"Система воспитательной работы куратора как фактор профессионально-личностного развития будущего специалиста (из опыта работы)"

Автор: Шишков Василий Антонович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский индустриальный колледж"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Система воспитательной работы куратора как фактор профессионально-личностного развития будущего специалиста (из опыта работы)"
Дата публикации: 05.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Шишков В.А.
преподаватель, ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»
Шишкова Е.М.
преподаватель, ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж»
Система воспитательной работы куратора как фактор профессионально-

личностного развития будущего специалиста

(из опыта работы)
Модернизация среднего профессионального образования в стране требует существенно повысить эффективность и качество воспитательной работы в СУ- Зах, развивать самостоятельную управленческую деятельность студентов под педагогическим руководством. В связи с этим значительно возрастает роль кура- торов групп. Главные задачи куратора: организовать воспитательную работу в группе на основе самоуправления в коллективе; развивать социальную активность студен- тов, гражданственность, ответственность; вырабатывать у студентов умения ана- лизировать ситуации в коллективе, ставить задачи коллективной деятельности, планировать работу коллектива, организовывать деятельность, осуществлять контроль и оценку ее результатов, формировать здоровые межличностные отно- шения, нравственно-психологический климат коллектива. Очень важно, чтобы воспитательная работа куратора носила систематический, планомерный характер, только в этом случае можно говорить об эффективности. Планирование воспитательной работы следует начинать с изучения соста- ва группы, составления краткой психолого-педагогической характеристики группы и определения цели, задач и направлений работы с группой. Главным системообразующим фактором в механизме построения и функциони- рования воспитательного процесса с группой служит коллективная деятельность, ко- торая носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляют коллективно-творческие дела группы, ко- торые осуществляются по принципу КТД И. П. Иванова. Коллективно-творческие дела являются важным средством активизации, разви- тия и реализации творческого потенциала личности, ее интересов и потребностей. Коллективным дело называется потому, что планируется, готовится, проводится и оценивается всеми членами коллектива. Творческое, потому что на каждом этапе его осуществления ведется поиск луч- ших путей, способов, средств решения практической задачи. В процессе коллективной творческой деятельности участники применяют ранее усвоенные знания и умения и приобретают новый опыт. В структуре КТД выделяются шесть последовательных действий, каждое из ко- торых содержит определенные воспитательные возможности.
Первая стадия «Стартовая беседа». Основное ее назначение - установление места данного КТД в жизни коллектива группы, определение конкретных воспита- тельных задач, выбор формы организации данного дела. Вторая стадия «Коллективное планирование». На этой стадии все участники включаются в поиск лучших способов проведения предстоящего дела. На этой же стадии создается Временный руководящий орган (инициативная группа, совет дела, творческая группа и др.), которая будет отвечать за подготовку дела, распределение заданий и поручений, проведение дела. Третья стадия «Подготовка дела». Все студенты разбиваются на микрогруппы (по желанию или по способностям), которые получают задание по подготовке одной из частей общего дела. В микрогруппах выбирается ответственный, который коорди- нирует деятельность своей микрогруппы и контактирует с временным руководя- щим органом. Четвертая стадия «Проведение дела». На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный временным руководящим органом с учетом нара- боток в микрогруппах. Пятая стадия «Подведение итогов». После завершения дела происходит встреча (лучше сразу, по «горячим следам»), имеющая своей целью коллективный анализ замысла. Студенты отмечают положительные стороны деятельности, ана- лизируют неудачи, оценивают вклад каждого в коллективное дело. Шестая стадия «Ближайшее последействие» позволяет студентам научиться реализовывать выводы и предложения, использовать полученный опыт в жизни коллектива. Смысл этой стадии - в расширении круга добрых дел. Для успешного выполнения любого дела важно добиться, чтобы отдельные действия и части работы были выполнены своевременно, без опоздания, каче- ственно, чтобы в нужном месте было все необходимое, чтобы никто никого не ждал, чтобы ни на минуту не останавливался процесс деятельности в разных ме- стах. Эта ответственность ложится на временный руководящий орган, который для каждого КТД выбирается в новом составе. Тогда каждый студент получает возможность для формирования у него умения координировать деятельность дру- гих участников КТД, что важно для будущего учителя. При организации КТД используется не только классический вариант его под- готовки и проведения. С учетом творческого потенциала группы возможен и дру- гой подход к его организации, а именно, личностно-ориентированное КТД, когда результат достигается вкладом каждого участника, а не микрогрупп. Тогда, в коллективном планировании наряду с сохранением общей идеи до- бавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идеи, предложения, планирова- ние советом дела на основе не только проектов микрогругавы, но и индивидуаль- ных проектов. В коллективной подготовке личностно-ориентированного КТД добавляется акцент на добровольности принятия на себя поручений по подготовке. При проведении такого КТД представляется возможность для личного, не- группового участия, а при анализе, ставятся вопросы, акцентирующиеся на зна- чимость дела для понимания, проявления, развития себя как индивидуальности.
Естественно, что стиль работы педагога-куратора при организации КТД должен изменяться в зависимости от состава группы, ее творческого потенциа- ла, индивидуальных особенностей ее членов, условий и иного другого. В этом и заключается талант и смысл работы куратора студенческой группы. Следует отметить, что в основу воспитательной деятельности куратора стоит положить следующие идеи: - ненасильственное привлечение к процессу деятельности; - развитие у студентов навыков самооценки, самоанализа, самокоррек- ции и самовоспитания; - ориентация не только на результат творческой деятельности, а на сам процесс творчества (каждое дело творчески, а иначе зачем); - нравственная ответственность каждого за выбор, процесс и результат деятельности; - чередование поручений; - возможность выбора вида деятельности, способа и формы ее реализа- ции; Важным моментом в развитии личности будущего специалиста является формирование самоуправления в группе. Этому способствует работа с поруче- ниями, коллективное планирование жизни группы, создание и работа советов дела при подготовке и проведении групповых и колледжских мероприятий, че- редование групповых творческих поручений и др. Основными принципами, на которых строится жизнь группы, являются: - много знать - престижно; - помогать друг другу - нормально; - готовить дело по чужому сценарию - невозможно; - жить в неуютной обстановке – нельзя; - бороться за престиж группы – нужно; - уважать себя и других необходимо. Критериями эффективности воспитательной работы с группой являются следующие: - сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности; - развитость креативных способностей студентов; - проявление индивидуальности каждого студента и группы в целом; - сформированность профессионально-значимых качеств личности; - сформированность коллектива группы. В соответствии с данными критериями могут быть использованы традици- онные и нетрадиционные методики изучения результативности воспитательной работы с группой, такие как: 1. Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы коллектив!» 2. Методика «Какой у нас коллектив?» 3. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива». 4. Методика изучения удовлетворенности студентов жизнью в колледже. 5. Метод социометрического выбора 6. Метод ранжирования
7. Методика «Пословицы». 8. Тест Щурковой Н.Е. «Размышляем о жизненном опыте». 9. Анкета «Я и ценность моей жизни», «Я и моя профессия». 10.Сочинения - рассуждение «Каким я стал и почему». 11.Метод недописанного тезиса. 12.Специальные методики по изучению профессионально-значимых качеств. 13..Рефлексия. 14..Кураторский час - коллективный разговор об итогах прошедшего месяца (семестра, года). и др. (В кн. Воспитательный процесс: Изучение эффективно- сти /Под. Ред. Е. Н. Степанова - М., 2001) Перечисленные методики позволяют получить необходимую, достоверную ин- формацию о развитии личности студентов и сформированности коллектива груп- пы, использовать ее при планировании и организации воспитательной работы с группой. При планировании воспитательной работы с группой необходимо учитывать: • год обучения студентов; • цели воспитательной деятельности; • особенности студенческой группы; • интересы и желания студентов группы; • индивидуальные особенности студентов группы; • возможности куратора и учебного заведения; • результаты анализа предыдущей воспитательной работы с группой; • результаты мониторинга деятельности; • наличие свободного времени. Можно составить план воспитательной работы с группой на три - четыре года (весь срок обучения в колледже) и корректировать, дополнять, изменять его по мере необходимости. Вероятнее всего при таком подходе планирования «ключевых дел» по направлениям. «Ключевое дело» - основное дело месяца, ко- торое будет готовиться и проводиться силами всей группы. Остальные дела ме- нее важные, и подготовку к ним будут проводить отдельные студенты группы. Такое планирование позволяет раскрыть перспективу развития коллектива, группы; формирования профессиональных качеств личности; студенческого самоуправления; творческого потенциала и активности студентов и др. Планирование воспитательной работы с группой на весь период обучения даст возможность проследить развитие традиций студенческой группы; рост самостоятельности, самоорганизации и самореализации студентов в подготовке и проведении мероприятий в группе, в колледже; повышение уровня культуры, нравственности. На основе перспективного составляется план воспитательной работы с группой на год с корректировкой «ключевых дел», с учетом результатов работы за предыдущий год. Для изучения результативности работы с группой можно использовать не- традиционные формы оперативной диагностики. Рейтинг внеклассных дел. Проводится в конце семестра или в конце учебно- го года.
На доске изображен круг. В этот круг вписываются те дела, которые были интересны и запомнились. Затем каждый студент проводит ранжирование этих дел. После этого, экспертная группа определяет три дела, которые больше всего понравились. Студенты должны назвать преимущества этих мероприятий перед другими. Кроме того, группа отмечает тех студентов, которые проявили иници- ативу и активность в подготовке и проведении этих мероприятии. Защита авторских проектов. Группа делится на микрогруппы, каждая из которых получает задание по направлениям плана: «Профессия», «Отечество», «Здоровье», «Культура», «Творчество». Студенты должны оценить результатив- ность проведенной работы и выбрать лучшее дело, оценить работу совета дела и отдельных участников. Предложить варианты улучшения планирования на все темы по данному направлению. Таким образом, целенаправленное и планомерное включение студентов в коллективную творческую деятельность позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, упорядочить протекание процессов обучения и воспитания, способствовать адаптации сту- дентов к условиям профессиональной деятельности и общения, содействовать формированию профессионально значимых качеств личности и воспитанию со- циально-активного, образованного гражданина и патриота.