Напоминание

Особенности общей и специальной подготовки детей среднего школьного возраста, занимающихся санным спортом"

Автор: Парфентьева Александра Викторовна
Должность: тренер
Учебное заведение: МУ СШОР Альберта Демченко
Населённый пункт: Дмитров, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности общей и специальной подготовки детей среднего школьного возраста, занимающихся санным спортом"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Особенности общей и специальной подготовки детей среднего

школьного возраста, занимающихся санным спортом»

Исполнитель: главный тренер,

сборной команды Московской области по санному спорту

Парфентьева Александра Викторовна

Москва, 2021.

Оглавление

Введение

1. Особенности общей и специальной подготовки в санном спорте

1.1. Общефизическая подготовка детей среднего школьного возраста

занимающихся санным спортом

1.2. Специальная подготовка детей среднего школьного возраста

занимающихся санным спортом

Введение

Санный спорт представляет собой соревнование в скоростном спуске

на спортивных санях по специальным трассам - ледовым желобам на

железобетонном или деревянном основании с различными поворотами и

виражами. Скорость саней при спуске по трассе часто превышает 100, 110, а

нередко и 130 км/ч. Занятия санным спортом на свежем воздухе оказывают

благоприятное

влияние

на

организм.

Санный

спорт

характеризуется

умеренными мышечными усилиями, которые необходимы спортсмену при

спуске по санной трассе. При этом требуется предельная точность движений,

тонкая пространственная и временная координация усилий. Предельных

проявлений скоростно-силовых возможностей спортсмена требует стартовый

рывок и начальный разгон с помощью дополнительных отталкиваний о лед –

так называемых «пингвинов». При всем сказанном необходимо учитывать,

что общая нагрузка в санном спорте складывается не только непосредственно

из самих спусков по санной трассе, но и усилий по подъему саней от финиша

до старта, что требует не малых затрат силы даже при наличии транспортных

средств (загрузка, разгрузка, переноска до места старта и т.д.). Специфика

санного спорта такова, что основным, и, пожалуй, единственным элементом

техники, в котором проявляются максимальные усилия, является старт.

Особенностью

общефизической

подготовки

является

разнообразие

упражнений и их вариативность, что способствует развитию у детей среднего

школьного возраста быстроты реакции, хорошей координации движений,

навыков освоения незнакомых упражнений или элементов. С этой целью в

каждую тренировку включаются несколько новых упражнений, спортивные

игры или элементы игры. Наличие специальных тренажеров и стартовых

эстакад будет способствовать совершенствованию методики тренировочного

процесса в летний период, позволит шире разнообразить средства и методы

подготовки,

воздействовать

на

развитие

необходимых

групп

мышц,

моделировать их работу для повышения эффективности стартового рывка и

дополнительных отталкиваний об лед («пингвинов»), совершенствовать

целостную структуру выполнения старта и дальнейшего разгона спортсмена

по трассе уже зимой.

1. Особенности общей и специальной подготовки в санном спорте

В методических рекомендациях Бардиной В. Д. (6) выделяются

следующие воздействия на организм детей среднего школьного возраста:

перегрузки, вибрационные действия, побочные явления при нарушении

дозировки

тренировочной

нагрузки.

Силаков

В.

Н.

(18)

в

своих

методических рекомендациях выделяет воздействия: затрудненное дыхание в

санном спорте, влиянии антропометрических параметров детей школьного

среднего возраста.

Рассмотрим основные виды воздействия, возникающие при занятиях

санным спортом и их влияния на организм детей среднего школьного

возраста (по Бардиной В. Д. (6)):

1.

Перегрузки. При прохождении виражей санной трассы возникают

перегрузки, которые достигают до 3,5-4 g. Это означает, что на

спортсмена, вес которого 80 кг во время перегрузок действует сила,

как бы увеличивающая его вес до 240 кг (при перегрузке равной 4 g).

Простой

расчет

показывает,

что

проходя

вираж

с

условным

обобщенным радиусом примерно 20 м со скоростью 30 м/с саночник

испытывает перегрузку в четыре с лишним единицы. Естественно, что

такая перегрузка весьма влияет на все системы организма, но особенно

при

этом

подвержены

воздействию

перегрузки

жидкие

среды

организма и в первую очередь кровь. При перегрузках происходит

отток крови в организме по направлению вектора перегрузки. В

санном спорте основные перегрузки наблюдаются в направлении

«грудь-спина». Перегрузки в этом направлении переносятся легче, чем,

например,

в

направлении

«голова-ноги»,

«ноги-голова».

Эта

перегрузка

длится

5-6

секунд,

является

серьезным

фактором,

значительно затрудняющим сложно координационную деятельность. У

детей среднего школьного возраста занимающихся более 5 лет

перегрузки не вызывали достоверного ухудшения как сердечной

деятельности,

так

и

деятельности

сенсорных

систем,

дети

занимающиеся меньше 5 лет ощущают большие перегрузки. Таким

образом, было показано, что систематические интенсивные занятия

санным спотом адаптируют спортсмена к перенесению перегрузок, без

снижения его функциональных возможностей в процессе перегрузи.

Это обстоятельство свидетельствует о возможности использования

санного спорта в целях профессиональной физической подготовки для

представителей профессий, связанных с перегрузками (летчики,

космонавты и т.д.). Иногда при наиболее высоких перегрузках

возникают нарушения более тонких координаций, ухудшения времени

зрительно – моторной реакции.

2.

Вибрационные действия. Вследствие неровностей ледового покрытия

на санных трассах и наличия швов на желобе при спуске по санной

трассе спортсмены претерпевают вибрации. По своей частотной

характеристике эта вибрация имеет довольно широкий диапазон,

зависящий от качества подготовки льда, способа его намораживания,

амортизационных свойств саней и т.д. Как правило, вибрация сильнее

проявляется на трассах с естественным намораживанием льда, по

сравнению с трассами с искусственным намораживанием. Воздействие

вибрации на организм имеет двоякий характер, с одной стороны

дозированная вибрация благотворно действует на ткани и нервные

окончания, вызывая массирующий эффект. Это свойство вибрации

широко применяется в различных массажных аппаратах, имеющих

большое распространение в медицине и спорте. С другой стороны

хорошо известны неблагоприятные последствия от систематических

воздействий чрезмерной вибрации в трудовых процессах.

C

точки

зрения

санного

спорта

наибольший

интерес

представляет

круг

вопросов,

связанных

с

распространением

вибровоздействий

на

различные части системы « спортсмен – сани ». В общем, организм

саночников в целом достаточно хорошо защищен от неблагоприятных

воздействий вибрации. Исключение составляет лишь шейный отдел

позвоночника, на который приходится нагрузка по удержанию головы,

особенно при перегрузках, и одновременно воздействие вибрации. Это

обстоятельство необходимо учитывать при дозировке тренировочных

нагрузок на всех этапах многолетней подготовки спортсменов, а

особенно у детей среднего школьного возраста.

3.

Побочные явления при нарушении дозировки тренировочной нагрузки.

Ведущим фактором, лимитирующим спортивную работоспособность в

санном спорте, является деятельность центральной нервной системы. В

отличие от многих видов спорта, в которых на первый план выходит

энергообеспечение и работоспособность внутренних органов, в санном

спорте ведущим является функциональный потенциал центральной

нервной

системы.

Тренировка

в

санном

спорте

способствует

совершенствованию координации движений, быстроты реагирования

на

изменяющиеся

условия,

точности

в

дозировке

усилий,

концентрации внимания, способности мгновенного принятия решений

в эмоционально-напряженной ситуации и т.д. Соответственно при

методических просчетах в построении тренировочного процесса,

выражающихся в неправильной дозировке по ледовой подготовке,

нарушения в первую очередь обнаруживаются именно в функциях

центральной нервной системы. При чрезмерной дозировке объемов

тренировки на трассе возникает комплекс отклонений (головные боли,

боли в области груди, подъем артериального давления).

Таким образом, на основании полученных данных выясняется, что занятия

санным

спортом

являются

хорошим

тренировочным

средством,

адаптирующим организм к перегрузкам. Это достигается благодаря ледовой

подготовке и роликовой подготовке на трассе, где перегрузки являются

постоянным сопутствующим фактором. Однако для успешного перенесения

перегрузок более 4 g требуется большой стаж интенсивных занятий санным

спортом. Дополнительными средствами подготовки к перегрузкам служат

тренировки на центрифуге и тренажерах карусельного типа, а так же

специальные упражнения на батуте.

Силаков В. Н. (19) выделяет дыхательную функцию как

фактор,

лимитирующий результаты в санном спорте. Действительно, тренировочные

и соревновательные спуски спортсменов-саночников проходят в условиях

положения лежа при использовании сравнительно небольших усилий по

управлению санями. Саночники

производят вдохи из подмасочного

пространства, в котором состав воздуха заметно изменен по сравнению с

атмосферным. Эти факторы создают значительные затруднения дыхания,

причем специфика здесь состоит в том, что эти затруднения проистекают не

вследствие исчерпания мобилизационных возможностей развертывания

дыхательной

функции,

а

напротив,

наступают

на

фоне

угнетения

дыхательных движений.

Существует мнение (19), что основой любого

метода отбора по антропометрическим параметрам является создание модели

лучшего

спортсмена

для

конкретного

вида

спорта.

К

основным

и

определяющим

антропометрическим

параметрам

спортсмена-саночника

можно отнести следующие: рост, вес, ширина плеч, размер стопы,

соотношение роста, веса и ширины плеч.

Аруцев А. А. (6) говорит, что специальная силовая подготовка далеко не

исчерпывает

все

задачи,

стоящие

перед

специальной

физической

подготовкой

саночников.

Остается

ряд

важных

качеств,

таких

как

специальная ловкость, вестибулярная устойчивость, быстрота реагирования и

т.д., которые должны развиваться своими специфическими средствами. А

Аксенова Л. В. (1) считает, что специальная силовая подготовка саночников

все же является наиболее трудоемким и наиболее значительным по объему

разделом

специальной

физической

подготовки.

По

литературным

рекомендациям (1, 7, 12, 19, 21), специально - силовая подготовка должна

занимать на первом этапе подготовительного периода – 60-70% общего

времени, отводимого на физическую подготовку, далее до 80-90%, а в

соревновательном

периоде

70-80%

от

общего

объема

физической

подготовки.

Аруцев А. А., Захаров В. Р. (4) считают, что создание баз (наличие

специальных тренажеров, стартовых эстакад, лопингов) для специальной

подготовки саночников является крайне важной задачей для дальнейшего

повышения мастерства спортсменов. Соляной Т. М., Панин Г. М. (20)

считают иначе, большое внимание надо уделять разнообразию упражнений и

элементов,

их

вариативность

в

основном

только

общей

подготовке

спортсменов- саночников.

1.1.Общефизическая

подготовка

детей

среднего

школьного

возраста занимающихся санным спортом.

На начальном этапе подготовки детей среднего школьного возраста

по санному спорту проводится сдача комплексов по общефизической

подготовке. При составлении комплексов большое внимание уделяется

разнообразию упражнений и элементов, их вариативность. Включаются

также элементы спортивных игр. Комплексы составляются из 4-5 видов

нормативов. Примерные виды упражнений, включающиеся в комплекс:

- подтягивание на перекладине - на количество раз;

- прыжок в длину с места – на дальность;

- метание ядра (4 кг) вперед из-за головы или назад за голову – на дальность;

- удержание угла на гимнастической стенке - на время;

- бег 60 м, 1 км – на время;

- «бег с препятствиями» (описывается в тренировке);

- жим лежа – максимально;

- подрыв из положения лежа – максимально;

- статическое положение саночника – на время.

При комплексной тренировке – отработке оптимальной траектории

прохождения трассы, основное внимание уделяется положению спортсмена.

Ноги чуть согнуты в коленях, что позволяет лучше управлять санями на

виражах и давать свободный ход на прямых участках трассы; поворот головы

на виражах и загрузка полоза плечом при входе, а также низкое положение

головы (положение прогиба) на прямых участках и на виражах большого

радиуса. Большое внимание уделяется отработке «угла атаки» наиболее

сложных виражей. В целях подготовки детей среднего школьного возраста к

профилям других санных трасс проводятся тренировки на вариативность, т.е.

изменяется место старта (но не ниже юниорского – 700м) или, по заданию

тренера, изменяется угол атаки и траектории прохождения виражей (не

характерная для трассы). При изменении места старта тренируются навыки

прохождения оптимальной траектории прохождения трассы. В процессе

тренировок с изменением траектории прохождения виража или входа в

вираж – изменение стереотипа прохождения трассы и приобретение навыков

работы в сложных, необычных условиях.

Проведение стартовой подготовки предусматривается на трассе и на

пластиковой и рельсовой эстакадах в залах спортивного клуба.

Важной особенностью отработки старта на трассе является то, что

этот прием тренируется в сочетании с прохождением первого виража. На

пластиковой стартовой эстакаде проводится отработка техники стартового

рывка и отталкивания «пингвином». На рельсовой эстакаде отрабатывается

сила стартового рывка с замером длины пути.

Для развития скоростно-силовых качеств, необходимых для выполнения

стартового

рывка,

применяется

много

подводящих

упражнений

с

отягощением.

Роликовая подготовка детей среднего школьного возраста проводится

только в летний период, когда трасса с искусственным охлаждением не

функционирует. Для тренировочных занятий используется шоссейная дорога,

недалеко от санной трассы. Выбирается участок протяженностью в 1 км (5-6

виражей), где, помимо естественных поворотов, на прямых участках

устанавливаются

дополнительные

ворота.

Основная

цель

таких

тренировочных занятий – выбор и прохождение по оптимальной траектории.

Роликовая подготовка на трассе не проводится из-за недостаточного объема

ледовой подготовки.

Особенностью общефизической подготовки является разнообразие

упражнений и их вариативность, что способствует развитию у детей среднего

школьного возраста быстроты реакции, хорошей координации движений,

навыков освоения незнакомых упражнений или элементов. С этой целью в

каждую тренировку включаются несколько новых упражнений, спортивные

игры или элементы игры.

Как средство подготовки применяется тренировка «бег с

препятствиями» (описывается в тренировке) с элементами гимнастики и

акробатики.

1.2.Специальная подготовка детей среднего школьного возраста

занимающихся санным спортом

Создание баз для специальной подготовки саночников является крайне

важной задачей для дальнейшего повышения мастерства спортсменов.

Наличие специальных тренажеров и стартовых эстакад будет способствовать

совершенствованию методики тренировочного процесса в летний период,

позволит шире разнообразить средства и методы подготовки, воздействовать

на развитие необходимых групп мышц, моделировать их работу для

повышения

эффективности

стартового

рывка

и

дополнительных

отталкиваний об лед («пингвинов»), совершенствовать целостную структуру

выполнения старта и дальнейшего разгона спортсмена по трассе уже зимой.

В настоящее время существует комплекс специализированных

тренажеров для санного спорта, которые можно использовать и при

подготовке спортсменов-саночников (детей среднего школьного возраста) на

натуральных трассах. Ш

ирокое использование специальных тренажеров

является значительным резервом для повышения мастерства спортсменов-

саночников.

Подводя итоги, отметим, специфика санного спорта такова, что основным,

и, пожалуй, единственным элементом техники, в котором проявляются

максимальные усилия, является старт. Это не противоречит необходимости

разносторонней физической подготовки саночников, повышения уровня их

физической кондиции и двигательных качеств. Эта специфика выдвигает на

первый план повышение именно скоростно-силового потенциала, который

может быть реализован в стартовом рывке и дополнительных отталкиваниях

об лед. Если развитие других физических качеств целесообразно планировать

в соответствии с определенными нормативными уровнями, не доводя их до

«рекордных» результатов, то скоростно-силовой потенциал не имеет такого

ограничения, и чем он выше, тем больше предпосылка для достижения

высокого

результата

в

санном

спорте.

Поэтому

скоростно-силовая

подготовка в санном спорте, имея разносторонний характер, в то же время

отличается выраженной направленностью. Наряду с вопросами силовой

подготовки,

в

примерных

типовых

схемах

тренировочных

занятий

затрагивается также и ряд вопросов, связанных с применением в физической

подготовке саночников упражнений из других видов спорта, таких как

атлетика, акробатика и др.