Автор: Черниенко Анастасия Александровна
Должность: студентка
Учебное заведение: МГПУ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: доклад
Тема: Психологическая сепарация от родителей
Психологическая сепарация от родителей
Проблема психологической сепарации сегодня затрагивает многие
сферы жизни и деятельности человека и рассматривается в первую очередь в
контексте детско-родительских отношений как необходимый атрибут
взросления, становления личностной автономии. В психологической
литературе под сепарацией (от лат. separates — «отдельный»)
подразумевается отделение, а в аспекте межличностных отношений —
расставание с человеком, с которым установлены отношения доверия. В
частности, это отделение взрослого ребёнка от родительской семьи, его
становление как самостоятельной и независимой личности.
Изучению проблемы сепарации от родителей посвящены исследования
таких зарубежных авторов, как Р. Джосселсон 1980; Д. Хоффман, 1984; М.
Эллисон, Р. Сабателли, 1988; Р. Райан, Дж. Линч, 1989; Д. Лапсли и сотр.,
1989, 1999, 2002; А. Баррера, 2011.
В отечественной психологии в последние десятилетия учёные
направили своё внимание на изучение отдельных аспектов данной проблемы.
В большинстве отечественных публикаций перечисляются
клинические сложные случаи, связанные с проблемной сепарацией,
описываются типы детско-родительских отношений в процессе семейной
сепарации (А.Я. Варга, 2009; Т.Ю. Садовникова, 2009; Н.М. Манухина, 2011;
Т.И. Сытько, 2014; В.П. Дзукаева, 2016). При этом недостаточно внимания
уделяется вопросу изучения социально-психологической природы этого
явления, нет чёткого осмысления динамики сепарационных процессов,
отсутствует единое определение понятия сепарации.
Одной из актуальных остаётся проблема изучения возрастных этапов
сепарации. В зарубежной психологии этапы прохождения сепарации
наиболее полно представлены в психоаналитическом направлении через
периодизацию развития личности (М. Малер, Б. Файн, А. Фрейд, М. Кляйн,
Д. Винникотт, Дж. Боулби, X. Кохут, П. Блос, О. Кернберг). Большой вклад в
решение данной проблемы вносят и труды отечественных учёных,
посвящённые вопросам периодизации психического развития, возрастным
кризисам (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович,
Л.Ф. Обухова, В.И. Слободчиков).
Опираясь на отечественные и зарубежные теории периодизации
развития личности, можно выделить особенности протекания сепарационных
процессов на каждом возрастном этапе, отдельно рассматривая ярко
выраженные кризисы.
Новорождённость и младенчество. Период от рождения до трёх
месяцев рассматривается учёными как период полного слияния ребёнка с
матерью. Ребёнок ещё не способен дифференцировать себя как отдельную
личность. По мнению А. Фрейд, важным фактором сепарации на этом этапе
является формирование «первичных отношений с матерью по опорному
типу», эмоционально окрашенная энергетическая наполненность
материнского образа. Сепарационный кризис нарастает к окончанию
младенческого периода (кризис одного года). Как указывает Л.С. Выготский,
происходит разделение предметной и социальной среды, что приводит к
субъективации желаний. На первый план выдвигаются желания самого
ребёнка, при этом разрушается прежняя парадигма «мы». Исследователи
выделяют следующие кризисные проявления в поведении ребёнка:
упрямство, отказ подчиняться взрослым, особая чувствительность к
наказанию, непереносимость слов «нет», «нельзя», противоречивость в
поведении. М. Малер характеризует этот этап (9–15 месяцев) как субфазу
практики, в которой двигательные возможности ребёнка растут, позволяя ему
постигать окружающий мир и удаляться от матери. Необходимым ресурсом
является нарциссическая подпитка матери, что формирует у ребёнка
полноценную адекватную самооценку, закладывает фундамент уверенности,
самодостаточности и в то же время сглаживает протестность в поведении.
Раннее детство. Через предметное освоение, приобретение навыков
использования предметов ребёнок продолжает решать сепарационные
задачи, настаивая на своём праве действовать с предметами так, как хочется
ему. Ребёнок постигает мир предметов, в котором он всё ещё зависит от
матери, но уже экспериментирует со свободой. М. Малер характеризует
данный этап как субфазу воссоединения. Агрессивные импульсы ребёнка
направлены на матьона — объект ненависти и любви, с ней разрешается
конфликт противоречивых устремлений, которые направлены на способность
и возможность отделиться (движение «к» матери и «от» матери). Можно
сказать, что сепарационная активность разворачивается в потребностно-
мотивационной сфере. Ребёнок вычленяет свои желания, пытается
воздействовать на взрослого через аффекты
Кризис трёх лет. Данный кризис, на наш взгляд, сопряжён с самой
высокой сепарационной активностью. Л.С. Выготский описывает этот кризис
как «семизвездье симптомов» (негативизм, упрямство, строптивость,
своеволие, протестность, обесценивание, деспотизм). Т.В. Гуськова отмечает
характерные симптомы кризиса: стремление к самостоятельности,
нетерпимое отношение к опекевзрослого; острая аффективная реакция на
критику в свой адрес со стороны значимых близких; острая потребность в
оценке взрослого . Как отмечает Д.Б. Эльконин, через позицию «Я сам»
происходит отделение от взрослого . М. Малер считает, что
итогом прохождения всех фаз сепарации — индивидуации (к 2–3
годам) — является интеграция положительных и отрицательных
репрезентаций «Я» и объекта, что ведёт к восприятию ребёнком матери и
себя как целостных и независимых друг от друга существ, обладающих как
хорошими, так и плохими качествами. По мнению М. Малер, это и
определяет психологическое рождение личности.
Младший школьный возраст. Резкая смена социальной ситуации
развития, приобретение нового статуса ученика, другая мера ответственности
— всё это приглушает процессы сепарации в данный период. Однако на
начальном этапе младшего школьного возраста кризис семи лет в полной
мере представлен как кризис взросления. Как отмечает Л.С. Выготский,
желание быть взрослым и соответственно восприниматься сказывается на
появлении в поведении ребёнка гримасничания, манерности, нарочитой
взрослости . К.Н. Поливанова отмечает ряд трудностей во взаимодействии
родителей с ребёнком: у него появляется негативное отношение к правилам,
отрицание родительских требований, нежелание подчиняться . В то же время
усилия ребёнка направлены на приобретение новых знаний, умений, и ему
нужен «надёжный тыл»; взрослый (учитель, родитель) выступает как
носитель опыта, знаний, поэтому в общении с близкими явления негативизма
сглаживаются. В психоанализе на этом этапе происходит крушение иллюзий
относительно родительского могущества (Ф. Тайсон, Р. Тайсон, 1990).
Сепарационные процессы разворачиваются через появляющийся интерес к
другим взрослым, которые наделяются безусловным авторитетом.
Подростковый кризис (12–13 лет). К этому возрасту накоплен багаж
знаний, умений, подросток чувствует свою компетентность в некоторых
сферах и готов всё это применять в отношениях с другими, настаивает на
праве действовать самостоятельно. Подростковый кризис, пожалуй, является
тем рубежом в процессе сепарации-индивидуации, когда отделение от
родителей и приобретение собственной уникальности, целостности
становятся неотъемлемой частью развития личности. Происходит
отчуждение от родителей, от мира взрослых и поиск себя в среде
сверстников. В.С. Мухина отмечает тенденцию отчуждения подростков от
мира взрослых как важную составляющую взросления, «изживания своей
зависимости от родителей и от взрослых в целом». Подросток
противопоставляет себя другим взрослым, авторитет которых теперь не
признаётся. И снова наблюдаются две противоборствующие тенденции в
решении сепарационных задач. С одной стороны, противостояние миру
взрослых, с другой — потребность в принятии, признании взрослыми и
перестройке отношений «на равных», возникновение чувства взрослости
(Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова). В конечном итоге необходимая
интеграция помогает подростку в будущем приобрести умение
противостоять любому авторитету и в то же время выстраивать отношения с
позиции «на равных».
Подростковый возраст (14–17 лет). Процессы сепарации снова
разворачиваются в социальной среде, через сверстников. Это новый этап
социализации, в процессе которого подросток обретает опыт автономного
взаимодействия. А.Е. Личко, М.Р. Гинзбург, В.С. Мухина отмечают
стремление подростка к единению со сверстниками, поскольку именно с
ними он может реализовать себя как личность, самоутвердиться, построить
модель «взрослых» отношений. С одной стороны, прослеживается тенденция
слияния с себе подобными, с другой — желание подчеркнуть свою
уникальность, индивидуальность. Конечная интеграция — рождение
собственной уникальности и в то же время определение своего места среди
других. В психоанализе подростковый возраст рассматривается как период
вторичной сепарации-индивидуации ребёнка, завершением которого
являются отделение от родителей, формирование собственной идентичности
и интеграция личной истории . Юношеский (студенческий) возраст (18–25
лет). На начальном этапе этого возраста сепарационная активность
снижается. Юноша испытывает настоятельную потребность в родительской
любви, заботе. Все эти специфические преобразования отношений
обусловлены социальной ситуацией развития: поступление в средние или
высшие учебные заведения, адаптация к новым условиям, возрастание
требований окружающего мира к студенту как человеку взрослому и
самостоятельному. Преподаватель, родитель, значимый взрослый выступают
в важном качестве наставника, учителя, который поможет овладеть будущей
профессией, освоить опыт автономного поведения. Л.С. Выготский, Е.И.
Головаха, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Д.Б. Эльконин представляют
этот возрастной период как особый этап планирования, построения
целостного замысла жизни, в метафорическом аспекте — это «встреча со
взрослостью». Ю.В. Потапова и И.А. Челядинская рассматривают
юношеский (студенческий) возраст как особый период, когда человек,
достигший взрослости, всё ещё полностью зависит от родителей, получает от
них материальную помощь, нуждается в их поддержке.
отношения возникают внутри каждого вида общественных отношений.
Сепарация от родителей не происходит одномоментно; этот процесс
развернут во времени, включает в себя определённые возрастные этапы, на
каждом из которых решаются специфические задачи взросления.
Наблюдается определённое чередование периодов высокой сепарационной
активности — кризис трёх лет, подростковый кризис, кризис перехода к
ранней взрослости — и периодов низкой сепарационной активности.
Обозначенные ярко выраженные кризисы в полной мере являются кризисами
взросления, или сепарационными кризисами. Разрешение сепарационных
противоречий (сближение — отдаление, движение «к» и «от»), интеграция
разнонаправленных движений на каждом возрастном этапе способствуют
своевременному взрослению, формированию личностной автономии,
способности к сепарации в отношениях с другими, успешной социализации.
Представленная модель позволяет определить специфические задачи
сепарации на каждом этапе, составить концептуальное обоснование
«трудных» периодов развития с точки зрения сепарационной активности,
продумать ряд психолого-педагогических условий для решения
сепарационных задач как в родительской семье, так и в общественных
институтах.