Напоминание

"Проблемы современного образования"

Автор: Ромаченко Евгений Николаевич
Должность: учител физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13
Населённый пункт: город Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблемы современного образования"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проблемы образования в современной школе
. Последние 10 лет вопросы обучения и воспитания волнуют общественность России. Проблема развития воспитания заслуживает самого пристального внимания, так как в этом случае речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству. Это одна проблема. Вторая – проблема образования, так как она тоже непосредственно затрагивает вопросы как внутреннего развития страны, её конкурентноспособности, так и соответственно её позиции на международной арене.
Образование
— целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию. В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности. В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому». В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Необходимым считается добавить, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об

образовании»
закрепляет: «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Все это подтверждает, что область образования является приоритетной. Также право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. И хотелось бы отметить, что процесс образования сегодня не заканчивается получением знания по отдельному предмету, а является процессом не прерывным. Последние исследования по данной проблеме на международном уровне по «шкале грамотности» и Индексу Развития Человеческого Потенциала показывают ослабление наших позиций в сравнении с этими показателями советского периода (соответственно 33 и 62). Какие же проблемы переживает наше образование сегодня? Проблемы переходного периода. Сегодня все активно говорят о кризисе в образовании. Да он имеет место. Но говоря об этом, мы забываем, что любая реформа, хороша она или нет, вызывает первоначально отторжение у общества. Это явление описано обществоведами и имело место во всём мире. Это особенности переходного периода. Вопрос в другом. Достигнем ли мы тех целей, которые ставили перед собой а именно: достигнуть уровня европейского образования, научить учиться ребёнка, уничтожение коррупции в образовании, дать одинаковые стартовые позиции детям с разными социальными и экономическими возможностями, приблизить образование к практической деятельности. На все эти вопросы может ответить только время и наши дети.
Проблемы недофинансирования. Имеет место и данная проблема. В век быстро меняющихся технологий и глобализации успеть за стремительным развитием науки и техники школе сложно. Как театр начинается с вешалки так школа начинается со здания. Строительство новых школ проблема номер один. Нашей школе уже 40 лет. В городе не построено ни одной новой школы за 30 лет. А ведь мы видим, что программа по увеличению рождаемости работает. Где мы будем учить детей? Введение новых государственных стандартов предполагает первую смену. Постоянная смена учебников по обществоведческим дисциплинам, съедает весь фонд школы, и средств на обновление техники нет. Проблема возможности обучить детей. Есть такое понятие как генофон нации, страны. Нам стоит обратить внимание на эту проблему уже сегодня. Перенимая культуру Европы и особенно Америки, мы потеряли свои корни. Сегодня ни кто не возражает против утверждения о том, что русские – это пьяная нация. Ценности сместились и молодёжь принимает новую систему ценностей . Мы подражаем тому, что ведёт к разрушению нашей нации. Алкоголь, курение, наркотики – всё это приводит к появлению нового поколения учащихся – не способных усваивать простейшие знания. Практикуя более двадцати лет, я вижу увеличение количества таких детей. Решение этой проблемы лежит не только в школе, но и социальных и экономических программах правительства. Учитель. Сегодня, он должен уступить своё центральное месть в образовательном процессе, творческой деятельности учащихся. Для этого он должен переучиться сам. Это проблемно. 60% учителей школ – люди за сорок и выше. Молодёжь охотно получает педагогическое образование, но работать не идёт. Причин много. Но для новой школы нужен новый учитель. Какой он будет – авторитетный и знающий, понимающий и прощающий, авторитарный и целеустремлённый. Ответа нет. Но то, что он должен любить профессию и детей не может иметь сомнений. Как видят учащиеся своего учителя. Мною проведён мониторинг среди учащихся 11 классов.