Автор: Фоминых Любава Юрьевна Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Изограф"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Они сражались за Родину"
МОУ ДОД «Школа искусств и ремесел имени А.С.Пушкина (Изограф)».
Класс: «Акварель, рисунок, композиция»
Методическая разработка по духовно - патриотическому
воспитанию детей на занятии изобразительного искусства:
Тема: «Они сражались за Родину»
(Посвящается 68-летию Великой Победы.)
Автор-разработчик:
Фоминых Л.Ю.
Педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Нижний Новгород
2013г.
Форма плана-конспекта занятия
Дата проведения: 26 апреля 2013 года
Ф.И.О. педагога ДО : Фоминых Любава Юрьевна
Кружок (объединение): «Акварель, рисунок, композиция»
Тема занятия : «Они сражались за Родину»
Цель:
Создание мотивации личности ребенка к познанию и
творчеству.
Задачи:
Образовательные
- изучение основ изобразительной грамотности;
- овладение знаниями в области станковой композиции.
Воспитательные
- воспитание толерантности;
- воспитание гордости за Отечество;
- воспитание чувства уважения к старшему поколению.
Развивающие
- развитие творческих способностей, мышления.
Методы проведения занятия: рассказ, беседа, обсуждение, анализ детских
работ.
Материалы и оборудование: песни военных лет, детские книги с рассказами
о войне.
Наглядные пособия: репродукции, детские работы, фотографии военных
лет, книги с иллюстрациями, эскизы в цвете и карандаше.
План занятия
Организация - 1 мин
Беседа по теме -10 мин
Практическая творческая деятельность учащихся – 27 мин
Просмотр. Подведение итогов - 7 мин
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Беседа по теме: «Они сражались за Родину»
2.1 Краткая беседа о Второй мировой войне;
2.2 Рассказ о передаче настроения, эмоций через цвет.
3 . Самостоятельная работа учащихся
Текущий инструктаж – целевые обходы.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест.
Второй обход: проверить правильность выполнения задания.
4. Заключительный инструктаж
4.1 Просмотр работ.
4.2. Анализ характерных ошибок и причин.
5. Уборка рабочих мест
Открытое занятие
Тема: «Они сражались за Родину»
Цели:
- создать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству.
Задачи:
- Обучающие:
- совершенствование своего собственного опыта при работе с
разными художественными техниками и материалами;
- попытка передать настроение, эмоции через цвет.
Воспитательные:
- воспитание толерантности;
- воспитание гордости за Отечество;
- воспитание чувства уважения к старшему поколению.
Развивающие:
- развитие воображения, образного мышления.
Оборудование:
Эскизы в цвете и в карандаше, гуашь, акварель, кисти, палитра, гелевая
ручка, мольберты, столы, стулья.
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Беседа по теме: «Они сражались за Родину».
2.1 Педагог: Ребята, сегодня мы завершаем работу по теме: «Они сражались
за Родину». Вы знаете, что эта тема была выбрана не случайно –
приближается 66-я годовщина Великой победы, великого подвига нашего
народа. Эта война, пожалуй, самое страшное испытание, которое выпало на
долю нашего народа.
Она продолжалась 4 года.
Тогда наша страна была гораздо больше, чем сейчас. Ее населяло
множество разных национальностей и народов. Общая беда
сплотила людей, ведь война, горе и смерть, не делают исключения
ни для кого. В атаку плечом к плечу, поднимались русские и
украинцы, грузины, и татары, чуваши и армяне, и множество
других народов и народностей. Они сражались за свою Родину, за
тот городок или деревушку, где они выросли, за свой дом, мать,
жену, детей. Все понимали, если проиграем войну, будущего не
будет!
Отцы и сыновья воевали на фронтах, матери и дочери работали в
тылу, подростки работали на заводах наравне со взрослыми,
помогали в госпиталях. В тылу партизаны наносили ощутимый
урон врагу: взрывали мосты, пускали поезда под откос, поджигали
дома. Каждый человек внес свой, пусть небольшой, но вклад в
общую победу. Помните, как в песне:
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех мы за ценой не постоим…
Наверное, нет в нашей стране ни одной семьи, которую бы не
затронула война. Я просила вас узнать о своих прабабушках и
прадедушках, воевавших на войне. Кто хочет рассказать?
Ответы детей: Рассказы детей.
Педагог:
Я вижу, что вы все испытываете гордость за ваших
прабабушек и прадедушек. Многих уже нет в живых. Поколение
ветеранов, людей видевших войну, постепенно уходит, но мы
должны помнить об их подвиге, должны помнить людей, которые
подарили нам жизнь.
2.2 А теперь давайте поговорим, с какими цветами у вас
ассоциируется война?
Ответы детей: Красный, желтый, зеленый, коричневый, серый.
Педагог : Да, действительно с мрачными, тревожными…
Но защитники Отечества, не только воевали, но и радовались и
умели ценить каждое прожитое мгновение.
Вспомните о нашей школьной выставке. Какие вы видели работы?
На одной из них изображена встреча солдата со своей семьей, на
другой - возложение цветов у вечного огня. Обе работы отличаются
цветовым решением. Одна выполнена в мрачном, серо-черном
цвете, другая в светлых, теплых, радостных тонах. Почему?
Примерные ответы детей:
Потому, что на одной изображена
встреча, а на другой - расставание.
Педагог:
В период войны композиторы сочиняли песни, чтобы
поднять боевой дух солдат, художники рисовали плакаты
сатирического содержания, актеры и певцы ездили по госпиталям и
на фронт. Поэтому краски на ваших творческих работах могут
быть не только «тяжелыми», но и яркими, т. к. в сердцах людей
жила надежда на победу, на радость встречи с родными и близкими.
3 . Самостоятельная творческая деятельность учащихся на протяжении
всего урока.
Текущий инструктаж, целевые обходы.
Ребята рисуют под музыку, звучит мелодия «Темная ночь».
С экспозициями музея вы знакомы. Музей посвящается
защитникам Отечества. И назван в честь основателя нашей школы
Д.Д. Арсенина (заслуженного художника России) и писателя В.
Пикуля. Обоих связывала дружба, воспоминания о флоте, идея о
создании школы «Изограф».
Д.Д.Арсенин, участник В.О.В, окончил «Школу юнг ВМФ
Северного флота на Соловках (1942-1943), служил на эсминце
«Громкий», награжден орденом Отечественной войны 2-ой степени,
медалями: «За Победу над Германией», «За оборону Советского
Заполярья».
Педагог: Ребята, как вы относитесь к ветеранам, какие чувства они
у вас вызывают?
Примерные ответы детей
: Чувства уважения к старшему
поколению, гордость за них и за нашу Родину, желание быть
похожим на тех, кто защищал свою страну…
Педагог: Память об этой войне должна жить в сердцах вечно. И мы
можем гордиться, что ваши прабабушки и прадедушки внесли свой
вклад в эту Великую победу. Они сражались не жалея себя, ради
вас, ради будущих поколений и одержали победу в самой страшной
в истории человечества войне!
4.
Просмотр и анализ работ. Подведение итогов.
5. Уборка рабочих мест.
Ожидаемые результаты:
Дети научились
работать с разными художественными техниками и
материалами, передавать настроение, эмоции через цвет.
Приобщились к отечественной истории.
В процессе работы над темой развивается воображение.
Список литературы для педагогов
1. «Школа изобразительного искусства». 1 том. - М., 1986 г.
2. «Школа изобразительного искусства» 2 том. М. 1988 г.
3. О.Л. Голубева. «Основы композиции». М. 2004 г.
4. «Практическое руководство юному художнику» М 1963 г.
5. Н. Габибов «Мастера советского искусства» М. 1981 г.
6. Детские книги о войне