Напоминание

Особенности обучения студентов-инвалидов по зрению массажу

Автор: Горланова Альфия Мавлютовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБ ПОУ "УФК" Минздрава России
Населённый пункт: г. Ульяновска
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения студентов-инвалидов по зрению массажу







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

У слепого массажиста золотые руки. О них говорят: «Глаза незрячего

расположены на кончиках пальцев»

Обучение студентов с нарушением зрения имеет свою специфику.

Глубокие нарушения зрения требуют применения аудиальных (предоставление

информации в виде звуков) и кинестетических (передача и восприятие информации

организована с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела) форм

предоставления информации.

Несмотря на то, что возможность применения кинестетической формы

передачи информации в профессиональном образовании слепых и слабовидящих

обучающихся не описана в педагогической литературе, она широко применяется в

практике работы образовательных учреждений при обучении лиц с ограниченными

возможностями здоровья по зрению при подготовке массажистов.

При обучении медицинскому массажу лиц с ограниченными возможностями

здоровья по зрению, применяемые методы обучения должны способствовать

формированию специфических двигательных стереотипов, необходимых для

практики массажных техник.

При освоении приемов массажа нужно руководствоваться важнейшими

правилами: длительность и

систематичность

занятий; активность

процесса

нарабатываемых навыков; целенаправленность формирования специфических

навыков на поведенческом уровне.

Поскольку слепые и слабовидящие студенты испытывают сложности с

пространственным представлением при изучении учебных дисциплин и различных

видов массажа, необходимо в процессе обучения формирование у них навыка

«осязательного зрения», чему способствует использование на занятиях выпуклых

планшетов, объемных муляжей.

Достижению

цели

обеспечения

доступности

слепым

и

слабовидящим

обучающимся

визуальной

информации

способствует

применение

тифлокомментирования – лаконичного описания предмета, пространства или

действия, которые непонятны слепому или слабовидящему без специальных

словесных пояснений. Тифлокомментирование подразумевает использование не

только

звукового

тифлокомментария

(например,

просмотра

учебного

видеофильма), но и письменного, печатного (например, описание для слепых

иллюстрации и т.д.). Речь педагога должна быть выразительной и точной,

необходимо проговаривать все, что пишешь и делаешь.

Важен

принцип

индивидуального

и

дифференцированного

подхода

в

обучении, использование оптических и технических средств коррекции (очки,

лупы, диктофоны и др.) в зависимости от состояния зрения студента. Для слепых и

слабовидящих

студентов

предусмотрены

малогрупповые

и

индивидуальные

занятия по лечебной физкультуре и массажу. При поощрении используется

словесная похвала, можно положить руку на плечо, улыбка и кивок не всегда

доступны

восприятию.

Преподаватель

буквально

«на

пальцах»

объясняет

студентам, как правильно выполнять все движения, – берет за руки и пальцами

подопечного выполняет массаж. Так незрячие лучше усваивают все особенности

движений при массаже.

Для того чтобы оценить, насколько правильно был организован учебный

процесс и достигли ли применяемые методы обучения его цели, необходима

организация

контроля

качества

освоения

основной

профессиональной

образовательной программы. При работе со студентами-инвалидами по зрению

контроль может проводиться в различных формах: устной, письменной (по Брайлю

и в плоскопечатном варианте), тестовой, практической и комбинированной как во

время

теоретических

и

практических

занятий,

так

и

во

время

зачетов,

дифференцированных зачетов и экзаменов, в том числе квалификационных.