Автор: Горланова Альфия Мавлютовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБ ПОУ "УФК" Минздрава России
Населённый пункт: г. Ульяновска
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения студентов-инвалидов по зрению массажу
У слепого массажиста золотые руки. О них говорят: «Глаза незрячего
расположены на кончиках пальцев»
Обучение студентов с нарушением зрения имеет свою специфику.
Глубокие нарушения зрения требуют применения аудиальных (предоставление
информации в виде звуков) и кинестетических (передача и восприятие информации
организована с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела) форм
предоставления информации.
Несмотря на то, что возможность применения кинестетической формы
передачи информации в профессиональном образовании слепых и слабовидящих
обучающихся не описана в педагогической литературе, она широко применяется в
практике работы образовательных учреждений при обучении лиц с ограниченными
возможностями здоровья по зрению при подготовке массажистов.
При обучении медицинскому массажу лиц с ограниченными возможностями
здоровья по зрению, применяемые методы обучения должны способствовать
формированию специфических двигательных стереотипов, необходимых для
практики массажных техник.
При освоении приемов массажа нужно руководствоваться важнейшими
правилами: длительность и
систематичность
занятий; активность
процесса
нарабатываемых навыков; целенаправленность формирования специфических
навыков на поведенческом уровне.
Поскольку слепые и слабовидящие студенты испытывают сложности с
пространственным представлением при изучении учебных дисциплин и различных
видов массажа, необходимо в процессе обучения формирование у них навыка
«осязательного зрения», чему способствует использование на занятиях выпуклых
планшетов, объемных муляжей.
Достижению
цели
обеспечения
доступности
слепым
и
слабовидящим
обучающимся
визуальной
информации
способствует
применение
тифлокомментирования – лаконичного описания предмета, пространства или
действия, которые непонятны слепому или слабовидящему без специальных
словесных пояснений. Тифлокомментирование подразумевает использование не
только
звукового
тифлокомментария
(например,
просмотра
учебного
видеофильма), но и письменного, печатного (например, описание для слепых
иллюстрации и т.д.). Речь педагога должна быть выразительной и точной,
необходимо проговаривать все, что пишешь и делаешь.
Важен
принцип
индивидуального
и
дифференцированного
подхода
в
обучении, использование оптических и технических средств коррекции (очки,
лупы, диктофоны и др.) в зависимости от состояния зрения студента. Для слепых и
слабовидящих
студентов
предусмотрены
малогрупповые
и
индивидуальные
занятия по лечебной физкультуре и массажу. При поощрении используется
словесная похвала, можно положить руку на плечо, улыбка и кивок не всегда
доступны
восприятию.
Преподаватель
буквально
«на
пальцах»
объясняет
студентам, как правильно выполнять все движения, – берет за руки и пальцами
подопечного выполняет массаж. Так незрячие лучше усваивают все особенности
движений при массаже.
Для того чтобы оценить, насколько правильно был организован учебный
процесс и достигли ли применяемые методы обучения его цели, необходима
организация
контроля
качества
освоения
основной
профессиональной
образовательной программы. При работе со студентами-инвалидами по зрению
контроль может проводиться в различных формах: устной, письменной (по Брайлю
и в плоскопечатном варианте), тестовой, практической и комбинированной как во
время
теоретических
и
практических
занятий,
так
и
во
время
зачетов,
дифференцированных зачетов и экзаменов, в том числе квалификационных.