Автор: Кордешова Екатерина Александровна Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №64
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методический семинар
Тема: "Синектика - конструктор успеха"
«Синектика – конструктор успеха»
ФГОС второго поколения призван обеспечить условия для развития
инновационной активности личности. Это подразумевает широкое внедрение в
педагогическую практику продуктивных методов обучения, способных обеспечить
развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Метод синектики является одним из методов обучения, применение которого способно
заложить у учащихся основы культуры инновационной деятельности.
Слово «Синектика» - греческого происхождения и означает соединение различных
(а порой несовместимых) элементов. Американский исследователь У. Дж. Гордон в
середине ХХ века называл этим словом метод поиска новых решений как новый подход в
организации творчества. Гордон сформулировал его в своей книге «Синектика: развитие
творческого воображения». Метод синектики, выступая усовершенствованной формой
мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных
способов решения проблем. В современной педагогике под синектикой понимается метод
коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на
целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления
участников.
В основе метода синектики лежит символическая аналогия, неожиданная
метафора. Обучающиеся выполняют задания за счет интуиции, свободного размышления
и вдохновения. Таким образом, это позволяет активизировать мыслительную деятельность
обучающегося в отсутствии готовых решений, которые можно списать из книги, учебника
или интернета. Задача учителя – привести учеников к озарению. Наиболее
распространенными типами действий в рамках данного метода являются: игра со словами,
со значениями, с символами, дефенициями (определениями), игра с метафорой, игра с
отрицанием закона.
Метод синектики предполагает превращение незнакомого в знакомое,
неизвестного в известное. Предполагается открытие ранее неоткрытые элементы —
проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных
задач. Возможен и ругой путь - п
ревращение знакомого в незнакомое.
Это позволяет
рассмотреть проблему уже понятую и осмысленную в новой форме, с иной точки зрения,
уходя от шаблонного мышления.
Существует несколько видов аналогий, используемых в синектике:
1.
Реальная (прямая) аналогия. Она является самой простой и предсказуемой,
подразумевает очевидное сравнение объектов. Это любая похожесть,
основанная на сравнении.
2.
Символическая (обобщенная) аналогия. Она позволяет выразить и
определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные
сравнения.
3.
Субъективная (личная) аналогия. Она подразумевает собственное видение
проблемы через призму своих убеждений и оценок.
4.
Фантастическая (нереальная) аналогия. Она предполагает создание
фантастических средства и придуманных персонажей.
На уроках истории и обществознания можно использовать данных видов аналогий
следующим образом.
Пример 1. Ученикам 7 класса на уроке истории предлагается рассмотреть
репродукцию картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» и провести простую
аналогию, ответив на вопрос: Какое историческое событие Х VII века отразил художник на
этом полотне? Предполагается ответ: Церковный раскол, два перста боярыни Морозовой
являются символом старообрядчества.
Пример 2. Для старших классов является актуальной проблема интервенции на
уроке истории с использованием простой аналогии. Ученики сравнивают эпоху
раздробленности в Х II – Х III вв., эпоху Смутного времени и гражданскую войну в 1918-
1922 гг. Ученикам задается вопрос: почему в эти исторические эпохи стала возможной
интервенция в наше государство? Предполагается ответ: Россия была ослаблена
политически, что определяло её военную уязвимость, чем воспользовались интервенты.
Пример 3. Для символической аналогии может использоваться замена одного
понятия другим. Обучающиеся на уроке обществознания в 9 классе могут заполнить
таблицу, сравнивая грузовой автомобиль и государство. Учитель совместно с классом
выделяет составные части автомобиля – мотор, руль, тормоза, кузов. Аналогичные
элементы обучающиеся должны предложить для термина «государство», работая
самостоятельно или в парах.
Пример 4. Также для символической аналгии может использоваться
преобразование понятий или событий в графический символ. Традиционным символом
власти является корона, раскол в обществе изображается молнией и т.д.
Пример 5. Для создания субъективной аналогии на уроке обществознания в
старших классах можно предложить обучающимся представить себя в роли разработчика
программы социального развития в РФ в начале ХХ I века, разработать главные вопросы,
требующие вашего внимания и определить наиболее результативные средства и методы
для решения этих вопросов.
Пример 6. При изучении темы «Личность» старшеклассники, используя
субъективную аналогию, должны сравнить свою личность с деревом. Обучающимся
предлагается нарисовать «древо личности», в котором:
Почва – это генетическое наследство, в которое уходит корнями древо.
Ствол – это ваши психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных
особенностей с окружением (характер, эмоции, интеллект).
Крона – это сфера интересов, социальной активности, моральных качеств. Её
формирует окружение и среда, а также культурно-исторические ценности.
Пример 7. На уроке истории в 7 классе ребята должны выполнить задание,
основанное на применении фантастической аналогии. Обучающиеся должны закончить
фразу: «Если бы борьба за реформу церкви была природным явлением, то это был(а)
бы…, потому что…».
Применение метода синектики предполагает определенный алгоритм, состоящий
из четырех последовательных этапов:
Этап первый.
Формулируется и уточняется проблема «как она дана». Как
правило, никто из учеников не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что
преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает
уйти от привычного хода мышления.
Возможные приёмы на уроках:
•
Просмотр иллюстраций без заголовков
•
Отвлеченные входные вопросы.
Этап второй.
Формулировка проблемы «как ее понимают». Рассматриваются
возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных
задач. Каждый ученик обязан найти и сформулировать одну из целей поставленной
проблемы. По существу, на этом этапе проблема дробится на под проблемы.
Возможные приёмы на уроках:
•
Собирание исторического ребуса
•
Совместное формулирование проблемы.
Этап третий. Генерирование идей. Начинается экскурсия по различным областям
техники, живой природы, психологии и т.п. для выяснения того, как аналогичные
проблемы решаются в далеких от решаемой задачи областях. Используются разные виды
аналогий.
Возможные приёмы на уроках:
•
Синквейн
•
Составление фреймовых опор
•
Выполнение творческих заданий.
Этап четвертый. Перенос выявленных в процессе генерации идей на проблему
«как она дана». Важным элементом является критическая оценка идей экспертами.
Возможные приёмы на уроках:
•
Обобщение устное или письменное
•
Оформление итогового продукта (бюллетень, брошюра и т.д.)
Используемым приёмом в рамках метода синектики используются фреймовые
опоры. Фреймовая схема – это визуализированная жесткая каркасная структура
(«болванка», «клише»), накладываемая на множество исторических и обществоведческих
тем. Фреймовые опоры могут выглядеть как зарисованная в символических знаках цепь
логически связанных понятий и событий, схематические кластеры, таблицы и т.д.
При использовании метода синектики у обучающихся формируются
универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, познавательные и
регулятивные.
УУД
Виды УУД
Личностные
•
смыслообразование
•
мотивация
Коммуникативные
•
организацию и осуществление сотрудничества
•
передачу информации и отображению предметного
содержания
Познавательные
•
структурирование знаний
•
моделирование
•
анализ, синтез, сравнение, классификация
•
построение логической цепи рассуждений
•
выдвижение гипотез и их обоснование
•
самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера
Регулятивные
•
планирование, рефлексия
•
ориентировка в ситуации;
•
прогнозирование, целеполагание;
•
оценивание; самоконтроль;
•
принятие решения, коррекция
Для проведения рефлексии на уроках с применением метода синектики можно
предложить обучающимся выбрать один из предложенных утверждений в конце учебного
занятия:
1.
Сегодня на уроке я активно работал(а) и мне удалось глубоко понять изучаемую
тему.
2.
Сегодня на уроке мне многое было понятно и интересно, но традиционные формы
обучения для меня предпочтительнее.
3.
Сегодня у меня было много затруднений, я ничего не понял(а) из изучаемой темы.
Нами выявлена динамика данных самоанализа обучающихся в среднем и старшем
звене. Отмечается слабое желание применять инновационные методы познания в 10-11
классах, поскольку традиционные формы обучения доминировали на протяжении всех лет
обучения и ребятам проще и понятнее работать «по-старому». В классах среднего звена
ребята положительно воспринимают использование «новых» методов обучения. Поэтому,
можно констатировать, что культуру применения инновационных методов обучения
желательно прививать с раннего возраста.
Однако, надо отметить, что метод синектики имеет и определенные риски. Не все
обучающиеся могут быть вовлечены в работу, поэтому целесообразно иметь
дополнительно для не вовлеченных учеников задания разного уровня сложности, или
организовывать групповую работу, включая в каждую группу как сильных, так и слабых
учеников. Кроме того, при отсутствии эталона решения учебной задачи имеется
возможность непрогнозируемого и незапланированного результата. Поэтому большая роль
отводится профессиональным качествам учителя, его способности проводить поэтапный
контроль и коррекцию деятельности обучающихся.
Представляя метод синектики как метод активного обучения истории и
обществознанию, надо подчеркнуть, что он имеет значительные перспективы в условиях
перехода к новым стандартам, потому что содержит большой потенциал творческого
развития школьников. Выстроенный на основе образного и интуитивного мышления,
воображения, метод формирует нестандартные подходы к решению проблемных задач.