Напоминание

Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Автор: Хвостова Тамара Ионовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" детский сад № 188
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Введение

«Умейте открыть перед ребенком в

окружающем мире что-то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми крас-

ками радуги. Оставляйте всегда

что-то недосказанное, чтобы ре-

бенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В.А. Сухомлинский

Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формирова-

нии личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через со-

здание условий для его развития. По этой причине происходят существенные

изменения и в системе дошкольного образования, меняется содержание и ор-

ганизация образовательной деятельности.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и саморе-

ализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и

инициативы дошкольник. Следовательно, необходимо создавать оптималь-

ные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития

растущей личности. И одним из таких условий является организация позна-

вательно-исследовательской деятельности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к

результатам освоения основой образовательной программы, представленны-

ми в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного об-

разования, мы видим следующие:

ребенок овладевает основными культурными способами деятель-

ности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельно-

сти

игре,

общении,

познавательно-исследовательской

деятельности,

3

конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по

совместной деятельности;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам

людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на

свои знания и умения в различных видах деятельности.

Таким образом, формирование познавательно-исследовательских уме-

ний дошкольников – одна из важнейших задач современной образовательной

практики в рамках новых федеральных государственных образовательных

стандартов, и поэтому, актуальность выбранной темы очевидна.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно

в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает воз-

можность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практи-

куется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных

и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не

только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать

высокого умственного развития.

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментиро-

вать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты дет-

ского поведения. Ребенок рождается исследователем – это его естественное

состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследова-

тельское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое

развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, по-

знавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

4

1.

Особенности познавательно-исследовательской деятельности

старших дошкольников

Для начала определим, что же такое познавательно-исследовательская

деятельность.

Исследовательская деятельность, по мнению А. И. Савенкова, следует

рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности,

порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой актив-

ности и строящейся на базе исследовательского поведения».

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя

собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование

с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает про-

стейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются

сенсорные эталоны.

В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская де-

ятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, в виде ориенти-

ровочных действий опробования возможностей разных новых материалов.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это слож-

ный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процес-

сов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые пред-

ставляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в

себе самом и регулируют его деятельность.

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребно-

сти ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследователь-

ской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преоблада-

ющими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не

только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой ма-

ленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «экспери-

мент».

5

Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы,

выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске

интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как

растет, живет.

Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой при-

роды, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в

стремлении разузнать, подойти, потрогать Дети в этом возрасте уже способ-

ны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы,

как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания.

Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое

(снега и льда – в воду; воды – в лед и т.п.), такие явления природы, как снего-

пад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста

особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, разви-

тие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отноше-

ния к ним человека.

Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое

отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех

вещей. Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний,

умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение зна-

ний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуще-

ствляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества,

сотворчества.

6

2. Описание опыта работы по использованию познавательно-исследова-

тельской деятельности в работе с детьми

старшего дошкольного возраста

Работа по внедрению познавательно-исследовательской деятельности

в образовательный процесс дошкольной образовательной организации была

начата мною в 2015 году в старшей разновозрастной группе «Солнышко».

Работу по познавательному развитию я начала с проведения монито-

ринга по методике «Вопрошай-ка» Н.Б. Шумаковой, для того, чтобы опреде-

лить уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возрас-

та.

Работая над данной темой, определила для себя цель: формирование у

дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы

познания окружающей действительности через организацию поисково-иссле-

довательской деятельности.

Исходя из цели, я определила следующие задачи:

развитие интереса к исследовательскому поиску у детей дошкольно-

го возраста;

создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любо-

пытство, стимулирует стремление к исследованию;

организация работы с родителями по развитию познавательно-иссле-

довательской деятельности дошкольника;

организация предметно-развивающей среды.

Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослых и

детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных

формах:

сюжетно-ролевая игра;

рассматривание;

наблюдение;

беседа;

7

экскурсии;

конструирование;

экспериментирование;

исследовательская деятельность;

проектная деятельность;

развлечения, викторины, конкурсы.

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне

гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.

В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосред-

ственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется ак-

туализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе

игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и за-

крепляет ее. Содержание творческих игр отражает направленность детского

познания.

Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивирован-

ное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисун-

ков, слайдов и т.д. Позволяет формировать у детей наглядные образы знако-

мых и незнакомых предметов.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предме-

тов или явлений окружающего, обогащает представление ребенка, направ-

ляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познава-

тельных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи).

Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой

через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируют-

ся представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализи-

руется личный опыт.

Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предо-

ставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многооб-

разием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, на-

8

блюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и

расширяет познавательные интересы.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в ре-

зультате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в

конструировании заложено познавательное начало: ребенок познает форму,

величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных мате-

риалов.

Экспериментирование

– форма поисковой познавательно-исследова-

тельской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускоре-

ние процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдатель-

ность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопо-

ставлять, делать выводы.

Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-

исследовательской деятельности, направлена на освоение ребенком способов

реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность

расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную

картину мира.

Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять,

исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать ав-

торами своих собственных творческих, а также исследовательских, приклю-

ченческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педа-

гогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в

пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

В своей работе я использую метод макетирования, который позволяет

знакомить детей с миром природы по средством изготовления поделок и ма-

кетов на различные темы.

Развлечения, викторины, конкурсы я рассматриваю как своеобразные

формы познавательной деятельности с использование информационно-раз-

влекательного содержания, в которых предполагается посильное участие де-

9

тей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку,

признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в

других формах познавательной деятельности.

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне

гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.

Согласно утвержденного федерального государственного образова-

тельного стандарта планирование образовательного процесса основывается

на комплексно-тематическом планировании. При разработке и составлении

тематического плана я учитываю возрастные особенности детей, программ-

ные требования и самое главное интересы детей.

Образовательную деятельность по познавательно-исследовательской

деятельности я организую в форме партнерской деятельности взрослого с

детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающе-

го мира, доступное и привлекательное для детей, где они получают возмож-

ность проявить собственную исследовательскую активность.

Планирование и организация работы с детьми идет по трем взаимосвя-

занным направлениям, каждое из которых представлено несколькими тема-

ми:

1. Живая природа (характерные особенности сезонных и разных при-

родно-климатических зонах, многообразие живых организмов как при-

способление к окружающей среде).

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес,

свет, цвет).

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материа-

лы и их свойства, преобразование предметов).

При организации работы с детьми я не забываю о ведущих принципах

развития дошкольников, которые помогают мне продуктивно организовы-

вать познавательно – исследовательскую деятельность:

Принцип психологической комфортности – заключается в снятии

стрессовых факторов;

10

Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой

ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способ-

ностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффектив-

ной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их лич-

ности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помо-

гающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности

воспитанников;

Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познаватель-

ную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной

позиции;

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало

в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им

собственного опыта творческой деятельности;

Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующих-

ся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и само-

развитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая суб-

культура).

Одно из главных условий успешной организации познавательно-иссле-

довательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в

группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени

определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую по-

буждают детей начать действовать с ними, и определяет характер их дей-

ствий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем

поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, по-

скольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие страте-

гии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить

преимущественно исследовательский и творческий характер или характер

воспроизводящий.

11

В моей группе подобрана познавательная литература, дидактические

игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов, конспек-

ты занятий по познавательно-исследовательской деятельности, создан центр

экспериментирования.

Дети работают в уголке экспериментирования не

только в процессе специально организованной деятельности, но и практику-

ют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том,

чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследова-

тельской деятельности.

При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала следую-

щие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, до-

ступность.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу не-

льзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаи-

мопонимания между родителями и педагогом. Мною разработана система

совместных мероприятий: родительские собрания, конкурсы, семейные фото-

выставки. Данная работа позволяет родителям обогатить свои знания о по-

знавательном развитии ребёнка в семье.

Одной из нетрадиционных форм сотрудничества с семьями воспитан-

ников являются встречи в клубе «Почемучки». Целью которого является —

обмен опытом родителей и педагогов об организации детского эксперимен-

тирования в группе ДОУ и в семье.

Своим опытом по познавательно-исследовательской деятельности я ак-

тивно делюсь с коллегами на педсоветах, семинарах. Являюсь активным

пользователем сети интернет, где размещаю свои методические наработки в

области познавательного развития детей дошкольного возраста.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально

организованная познавательно-исследовательская деятельность позволяет на-

шим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах

или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффектив-

12

ным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность до-

школьников, развивая их познавательную активность.

Заключение

13

В соответствии с ФГОС ДО познавательная деятельность, является

основным видом деятельности в детском саду, на ряду с игровой, коммуника-

тивной, музыкальной, двигательной и изобразительной.

Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значе-

ние в развитии личности ребенка, в процессе которой идет обогащение памя-

ти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспе-

риментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекциониро-

вание развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет зна-

ния, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской

деятельности. Идет формирование всех начальных ключевых компетентно-

стей.

Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а це-

лостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько

научить ориентироваться в её потоке.

14