Напоминание

Сборник игр для формирования коммуникативных умений у детей двух-трех лет

Автор: Баженко Анастасия Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж"
Населённый пункт: Г.Каменск-Уральский
Наименование материала: сборник игр
Тема: Сборник игр для формирования коммуникативных умений у детей двух-трех лет







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Сборник игр для формирования коммуникативных умений у

детей двух-трех лет

Исполнитель

Баженко Анастасия

Сергеевна

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

группа 431

Каменск-Уральский

2021

1

Содержание

Введение……………………………………………………………………………53

Сборник игр для формирования коммуникативных умений у детей двух-трех

лет………………………………………………………………………………….61

Заключение…………………………………………………………………………75

Список использованных источников………………………………………........76

2

Введение

Материалы данного сборника актуальны, так как в дошкольной

образовательной организации

(ДО) с учетом требований Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования

(ФГОС ДО) предполагается осуществление работы, одной из задач которой

является обеспечение развития всех компонентов речи.

В ФГОС ДО большое значение уделяется становлению общения детей,

формированию коммуникативной деятельности на протяжении всех этапов

дошкольного детства [1].

В дошкольном возрасте общение ребенка со сверстниками, с первых

моментов проявления (второй и третий год жизни), становится обязательным

условием полноценного формирования его личности. Все большее место в

жизни дошкольника начинают занимать другие дети. Потребность ребенка в

общении со сверстниками оформляется в раннем возрасте, в дошкольном

возрасте она уже становится одной из главных.

Отечественные психологи отмечают, что именно в возрасте 1-3 года

имеются

богатейшие

возможности

для

развития

коммуникации

со

сверстниками, так как ребенок способен выделять сверстника как социальное

существо,

у

него

возникает

интерес

к

ровеснику,

ему

важно

доброжелательное внимание к себе, он осознаёт и познаёт себя посредством

отражения в человеке своего возраста. Следовательно, данный возраст

благоприятен для овладения базовыми коммуникативными умениями.

Общение и взаимодействие дошкольников осуществляется в различных

видах

деятельности,

в

том

числе

и

игровой.

Развитие

качества

коммуникативных умений в возрасте двух-трех лет связано не только

непосредственно

с

общением

взрослого,

но

и

с

включенностью

в

практическую деятельность. По освоению предметов – появляется активная

речь, а именно она и становится главным способом общения с взрослыми и

сверстниками;

добавляется

не

только

коммуникативная,

но

и

3

систематизирующая функция речи, когда ребенок осмысливает инструкцию

взрослого, выполняет его требования. Возникает ситуативная речь, понятная

исходя из контекста ситуации, в которой включены собеседники. Затем

появляется и описательная речь и ребенок оказывает воздействие с помощью

речи на себя и взрослого. Отражает опыт и речь при взаимодействии ребенка

с окружающим, произнося не только предметы, но и действия, желания,

предложения. Формирование у детей слушания и понимания рассказов,

стихов, литературных произведений повышает опыт ребенка, помогает

запомнить социальный опыт.

Основные задачи социально-коммуникативного развития детей 2-3 лет:

1. Создавать благоприятные условия для развития элементарных форм

самосознания ребенка; продолжить формировать представление о себе

(внешний

вид,

собственные

желания);

развивать

стремление

к

самостоятельному выполнению действий;

2.

Развивать

способность

адекватно

реагировать

на

различные

жизненные ситуации;

3. Воспитывать положительное отношение к родным; учить выражать

свои чувства любви к маме, папе, другим членам семьи ласковыми словами

(мамочка, папочка, мама, интонацией, улыбкой, предложением помочь,

заботой (от-дохни, бабушка, ласковыми жестами и действиями (погладить по

голове, поцеловать, принести нужную вещь, встретить, провести);

4. Способствовать развитию социального поведения и речи как средства

общения со взрослыми и сверстниками;

5. Расширять представления о ближайшей социальной среде – семье и

отношениях в семье (связь разных поколений в семье – мама и папа, братья и

сестры, бабушки и дедушки); воспитывать уважение, взаимную заботу друг о

друге;

6.

Воспитывать

доброжелательное

отношение

к

сверстникам,

незнакомым

детям;

учить

инициировать

установление

контактов

со

4

сверстниками; играть вместе (играя с игрушками, выполняя одно и то же

действие, подражать игровым действиям другого ребенка;

7. Способствовать общению с незнакомыми людьми разного возраста;

формировать умение знакомиться с ними;

8. Привлекать к отражению взаимоотношений между людьми в игровой

деятельности; учить подражать действиям своего пола: девочка – мама,

мальчик – папа (в самостоятельной игре, отображать сюжет, выполнять две-

три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль):

по предложению взрослого, без показа, в самостоятельной игре;

9. Углублять знания о правилах общения, развивать умение благодарить

за услугу, помощь, отвечать на приветствия, просить об услуге, а не мешать

другим;

10. Создавать условия для ориентирования в понятиях «хорошо» и

«плохо»;

прививать

привычки

культурного

поведения;

формировать

способность к морально-этическим оценкам собственных поступков и

поступков других людей (5, с. 241).

Показатели социально-коммуникативного развития детей 2-3 лет:

1. Имеет элементарные представления о себе (называет свое имя,

выражает свои желания); стремится самостоятельно выполнять действия – «я

сам»;

2. В разных жизненных ситуациях проявляет различные эмоции и

чувства (нежность, любовь к ближнему, сострадание, жалость, обида, гнев,

боязнь);

способен понять эмоциональные состояния взрослых и детей (радость или пе-

чаль);

3. Отличает в социальном окружении значимых родных, близких от

незнакомых людей; использует различные способы общения (речь, жесты,

мимика) со взрослыми и сверстниками;

5

4. Имеет представление о своей семье, знает имена родных (мамы,

папы, брата, сестры, бабушки, дедушки) относится ко всем членам семьи с

уважением и любовью;

5. Проявляет готовность играть со сверстниками; доброжелательно

относится к ним;

6. К незнакомым людям относится с интересом, изъявляет желание

познакомиться с ними;

7. Отражает в игровой деятельности взаимоотношения между людьми;

по предложению взрослого и в самостоятельной игре выполняет два-три

последовательных действия (делает как мама, как продавец);

8.

Осознает,

что

взрослый

является

организатором

совместных

действий, помощником, образцом;

9. Придерживается элементарных правил культурного поведения

(благодарит за услугу, помощь, просит об услуге) ориентируется в понятиях

«хорошо» и «плохо»;

10. Оценивает поведение других людей, героев знакомых произведений

(«хороший», «плохой», исходя из конкретной ситуации (Маша угостила

конфе-той – она хорошая; Саша ударил котика – он плохой) (6, с. 190).

В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со

сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение

сверстников на равных, поэтому дети стремятся заинтересовать собой,

привлечь внимание сверстника, чутко отзываются на любое действие

сверстника. Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к

другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.

В целях развития общения детей взрослый помогает ребенку увидеть в

сверстнике

человека,

организует

совместные

игры

детей,

учит

доброжелательному

общению,

поощряет

привлечение

внимания

к

сверстникам, называние по имени, ласковые слова и т.п.

Одной из эффективной формы работы в данном возрасте является игра.

В раннем возрасте (1–3 года) создаются условия для зарождения особого вида

6

детской деятельности — процессуальной игры. Она основана на предметных

действиях, которые осваивает ребенок, а также стремление подражать

деятельности взрослых.

Первая младшая группа характеризуется как период развития сюжетно-

отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. В

начале года игры детей непродолжительны (3–6 минут), но постепенно, при

условии правильно организованного педагогического руководства игры

становятся более длительными (8–10 минут) [4].

В

играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то,

с каким-то предметом (ребенок готовит еду на игрушечной плите, купает

куклу в тазике). О первых проявлениях игры можно судить в том случае, если

ребенок

начинает

использовать

предметы-заменители.

Как

правило,

возникновению предметной игры способствует показ отдельных действий

взрослым, а потом перенос ребенком этих же действий на другие предметы и

ситуации [7].

Главной задачей педагога является формирование у детей двух-трех

лет

игровых

умений,

способствующих

становлению

самостоятельной

сюжетной игры. Только в случае организации процесса игры по принципу

решения конкретных игровых задач, она будет иметь развивающий характер.

У детей 2-3 лет начинается период активного развития социальных

навыков. Для

развития

коммуникативных

навыков

целесообразно

использовать общение со взрослыми и игры со сверстниками

.

Общение с

родителями и педагогами в этот период носит ситуативно-деловую форму.

Ребенок открыт для коммуникации, особенно с родными. Незнакомых людей

принимает в игру или общение после некоторого периода времени.

Дети 2-3 лет, как правило, безразличны к успехам сверстников.

Сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка: малыш как бы

не замечает его действий и состояний. В то же время присутствие сверстника

повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Ведущая роль в

7

организации игр принадлежит воспитателю. Именно взрослый помогает

ребенку выделить сверстника и увидеть в нем «другого ребенка».

Материалы данного сборника способствуют решению задач социально-

коммуникативного развития:

- формирование доверительных отношений между педагогом и ребенком,

между детьми;

-освоение норм и правил поведения и общения в коллективе;

-укрепление чувства доверия и взаимопонимания.

Работа воспитателя реализуется в шесть этапов:

1.

Внимание к другому и игры в парах (сентябрь).

2.

Игры с общими действиями (октябрь-ноябрь).

3.

Игры с общей ролью для всех детей (декабрь-январь).

4.

Игры с ведущими (январь-февраль).

5.

Общие игры с предметами (март-апрель).

6.

Игры-драматизации (май).

Для

успешной

работы

по

реализации

всех

этапов

необходимо

соблюдать следующие правила:

-активное использование игр в режимных моментах (физкультминутка,

прогулка, зарядка) в течение учебного года;

-разучивая новую игру, повторять уже знакомые игры;

-участие в игре каждого ребенка должно быть добровольным;

-важно заинтересовать ребенка, вовлечь в игру, обратить внимание

малыша на сверстников, чем они занимаются, рассказать, как интересно это

делать вместе;

-не нужно заставлять ребенка четко выполнять предложенное задание,

нужно поощрять инициативу малыша;

-нужно хвалить ребенка за любое выполненное действие.

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие

на развитие коммуникативных умений детей 2-3 лет, необходимо иметь

полное

представление

об

уровне

их

сформированности.

Для

этого

8

целесообразно

использовать диагностику

развития коммуникативных

умений в первой младшей группе (от 2 до 3 лет) ДОО.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым

ребенком

необходимыми

навыками

и

умениями

по

образовательным

областям:

1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь

взрослого не принимает;

2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые

параметры оценки;

3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной

помощью взрослого;

4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью

взрослого все параметры оценки;

5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1.Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям

сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со

сверстниками и взрослым.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: фиксировать характер игровых действий ребенка.

2.Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным

качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Колобок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что случилось с Колобком? Кто его обхитрил? Какая Лиса?»

Метод: наблюдение.

Материал: ситуация встречи \ прощания со взрослым.

Форма проведения: индивидуальная.

9

Задание: «Посмотри, к нам пришел гость. Что нужно сказать?»

3.Слушает

стихи,

сказки,

небольшие

рассказы

без

наглядного

сопровождения.

Методы: наблюдение.

Материал: сказки для восприятия детьми.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Слушайте внимательно сказку „Колобок"» [8].

В процессе работы необходимо отражать данные наблюдений за

проявлениями речевого развития детей.

Данный сборник может быть использован в ДОО в рамках

реализации примерной основной образовательной программы дошкольного

образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, а

также «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой.

10

Сборник игр для формирования коммуникативных умений у

детей двух-трех лет

1.

Внимание к другому и игры в парах (сентябрь)

Задача: организовать «встречу» детей друг с другом, помочь ребенку

«увидеть» сверстника. Установлено, что дети, не умеющие и не желающие

общаться,

очень

редко

смотрят

в

лицо

друг

другу.

Их

внимание

сосредоточено в основном на том, как сверстник играет. Действия педагога:

расположить рядом с собой несколько детей (посадить кого-то на колени,

если в этом есть необходимость), разговаривать с одним из детей, привлекая к

нему внимание другого, предлагая посмотреть на его лицо, в глаза, назвать по

имени.

Коготки-царапки!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым,

налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с

речевой инструкцией.

Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает

котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной

рукой другую.

- У белого котенка

-Мягкие лапки.

На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы – котенок

«выпускает» коготки-царапки.

-Но на каждой лапке

-Коготки-царапки!

Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как

ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре:

педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать

ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем

11

педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога,

затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.

«Кто пришел к нам в гости?»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать

доброжелательное отношение детей к сверстникам; учить общению.

Ход игры.

Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и

договаривается с ними о том, что они будут изображать животных,

которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных

они будут изображать. Дети встают в круг. Гости по очереди входят

в круг.

Взрослый говорит детям: «Посмотрите, кто к нам пришел? Какие у

него глазки, как он красиво движется и т.п.»

Детям необходимо догадаться, кто к ним пришел и какое у него

настроение.

«Коза рогатая»,

Цель: Обучение детей узнавать козу на картинке, понимать содержание

потешки.

Ход игры.

Взрослый

демонстрирует

детям

картинку

с

изображением

козы,

обращает внимание на рожки, затем предлагает поиграть в игру.

Дети стоят перед взрослым. Взрослый, выставив указательный и мизинец,

идет к детям, приговаривая:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами,

Глазками хлоп-хлоп.

Ножками топ-топ,

Кто молока не пьет,

Кто каши не ест,

12

Того забодает, Забодает, Забодает.

Топает ногами.

Ритмично соединяет большой палец с плотно прижатыми оставшимися

пальцами.

Грозит указательным пальцем.

Выполняет «бодающие» движения, дети убегают.

Рекомендации. В эту игру можно играть с младенцем, положив малыша на

покрывальце. Взрослый выполняет движения пальцами по телу ребенка.

2.

Игры с общими действиями (октябрь-ноябрь)

Задача: Начиная со 2 этапа, использовать так называемый ритуал

приветствия. Его задача — настроить детей на совместную игровую

деятельность, сплотить коллектив. В качестве ритуальных приветствий

используются логоритмические игры, содержание текста которых вызывает у

детей позитивные эмоции и призыв действовать совместно.

Данный этап

является центральным этапом метода. Особое место во взаимодействии детей

занимает подражание друг другу. На фоне сходства каждого ребенка ярко

выступает его индивидуальность.

«Здравствуйте, ладошки»

Цель: формирование контроля за движениями, развитие способности

концентрировать внимание; развитие умения различать части своего тела.

Ход игры.

Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают

ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! (топают ногами)

Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают

пальчиками по щечкам)

13

Пухленькие щечки!

Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос

указательным пальцем)

Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой)

Здравствуйте!

«Доброе утро!»

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе;

снятие эмоционального напряжения, психологического барьера с помощью

тактильных ощущений (прикосновений).

Ход игры.

Воспитатель напевно произносит текст:

Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев) Вы проснулись?

(хлопки в ладоши)

Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа) Ты проснулся?

(хлопки в ладоши)

Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек) Вы

проснулись? (хлопки в ладоши)

Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ) Ты проснулся?

(хлопки в ладоши)

Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики») Вы

проснулись? (хлопки в ладоши)

Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику) Ты

проснулся? (хлопки в ладоши)

14

Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки

наверх, потянулись)

«Познакомь с соседом справа»

Цель: создать

доверительную

обстановку

в

группе;

формировать

положительное отношение к любому члену группы.

Ход игры.

Ддети сидят по кругу. Каждый ребенок по очереди называет имя

сверстника, сидящего справа, и передает ему мяч.

3.

Игры с общей ролью для всех детей (декабрь-январь)

Задача: научить ребенка принимать на себя ту или иную роль. В играх

данного этапа важна роль взрослого, который организует игру, показывает

определенные действия и учит их выполнять. Такие игры способствуют

формированию волевых качеств личности ребенка.

«Куклы пляшут»

Цель:

учить выполнять игровые действия по очереди; воспитывать

самостоятельность, воспитывать доброжелательные отношения детей друг к

другу,

организовывать поведение детей в совместной деятельности, учить

пользоваться общими игрушками, передавая их друг другу.

Ход игры: воспитатель показывает стол, на котором расположены куклы.

«Смотрите, какие куклы пришли сегодня поиграть с нами!»-говорит

воспитатель, стараясь привлечь внимание к новым игрушкам. -Таким

нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не

умеют. Они маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними».

Взяв куклу, взрослый показывает, как можно с ней танцевать. Потом он

подзывает детей (от одного до трёх), предлагает каждому выбрать куклу.

Дети вместе с куклами выполняют плясовые движения. Под конец куклы в

руках детей раскланиваются.

15

«А теперь, - говорит взрослый, - подумайте, кому передать свою куклу».

Малыши передают кукол тем, кто ещё не плясал. Игра продолжается до тех

пор, пока все дети не попляшут с куклами.

Игра может проводиться как под музыкальное сопровождение, так и под

пение взрослого.

«Прячемся от дождика»

Цель: стимулировать подражание сверстникам, развивать стремление

находится вместе.

Материал: зонт

Ход игры: педагог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт,

и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами: На

прогулку вышел дождик. Кап-кап-кап! Кап-кап-кап! /движение пальчиков о

ладошку/ Не промочат дети ножки. /поднимают ножки/ Всех их зонтик

соберет, /открывает зонтик и крутит его/От дождя убережёт. /все прячутся от

дождя под зонт/ Педагог комментирует: «Все-все-все сюда. И Люда, и Света,

и Владик… Все здесь… Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под

зонт».

«Разноцветные клубочки»

Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и

достигать общего результата.

Материал: корзина с разноцветными клубочками.

Ход игры:педагог показывает корзину и произносит слова:

Разноцветные клубочки

Укатились от ребят. – высыпает клубочки

Будем мы сейчас клубочки

Все в корзину собирать.

Ты клубочек отыщи - подходит к каждому ребенку и

16

И в корзину положи. обращается к каждому ребенку.

Когда клубочки собраны, педагог показывает детям полную корзину и

говорит, называя всех детей: «Лена собирала, Валя собирала… Все дети

собирали. Много разных цветных клубочков».

4.

Игры с ведущими (январь-февраль)

Задача: учить детей к деловому сотрудничеству. Дети учатся действовать

не одинаково, в соответствие с ролью — ведущий, участники. Многие

малыши,

оказавшись

в

роли

ведущего,

становятся

застенчивыми,

нерешительными, а иногда даже отказываются от действий. Преодоление

подобных внутренних барьеров является необходимым условием воспитания

самостоятельности, решительности.

«Поезд»

Цель: учить двигаться в определенном направлении, согласовывая

действия

с

другими

детьми,

вселять

чувство

уверенности

в

свои

возможности, побуждать к самостоятельным действиям.

Ход игры : взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом.

Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый паровоза. Паровоз дает гудок и

поезд начинает движение вначале медленно, а затем всё быстрее и быстрее.

Дети двигают руками в такт словам «чу-чу-чу».

Варианты игры: Роль паровоза выполняет ребенок.

Детям предлагают выйти на остановку, где они играют и собирают цветы

и т. п.

Игра может проводиться под пение песенки:

Вот поезд наш едет, Кто хочет слезать?

Ребят он повез Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Колеса стучат, Вставайте, ребята,

17

Далеко-далеко. Бежит паровоз

А в поезде этом Пойдемте гулять!

Но вот остановка, Далеко-далеко.

Ребята сидят.

После этих слов дети разбегаются по группе или участку. По сигналу

взрослого они встают друг за другом, изображая вагончики.

«У птички болит крылышко»

Цель:

способствовать

формированию

у

детей

умения

любить

окружающих.

Ход игры: Один из детей превращается в птичку, у которой болит

крылышко. Он старается показать, что он грустит. Воспитатель предлагает

ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который

надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами:

«Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-

котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

«Бабушка Маланья»

Цель: развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;

создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения

и эмоциональной близости.

Ход игры: Дети берутся за руки и встают в круг. Воспитатель,

изображающий Маланью встает в центр круга. На нее можно надеть фартук

или платочек. Ребята идут по кругу и поют веселую песенку: У Маланьи, у

старушки, Жили в маленькой избушке Семь сыновей,

Все без бровей.

(Закрыть брови руками) Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с

такими усами, С такой головой, с такой бородой. (всё это показывают)

Ничего не ели, Целый день сидели, (присаживаются на корточки) На неё

18

глядели и делали вот так… Затем дети повторяют за Маланьей любое

смешное движение, которое покажет ребенок. (Рожки, длинный нос, прыжки,

танцевальные движения, приседания, погрозить пальцем, в шутку заплакать

и пр.)

5.

Общие игры с предметами (март-апрель)

Задача: научить детей совместным играм с использованием предметов;

учить

выражать

свои

желания

и

выслушивать

желания

другого,

договариваться; учить видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право

обладания игрушкой, партнера по игре.

«Вместе играем»

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с

другом. Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик –

вагончик, машинка – кубики).

Ход игры: Воспитатель раздает детям игрушки, расставляет детей

парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей

выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением

каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя

каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл

с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики

в машине».

6.

Игры-драматизации (май)

Задача: погрузить детей в общие переживания; активное общение детей с

игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей сказок,

рассказов. Игрушки лучше подбирать небольшие и обязательно соразмерные

друг с другом. Начать игры данного этапа лучше всего с показа хорошо

известных малышам и любимых ими сказок с простым сюжетом.

19

«Колобок».

(Театр на руке - пальчиковый)

Цель: Создать эмоционально – положительный климат в коллективе.

Материалы: Связанные на пальчик герои сказки (заяц, волк, медведь,

лиса, дед, бабушка, колобок) и декорации дома и леса.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, разучивание слов

героев сказки.

Ход игры: Играет 7 детей, ведущий взрослый. Воспитатель помогает

распределить роли и определяет очередность выступления героев

Игровые действия: Игра начинается в доме. Бабушка испекла колобок. Он

покатился в лес. Там встретил зайца, волка, медведя и от всех он укатился.

Одна лиса его обманула и съела.

Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя.

«Про девочку Машу и зайку Длинное Ушко»

(Игра –инсценировка)

Цель. Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все

малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно

произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой).

Ход игры. Предлагая вниманию детей игрушки, рассказать детям

примерно такую историю: « В детский сад Машу приводила мама. Когда

мама уходила, Маша иногда плакала.

Однажды к плачущей Маше подошёл Зайка – Длинное Ушко.

- Ты любишь свою маму? – спросил Зайка.

- Люблю.

- А почему плачешь?

- Не хочу, чтобы мама уходила.

- Плохо! Очень плохо! – сказал Зайка.

- Что плохо? Почему плохо? – удивилась Маша и перестала плакать.

20

— Ты плачешь, мама огорчается. Она думает, что ты плачешь целый день.

Мама нервничает, не может хорошо работать, всё о тебе думает. У неё

начинает болеть голова, поднимается температура. И мама тоже начинает

плакать.

— Ой, — испугалась Маша. – Что же делать?

— Завтра, прощаясь с мамой, скажи ей: «До свидания, мамочка. Я не буду

плакать».

Появляется Медвежонок. Он плачет: « Э-э-э ». Дети спрашивают: « Что

случилось? Почему ты плачешь? »

« Мама ушла на работу, — говорит Медвежонок. – Она не может остаться со

мной. Мама лечит заболевших медвежат. Её ждут на работе.»

Дети, как умеют, объясняют Медвежонку, что нельзя плакать и огорчать

маму. Учат его прощаться с мамой.

Далее дети помогают Зайке – Длинное Ушко «воспитывать» лисёнка,

котёнка и тигрёнка, рассказывают о том, как прощаются утром с мамами

дети, которые ещё недавно горько- горько плакали, боялись, что мамы

забудут их забрать из детского сада. Теперь они не плачут, а при расставании

говорят: « До свидания, мамочка. Мне некогда плакать. Меня ждут друзья и

игрушки».

«Репка»

Цель: формирование интереса детей к совместной игре-драматизации.

Персонажи: Дед, репка, бабка, мышка, Жучка, внучка, кошка.

Оборудование: костюмы героев сказки, ободки с ушками.

Предварительная работа: Чтение сказки «Репка»

Ход : Дай-ка в глазки погляжу,

Сказку деткам расскажу

21

А сказка будет вот про что…

Круглый бок, желтый бок

Сидит на грядке колобок

В земле засел крепко

Конечно, это …..(достает игрушку «Репка»)

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Тогда ставьте ушки на макушке,

будем рассказывать сказку «Репка» вместе.

Решил дед посадить репку.

Сеял дед репку, приговаривал:

-Будь ты, репка, кругла

-будь ты, репка, вкусна

Ребенок – «дед» выполняет действия, как будто сеет. Все дети повторяют за

ним.

Воспитатель: Дождик репку поливает, помогает ей расти (ребенок поливает

из лейки)

Воспитатель: Репка выросла на грядке,

Значит все в порядке

Засела в грядке репка

Крепко-крепко (ребенок в костюме «Репка» садится на стульчик).

Дед старенький, идет не спеша. Все дети повторяют за дедом.

-Ших, Ших.

- Стал дед репку тянуть

-Тянет- потянет, вытянуть не может.

22

Позвал дед – бабку, воспитатель помогает ребенку надеть атрибуты Бабка

встает за дедом, и они начинают тянуть.

Бабка за дедку, дедка за репку: тяну – потянут, вытянуть не могут…. »

« Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку:

тяну – потянут, вытянуть не могут…. »

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тяну – потянут, вытянуть не

могут…. »

« Позвала внучка собачку Жучку.

Воспитатель одевает на ребенка атрибуты.

Ты собачка не лай,

Дай мне лапку дай, дай,

Ты собачка не лай

Лучше хвостиком виляй.

Дети лают, «виляют» хвостиком. Жучка услыхала, сразу прибежала.

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут –

потянут, вытянуть не могут…. »

Позвала Жучка кошку.

Воспитатель одевает на ребенка атрибут.

Воспитатель:

Я кошечка, я кошечка

По двору гуляю

Я мышек ловлю

Я «Мяу» говорю.

Дети ходят, как кошечка и говорят «мяу»

23

Воспитатель: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за

дедку, дедка за репку: тяну – потянут, вытянуть не могут…. »

Позвала кошка Мышку.

Воспитатель:

У маленькой мышки

Розовый носик

И длинный хвостик.

Дети бегают, как маленькие мышки, говорят «пи-пи-пи».

Воспитатель: Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за

бабку, бабка за дедку, дедка за репку:

Так тянули-тянули и всем миром вытянули репку.

Вытянули репку все вместе:

Уродилась репка, крупна

Уродилась репка, вкусна

И в пирог, и кашу

Хороша она.

24

Заключение

Планомерная работа по реализации поставленных задач социально-

коммуникативного развития детей раннего возраста с использованием

представленных игр помогает сформировать у детей раннего возраста

эмоциональное содержательное общение со взрослыми и сверстниками

позволила

добиться

определенных

результатов.

Дети

приобретают

уверенность в себе, обогащают эмоциональную сферу через общение со

взрослым

и

сверстниками,

учатся

действовать

в

коллективе,

договариваться, приобретают начальные знания о нормах и правилах

поведения в обществе, учитывать интересы и чувства другого.

Для успешной работы по формированию коммуникативных умений у детей

двух-трех лет необходимо строить работу по 6 этапам и с соблюдением

определенных правил.

25

Список использованных источников

1.

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного

образования : утвержден приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство

образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г. – Текст:

непосредственный.

2.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» [Текст]: кол. моногр./ под ред. Н.Е.

Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика-Синтез,

2015. – (ФГОС).

3.

Комплексная

образовательная

программа

дошкольного

образования

«ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. —

СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с. –

Текст: непосредственный.

4.

Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой

младшей группе детского сада. / Н. Ф. Губанова. – Москва: Мозаика-

Синтез, 2012, - 130 с. – Текст: непосредственный.

5.

Мамайчук, И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика

наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра / И. И. Мамайчук. –

СПб. : Питер, 2015. – 432 с. –Текст: электронный//

6.

Обухова Л, Ф. Детская психология / Л. Ф. Обухова. – Москва : Российское

педагогическое агентство, 2013. – 374 с.

–Текст: электронный//

7.

Павлова, Л. Н., Волосова, Е. Б., Пилюгина, Э. Г. Раннее детство:

познавательное развитие. Методическое пособие / Л. Н. Павлова, Е. Б.

Волосова, Э. Г. Пилюгина. – Москва : Мозаика-Синтез, 2004, - 152 с. –

Текст: непосредственный.

8.

Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (с 2 до 3

лет) дошкольной образовательной организации на 201_/1_ учебный год /

26

[авт.-сост. Верещагина Наталья Валентиновна]. - Санкт-Петербург :

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 14, [1] с. : табл. ; 2 усл. печ. л. - (Разработано в

соответствии с ФГОС).–Текст: электронный//

27

28