Напоминание

Закрепляем знания детей с ОВЗ о временных представлениях в условиях семьи

Автор: Силаева Наталья Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №63"
Населённый пункт: г. Нижнекамск Республики Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Закрепляем знания детей с ОВЗ о временных представлениях в условиях семьи







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №63»

Учитель-дефектолог Силаева Наталья Александровна

Закрепляем знания детей с ОВЗ о временных представлениях в услови-

ях семьи

Любые занятия с детьми по развитию связной речи, в том числе, фор-

мированию временных представлений, будут наиболее продуктивными при

активном участии родителей в процессе обучения. При этом родители

должны быть не наблюдателями, а активными участниками игры.

Очень хорошо при этом разработать рабочую тетрадь для закрепления по-

лученных в саду знаний дома. Представляем вариант такой тетради.

Тетрадь предназначена для проведения коррекционно-развивающей

работы по формированию временных представлений у детей 5-7 лет с за-

держкой психического и речевого развития.

Тетрадь состоит из 11 заданий. Каждое задание содержит текстовой

и практический материал.

Данная тетрадь поможет родителям и педагогам сделать занятия по

обогащению знаний о временах года более интересными, продуктивными,

и занимательными для детей. Развивает мелкую моторику пальцев рук;

умение ориентироваться на листе бумаги; познавательную деятельность и

психические процессы: устойчивое внимание, долговременную память, ло-

гическое мышление, что в дальнейшем поможет детям при обучении в

школе.

Тетрадь представляет собой практическое закрепление лексических

тем по разделу: времена года.

Занятия с использованием практического материала проводятся ин-

дивидуально.

Перед началом работы внимательно прочитайте вопросы и рассмот-

рите рисунки к ним. Выполняйте задания последовательно. Следите за тем,

чтобы ребенок не уставал. Если он устал, отдохните, а затем продолжите

выполнение задания дальше.

Больше давайте самостоятельности ребенку при выполнении зада-

ния. Не отмахивайтесь от интересующих ребенка вопросов, возникающих

при работе с тетрадью.

Задание 1

1.

Назовите предметы. Какие из них относятся к лету (осени, зиме)?

2.

Соедините стрелками между собой предметы, относящиеся к одному

времени года.

Задание 2

1. Соедините точки между собой. Назовите время года.

2. Раскрасьте картинку.

3. Составьте рассказ по картинке.

2

Задание 3

1. Соедините точки между собой. Что получилось? Назовите листья.

2. Это осенние листья. Раскрасьте листья в соответствующий цвет.

Задание 4

1. Соедините точки между собой. Назовите получившиеся грибы.

2. Выполните штриховку.

3

Задание 5

1.

Определите время года по одежде людей. Чем отличается летняя

одежда от осенней?

2.

Под каждой картинкой нарисуйте кружок цвета, соответствующего

времени года.

Задание 6

1. Соедините точки между собой. Назовите время года.

2. Раскрасьте картинку.

3. Составьте рассказ по картинке.

4

Задание 7

1.

Назовите деревья и их части. Какого цвета листья бывают на деревьях

летом, осенью, весной? А какие зимой?

2.

Нарисуйте под картинками листья данных деревьев (обведите по ша-

блону) и раскрасьте их в соответствующий цвет.

Планомерная коррекционно-развивающая работа по формированию

временных представлений помогает детям с задержкой психического раз-

вития сформировать необходимые знания в соответствии с программными

требованиями и возрастом; дает возможность детям в процессе игр обога-

тить словарный запас, развить связную речь, мыслительные процессы,

усвоить понятия, соответствующие временным представлениям, закрепить

термины этих представлений в речи.

Комплексное решение задач по формированию временных представ-

лений у детей с задержкой психического развития – это наличие разнооб-

разных форм работы с детьми и родителями: эксперимент, наблюдения за

природой и сезонными изменениями, практический показ и демонстрация,

беседа, сравнение, проведение дидактических и подвижных игр, «Школа

родителей».

Использование определенной системы игр помогает детям правильно

называть состояние погоды; различать состояние снега; узнавать и пра-

5

вильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и

на картинках.

Активная работа с родителями: проведение регулярных совместных

с детьми занятий, подбор коррекционно-развивающей литературы и мето-

дических пособий по теме, консультации - помогает сделать процесс обуче-

ния детей наиболее продуктивным. Специально организованное обучение

ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенству-

ются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чув-

ство времени.

Список литературы

1.

Павлова Л.Н. Наглядно – дидактическое пособие «Раннее детство: раз-

витие речи и мышления». – М.: «Мозаика-Синтез», 2005.

2.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1

/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.

3.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2

/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.

4.

Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная Пресса, 2005.

5.

Шорыгина Т.А.Точные сказки: Формирование временных представле-

ний. – М.: Книголюб, 2004. (Развивающие сказки для детей)

6.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. – М.: Изд-

во «Гном и Д», 2001

7.

Агранович З.Е. Времена года. Наглядно-дидактическое пособие для за-

нятий по развитию речи детей с использованием фланелеграфа. –

Санкт-Петербург, 2003.

8.

Вохринцева С. Зима. Весна. Лето. Осень. Дидактический материал +

лото.

6