Напоминание

Кейс-технологии на уроках истории и обществознания

Автор: Шифманович Татьяна Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Изобильненская школа имени Э.У.Чалбаша"
Населённый пункт: г.Алушта Республика Крым
Наименование материала: Применение кейс-технологий на уроках истории и обществознания
Тема: Кейс-технологии на уроках истории и обществознания







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Кейс-технологии на уроках истории и обществознания

Содержание

Введение

Глава 1.Кейс – метод ситуационного анализа на уроках истории и

обществознания.

1.1 Этапы работы над кейсом

1.2 Классификация кейс технологий

Глава 2. Практическое применение кейс технологии на уроках истории,

обществознания.

2.1Практическое применение кейс технологии на уроках истории

2.2Практическое применение кейс технологии на уроках обществознания

Заключение

Список литературы

Введение

Как-то Альберт Эйнштейн сказал: «Самая серьезная ошибка – полагать,

что радость узнавания и познания может стимулироваться принуждением и

чувством долга». Хочу согласиться с выдающимся ученым, поскольку в

центре учебного процесса в первую очередь должна находиться личность

ученика, не стоит забывать, что новые знания становятся личными знаниями

только при прямом творческом участии ребенка, а не под силовым

воздействием.

Бесспорно, чувство долга необходимо воспитывать в современном

поколении. Мы в жизни делаем не только то, что хотим, но и то, что должны

в силу жизненных, профессиональных и других обязанностей. Например, в

наше время общая невоспитанность - одно из прямых следствий низкого

уровня эрудиции так называемого среднего человека.

Каждый человек проводит долгие годы в стенах школы, и ее задача –

воспитание

людей

высокой

культуры,

высокого

образа

мыслей,

образованных. Этой общей цели сопутствуют конкретные задачи: развитие

памяти, внимания, восприятия, мышления. Освобождение современных

школьников от запоминания формул, событий, имен, дат, стихотворений и

прозаических отрывков привели к резкому ухудшению памяти у целого

поколения.

Но с другой стороны, чтобы сегодняшние ученики усвоили серьезные

объемы

новой информации,

их необходимо

заинтересовать,

другими

словами, вдохновить. Только тот человек пытается постичь что-либо, кому

по-настоящему это интересно.

Я

провела

опрос

среди

обучающихся

5-11

классов

МОУ

«Изобильненская школа» и получила следующие данные:

40% учащихся – могут и хотят учиться,

45% учащихся – могут, но не хотят учиться,

10% учащихся – хотят учиться, но не могут,

5% учащихся – не могут и не хотят учиться.

Задачи учителя в этой ситуации:

Учить тех – кто хочет учиться.

Вдохновить тех – кто не хочет учиться, но может.

Создавать ситуации успеха для тех – кто хочет учиться, но не может.

Последняя категория обучающихся, те, кто не могут и не хотят

учиться, требует особого внимания: любовь и похвала – вот то, чего желает

каждый ребенок больше всего на свете, немного мотивации, доброго слова,

индивидуального подхода, и может произойти чудо – кто был никем, тот

станет всем. Ставить крест на отдельных учениках – это педагогический

грех! Педагог не должен опускать руки до самого конца. Настоящие

результаты работы учителя по формированию личности видны не сразу, а

спустя много лет. Можно привести много примеров, когда в школе ученик не

показывал серьезных результатов, а во взрослой жизни достиг высот в

определенных сферах деятельности. Успех этот формируется в том числе и в

стенах школы.

Модернизация российского образования направлена не только на

изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к

методике

образования,

расширение

арсенала

методических

приёмов,

активизация самостоятельной деятельности учащихся, не усвоение ими

определённого

набора информации,

а формирование

умений поиска,

критического осмысления и практического использования необходимой

информации, формирование ценностных ориентиров.

Модернизация

российского

образования

требует

поиска

новых

эффективных форм и методов обучения. Теперь главная задача каждого

преподавателя, – не только дать обучающимся определенную сумму знаний,

но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению,

активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить:

1 – учиться;

2 - знать;

3 - познавать;

4 - делать;

5 - жить;

6 - быть Человеком.

Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения

трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему

следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают

вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества:

помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания,

возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности.

В

середине

2014

года

администрация

МОУ

«Изобильненская

школа»познакомила нас со стандартами нового поколения, ориентирующими

учителя на усиление информатизации учебного процесса, создание новых

форм и методов работы по освоению учащимися исторического материала,

предлагающие строить педагогический процесс на основе повышения

степени активной самостоятельной деятельности обучающихся.

Методическая тема школы «Внедрение в практику новых подходов к

образованию: комплексного, системно-деятельностного, интерактивного, с

целью построения адаптивной образовательной среды. И поэтому особое

место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное

участие в уроке каждого обучающегося, повышают авторитет знаний и

индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда.

Эти задачи коллектив нашей школы успешно решает через технологию

применения активных форм обучения (технология критического мышления,

применение ИКТ, творческие мастерские, технология сотрудничества)

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и

качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее

особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно

преобразующей деятельностью,

направлено не только на восприятие

учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой

познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда

связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как

правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению

наблюдаемых

явлений

и

решению

конкретных

задач.

Одним

из

существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который

проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от

умения применить их на практике.

Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являются:

каким образом активизировать деятельность учащихся на уроке? какие

методы обучения необходимо применять чтобы повысить активность

учащихся на занятиях? Решение задачи повышения эффективности учебного

процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и

средств активизации учащихся.Меня заинтересовали, какие еще новые

технологии в обучении существуют. И в 2015 году я прошла обучения на

курсах ИПК по модулю «Кейс-метод (технология ситуационного анализа» и

составила план самообразования по теме «Кейс технологии на уроках

истории и обществознания».Поставила цели, одной, из которой является

повышение эффективности занятий, интереса учеников к предмету.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью

кейс- метода, я достаточно эффективно могу решить целый ряд проблем,

которые трудно достигаются в традиционном обучении:

- формирую

не только познавательные, но и практические мотивы и

интересы;

-обучаю

коллективной

мыслительной

и

практической

работе,

- формирую социальные умения и навыки взаимодействия и общения,

индивидуального и совместного принятия решений;

-воспитываю ответственное отношение к делу, социальным ценностям и

установкам, как коллектива, так и общества в целом.

Итак, я считаю, что учитель должен сделать все от себя зависящее,

чтобы создать на уроках ситуацию успеха, которая приведет к победе, та в

свою очередь – к мотивации, а она – к желанию побеждать и к новым

успехам и для этого целесообразно применение методов интерактивного

обучения в преподавании общественных дисциплин.

Я подробнее остановлюсь на такой разновидности интерактивного

метода, как кейс - метод. Кейс – метод не просто методическое нововведение

(дань моде), распространение метода напрямую связано с изменениями в

современном образовании (именно в конце 90-х гг. он стал повсеместно

внедряться в практику преподавания в нашей стране – вначале в ВУЗах,

потом в школе).

Глава 1.Кейс – метод ситуационного анализа на уроках истории и

обществознания.

Скажи мне, я забуду

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это,

и это станет моим навсегда.

Китайская пословица

На современном этапе развития образования наряду с традиционными

методами и приемами всё большую популярностьприобретаютразличные

методы обучения, с помощью которыхучителя-практики решают стоящие

перед ними задачи по обучению обучающихся. Каждый учебный предмет

имеет свою специфику, и, соответственно, специфику использования тех или

иных методов обучения Я остановлюсь на технологии, которая получила

название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.

Кейс метод как форма обучения возник еще в начале прошлого века на

базе школы бизнеса Гарвардского университета. Само происхождение

термина одни исследователи связывают с английским словом case (портфель,

небольшой чемодан), другие – с латинским casus (сложный, запутанный

случай). Думается, и те и другие в чем-то правы, поскольку суть метода

состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих

точного решения. Соответственно от тестируемого требуется либо выявить

проблему и пути ее решения, либо выработать варианты выхода из сложной

ситуации, когда проблема обозначена.

Кейс

технологии

представляют

собой

группу

образовательных

технологий,

методов

и

приёмов

обучения,

основанных

на

решении

конкретных проблем, задач. Данный метод позволяет взаимодействовать

всем обучающимся, включая педагога.

Так, в США студенты рассматривали сложные ситуации, в которых

оказывались реальные организации, и обдумывали способы выхода из них

(или же ситуация была смоделирована, как реальная). Практика показала, что

в дальнейшем, оказавшись в аналогичной реальной ситуации, выпускники

легко находили пути решения. В 1920-м был издан первый сборник кейсов,

после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была

переведена на casestudy. В 50-е годы бизнес кейсы стали активно

использоваться и в Западной Европе.

В России кейс технологии называют еще методом анализа конкретных

ситуаций

(АКС),

ситуационными

задачами.

В

последние

годы

кейс

технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции,

экономике, политологии, в школах бизнеса.

Я считаю, что наиболее успешно кейс технологии можно использовать

на уроках права, обществознания, истории по темам, требующим анализа

большого

количества

документов

и

первоисточников,

а

также

для

формирования знаний по тем дисциплинам, где несколько ответов на вопрос

могут соперничать между собой по степени истинности.

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных

материалов,

в

которых

сформулированы

практические

проблемы,

предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его

отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе

фактов из реальной жизни. Особенность работы учителя, использующего

кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои

способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя

включает

в

себя

выполнение

нескольких

функций:

обучающей,

воспитывающей, организующей и исследовательской.

Кейс – это моментальный снимок реальности, фотография действительности.

- Кусочек реальной жизни.

- Единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

- Реально произошедшее событие, описанное авторами для того чтобы

спровоцировать дискуссию, вызвать к обсуждению, анализу ситуации и

принятию решения.

Цели метода:

Развитие навыков анализа и критического мышления

Научить анализу последствий принятых решений

Развитие умения выражать свою точку зрения

Формирование навыков оценки альтернативных вариантов решений

1.2Этапы работы над кейсом

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и

включает в себя следующие этапы:

- индивидуальная самостоятельная работа учащихся с материалами кейса;

- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и

ее решений;

- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии

(в рамках учебной группы).

Методика работы и оптимальная схема последовательности действий

преподавателя во время обучения с помощью кейс – метода представлены в

таблицах 1 и 2 .

Таблица 1

Фазы работы Действие преподавателя

Действие обучающегося

До занятия

1.

Подбирает кейс.

2.

Подбирает основные и

вспомогательные материалы

для подготовки учащихся.

Разрабатывает сценарий занятия.

Получает кейс и список

рекомендованной

литературы.

Индивидуально готовится к

занятию.

Во время

занятия

1.

Организует предварительное

обсуждение кейса.

2.

Делит группу на подгруппы.

Руководит обсуждением кейса в

подгруппах, обеспечивая их

дополнительными сведениями.

1.Задает вопросы,

углубляющие понимание

кейса и проблемы.

2.Разрабатывает варианты

решений, слушает, что

говорят другие.

Принимает решение или

участвует в принятии

решения.

После

занятия

1.

Оценивает работу учащихся.

2.

Оценивает принятые

решения и поставленные

вопросы

Составляет письменный

отчет о занятии по данной

теме.

Таблица 2

Выдача домашнего задания учащимся

Определение сроков выполнения задания

Ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса

Определение технологической модели занятия

Проведение консультаций

Работа над ситуацией

в аудитории

Вступительное слово преподавателя; постановка

основных вопросов

При необходимости распределение учащихся по

малым группам (по 4-6 человек в каждой)

Организация общей дискуссии

Организация работы учащихся в малых группах,

определение докладчиков

Организация презентации решений в малых

группах

Обобщающее выступление преподавателя, его анализ

ситуации

Оценивание учащихся

преподавателем.

Первый этап предполагает самостоятельную работу с кейсом, который

разрабатываю заранее и он должен обеспечить максимальную эффективную

работу с текстом.

Второй этап кейс-метода заключается в коллективной работе, где дети

обмениваются идеями, собственным опытом и вырабатывают коллективное

решение, выполняя предложенные учителем задания. Например: закончить

предложения; найти слова и словосочетания в тексте; ответить на вопросы.

На третьем, завершающем этапе, группы докладывают результаты

своей работы. На этом этапе обучающиеся рецензируют итоги выполнения

задания других групп, учатся защищать свои ответы. В это время учитель

оценивает качество представленных ответов.

На четвертом этапе учитель подводит итоги работы групп. Оценка за

работу

с

текстом

складывается

из

количественных

и

качественных

показателей.

Схема работы над кейсом:

Анализ практической ситуации

Разбор сути проблем

Предложения, возможных путей решения, и выбор лучших из них

Создание

на

уроках

ситуаций

интеллектуального

затруднения,

использование

нестандартных

вопросов,

проблемных

задач

способствует развитию творческого мышления, столь необходимого

каждому в повседневной жизни.

Это «минута мысли», когда в абсолютной тишине каждый ученик

пытается

сформировать

свой

собственный

вариант

ответа

на

«мыслительном листе».

1.2 Классификация кейс технологий

Кейс методы можно классифицировать в зависимости от того, какой

именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы

инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Метод инцидента заключается в том, что обучающийся должен сам отыскать

нужную информацию для принятия решения по обозначенной проблеме.

Зачастую в открытом доступе имеются разноречивые оценки того или иного

события, явления, проблемы, а это означает, что учащемуся придется

сформировать собственную позицию (либо стать на чью-то сторону, либо

оставаться сторонним наблюдателем, констатирующим полярность мнений)

и на основании этого делать выводы.

К примеру, задание может быть сформулировано следующим образом:

«Принятие Закона о полиции – плюсы и минусы». Или – «Перестройка–

плюсы и минусы».

Метод

разбора

деловой

корреспонденции

предлагаю

кейса

с

подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти

выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к

данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию) и

вопросы, которые позволяют найти решение.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод

ситуационного анализа, который позволяет глубоко и детально исследовать

проблему. Ученикам предлагаю текст с подробным описанием возникшей

ситуации и ставлю задачу, которая требует решения. Также предлагаю для

анализа уже реализованные шаги. В таком случае главной задачей будет

определить (путем анализа) их целесообразность.

Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов

обучающиеся получают также пакет вопросов, на которые им необходимо

найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс технология

предполагает как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и

коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и

умение работать в команде.

Содержание

кейсов

может

быть

самым

разнообразным:

художественные произведения, кинофильмы, информация о готовящихся

законопроектах,

об

экономических

преобразованиях;

кейсы

могут

затрагивать собственный жизненный опыт учащихся и многое другое.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение

готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с

реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение

делать выводы, отстаивать свою позицию.

По

типу

и

направленности

кейсы

можно

подразделить

на

тренировочные,

обучающие,

аналитические,

исследовательские,

систематизирующие и прогностические.

Они могут быть разными не только по содержанию, но и по структуре.

Структурированные кейсы (highlystructuredcase) включают в себя сжатое и

точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Здесь

существует определенное количество правильных ответов, к которым можно

прийти, овладев одной формулой, навыком, методикой в некой области

знаний.

Неструктурированные

кейсы

(unstructuredcases)

представляют

собой

материал с большим количеством данных. Они предназначены для оценки

скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного. Для этого

вида кейсов существуют несколько правильных вариантов ответов, и не

исключается возможность нахождения нестандартного решения.

Первооткрывательские кейсы (groundbreakingcases) могут быть как очень

короткими, так и длинными. Наблюдение за решением такого кейса дает

преподавателю

возможность

увидеть,

способен

ли

человек

мыслить

нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за единицу

времени. Если работа ведется в группе, то способен ли учащийся подхватить

чужую мысль и развить ее.

Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25

страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней.

Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и

подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые

кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в

качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Способов решения кейсов много:

«Стена», «Цветок лотоса», « Мозговая атака 66 Хелеса», « 6 шляп

Эдварда де Бонмо», сужения, «это хорошо, это плохо», лист решения

проблем.

Глава 2. Практическое применение кейс технологии на уроках истории,

обществознания.

Изучив и переработав материалы по применению кейс-метода в

обучении, я поняла, как много навыков и умений отрабатывается на таких

уроках. Данный метод апробируется в настоящее время в высших учебных

заведениях. Смолянинова О.Г., Ю.Сурмин, Бойко Т.Н. исследовали и

обобщили его. На основании их работ я изучила и апробировала эту

технологию

на

уроках

истории

и

обществознания.

Обучающиеся

предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы

лекционного курса и другие самые различные источники информации.

Итогом работы является дискуссия.

На примере фрагментов уроков с использованием кейс-метода» я

покажу особенности работы по данной технологии.

2.1 Практическое применение кейс технологии на уроках истории

Лист решения проблем

При изучении темы «Крестьянская война под предводительством Е.

Пугачева» использую следующий кейс отрывок из книги Юрия

Сальникова « И вольностью жалую!»

«Обучающиеся должны найти проблему в отрывке, найти причины её

возникновения и предложить пути решения.

«Возмечтал Емельян перелом в жизни своей совершить предерзостный.

Он и сам не ведает, когда зародилось у него это намерение по

наущению ли купца-старовера добрянского Кожевникова? По подговору ли

настоятеля мечетного монастыря игумена Филарета? По чьему

ли еще

подстрекательству?

А может никто не сумел бы подбить казака донского вольного

Емельяна, сына Иваного, на столь рискованное предприятие, ежели бы сам

не увидел он воочию и не уверился в каком рабстве пребывает простой люд

на Руси, стоном стонем от податей и прочих отягощений!

Недаром и казаки яицкие волнуются. Отобрали у яицких казаков их

былые вольности, войсковую избу порушили, казачий круг распустили,

сняли набат и колокол – отныне все сборы производятся барабанным боем. А

главных зачинщиков безжалостно отстегали кнутом, ноздри повырывали,

выжги позорные клейма на теле и сослали в Сибирь. Остальные же - тысяч

до трех счетом! – обложили денежною вытью. Но и в платеже не соблюдали

правоты – раскладку денег делали неравно: с иных, достаточных, меньше

брали, с неимущих больше.

Попритихли яицкие, но не смирились. До сей поры в смятении –

хорошего царя ждут…

Пугачев прищурился, живо смекнул: вот он, час надобный! Потребно

ли иного ждать, если зараз объявиться можно?

- а это знаки у меня государские! Доподлинно говорю тебе, истинный

император я – государь Петр Федорович!»

Для решения это кейса использую Лист решения проблемы.

Какую главную проблему

ты должен решить?

Какой важной информацией ты

владеешь (из текста).

Какие

дополнительные

сведения я получил в группе.

Какие

3

способа

для

решения

проблемы

вы

предлагаете?

Какой способ я считаю наилучшим, почему?

- В чем вы видите проблему? (тяжелое положение простого народа,

царь – самозванец)

- А почему именно за Петра III объявил себя Емельян Пугачев?

- Что вы знаете о Пугачеве? (выступление учащихся)

- Какие способы улучшения положения крестьян вы предлагаете?

Давайте выберем одну?

- А какой способ выбрал Емельян Пугачев?

Обучающиеся

должны

найти

проблему

в

отрывке,

найти

причины её возникновения и предложить пути решения.

Ученик

обязательно

высказывает

любую

версию,

даже

неправильную и невероятную.

Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует

познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их

интеллектуальных способностей.

Это обычный лист бумаги, на котором по ходу урока учащиеся кратко

отвечают на вопросы, требующие размышления.

6 шляп Эдварда де Бонмо- этот способ решения проблемы основывается на

цветовой характеристике:

Белая шляпа –это факты.

Красная – эмоции.

Чёрная -разумная критика.

Жёлтая – оптимизм, преимущества.

Зелёная – творчество, фантазия.

Синяя –обобщения, выводы.

Данный способ я применяла в 6-ом классе при изучении темы «Самая

долгая война». После просмотра фрагмента из фильма «Жанна д,Арк»,

ребята должны были проанализировать захват в плен, пытки и гибель

Жанны. Образно «одевая шляпы», ребята отвечали на вопросы: о каком

событии идет речь? Какие чувства у вас вызывает пленение Жанны?

Кто виноват в гибели Жанны? Могло ли быть иначе? А что бы было

если бы Жанну освободили? Какую роль в Столетней войне играла

Жанна д Арк?

При изучении темы «Древняя Спарта» в 5 классе использую такие

кейсы

Кейс №1 Однажды спартанский мальчик пока отец обедал, украл у него

лисёнка и спрятал под плащом. Лисёнок страшно царапал ему живот и

мальчик всё терпел. Боясь быть выпоротым. Лисёнок успел прогрызть ему

большую дыру в животе. Мальчик умер в тот же день.

Кейс №2 «Хорош бы я был, если бы выслушал твои жалобы, - сказал отец,

оттолкнув сына. – Надо бы выдрать тебя за то, что дал связать себя какому –

то илоту. Это позор не только тебе, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не

попадайся!»

Для анализа кейса я предлагаю использовать способ 6 шляп Эдварда де

Бонмо, этот способ основывается на цветовой характеристике:

- Белая шляпа – это факты – что вы знаете о воспитание в Спарте.

- Красная шляпа – эмоции – какие чувства у вас вызывает поступок

мальчика.

- Черная шляпа – разумная критика – что бы было, если бы отец увидел,

состояние мальчика

- Желтая шляпа - оптимизм, преимущества – мальчик выжил, что

дальше…

- Зелёная шляпа - творчество, фантазия

-

Синяя шляпа – обобщение, вывод – какие качества характера

воспитывали в мальчиках в Спарте.

Прием « 6 шляп Эдварда де Бонмо» использовала на этапе осмысления

прочитанного для поднятия эмоционального настроя учащихся.

Этот способ позволяет обучающимся самостоятельно найти проблему,

проанализировать кейс, выделить из него важную информацию, высказать и

доказать, защитить свою точку зрения, рассуждать. Все ребята задействованы

в работе, нет равнодушных, так как каждый выбирает свою шляпу,

определенного цвета.

Этот способ развивает умение логически размышлять, убедительно

выступать перед аудиторией.

Мозговая атака 66 Хелеса.

Суть: - делится на группы по 4 человека.

- в течении 6 минут группа проводит генерацию идей

- идеи передаются для анализа.

При изучении в 11 классе темы « Восток в первой половине 20 века»

можно рассмотреть следующих кейс:

« Летом в 1938году японская армия быстро продвигалась на Запад по

долине реки Хуанхэ. Китайцы не обладали достаточной силой, чтобы

воспрепятствовать этому продвижению. Как китайцам удалось остановить

японские войска».

Хочется остановиться на способе сужения.

Суть:

Каждый обучающийся не советуясь ни с кем записывает четыре

способа решения проблемы, далее эти способы анализируются и

выбирается одна наиболее приемлемая.

Данный метод я использовала при изучении в 9-х, 11- х классах

темы: « Перестройка и её итоги». Учащимся предложена таблица, по ней

они должны составить список основных мероприятий, происходивших в

стране в этот период.

Или при изучении 9 классе темы «Либеральные реформы 1860-1870годов

ребятам даю задания написать причины военной реформы. На 1 этапе

группы пишут всевозможные причины. Учитель фиксирует их на доске.

Далее обучающиеся выбирают три причины. После работы над кейсом

они делают вывод, что причины, предложенные ими, являются основными

положениями данной реформы.

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит

информацию

для

принятия

решения.

Учащиеся

получают

краткое

сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения

имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать

и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так

как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа

школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Например,

в

11 классе при изучении «Социально-экономического

развития России в начале

XXI

века» можно предложить учащимся

следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой

бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России

сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна

сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по

числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на

каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)

Вопросы к тексту:

- в чем заключается проблема?

- как государство ее решает?

- какие способы решения проблемы вы можете предложить?

На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути

выхода

из

сложившейся ситуации.

И

третий этап –

представление

полученных результатов и обмен мнениями.

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и

детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с

подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте

могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для

анализа их целесообразности.

Например, при изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–

1964 гг.» ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум

ЦК КПСС

Хрущева Н. С. «В 1940 году было заготовлено зерна 2225

миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть

меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом

народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и

ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход

хлебопродуктов

внутри

страны…Сейчас

перед

страной

стоит

задача

изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и

совершенно реальным источником увеличения производства зерна является

расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и

целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в

развитии колхозного производства является неправильное планирование

государственных

заготовок

хлеба,

при

котором

вручаемые

колхозам

обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей

значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих

колхозов по их выполнению».

Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:

o

В чем заключается проблема?

o

Какие причины ее возникновения указаны в тексте?

o

Как вы можете объяснить возникшие трудности?

o

Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?

o

Перечислите

другие

возможные

способы

решения

проблемы

и

выберите наилучшие.

В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с

другими.

2.2 Практическое применение кейс технологии на уроках обществознания

Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно

рассмотреть такой случай: «Татьяна закончила 9 класс школы, в которую

ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не

отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс

родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу

заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в

колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им

делать?»

Вопросы:

-Какое право нарушено?

- Кем нарушено?

- На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

- Что нужно сделать для его восстановления?

- Кто обязан это сделать?

На уроке по обществознанию по теме «Предпринимательство»

Я предлагаю каждой команде «открыть» собственную фирму: общество,

занимающееся конкретной предпринимательской деятельностью в любой

отрасли, производя или товары, или услуги.

Состав команды и обязанности каждого участника:

РУКОВОДИТЕЛЬ ФИРМЫ, МЕНЕДЖЕР ПО ПРОИЗВОДСТВУ,

МЕНЕДЖЕР ПО СНАБЖЕНИЮ, МЕНЕДЖЕР ПО СБЫТУ, МЕНЕДЖЕР ПО

КАДРАМ, ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ФИРМЫ

Каждый член команды отвечает за соответствующий раздел бизнес-

плана. Структура бизнес- плана предлагается ребятам. При создании бизнес-

плана учащиеся опираются на конкретную экономическую ситуацию в

нашем городе, изучают спрос на товары и предложение на рынке, выясняют,

найдут ли они в регионе поставщиков сырья, достаточен ли кадровый

потенциал города, есть ли специалисты для их производства.

В ходе игры развиваются компетентности учащихся- создание

юридического документа, совершенствование навыков экономической

деятельности, создается авторский продукт, развиваются презентационные

умения, учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-

ориентированный характер.

Организуя уроки на основе кейс- технологии, я заметила, что данная

методика

эффективно

сочетается

с

различными

методами

обучения,

дополняет

многие

известные

педагогические

технологии

(личностно-

ориентированного образования, проблемную технологию, интерактивную

технологию и другие) .

На уроке обществознанию в 9 классе по теме «Право на образование»

Перед ребятами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и

вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся

ситуации.

Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й

класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в

который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но

Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала.

Она…

Какое право нарушено?

На основании каких нормативных документов можно квалифицировать

нарушение права?

Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган);

Что можно (нужно) сделать для его восстановления?

Кто обязан это сделать?

Работа в группах с документами, разрешение поставленной проблемы,

позиционный анализ. Во время беседы (дискуссии) учитель кладёт жетоны

на стол. Счётная группа прикрепляет их на игровое табло.

Группа Количество индивидуальных

ответов

Характеристика работы группы

1

2

3

4

Учитель: Как вы считаете, в реальной ситуации удалось ли

родителямзащитить право своего ребёнка на образование? (Зачитывает

реальное решение суда).

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги

работы можно представить как в письменной, так и в устной форме.

Кейс метод может легко сочетаться с другими интерактивными

методами. Изучение кейса может проходить вигрой форме – деловая игра.

«Урок – совещание у губернатора», где учащимися решаются конкретные

задачи и предлагаются способы разрешения предложенных проблем –

ограничение роста цен в регионе, разработка мер по борьбе с инфляцией,

безработицей и т.п. (Учащиеся на уроке могут предложить свой вариант

решения проблемы, и сравнить его с решением, которое было принято в

действительности).

Статистические

данные

и

другие

материалы,

иллюстрирующие

экономическое положение нашего региона и затрагивающие реальные

события сегодняшнего дня вызывают больший интерес и заинтересованность

со

стороны

учащихся.

Нельзя полагать, что практические навыки самостоятельной работы можно

сформировать, проводя интерактивные уроки 2 – 3 раз в год, «от случая к

случаю». При этом, использование исключительно интерактивных методов

обучения, станет так же вредно для системы преподавания истории, как и

полное их отсутствие. Здесь, как и во всём остальном необходим

комплексный подход. Разработка урока – служит полем деятельности для

педагогического творчества учителя. Как организовать свой урок, какие

формы и методы целесообразно применить на нём решает только сам

учитель.

Заключение

Изучив

материалы по применению кейс-метода в обучении и

апробировав

этот

метод,

я

поняла,

как

много

навыков

и

умений

отрабатывается на таких уроках.

Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном

ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее, увеличилась

мотивация к предмету.

Кейс-метод или метод ситуативного анализа привлек меня тем, что решает

много задач и отрабатывает много умений:

1.

Решает проблему мотивации через проблемное задание;

2.

Активизирует деятельность учащихся;

3.

Подводит учащихся к необходимости заняться исследовательской

работой;

4.

Формирует навыки работы не только с адаптированным, но и с

неадаптированным текстом;

5.

Укрепляет навыки работы с различными видами источников;

6.

Требует применения исследовательских методов: синтеза, анализа,

сравнения, моделирования, обобщения, прогнозирования и др.

7.

Формирует умения публично выступать в ходе дискуссии;

8.

Искать исторические источники и классифицировать их.

9.

Учит социализации и толерантности. И др.

Используя кейс технологию, я выявила ряд преимуществ:

Акцент обучения учеников переносится на выработку знаний, а не

на овладение готовым знанием.

Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении

сложных вопросов.

Обучающиеся

получают

жизненно

важный

опыт

решения

проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной

жизнью.

У ребят развивается умение слушать и понимать других людей,

работать в команде.

Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с

информацией,

оценки

альтернативных

решений,

что

очень

важно

в

настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных

потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

В

жизни

ученикам

пригодится

умение

логически

мыслить,

формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы,

отстаивать свое мнение - этому способствует именно кейс – метод.