Автор: Хвостова Тамара Ионовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" детский сад № 188
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Введение
«Умейте открыть перед ребенком в
окружающем мире что-то одно, но
открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми крас-
ками радуги. Оставляйте всегда
что-то недосказанное, чтобы ре-
бенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В.А. Сухомлинский
Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формирова-
нии личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через со-
здание условий для его развития. По этой причине происходят существенные
изменения и в системе дошкольного образования, меняется содержание и ор-
ганизация образовательной деятельности.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и саморе-
ализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и
инициативы дошкольник. Следовательно, необходимо создавать оптималь-
ные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития
растущей личности. И одним из таких условий является организация позна-
вательно-исследовательской деятельности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к
результатам освоения основой образовательной программы, представленны-
ми в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного об-
разования, мы видим следующие:
ребенок овладевает основными культурными способами деятель-
ности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельно-
сти
–
игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности,
3
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на
свои знания и умения в различных видах деятельности.
Таким образом, формирование познавательно-исследовательских уме-
ний дошкольников – одна из важнейших задач современной образовательной
практики в рамках новых федеральных государственных образовательных
стандартов, и поэтому, актуальность выбранной темы очевидна.
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно
в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает воз-
можность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практи-
куется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных
и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не
только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать
высокого умственного развития.
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментиро-
вать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты дет-
ского поведения. Ребенок рождается исследователем – это его естественное
состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследова-
тельское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое
развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, по-
знавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
4
1.
Особенности познавательно-исследовательской деятельности
старших дошкольников
Для начала определим, что же такое познавательно-исследовательская
деятельность.
Исследовательская деятельность, по мнению А. И. Савенкова, следует
рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности,
порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой актив-
ности и строящейся на базе исследовательского поведения».
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя
собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование
с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает про-
стейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются
сенсорные эталоны.
В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская де-
ятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, в виде ориенти-
ровочных действий опробования возможностей разных новых материалов.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это слож-
ный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процес-
сов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые пред-
ставляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в
себе самом и регулируют его деятельность.
Этот возрастной период важен для развития познавательной потребно-
сти ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследователь-
ской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преоблада-
ющими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не
только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой ма-
ленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «экспери-
мент».
5
Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы,
выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске
интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как
растет, живет.
Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой при-
роды, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в
стремлении разузнать, подойти, потрогать Дети в этом возрасте уже способ-
ны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы,
как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания.
Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое
(снега и льда – в воду; воды – в лед и т.п.), такие явления природы, как снего-
пад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста
особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, разви-
тие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отноше-
ния к ним человека.
Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое
отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех
вещей. Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний,
умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение зна-
ний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуще-
ствляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества,
сотворчества.
6
2. Описание опыта работы по использованию познавательно-исследова-
тельской деятельности в работе с детьми
старшего дошкольного возраста
Работа по внедрению познавательно-исследовательской деятельности
в образовательный процесс дошкольной образовательной организации была
начата мною в 2015 году в старшей разновозрастной группе «Солнышко».
Работу по познавательному развитию я начала с проведения монито-
ринга по методике «Вопрошай-ка» Н.Б. Шумаковой, для того, чтобы опреде-
лить уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возрас-
та.
Работая над данной темой, определила для себя цель: формирование у
дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы
познания окружающей действительности через организацию поисково-иссле-
довательской деятельности.
Исходя из цели, я определила следующие задачи:
развитие интереса к исследовательскому поиску у детей дошкольно-
го возраста;
создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любо-
пытство, стимулирует стремление к исследованию;
организация работы с родителями по развитию познавательно-иссле-
довательской деятельности дошкольника;
организация предметно-развивающей среды.
Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослых и
детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных
формах:
сюжетно-ролевая игра;
рассматривание;
наблюдение;
беседа;
7
экскурсии;
конструирование;
экспериментирование;
исследовательская деятельность;
проектная деятельность;
развлечения, викторины, конкурсы.
Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне
гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.
В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосред-
ственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется ак-
туализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе
игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и за-
крепляет ее. Содержание творческих игр отражает направленность детского
познания.
Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивирован-
ное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисун-
ков, слайдов и т.д. Позволяет формировать у детей наглядные образы знако-
мых и незнакомых предметов.
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предме-
тов или явлений окружающего, обогащает представление ребенка, направ-
ляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познава-
тельных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи).
Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой
через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируют-
ся представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализи-
руется личный опыт.
Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предо-
ставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многооб-
разием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, на-
8
блюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и
расширяет познавательные интересы.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в ре-
зультате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в
конструировании заложено познавательное начало: ребенок познает форму,
величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных мате-
риалов.
Экспериментирование
– форма поисковой познавательно-исследова-
тельской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускоре-
ние процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдатель-
ность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопо-
ставлять, делать выводы.
Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-
исследовательской деятельности, направлена на освоение ребенком способов
реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность
расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную
картину мира.
Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять,
исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать ав-
торами своих собственных творческих, а также исследовательских, приклю-
ченческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педа-
гогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в
пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
В своей работе я использую метод макетирования, который позволяет
знакомить детей с миром природы по средством изготовления поделок и ма-
кетов на различные темы.
Развлечения, викторины, конкурсы я рассматриваю как своеобразные
формы познавательной деятельности с использование информационно-раз-
влекательного содержания, в которых предполагается посильное участие де-
9
тей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку,
признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в
других формах познавательной деятельности.
Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне
гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.
Согласно утвержденного федерального государственного образова-
тельного стандарта планирование образовательного процесса основывается
на комплексно-тематическом планировании. При разработке и составлении
тематического плана я учитываю возрастные особенности детей, программ-
ные требования и самое главное интересы детей.
Образовательную деятельность по познавательно-исследовательской
деятельности я организую в форме партнерской деятельности взрослого с
детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающе-
го мира, доступное и привлекательное для детей, где они получают возмож-
ность проявить собственную исследовательскую активность.
Планирование и организация работы с детьми идет по трем взаимосвя-
занным направлениям, каждое из которых представлено несколькими тема-
ми:
1. Живая природа (характерные особенности сезонных и разных при-
родно-климатических зонах, многообразие живых организмов как при-
способление к окружающей среде).
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес,
свет, цвет).
3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материа-
лы и их свойства, преобразование предметов).
При организации работы с детьми я не забываю о ведущих принципах
развития дошкольников, которые помогают мне продуктивно организовы-
вать познавательно – исследовательскую деятельность:
Принцип психологической комфортности – заключается в снятии
стрессовых факторов;
10
Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой
ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способ-
ностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффектив-
ной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их лич-
ности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помо-
гающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности
воспитанников;
Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познаватель-
ную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной
позиции;
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало
в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им
собственного опыта творческой деятельности;
Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующих-
ся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и само-
развитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая суб-
культура).
Одно из главных условий успешной организации познавательно-иссле-
довательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в
группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени
определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую по-
буждают детей начать действовать с ними, и определяет характер их дей-
ствий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем
поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, по-
скольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие страте-
гии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить
преимущественно исследовательский и творческий характер или характер
воспроизводящий.
11
В моей группе подобрана познавательная литература, дидактические
игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов, конспек-
ты занятий по познавательно-исследовательской деятельности, создан центр
экспериментирования.
Дети работают в уголке экспериментирования не
только в процессе специально организованной деятельности, но и практику-
ют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том,
чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследова-
тельской деятельности.
При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала следую-
щие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, до-
ступность.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу не-
льзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаи-
мопонимания между родителями и педагогом. Мною разработана система
совместных мероприятий: родительские собрания, конкурсы, семейные фото-
выставки. Данная работа позволяет родителям обогатить свои знания о по-
знавательном развитии ребёнка в семье.
Одной из нетрадиционных форм сотрудничества с семьями воспитан-
ников являются встречи в клубе «Почемучки». Целью которого является —
обмен опытом родителей и педагогов об организации детского эксперимен-
тирования в группе ДОУ и в семье.
Своим опытом по познавательно-исследовательской деятельности я ак-
тивно делюсь с коллегами на педсоветах, семинарах. Являюсь активным
пользователем сети интернет, где размещаю свои методические наработки в
области познавательного развития детей дошкольного возраста.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально
организованная познавательно-исследовательская деятельность позволяет на-
шим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах
или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффектив-
12
ным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность до-
школьников, развивая их познавательную активность.
Заключение
13
В соответствии с ФГОС ДО познавательная деятельность, является
основным видом деятельности в детском саду, на ряду с игровой, коммуника-
тивной, музыкальной, двигательной и изобразительной.
Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значе-
ние в развитии личности ребенка, в процессе которой идет обогащение памя-
ти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспе-
риментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекциониро-
вание развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет зна-
ния, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской
деятельности. Идет формирование всех начальных ключевых компетентно-
стей.
Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а це-
лостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько
научить ориентироваться в её потоке.
14