Автор: Силаева Наталья Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №63"
Населённый пункт: г. Нижнекамск Республики Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Закрепляем знания детей с ОВЗ о временных представлениях в условиях семьи
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №63»
Учитель-дефектолог Силаева Наталья Александровна
Закрепляем знания детей с ОВЗ о временных представлениях в услови-
ях семьи
Любые занятия с детьми по развитию связной речи, в том числе, фор-
мированию временных представлений, будут наиболее продуктивными при
активном участии родителей в процессе обучения. При этом родители
должны быть не наблюдателями, а активными участниками игры.
Очень хорошо при этом разработать рабочую тетрадь для закрепления по-
лученных в саду знаний дома. Представляем вариант такой тетради.
Тетрадь предназначена для проведения коррекционно-развивающей
работы по формированию временных представлений у детей 5-7 лет с за-
держкой психического и речевого развития.
Тетрадь состоит из 11 заданий. Каждое задание содержит текстовой
и практический материал.
Данная тетрадь поможет родителям и педагогам сделать занятия по
обогащению знаний о временах года более интересными, продуктивными,
и занимательными для детей. Развивает мелкую моторику пальцев рук;
умение ориентироваться на листе бумаги; познавательную деятельность и
психические процессы: устойчивое внимание, долговременную память, ло-
гическое мышление, что в дальнейшем поможет детям при обучении в
школе.
Тетрадь представляет собой практическое закрепление лексических
тем по разделу: времена года.
Занятия с использованием практического материала проводятся ин-
дивидуально.
Перед началом работы внимательно прочитайте вопросы и рассмот-
рите рисунки к ним. Выполняйте задания последовательно. Следите за тем,
чтобы ребенок не уставал. Если он устал, отдохните, а затем продолжите
выполнение задания дальше.
Больше давайте самостоятельности ребенку при выполнении зада-
ния. Не отмахивайтесь от интересующих ребенка вопросов, возникающих
при работе с тетрадью.
Задание 1
1.
Назовите предметы. Какие из них относятся к лету (осени, зиме)?
2.
Соедините стрелками между собой предметы, относящиеся к одному
времени года.
Задание 2
1. Соедините точки между собой. Назовите время года.
2. Раскрасьте картинку.
3. Составьте рассказ по картинке.
2
Задание 3
1. Соедините точки между собой. Что получилось? Назовите листья.
2. Это осенние листья. Раскрасьте листья в соответствующий цвет.
Задание 4
1. Соедините точки между собой. Назовите получившиеся грибы.
2. Выполните штриховку.
3
Задание 5
1.
Определите время года по одежде людей. Чем отличается летняя
одежда от осенней?
2.
Под каждой картинкой нарисуйте кружок цвета, соответствующего
времени года.
Задание 6
1. Соедините точки между собой. Назовите время года.
2. Раскрасьте картинку.
3. Составьте рассказ по картинке.
4
Задание 7
1.
Назовите деревья и их части. Какого цвета листья бывают на деревьях
летом, осенью, весной? А какие зимой?
2.
Нарисуйте под картинками листья данных деревьев (обведите по ша-
блону) и раскрасьте их в соответствующий цвет.
Планомерная коррекционно-развивающая работа по формированию
временных представлений помогает детям с задержкой психического раз-
вития сформировать необходимые знания в соответствии с программными
требованиями и возрастом; дает возможность детям в процессе игр обога-
тить словарный запас, развить связную речь, мыслительные процессы,
усвоить понятия, соответствующие временным представлениям, закрепить
термины этих представлений в речи.
Комплексное решение задач по формированию временных представ-
лений у детей с задержкой психического развития – это наличие разнооб-
разных форм работы с детьми и родителями: эксперимент, наблюдения за
природой и сезонными изменениями, практический показ и демонстрация,
беседа, сравнение, проведение дидактических и подвижных игр, «Школа
родителей».
Использование определенной системы игр помогает детям правильно
называть состояние погоды; различать состояние снега; узнавать и пра-
5
вильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и
на картинках.
Активная работа с родителями: проведение регулярных совместных
с детьми занятий, подбор коррекционно-развивающей литературы и мето-
дических пособий по теме, консультации - помогает сделать процесс обуче-
ния детей наиболее продуктивным. Специально организованное обучение
ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенству-
ются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чув-
ство времени.
Список литературы
1.
Павлова Л.Н. Наглядно – дидактическое пособие «Раннее детство: раз-
витие речи и мышления». – М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
2.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1
/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.
3.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2
/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.
4.
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная Пресса, 2005.
5.
Шорыгина Т.А.Точные сказки: Формирование временных представле-
ний. – М.: Книголюб, 2004. (Развивающие сказки для детей)
6.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. – М.: Изд-
во «Гном и Д», 2001
7.
Агранович З.Е. Времена года. Наглядно-дидактическое пособие для за-
нятий по развитию речи детей с использованием фланелеграфа. –
Санкт-Петербург, 2003.
8.
Вохринцева С. Зима. Весна. Лето. Осень. Дидактический материал +
лото.
6