"Синектика - конструктор успеха"

Автор: Кордешова Екатерина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №64
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методический семинар
Тема: "Синектика - конструктор успеха"
Дата публикации: 05.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методический семинар

«Синектика – конструктор успеха»
ФГОС второго поколения призван обеспечить условия для развития инновационной активности личности. Это подразумевает широкое внедрение в педагогическую практику продуктивных методов обучения, способных обеспечить развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Метод синектики является одним из методов обучения, применение которого способно заложить у учащихся основы культуры инновационной деятельности. Слово «Синектика» - греческого происхождения и означает соединение различных (а порой несовместимых) элементов. Американский исследователь У. Дж. Гордон в середине ХХ века называл этим словом метод поиска новых решений как новый подход в организации творчества. Гордон сформулировал его в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения». Метод синектики, выступая усовершенствованной формой мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных способов решения проблем. В современной педагогике под синектикой понимается метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников. В основе метода синектики лежит символическая аналогия, неожиданная метафора. Обучающиеся выполняют задания за счет интуиции, свободного размышления и вдохновения. Таким образом, это позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающегося в отсутствии готовых решений, которые можно списать из книги, учебника или интернета. Задача учителя – привести учеников к озарению. Наиболее распространенными типами действий в рамках данного метода являются: игра со словами, со значениями, с символами, дефенициями (определениями), игра с метафорой, игра с отрицанием закона. Метод синектики предполагает превращение незнакомого в знакомое, неизвестного в известное. Предполагается открытие ранее неоткрытые элементы — проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных задач. Возможен и ругой путь - п ревращение знакомого в незнакомое. Это позволяет рассмотреть проблему уже понятую и осмысленную в новой форме, с иной точки зрения, уходя от шаблонного мышления. Существует несколько видов аналогий, используемых в синектике:
1. Реальная (прямая) аналогия. Она является самой простой и предсказуемой, подразумевает очевидное сравнение объектов. Это любая похожесть, основанная на сравнении. 2. Символическая (обобщенная) аналогия. Она позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения. 3. Субъективная (личная) аналогия. Она подразумевает собственное видение проблемы через призму своих убеждений и оценок. 4. Фантастическая (нереальная) аналогия. Она предполагает создание фантастических средства и придуманных персонажей. На уроках истории и обществознания можно использовать данных видов аналогий следующим образом. Пример 1. Ученикам 7 класса на уроке истории предлагается рассмотреть репродукцию картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» и провести простую аналогию, ответив на вопрос: Какое историческое событие Х VII века отразил художник на этом полотне? Предполагается ответ: Церковный раскол, два перста боярыни Морозовой являются символом старообрядчества. Пример 2. Для старших классов является актуальной проблема интервенции на уроке истории с использованием простой аналогии. Ученики сравнивают эпоху раздробленности в Х II – Х III вв., эпоху Смутного времени и гражданскую войну в 1918- 1922 гг. Ученикам задается вопрос: почему в эти исторические эпохи стала возможной интервенция в наше государство? Предполагается ответ: Россия была ослаблена политически, что определяло её военную уязвимость, чем воспользовались интервенты. Пример 3. Для символической аналогии может использоваться замена одного понятия другим. Обучающиеся на уроке обществознания в 9 классе могут заполнить таблицу, сравнивая грузовой автомобиль и государство. Учитель совместно с классом выделяет составные части автомобиля – мотор, руль, тормоза, кузов. Аналогичные элементы обучающиеся должны предложить для термина «государство», работая самостоятельно или в парах. Пример 4. Также для символической аналгии может использоваться преобразование понятий или событий в графический символ. Традиционным символом власти является корона, раскол в обществе изображается молнией и т.д. Пример 5. Для создания субъективной аналогии на уроке обществознания в старших классах можно предложить обучающимся представить себя в роли разработчика программы социального развития в РФ в начале ХХ I века, разработать главные вопросы,
требующие вашего внимания и определить наиболее результативные средства и методы для решения этих вопросов. Пример 6. При изучении темы «Личность» старшеклассники, используя субъективную аналогию, должны сравнить свою личность с деревом. Обучающимся предлагается нарисовать «древо личности», в котором: Почва – это генетическое наследство, в которое уходит корнями древо. Ствол – это ваши психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных особенностей с окружением (характер, эмоции, интеллект). Крона – это сфера интересов, социальной активности, моральных качеств. Её формирует окружение и среда, а также культурно-исторические ценности. Пример 7. На уроке истории в 7 классе ребята должны выполнить задание, основанное на применении фантастической аналогии. Обучающиеся должны закончить фразу: «Если бы борьба за реформу церкви была природным явлением, то это был(а) бы…, потому что…». Применение метода синектики предполагает определенный алгоритм, состоящий из четырех последовательных этапов:
Этап первый.
Формулируется и уточняется проблема «как она дана». Как правило, никто из учеников не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает уйти от привычного хода мышления. Возможные приёмы на уроках: • Просмотр иллюстраций без заголовков • Отвлеченные входные вопросы.
Этап второй.
Формулировка проблемы «как ее понимают». Рассматриваются возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. Каждый ученик обязан найти и сформулировать одну из целей поставленной проблемы. По существу, на этом этапе проблема дробится на под проблемы. Возможные приёмы на уроках: • Собирание исторического ребуса • Совместное формулирование проблемы.
Этап третий.
Генерирование идей. Начинается экскурсия по различным областям техники, живой природы, психологии и т.п. для выяснения того, как аналогичные проблемы решаются в далеких от решаемой задачи областях. Используются разные виды аналогий. Возможные приёмы на уроках:
• Синквейн • Составление фреймовых опор • Выполнение творческих заданий.
Этап четвертый.
Перенос выявленных в процессе генерации идей на проблему «как она дана». Важным элементом является критическая оценка идей экспертами. Возможные приёмы на уроках: • Обобщение устное или письменное • Оформление итогового продукта (бюллетень, брошюра и т.д.) Используемым приёмом в рамках метода синектики используются фреймовые опоры. Фреймовая схема – это визуализированная жесткая каркасная структура («болванка», «клише»), накладываемая на множество исторических и обществоведческих тем. Фреймовые опоры могут выглядеть как зарисованная в символических знаках цепь логически связанных понятий и событий, схематические кластеры, таблицы и т.д. При использовании метода синектики у обучающихся формируются универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные. УУД Виды УУД Личностные • смыслообразование • мотивация Коммуникативные • организацию и осуществление сотрудничества • передачу информации и отображению предметного содержания Познавательные • структурирование знаний • моделирование • анализ, синтез, сравнение, классификация • построение логической цепи рассуждений • выдвижение гипотез и их обоснование • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Регулятивные • планирование, рефлексия • ориентировка в ситуации; • прогнозирование, целеполагание; • оценивание; самоконтроль; • принятие решения, коррекция Для проведения рефлексии на уроках с применением метода синектики можно предложить обучающимся выбрать один из предложенных утверждений в конце учебного занятия: 1. Сегодня на уроке я активно работал(а) и мне удалось глубоко понять изучаемую тему.
2. Сегодня на уроке мне многое было понятно и интересно, но традиционные формы обучения для меня предпочтительнее. 3. Сегодня у меня было много затруднений, я ничего не понял(а) из изучаемой темы. Нами выявлена динамика данных самоанализа обучающихся в среднем и старшем звене. Отмечается слабое желание применять инновационные методы познания в 10-11 классах, поскольку традиционные формы обучения доминировали на протяжении всех лет обучения и ребятам проще и понятнее работать «по-старому». В классах среднего звена ребята положительно воспринимают использование «новых» методов обучения. Поэтому, можно констатировать, что культуру применения инновационных методов обучения желательно прививать с раннего возраста. Однако, надо отметить, что метод синектики имеет и определенные риски. Не все обучающиеся могут быть вовлечены в работу, поэтому целесообразно иметь дополнительно для не вовлеченных учеников задания разного уровня сложности, или организовывать групповую работу, включая в каждую группу как сильных, так и слабых учеников. Кроме того, при отсутствии эталона решения учебной задачи имеется возможность непрогнозируемого и незапланированного результата. Поэтому большая роль отводится профессиональным качествам учителя, его способности проводить поэтапный контроль и коррекцию деятельности обучающихся. Представляя метод синектики как метод активного обучения истории и обществознанию, надо подчеркнуть, что он имеет значительные перспективы в условиях перехода к новым стандартам, потому что содержит большой потенциал творческого развития школьников. Выстроенный на основе образного и интуитивного мышления, воображения, метод формирует нестандартные подходы к решению проблемных задач.