"Организация информационного пространства в ДОУ как средство повышения педагогической компетенции родителей"

Автор: Морозова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 СП Детский сад "Ёжик"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск
Наименование материала: Повышение педагогической компетенции
Тема: "Организация информационного пространства в ДОУ как средство повышения педагогической компетенции родителей"
Дата публикации: 05.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Организация информационного пространства в ДОУ как средство повышения педагогической компетенции родителей» «От того, как прошло детство, Кто вел ребенка за руку в детские годы, Что вошло в его разум из окружающего мира – От этого в решающей степени зависит, Каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский. В настоящее время особую актуальность приобретает сотрудничество между различными общественными институтами, в том числе между семьей как малой социальной группой и детским садом как общественной образовательной структурой. Практика работы образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения возможностей участников образовательного процесса, повышения качества образования. Их компетентности с помощью установления партнерских отношений в едином информационно – образовательном пространстве. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» он обязывает работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы работы: родительские собрания, дни открытых дверей, совместные развлечения, взаимное консультирование, совместные проекты, памятки, встречи за круглым столом, сайт МБДОУ. Основная задача - Повышение психолого – педагогической компетенции родителей. Для повышения педагогической компетенции родителей в МБДОУ организовано информационное пространство, которое представлено в различных формах:
1. Информационно-стендовые технологии. Благодаря данной форме просвещения оказывается теоретическая помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с воспитателем группы. При оформлении стендов воспитатели учитывают следующие требования: материал должен быть эстетически оформленным, содержание регулярно обновляется, иначе интерес родителей быстро пропадет, содержание предполагаемого материала для родителей должно быть актуальным и необходимым. В интересной и интерактивной форме воспитатели знакомят родителей с содержанием информационных стендов, используя разнообразные приемы активизации: «мозговой штурм», «создание проблемных ситуаций» и т. д. Результаты опроса показали, что большинство из родителей охотно обращаются к информации на стендах, считают ее полезной для воспитания ребенка. Проводимые опросы помогают выяснить наиболее интересные родителям темы, которые учитываются при подготовке новой информации. Предоставляются материалы по вопросам воспитания и развития детей, материалы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на улице, дома, в транспорте. В рубрике «Рекомендации» - предоставляются советы-подсказки, помогающие в воспитании и развитии дошкольников. Темы выбираются по запросу родителей. Совместно с родителями проводятся, дни здоровья, спортивные праздники и развлечения, проводится оформление зимних и летних участков, озеленение территории детского сада, природоохранные акции. Ежеквартально проводятся дни открытых дверей с посещением разных режимных моментов и открытых мероприятий совместной образовательной деятельности с детьми, участие родителей в проектной деятельности. Благодаря посещению дней открытых дверей родители ближе знакомятся с учреждением, условиями содержания, образования и развития детей. В саду организовываются конкурсы чтецов, совместные выставки рисунков, конкурсы поделок из природного и бросового материала, совместные праздники и развлечения. Педагоги нашего сада стремятся сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Такая форма работы, безусловно, способствует повышение педагогической компетенции родителей. 2. Еще одной интересной формой работы с родителями мы считаем создание информационного издания для родителей в виде газеты «Раз словечко, два словечко». Периодичность выпуска газеты - 1 раз в квартал. Материалы освещают физкультурно – оздоровительную работу; статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные специалистами, работающими с детьми; Таким образом, у родителей сформированы представления о сфере деятельности детского сада: - о нормативно – правовой базе системы дошкольного образования: - о возрастных и психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста;
- о педагогической деятельности в целом; - об особенностях образовательного процесса в детском саду; - о предполагаемых и реальных результатах развития детей дошкольного возраста. 3. Наиболее эффективной информационно – просветительской формой работы коллектива считается создание сайта дошкольного учреждения. Наличие у детского сада своего сайта, в сети Интернет, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Меню сайта включает в себя основные разделы: «Дошкольные новости» - где освещаются интересные моменты из жизни сада. «О нас» - этот раздел включат информационную и историческую справку о дошкольном учреждении. «Педагогический коллектив» - здесь вновь поступающие родители могут ознакомиться с педагогическим коллективом дошкольного учреждения. «Артгаллерея» - в этом разделе помещаются фотографии интерьера, фотографии с праздников и развлечений, а так же лучшие детские рисунки. «Справочник для родителей» - специалистами детского сада представлена важная информация для родителей по преддошкольной и предшкольнолй подготовке детей. Для родителей подобраны рекомендации о том, что такое адаптация и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для ребенка, что такое готовность к школе и что должен знать и уметь будущий первоклассник, а ток же многое другое. «Наши достижения» - т. к. д/с открытая образовательная система, то педагоги и дети принимают активное участие как в городских, так и всероссийских конкурсах. Родители имеют возможность увидеть наши достижения. «Специалисты советуют» - в данном разделе родители могут найти необходимые рекомендации, подготовленные старшей медицинской сестрой, логопедом, психологом, и другими специалистами. Так же в меню сайта есть «Обратная связь» - родители могут задать интересующие их вопросы любому специалисту нашего сада. 4. Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) прочно входит во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно- воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению глобального мирового информационного пространства, на вхождение в которое ориентировано и развитие системы образования современной России. Этот процесс сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию учебно-воспитательной деятельности, расширяя ее возможности, и принципиально оказывая влияние на качественную сторону результатов обучения и воспитания. Компьютерные технологии не просто дополняют обучение, а становятся неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность Интерактивная доска – это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работать на компьютере. Управлять доской на расстоянии позволяет беспроводная мышь или графический планшет. Используя доску можно открывать любые файлы (графические, видео, аудио, работать с интернетом, писать поверх любых приложений, вебсайтов и видеоизображений с помощью специальных маркеров. Окончив работу, можно сохранить все ваши записи для последующего использования. Все как при работе с компьютером и даже больше. Смотрим презентации и видео-файлы, рисуем и пишем как на обычной доске, играем в компьютерные игры. Интерактивные доски можно использовать на родительских собраниях, методических объединениях, досуговых мероприятиях. Системно обоснованное применение информационно-коммуникационных технологий педагогом-воспитателем позволит оптимизировать воспитательный процесс в современном образовательном учреждении, направленный на создание условий, позволяющих обеспечить возможность личностного становления учащихся, их готовность к жизненному самоопределению в культурно-образовательном пространстве информационного общества; совершенствовать профессиональную деятельность педагога-воспитателя в решении актуальных проблем воспитания. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития нашего образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства – не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития гражданина России.