостью и доверчивостью ко всему происходящему.

Библиографический список:

1.

Ключевский, В. О. Афоризмы и мысли об истории / В.О. Ключевский;

сост. и автор вступ. ст. Р. А. Киреева. — Пенза:, 1992. — 205 с.

2.

Песковский, М. К. Д. Ушинский // М. Песковский // Народное

образование в России. - 2000. - № 10. - С.200

3.

Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.

пособие / Б. А. Столяров. — М.: Высшая школа, 2004–216 с.

4.

Примерная

основная

образовательная

программа

образовательного

учреждения. Начальная школа/(сост.Е.С.Савинов).-М.: Просвещение,2010.- С.16-20-

(Стандарты второго поколения).

3