"Организация информационного пространства в ДОУ как средство повышения педагогической компетенции родителей"
Автор: Морозова Ирина Владимировна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 СП Детский сад "Ёжик"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск
Наименование материала: Повышение педагогической компетенции
Тема: "Организация информационного пространства в ДОУ как средство повышения педагогической компетенции родителей"
«Организация информационного пространства в ДОУ как
средство повышения педагогической компетенции родителей»
«От того, как прошло детство,
Кто вел ребенка за руку в детские годы,
Что вошло в его разум из окружающего мира –
От этого в решающей степени зависит,
Каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский.
В настоящее время особую актуальность приобретает сотрудничество между различными
общественными институтами, в том числе между семьей как малой социальной группой и
детским садом как общественной образовательной структурой. Практика работы
образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения возможностей
участников образовательного процесса, повышения качества образования. Их компетентности
с помощью установления партнерских отношений в едином информационно –
образовательном пространстве.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским
садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
ребенка» он обязывает работников дошкольного образования развивать формы
взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть
ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный
образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги
и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками
образовательного процесса.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего
будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и
понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на
ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что
детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И
педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой
причине. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему
дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании они создают оптимальные условия для
вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы работы:
родительские собрания, дни открытых дверей, совместные развлечения, взаимное
консультирование, совместные проекты, памятки, встречи за круглым столом, сайт МБДОУ.
Основная задача - Повышение психолого – педагогической компетенции родителей.
Для повышения педагогической компетенции родителей в МБДОУ организовано
информационное пространство, которое представлено в различных формах:
1. Информационно-стендовые технологии. Благодаря данной форме просвещения
оказывается теоретическая помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с
воспитателем группы. При оформлении стендов воспитатели учитывают следующие
требования: материал должен быть эстетически оформленным, содержание регулярно
обновляется, иначе интерес родителей быстро пропадет, содержание предполагаемого
материала для родителей должно быть актуальным и необходимым.
В интересной и интерактивной форме воспитатели знакомят родителей с содержанием
информационных стендов, используя разнообразные приемы активизации: «мозговой штурм»,
«создание проблемных ситуаций» и т. д. Результаты опроса показали, что большинство из
родителей охотно обращаются к информации на стендах, считают ее полезной для
воспитания ребенка. Проводимые опросы помогают выяснить наиболее интересные
родителям темы, которые учитываются при подготовке новой информации.
Предоставляются материалы по вопросам воспитания и развития детей, материалы по
обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на улице, дома, в транспорте. В рубрике
«Рекомендации» - предоставляются советы-подсказки, помогающие в воспитании и развитии
дошкольников. Темы выбираются по запросу родителей.
Совместно с родителями проводятся, дни здоровья, спортивные праздники и развлечения,
проводится оформление зимних и летних участков, озеленение территории детского сада,
природоохранные акции. Ежеквартально проводятся дни открытых дверей с посещением
разных режимных моментов и открытых мероприятий совместной образовательной
деятельности с детьми, участие родителей в проектной деятельности.
Благодаря посещению дней открытых дверей родители ближе знакомятся с учреждением,
условиями содержания, образования и развития детей.
В саду организовываются конкурсы чтецов, совместные выставки рисунков, конкурсы поделок
из природного и бросового материала, совместные праздники и развлечения. Педагоги нашего
сада стремятся сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива.
Такая форма работы, безусловно, способствует повышение педагогической компетенции
родителей.
2. Еще одной интересной формой работы с родителями мы считаем создание
информационного издания для родителей в виде газеты «Раз словечко, два словечко».
Периодичность выпуска газеты - 1 раз в квартал.
Материалы освещают физкультурно – оздоровительную работу; статьи, посвященные
актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные специалистами, работающими
с детьми;
Таким образом, у родителей сформированы представления о сфере деятельности детского
сада:
- о нормативно – правовой базе системы дошкольного образования:
- о возрастных и психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста;
- о педагогической деятельности в целом;
- об особенностях образовательного процесса в детском саду;
- о предполагаемых и реальных результатах развития детей дошкольного возраста.
3. Наиболее эффективной информационно – просветительской формой работы коллектива
считается создание сайта дошкольного учреждения. Наличие у детского сада своего сайта, в
сети Интернет, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о
методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада, о проводимых
мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Меню сайта включает в себя основные разделы: «Дошкольные новости» - где освещаются
интересные моменты из жизни сада.
«О нас» - этот раздел включат информационную и историческую справку о дошкольном
учреждении.
«Педагогический коллектив» - здесь вновь поступающие родители могут ознакомиться с
педагогическим коллективом дошкольного учреждения.
«Артгаллерея» - в этом разделе помещаются фотографии интерьера, фотографии с
праздников и развлечений, а так же лучшие детские рисунки.
«Справочник для родителей» - специалистами детского сада представлена важная
информация для родителей по преддошкольной и предшкольнолй подготовке детей. Для
родителей подобраны рекомендации о том, что такое адаптация и как сделать так, чтобы она
прошла наиболее безболезненно для ребенка, что такое готовность к школе и что должен
знать и уметь будущий первоклассник, а ток же многое другое.
«Наши достижения» - т. к. д/с открытая образовательная система, то педагоги и дети
принимают активное участие как в городских, так и всероссийских конкурсах. Родители имеют
возможность увидеть наши достижения.
«Специалисты советуют» - в данном разделе родители могут найти необходимые
рекомендации, подготовленные старшей медицинской сестрой, логопедом, психологом, и
другими специалистами.
Так же в меню сайта есть «Обратная связь» - родители могут задать интересующие их
вопросы любому специалисту нашего сада.
4. Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) прочно входит во все сферы нашей
жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и
обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны
способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-
воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую
деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных
технологий привело к возникновению глобального мирового информационного пространства,
на вхождение в которое ориентировано и развитие системы образования современной
России. Этот процесс сопровождается появлением новых технических средств с
колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию
учебно-воспитательной деятельности, расширяя ее возможности, и принципиально оказывая
влияние на качественную сторону результатов обучения и воспитания. Компьютерные
технологии не просто дополняют обучение, а становятся неотъемлемой частью целостного
образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность
Интерактивная доска – это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также
входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает
изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как
обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к
поверхности доски, чтобы начать работать на компьютере. Управлять доской на расстоянии
позволяет беспроводная мышь или графический планшет. Используя доску можно открывать
любые файлы (графические, видео, аудио, работать с интернетом, писать поверх любых
приложений, вебсайтов и видеоизображений с помощью специальных маркеров. Окончив
работу, можно сохранить все ваши записи для последующего использования. Все как при
работе с компьютером и даже больше. Смотрим презентации и видео-файлы, рисуем и пишем
как на обычной доске, играем в компьютерные игры.
Интерактивные доски можно использовать на родительских собраниях, методических
объединениях, досуговых мероприятиях.
Системно обоснованное применение информационно-коммуникационных технологий
педагогом-воспитателем позволит оптимизировать воспитательный процесс в современном
образовательном учреждении, направленный на создание условий, позволяющих обеспечить
возможность личностного становления учащихся, их готовность к жизненному
самоопределению в культурно-образовательном пространстве информационного общества;
совершенствовать профессиональную деятельность педагога-воспитателя в решении
актуальных проблем воспитания.
Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития
нашего образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на
разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного
образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства – не
отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами
детского сада для всестороннего развития гражданина России.