Автор: Амелько Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №32 "Бусинка"
Населённый пункт: г.Химки
Наименование материала: статья
Тема: Стимулирование речевой активности у детей дошкольного возраста
Стимулирование
речевой
активности
у
детей
дошкольного
возраста.
«Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.»
Виктор Мари Гюго
В период дошкольного детства, никто иной, как взрослые являются
неоспоримыми авторитетами для ребёнка. Дети смотрят глазами взрослых на
все предметы и явления окружающей их жизни. Дети перенимают взгляды
взрослых, их оценки той или иной ситуации и конечно же подражают речи
взрослых. Речь взрослого должна быть грамматически правильной, чёткой и
красивой это поможет ребёнку в полноценном формировании его речи, а в
дальнейшем и в успешном обучении в школе.
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является
актуальной по ряду причин:
1) дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка,
формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил
родного языка;
2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку
общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать
появлению речевых нарушений;
4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные
с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей,
так и педагогов;
5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и
детей;
6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в
обществе.
Поэтому важно начинать работу по развитию речевой активности детей
и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать
отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие,
способствуя полноценному развитию ребенка.
Ученые ,занимающиеся данным вопросом, установили, что наибольшая
активность в овладении языком достигается при условии, если дети
вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками
происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития
деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи
развития речи сформулированы в ФГОС ДО.
Задачами являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых
и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по
развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие
речевой
активности
дошкольников.
Выделяют
три
группы
методов:
словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть
как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В
речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной
речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных
методов и приемов.
Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами: кошкой,
собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок
старшей
группы,
на
огород,
спортивную
площадку
дошкольного
учреждения
и
т.д.;
рассматривание
игрушек,
предметов
и
картин;
изобразительная наглядность.
Практические
методы:
дидактические
игры;
дидактические
упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры –
сюрпризы; игры с правилами.
Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с
использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание
стихотворений с использованием наглядности.
С детьми нужно постоянно разговаривать , чтобы ребенок слышал и
слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми –
это использование малых форм фольклора. Использование народных игр,
игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми
доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами
способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки
речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать
в их смысл.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что
они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном
(прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей
по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к
себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует
насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Развитие
артикуляционного
аппарата
ребенка
происходит
при
использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог
использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время.
Звукоподражание
-
эффективный
метод
активизации
речи
детей.
Использование картинок на звукоподражание, например, «Поезд едет– чух –
чух – чух»; «Петушок поет – ку-ка – ре – ку»; «Часы идут – тик – так» и т.д.
Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со
стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А. Барто
“Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов
“Большая кукла” и др.В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой:
“Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.
Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на
развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол»,
«Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи,
правильному диафрагмальному дыханию.
Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы
организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот
метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой
деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями,
объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы
обеспечивают
динамичность
обучения,
максимально
удовлетворяют
потребность ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой.
Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок,
используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке,
сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие
ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную
компетентность.
Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?»,
«Детеныши
животных»
и
другие
позволяют
усваивать
лексико-
грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и
речевую деятельность детей.
В младшем дошкольном возрасте подвижные игры сопровождаются
стихами, например, игра «Пузырь». Учеными доказано, что чем выше
двигательная
активность
ребенка,
тем
лучше
развивается
его
речь.
Взаимосвязь
общей
и
речевой
моторики
изучена
и
подтверждена
исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А.
Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и
навыками, развивается координация движений. Формирование движений
происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений
для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование
движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой
моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук
стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию
двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой
моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет
ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры
как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной
умелости. Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие
пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.
Конструкторы
ЛЕГО
широко
используются
в
дошкольных
образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные
тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных
элементов – разноцветных кирпичиков Лего. Детям младшего возраста
необходимо подобрать Лего крупного размера.
Использование
продуктивной
деятельности
(лепка,
рисование,
аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное
значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете,
размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и
понятия, активизируется речь.
Песочная терапия - это игра с песком как способ развития ребенка.
Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в
песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них
происходят
именно
там.
Поэтому
игры
с
песком
помогают
детям
раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую
моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного
метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста,
поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для
формирования
целенаправленного
связного
речевого
высказывания
и
оздоровления организма в целом.
Создание условий для речевого развития детей.
Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая,
предметно-развивающая
среда
его
жизни,
из
каких
игрушек,
иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их
развивающий
потенциал,
как
они
расположены,
доступны
ли
для
самостоятельной деятельности. Дети познают мир, исследуя его с помощью
органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для
речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы
картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей,
фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок
(предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки,
разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления
последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые
ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку –
сказочной,
социально-бытовой),
крупного
формата;
разные
виды
дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными
картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру
звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки);
уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.
Таким
образом,
активизация
речи
детей
раннего
возраста
и
дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить,
что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации
словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с
учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей
каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную
активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры.
Результатом работы педагога станет в скором будущем правильная,
стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.