Напоминание

"Ступеньки к совершенству"

Автор: Лейдерова Тамара Леонтьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средней школы имени Д. И. Коротчаева"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, Тюменская область
Наименование материала: программа
Тема: "Ступеньки к совершенству"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

УЧАЩИХСЯ 1-4

КЛАССОВ

«СТУПЕНЬКИ К СОВЕРШЕНСТВУ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «Ступеньки к совершенству» являют - ся - Закон «Об образовании» - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его роди - телей.
Главная задача
учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучаю - щихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, соци - альной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образова - тельный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Цель и задачи воспитания и социализации младших школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национально - го воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная
педагогическая цель
– воспитание нравственного, ответ - ственного, инициативного и компетентного гражданина России Программа воспитательной работы
«
Ступеньки к совершенству
»
, поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в ста - 1
новлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания. Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих. На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие». Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам. Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Цель данной программы
состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании осно - вы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Задачи программы воспитания:
1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродете ли: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои. 2. Развивать физические, умственные, творческие способности человека. 3. Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла. 4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения. 5. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом разви тии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы
является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреп - ленными Уставом школы. Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значи - мой. Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная. В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила: • умение выслушивать его до конца; • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоя тельно; 2
• открытость и доступность учащихся. Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Содержание программы
1 класс «Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих. 2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких. 3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива. 4 класс «В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля. 3

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах, ценностях (эстетиче

-

ское воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям:
 представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;  интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;  уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;  элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;  интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образо - вательное учреждение;  стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;  любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;  уважение к защитникам Родины;  первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;  отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2.

Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
 различение хороших и плохих поступков;  знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;  почтительное отношение к родителям; 4
 уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;  установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;  бережное, гуманное отношение ко всему живому;  знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, акку - ратным.
3.

Воспитание трудолюбия творческой активности сознательного отношения к учебе:
 уважение к труду и творчеству старших и сверстников;  элементарные представления об основных профессиях;  ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;  первоначальные навыки коллективной работы;  умение соблюдать порядок на рабочем месте;  бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;  отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;  понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;  знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;  интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;  первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
 развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;  ценностное отношение к природе и всем формам жизни; 5
 бережное отношение к растениям и животным;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

(эстетическое воспитание):
 умение видеть красоту природы, труда и творчества;  интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;  интерес к занятиям художественным творчеством;  стремление к опрятному внешнему виду;  отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
 ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной сим - волике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;  первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;  начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Воспитание нравственного чувств, достойного отношения к семье:
 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;  нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с обще - принятыми нравственными нормами;  почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;  знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3.Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе:
 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда; 6
 ценностное и творческое отношение к учебному труду;  трудолюбие;  элементарные представления о различных профессиях;  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;  первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;  потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;  первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;  знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
 первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;  первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
6
.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстети -

ческое воспитание):
 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;  первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;  первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выра - жать себя в доступных видах творчества.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 класс

«Познай себя»

2 класс

«Научись дружить»

3 класс

«Коллективная жизнь»

4 класс

«В единстве - сила»
7

Воспитание гра

-

жданственности, патри-

отизма, уважения к

правам, свободам и обя-

занностям человека
1. Праздник «Первый раз – в первый класс» 2. Классный час «Мы школьниками стали» (правила поведения) 3. Классный час «Влияние характера на поступки и пове- дение человека» 4. «Наш класс-моя се- мья» Беседа о взаимо- отношениях между мальчиками и девочка- ми. 5. Классный час «Всемирный день прав ребёнка» 6. Классный час «Я - ученик» 7. Выставка – бесе- да «О тех, кто мир нам сохранил» 1. Классный час «Чело- век среди людей» 2. 2. Классный час «Я чело- век и гражданин» 3. Классный час «Что значит быть счастливым в своей стране» 4. Классный час «Исто- рия Российского флага» 5. Беседа «Защитники Отечества» 6. Классный час «Царство Закон, царство Беззаконие»
7.
Час поэзии «Мне по- счастливилось родиться на Руси» 8. Классный час «Патри- отизм начинается с мало- го» 1. Час откровенного разгово- ра «Считаете ли вы себя культурным человеком» 2. Тематическая беседа «За- кон для нас. Закон внутри нас» 3. Встреча с интересным че- ловеком: «Орден в твоем доме? О чем рассказал ор- ден» 4. Час рассуждений «Что означает моё имя» 5. Час разговора «Я чувствую себя счастливым, когда…» 6. Классный час «Как я умею преодолевать трудно- сти» 7. Беседа «Мудрые заповеди предков» 8. Конкурс-викторина «О солдатах и генералах» 1. Классный час «Мои сильные и слабые стороны» 2. Классный час «Я и об - щество» 3. «Встречают по одежке, провожают по уму» 4. «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разго - вора) 5. Классный час «Кто я? Какие мы?» 6. Классный час «Что такое мир» 7. Классный час «Россия -Родина моя» 8. Вахта памяти «Звучит па- мятный набат» 9. Классный час «След вой- ны в моей семье»
Воспитание нрав-

ственных чувств,

достойного отношения

к семье
1. Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем» 2. Классный час «Правила поведения в общественных ме- стах» 3. Праздник вежли- вых наук 4. «Самооценка и вза- 1. Час общения «Тепло семейного очага» 2. Час разговора «Доброе слово - что ясный день» 3. Классный час «Профессии наших родителей» 4.Рассуждение на тему: «Кому нужна моя 1. «День рождения моей семьи» 2. Беседа «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» 3. Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир» 4. Классный 1. Исследовательская работа «Родословная моей семьи» 2. Классный час «Школа вежливости» 3. Праздник «Я песню милой маме пою» 4. Беседа «Без друга в жизни туго» 5. Беседа – диспут 8
имооценка, как способ познать себя и других» 5. «Мои родные» вы- ставка рисунков 6. «Семейные празд- ники» (рассказы и ри- сунки) 7. Викторина «О наших бабушках, мамах, сестрах» 8. Доверительная бе- седа «Друг в моей жизни» 9. Классный час «Спешите делать до- бро» помощь?» 5. Круглый стол «Что такое правила хорошего тона» 6.Семейный праздник «Род, родные, Родина» 7. Диспут «Что такое хорошо?!» 8. Час общения «Порадовать близких – как это просто» 9. Посиделки с друзьями час «Благодарность это…» 5. Рождественские встречи 6. Час рассуждений «Вежливость и невежество» 7. Классный час «Мое и наше» чужое в школьной жизни» 10. Классный час «Путешествие в страну справедливости» 8. Ролевая игра «Учимся дружить» 9. Классный час «Умеем ли мы прощать обиды?» «За что уважают в семье и обществе» 6. Беседа-диспут «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» 7. Семейная гостиная «Традиции моей семьи» 8. Тестирование «Семейные проблемы глазами детей» 9. Доверительная беседа «Мои мечты, мои желания» 10. Тематическое занятие «Давайте учиться жить»
Воспитание ценностно-

го отношения к приро-

де, окружающей среде

(экологическое воспи-

тание)
1. Экскурсия «Вот и осень пришла» 2. Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и краси- во» 3. «Пусть будет чи- стым родной край» практическое задание 4. Классный час «Природа и человек» 5. Классный час «Наши друзья живот- ные» 1. «Люби и охраняй при- роду» 2. Викторина «Путеше- ствие в мир животных» 3. Экологическое заочное путешествие 4. Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки» 5. Беседа «Птицы наши друзья» (изготовление кормушек для пернатых) 6. Познавательная игра – 1. Экскурсия «Природные со- общества и их взаимодей- ствия» 2. Конкурс знатоков приро- ды. 3. Классный час «Экстре- мальные ситуации для чело- века в природной среде. Что это?» 4. Заочное путешествие «Чем богат наш край?» 5. Конкурс-праздник «На острове Чунга-Чанга» 6. Игровой час 1. Викторина «Раститель- ный мир земного шара» 2. Беседа «Растения – си- ноптики» 3. Викторина «Животный мир земного шара» 4. Экскурсия «Весна! Вес- на! И все ей радо!» 5. Обсуждение ситуации «Планета Земля в опасно- сти» 6. Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом» 9
6. День защиты Зем- ли 7. Классный час «Экстремальные си- туации для человека в природной среде». Пожар в лесу» конкурс «Эти удивитель- ные растения» 7. Поле чудес «Там на не- ведомых дорожках» 8. «Животные Ямала» викторина 9. Станция «Зелёный па- труль» «Лесная карусель» 7. Беседа «Гринпис» 8. Брей-ринг «Природа нашей Родины» 7. Экологический плакат «Гармония в природе» 8. Мини-конференция «Маленькие тайны большой природы» 9. Путешествия по родному краю
Формирование

ценностного отношения

к здоровью и здоровому

образу жизни
1. ПДД «Дорожная мозаика» 2. Классный час «Береги здоровье смолоду» 3. Беседа «Почему сон – это важно» 4. Богатырские заба- вы 5. Беседа «О вкусной и здоровой пище» 6. Классный час «Личная безопас- ность» 7. Музыкально-спор- тивный час «Если хочешь быть здоровым» 8. Прогулка в лес, игры на свежем воз- духе. 1. Игра «Азбука безопас- ного поведения на улице» 2. Операция «Чистый двор» 3. Классный час «Мы за здоровый образ жизни» 4. Операция «Скорая по- мощь» 5. Классный час «О лич- ной гигиене» 6. Беседа «Опасные предметы» 7. Мероприятие «Путешествие в стра- ну Здоровья» 8. Весёлые старты «Быстрее, выше, сильнее» 9. ПДД «Что значит быть ответственным» 1. ПДД «Мы - пешеходы» 2. Час общения «Режим – это скучно или необходимо» 3. Утренник «В гостях у доктора Айболита» 4. Операция «Чистюлька» 5. Классный час «В здоровом теле – здоровый дух» 6. «Светофор здоровья» 7. Беседа «Овощи – кладовая витаминов» 8. Практикум «Скуку, просту- ду, безделье меняем на бо- дрость, здоровье, веселье» 9. Игры на воздухе «Мой ве- селый звонкий мяч» 1. ПДД «Школа светофор- ных наук» 2. КВН «Наше здоровье» 3. Веселые старты 4. Загадки с грядки 5. ЗОЖ «Мойдодыр» 6. Классный час «Школа – территория здоровья» 7. Беседа «Чисто не там, где метут, а там, где не со- рят», «Чистота – залог здо- ровья» 8. Беседа «Чем я богат» 9. Весенний марафон «Будь здоров», «Футбол для всех» 10. Спектакль «Дорожный патруль» 10

Формирование

ценностного отношения

к прекрасному, фор-

мирование представле-

ний об

эстетических идеалах и

ценностях (эстетиче-

ское воспитание)
1. Конкурс рисунков «Счастливое детство» 2. «В гостях у золо- той осени» (конкурс загадок, рисунков, по- делок из природного материала) 3. Беседа «Удивитель- ное рядом» 4. «Творческие род- ники» 5. Новогодняя кару- сель 6. Мир моих увлече- ний 7. Чтение сказок на- родов мира «Сказка- ложь, да в ней намёк» 8. «В мире гармонии» 1. Конкурс поделок «Ко- роб чудес» 2. Праздник красок и ка- рандашей 3. Викторина «Что за прелесть эти сказки» 4. Масленица 5. Путешествие в мир танца 6. Инсценированный классный час «Чудеса на- родного искусства» 7. Чудо своими руками «У фантазии нет границ» 8. Классный час «В сол- нечном царстве, эстети- ческом государстве» 9. «Музей весёлых затей» 1. Конкурс рисунков «Мир глазами детей» 2. «Этот пёстрый, волшеб- ный, загадочный мир» 3. Музыкальный праздник «Колокольчики добра» 4. Творческий час «Зажги свою звезду» 5. Игровой час «Тропою ска- зок» 6. Этика общения «Кто опря- тен, тот приятен» 7. Весёлая игротека «Счаст- ливый случай» 8. Классный час «Цени пре- красные мгновенья» 9. Конкурс на лучшую по- здравительную открытку 1. Моя мечта 2. КВН по сказкам «Там на неведомых дорожках» 3. Утренник «Вместе весе- ло шагать» 4. Рыцарский турнир 5. Утренник «Мартовская капель» 6. Русские традиции в пес- нях, играх и обрядах 7. «Путешествие в мир муд- рых мыслей» 8. Классный час «Настрое- ние не пустяк» 9. Час общения «Что для тебя красота?» 10. Инсценированный классный час «В гостях у царевны Эстетики»
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ВОСПИТАНИЯ
Направление
«Ученик-патриот и гражданин»

Цель:
формирование у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития. 2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обще - ством. 11
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазви - тию. Формы работы с классным коллективом: - Тематические классные часы. - Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка. - Конкурсы, викторины по правовой тематике. - Праздники, читательские конференции по праву. Сроки Названия Задачи мероприятия Форма Ответственный Сентябрь Экскурсия по родному посёлку Воспитание любви к родному краю, посёлку экскурсия Октябрь Моя улица. Экскурсия Воспитание любви к родному краю, посёлку экскурсия Ноябрь Экскурсия в школьный музей Развивать интерес к истории родного края экскурсия Февраль Защитники Родины Формировать чувство патриотизма, любви к Родине смотр строя и песни Май Подвигу народа жить в веках Расширять исторические знания детей, воспитывать чувство патриотизма. Кл. час Конкурс стихов Направление
«Ученик и его интеллектуальные возможности»

Цель:
оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интел- лектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития. - Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии. - Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность. - Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость. Формы работы с классным коллективом: - внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников; - интеллектуальные игры внутри класса; 12
- интеллектуальные бои; - спецкурсы для интеллектуального развития. Сроки Название Задачи мероприятия Форма проведения Сентябрь В мире загадок Развивать мышления, сообразительность, речь. Классный час Октябрь В мире пословиц Привитие интереса к энциклопедическим знаниям, желание больше знать Игра-соревнование между ко- мандами Декабрь Новогодние загадки Развитие мышления Конкурс-игра Февраль Путешествие по сказкам Развитие кругозора викторина Март Отгадываем ребусы Выявить лучшего математика класса Конкурс-игра Апрель КВН Проверить общее интеллектуальное развитие обучающихся Игра между командами Направление
«Ученик и его нравственность»

Цель:
обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности суще - ствования других людей.
Задачи:
1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания. 2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. Основные моменты деятельности педагога в направлении «Я и нравственность»:
-
Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. - Знакомство обучающихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества. - Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»: - Тематические классные часы по нравственной тематике. - Дискуссии по нравственной тематике. - Шефская работа обучающихся в больницах. - Изучение нравственного наследия мира. - Читательские конференции. 13
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности». - Праздники, сюрпризы, конкурсы. - Экскурсии, поездки, походы по боевым местам. - Изучение нравственного наследия своей страны. - Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира. Сроки Названия Задачи, мероприятия Форма проведения Сентябрь Экскурсия по родному посёлку Раскрыть смысл понятия «патриотизм», Классный час Октябрь Акция добрых дел Создание атмосферы эмоциональной отзывчивости Акция Ноябрь Мой сосед по парте. Час откровенно- го разговора. Воспитание дружеского отношения к товарищам Беседа Декабрь Помоги птицам. Экологическая акция Воспитывать чувство сострадания, любви к животным Акция. Изготовление корму- шек Январь «Ваши права и обязанности, дети» Ознакомить обучающихся с основными правами и обя- занностями школьника, способствовать формирова- нию правовой культуры обучающихся Утренник Февраль Фотографии из семейного альбома Воспитание чувства любви и уважения к семье Классный час Март Акция «Подари улыбку». Весенняя неделя добра. Создание атмосферы добра, отзывчивости Классный час Май Подвигу народа жить в веках Расширять исторические знания детей, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего на- рода Утренник Направление
«Ученик и его здоровье»

Цель:
использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающихся значимости физическо - го и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. - Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья. 14
Формы работы с классным коллективом:
-
спортивные конкурсы, соревнования внутри класса - встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, - походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы; - спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, - беседы и дискуссии на различные темы; Сроки Название Форма проведения Сентябрь Весёлые физминутки Игра Октябрь Осенняя прогулка Прогулка Ноябрь Витаминная тарелка на каждый день Конкурс рисунков Декабрь Эстафета с Дедом Морозом Спортивное мероприятие Январь Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим Беседа Февраль Лыжная прогулка Прогулка Март Поездка в бассейн Апрель Моё Настроение. Передай улыбку по кругу Игра Май Народные игры Подвижные игры на спортивной пло- щадке Направление
«Общение и досуг ученика»

Цель:
создание условий для проявления обучающимия класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности. 2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям. 3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи. 4.Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий. Формы работы педагога с классным коллективом 15
- празднование памятных дат в жизни детей; - празднование памятных дат календаря; - посещение театров, музеев, выставок, - театрализованные представления; - фестивали, презентации; - литературные балы, конкурсы талантов; - дискотеки, танцевальные вечера. Сроки Названия Задачи мероприятия Форма Сентябрь Праздник «Здравствуй, первый класс Развивать положительные эмоции, создание атмосферы праздника Праздник Октябрь Поздравляем осенних именинников Создание традиций класса Поздравить именинников Праздник Ноябрь Поездка в театр. Декабрь Новогодняя сказка Поздравить с наступающим Новым годом, подвести итоги уходящего года Праздник Январь Конкурс «Стань звездой» Подготовиться к интеллектуальным играм Творческая мастер - ская Февраль КВН для мальчиков «Защитники Отечества» Формировать чувство патриотизма, любви к Родине, воспи - тывать у мальчиков стремление стать сильными, отважными, ловкими Конкурс КВН Март Пасха - главный христианский праздник Привить чувства уважения к русским праздникам, старинным обычаям Беседа Апрель Школа вежливых наук Познакомить детей с хорошими манерами и правилами пове - дения, воспитывать уважение к окружающим людям, разви - вать у детей чувства такта Классный час Май Праздник «1 класс, мы прощаемся с то - бой, переходим во второй» Утренник Направление
«Семья»
16

Цель:
максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей. 2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуаль - ных консультаций, бесед. 3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и роди - телей. 4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми. Основные моменты деятельности классного руководителя: - Изучение семей обучающихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравствен - ные и личностные развития ребенка. - Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми. - Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополу- чия ребенка. - Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы. Основные понятия направления «Семья»: - семья, - уклад жизни и традиции семей, - родительский дом, - родословная, - семейные корни, - авторитет отца и матери, - духовное общение в семье, - братья и сестры в семье и их взаимоотношения, - младшие и старшие дети, - традиции отношения к старшим в семье, - положение ребенка в семье. Формы деятельности педагога в направлении «Семья»: - Тематические классные часы. 17
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек. - Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учи- теля, День рождения школы, школьные юбилеи). - Походы выходного дня, экскурсии, викторины. - Дни творчества, дни открытых дверей. - Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями Повышение педагогической культуры родителей Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социа - лизации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направле - ний воспитания и социализации младших школьников. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Рос- сийской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах: – совместная педагогическая деятельность семьи и школы; – сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; – педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; – поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; – содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; – опора на положительный опыт семейного воспитания. Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планами воспита- тельной работы школы. В системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы: родительское собрание, роди- тельская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социа - лизации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни 18
младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Месяц Родительские собрания Индивидуальные консультации Совместные дела с классом Сентябрь Знакомство с родителями учеников – первоклассников. Праздник «Здравствуй,1 класс!» Октябрь Проблемы адаптации учеников – пер - воклассников в школе Встреча родителей и учащихся, имеющих за - труднения в учебе с учителем Ноябрь Индивидуальные консультации по предметам Декабрь Телевизор и компьютер в жизни и се - мье первоклассника. Встреча родителей и учащихся, имеющих за - труднения в учебе с учителем Подготовка подарков к Новому году, украшение классной комнаты Январь Индивидуальные консультации по предметам Февраль Родительское собрание «Эмоции поло- жительные и отрицательные» Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей) Март Индивидуальные консультации по предметам Праздник мам Апрель. Индивидуальные консультации по предметам Май Итоги прошедшего года «Перелистывая страницы…» Праздник «1 класс, мы прощаемся с тобой– переходим во второй» Совместный праздник 19