Автор: Бакаева Роксана Нурбиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "СОМК" Фармацевтического филиала
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Работа куратора в условиях дистанционного обучения
Роксана Нурбиевна Бакаева, преподаватель дисциплины
Экономика организации , куратор 202 учебной группы
Фармацевтического филиала ГБПОУ «СОМК»
Работа куратора в условиях дистанционного обучения.
Закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с
обучением, является одним из компонентов образования, суть которого
заключается в развитии личности обучающегося. Личность студента можно
рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов,
поскольку, у многих студентов психологический возраст намного отстает от
физиологического. У многих еще требуют развития социальная и
гражданская позиция, коммуникация, творческие способности,
самовыражение. Студент продолжает развиваться как субъект учебной
деятельности, и его роль как активного участника собственного образования
еще не до конца осознана.
Неслучайно роль преподавателя, преподавателя-куратора студенческой
группы в процессе обучения и воспитания молодежи в настоящее время
важна и значительна, как никогда. Выступая в роли наставника молодежи,
куратор призван помогать студентам адаптироваться в колледже, знакомить
ребят с традициями образовательной организации в учебной, научной,
спортивной и общественной деятельности.
Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога
и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к
студенческой аудитории, друг к другу. От того, насколько куратор сам по
себе личность, насколько серьезно он относится к своей дополнительной
нагрузке, зависит очень многое. Работа куратора сегодня должна
быть направлена на решение приоритетной задачи воспитания в СПО –
создание оптимальных условий для саморазвития личности студента.
Очень важно обеспечить включенность каждого студента в деятельность,
что достигается с помощью создания соответствующей обстановки. Во-
первых, целесообразно изменить традиционно сложившуюся организацию
пространства учебного взаимодействия, организовать так общение, чтобы
каждый имел возможность высказаться, принять участие в групповой
работе. Во-вторых, куратору необходимо демонстрировать и проявлять
крайнее внимание к высказыванию каждого студента, стимулировать
самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное
мнение, не давая односторонних оценок. Особенность кураторской
деятельности заключается в том, что куратор одновременно является и
субъектом деятельности, и ее объектом. Это позволяет ему ставить перед
собой личные цели саморазвития и достигать их в процессе деятельности.
Эти цели связаны с формированием педагогических и управленческих
способностей.
Куратору необходимо владеть всеми стилями педагогического общения,
гибко меняя их в зависимости от ситуации. Главное правило куратора “не
навреди”.
Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации
фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у
обучающихся системы отношений к окружающему миру. Независимо
от формы проведения классного часа, в ходе мероприятия планируется
коллективная жизнь группы, внеурочные занятия, служащие для подготовки
того или иного коллективного творческого дела, и само дело
(воспитательное мероприятие).
Куратор в ходе планирования внеурочной деятельности, подготовки и
реализации классного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее
рационально и грамотно организовать интеллектуальное и психологическое
воспитание: определение целей и задач; выбор формы воспитательной
работы; определение жанра и название мероприятия; создание
психологического настроя; предварительная подготовка; проведение самого
мероприятия; педагогический анализ. Темы составляются организаторами и
в ходе учебной деятельности каждый месяц проводятся классные часы.
Стоит отметить, что поддержка куратора является стимулирующим
толчком для обучения, так как, затрачивая большое количество сил,
работоспособность студентов снижается, что, конечно же, сказывается на
успеваемости группы. Кураторы групп поддерживают связь со студентами и
преподавателями, согласовывая время отработок, консультаций.
Рассматривая образовательную сферу, стоит отметить, что в 2020-2021
учебном году пришлось столкнуться с определенными трудностями.
Началась пандемия, и Фармацевтический филиал ГБПОУ был вынужден
провести
переход
на
дистанционное
образование
и
осуществлять
образовательный
процесс
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий. Воспитательный процесс продолжался в
формате дистанционного обучения. Приходилось быстро осваивать новые
программы для связи.
Работа
куратора
в
условиях
дистанционного
обучения
стала
связующим звеном между студентами и преподавателями. Проведение
внеучебных мероприятий, таких как классные часы, также как и обучение,
усложнилось текущей ситуацией - приходилось собирать студентов с
помощью коллективного обращения в одном из групповых чатов, а также
обращаться, непосредственно, к старосте группы.
В
процессе
дистанционного
обучения
использовались
такие
платформы
как
Skype,
ZOOM,
WhatsApp.
Так
были
проведены
родительские собрания, классные часы (как организационные,
так и
тематические) и другие мероприятия.
Например, в курируемой группе были проведены тематические
классные
часы
на
тему:
«Устав,
Правила
внутреннего
распорядка
обучающихся
ГБПОУ
«СОМК»;
«ФЗ
№114-ФЗ
О
противодействии
экстремистской деятельности»;
«Профилактика дорожно-транспортного
травматизма»;
«Профилактика
коронавируса»;
«Профилактика
распространения ВИЧ-инфекции»; «ФЗ №54 о собраниях, митингах,
шествиях демонстрациях..»;
«Беседа об административной и уголовной
ответственности о правонарушениях»; «Урал многонациональный».
Невозможность реального общения на данный момент создавала угрозу
нерешенности проблем обучающихся, поэтому куратор группы, собирая
студентов на классный час, выслушивал все проблемы, предложения и уже в
онлайн режиме их решал, связывая определенного преподавателя со
студентом, либо созваниваясь лично, решая вопрос.
Работа куратора, несомненно, тяжелый труд. Из-за сложившейся
эпидемиологической ситуации нагрузка значительно увеличилась, так как
приходилось
осваивать
новые
программы,
работать
с
электронными
документами, но ответственность и любовь к своему делу превзошли
возникнувшие
трудности.
Процесс
обучения,
контроля
над
группой
осуществлялся постоянно как в очном формате, так и в дистанционном.
Список использованных источников
1.Т.П.Царапина, Т.А.Ульрих, И.В.Никулина «Эффективная организация
кураторской деятельности», Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2010.-147с.
2.
.
.
«
Е П Милойчикова
Об
аспектах
работы
куратора
учебного
» //
заведения
среднего профессионального образования
СПО
(
), 2012. №3.
.83-86.
приложение
С