Напоминание

"Сталь ее виды и свойства"

Автор: Верчинская Людмила Викторовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "ГИМНАЗИЯ № 34"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Сталь ее виды и свойства"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

План урока

Разработала: учитель технологии Верчинская Людмила Викторовна

Тема урока : «Сталь, её виды и свойства». Технология 7 класс

Цели и задачи урока :

1.Ознакомить учащихся с видами и свойствами сталей

2. Научить распознавать маркировку сталей .

3.Воспитывать у учащихся бережное отношение к материалам и

инструментам.

4.Способствовать развитию логического мышления .

Тип урока : Изучение нового материала Время- 45 минут

Методы обучения : фронтальный опрос ,рассказ учителя , показ приёмов

работы , демонстрация наглядных пособий ,показ диафильма «Искровые

методы определения марки стали ».

Ход урока

1.

Организационная часть.

Приветствие учащихся , контроль посещаемости , проверка готовности

учащихся к уроку , сообщение темы и целей урока .

2.

Теоретическая часть.

А) Повторение пройденного материала « Получение и применение

чугуна » .

Вопросы для повторения пройденного материала .

1.

Что такое чугун ?

2.

Виды и свойства чугуна .

3.

Способы получения и область применения чугуна .

Б) Изучение нового материала

План рассказа учителя :

1.

Сталь. Виды сталей ( углеродистые , легированные ,

конструкционные , инструментальные , специальные ).

2.

Маркировка сталей.

3.

Свойства сталей .

4.

Просмотр диафильма

Сталь. Виды сталей.

Сталь занимает особое место среди металлов и сплавов . Она служит

материалом для практически всех отраслей техники и производства . В

зависимости от состава стали подразделяются на углеродистые и

легированные.

Углеродистые стали –это сплав железа с углеродом , в состав которых входят

некоторые обычные примеси . Углерод придаёт стали твёрдость , но

увеличивает хрупкость и снижает пластичность.

Легированные стали – сплавы железа с углеродом , в которые кроме железа,

углерода и обычных примесей , входят так называемые легирующие элементы

( хром , никель , вольфрам и тд. ).Слово «легирование » произошло от

немецкого слова , означающего сплавлять .Добавление этих элементов во

время плавки изменяет её свойства .Одни элементы повышают твёрдость и

прочность , другие упругость, третьи повышаю коррозионную стойкость стали

, улучшают другие полезные свойства и качества .

По назначению стали делят на конструкционные ,инструментальные

и специальные с особыми свойствами .

Конструкционные стали применяются для изготовления различных

металлических конструкций, деталей механизмов и машин .

Конструкционная углеродистая сталь бывает обычного качества и

качественной .

Сталь обыкновенного качества обладает невысокой прочностью и

применяется для изготовления болтов , шайб ,мягкой проволоки и тд.

Качественная углеродистая сталь более прочная , и из неё изготавливают

зубчатые колёса , шкивы и другие детали машин .

Все стали маркируются , то есть имеют условные обозначения которые

показывают вид стали ,её состав , свойства .

Конструкционная углеродистая сталь обычного качества маркируется буквами

« Ст» и порядковым номером от 0-7 .Чем выше номер тем больше в нём

содержание углерода и выше прочность .Качественная углеродистая сталь

обозначается цифрами обозначающими содержание углерода в сотых долях

процента .Например « Сталь45 »- это сталь содержащая 0,45 % углерода .

Более подробно по марке стали можно определить её состав и свойства ,

пользуясь специальным справочником .Инструментальные углеродистые

стали тоже подразделяются на качественные и

высококачественные .Инструментальные стали отличаются от

конструкционных большей твёрдостью и прочностью. Они применяются для

изготовления различного режущего и контрольно- измерительного

инструмента .Инструментальные качественные и высококачественные стали

маркируются буквами и цифрами , указывающими содержание углерода в

десятых долях процента .

Специальные стали – это стали с особыми свойствами : нержавеющие ,

износостойкие и так далее.

Рассказать учащимся о истории создания сталей ( получение домасской стали

и булата, как ковались японские клинки).

Просмотреть диафильм « Искровой метод определения марки стали », по

окончании просмотра отгадать кроссворд по теме: «Сталь. Виды сталей»

1.

Как называется сталь у которой при ковке на поверхности получаются

узоры ?

Ответ : Домасская

2 .Каким основным свойством отличается сталь от чугуна ?

Ответ : гибкостью

3.

Заключительная часть .

Установка на следующий урок .

А) На следующем уроке продолжится знакомство с технологией

обработки стали . Школьники получат новые знания о термической

обработке металлов , изучат основные приёмы термической обработки

изучат основные орудия для обработки сталей , приобретут навыки

графического изображения металлических деталей .

Б) Домашнее задание :

1. Повторить изученный материал ( учебник по технологии для 7 класса

стр . 73-77.

Список использованной литературы .

1.

Занятия по техническому труду: Пособие для учителей труда

Г.Б .Волошин ; А.А. Воронов и тд.Под редакцией Тхоржевского.

М.:Просвещение 1985