Напоминание

Стимулирование речевой активности у детей дошкольного возраста

Автор: Амелько Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №32 "Бусинка"
Населённый пункт: г.Химки
Наименование материала: статья
Тема: Стимулирование речевой активности у детей дошкольного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Стимулирование

речевой

активности

у

детей

дошкольного

возраста.

«Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.»

Виктор Мари Гюго

В период дошкольного детства, никто иной, как взрослые являются

неоспоримыми авторитетами для ребёнка. Дети смотрят глазами взрослых на

все предметы и явления окружающей их жизни. Дети перенимают взгляды

взрослых, их оценки той или иной ситуации и конечно же подражают речи

взрослых. Речь взрослого должна быть грамматически правильной, чёткой и

красивой это поможет ребёнку в полноценном формировании его речи, а в

дальнейшем и в успешном обучении в школе.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является

актуальной по ряду причин:

1) дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка,

формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил

родного языка;

2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку

общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать

появлению речевых нарушений;

4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные

с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей,

так и педагогов;

5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и

детей;

6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в

обществе.

Поэтому важно начинать работу по развитию речевой активности детей

и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать

отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие,

способствуя полноценному развитию ребенка.

Ученые ,занимающиеся данным вопросом, установили, что наибольшая

активность в овладении языком достигается при условии, если дети

вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками

происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития

деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи

развития речи сформулированы в ФГОС ДО.

Задачами являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых

и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по

развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие

речевой

активности

дошкольников.

Выделяют

три

группы

методов:

словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть

как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В

речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной

речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных

методов и приемов.

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами: кошкой,

собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок

старшей

группы,

на

огород,

спортивную

площадку

дошкольного

учреждения

и

т.д.;

рассматривание

игрушек,

предметов

и

картин;

изобразительная наглядность.

Практические

методы:

дидактические

игры;

дидактические

упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры –

сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с

использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание

стихотворений с использованием наглядности.

С детьми нужно постоянно разговаривать , чтобы ребенок слышал и

слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми –

это использование малых форм фольклора. Использование народных игр,

игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми

доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами

способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки

речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать

в их смысл.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что

они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном

(прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей

по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к

себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует

насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Развитие

артикуляционного

аппарата

ребенка

происходит

при

использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог

использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время.

Звукоподражание

-

эффективный

метод

активизации

речи

детей.

Использование картинок на звукоподражание, например, «Поезд едет– чух –

чух – чух»; «Петушок поет – ку-ка – ре – ку»; «Часы идут – тик – так» и т.д.

Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со

стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А. Барто

“Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов

“Большая кукла” и др.В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой:

“Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.

Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на

развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол»,

«Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи,

правильному диафрагмальному дыханию.

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы

организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот

метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой

деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями,

объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы

обеспечивают

динамичность

обучения,

максимально

удовлетворяют

потребность ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой.

Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок,

используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке,

сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие

ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную

компетентность.

Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?»,

«Детеныши

животных»

и

другие

позволяют

усваивать

лексико-

грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и

речевую деятельность детей.

В младшем дошкольном возрасте подвижные игры сопровождаются

стихами, например, игра «Пузырь». Учеными доказано, что чем выше

двигательная

активность

ребенка,

тем

лучше

развивается

его

речь.

Взаимосвязь

общей

и

речевой

моторики

изучена

и

подтверждена

исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А.

Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и

навыками, развивается координация движений. Формирование движений

происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений

для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование

движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой

моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук

стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию

двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой

моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет

ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры

как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной

умелости. Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие

пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

Конструкторы

ЛЕГО

широко

используются

в

дошкольных

образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные

тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных

элементов – разноцветных кирпичиков Лего. Детям младшего возраста

необходимо подобрать Лего крупного размера.

Использование

продуктивной

деятельности

(лепка,

рисование,

аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное

значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете,

размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и

понятия, активизируется речь.

Песочная терапия - это игра с песком как способ развития ребенка.

Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в

песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них

происходят

именно

там.

Поэтому

игры

с

песком

помогают

детям

раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую

моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного

метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста,

поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для

формирования

целенаправленного

связного

речевого

высказывания

и

оздоровления организма в целом.

Создание условий для речевого развития детей.

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая,

предметно-развивающая

среда

его

жизни,

из

каких

игрушек,

иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их

развивающий

потенциал,

как

они

расположены,

доступны

ли

для

самостоятельной деятельности. Дети познают мир, исследуя его с помощью

органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для

речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы

картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей,

фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок

(предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки,

разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления

последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые

ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку –

сказочной,

социально-бытовой),

крупного

формата;

разные

виды

дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными

картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру

звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки);

уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Таким

образом,

активизация

речи

детей

раннего

возраста

и

дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить,

что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации

словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с

учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей

каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную

активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры.

Результатом работы педагога станет в скором будущем правильная,

стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.