Напоминание

"Новый взгляд на старые подходы". О ПРОВЕДЕНИИ МОТИВАЦИОННОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД

Автор: Иванова Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Острогожск Воронежская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Новый взгляд на старые подходы". О ПРОВЕДЕНИИ МОТИВАЦИОННОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Новый взгляд на старые подходы».

О ПРОВЕДЕНИИ МОТИВАЦИОННОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ (НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД)

Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших

школьников интереса и любознательности к учению.

В настоящее время существует множество разнообразных методов и технологий.

Однако, все ли они действенны в современных условиях? Приносят ли те результаты, на которые

мы рассчитываем ?

Ведь иной раз приходится наблюдать, когда ученик с прекрасными

способностями не проявляет интереса к изучаемому материалу на уроке. Вместо того чтобы

являться активным участником учебной деятельности, он просто воспроизводит полученные

знания….

Наблюдая это, я пришла к выводу, что необходимо дополнить урочную систему организации

учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в

атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы

применить все имеющиеся у них знания на практике.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые

приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Например,

технологию «Развития критического мышления»

(ТРКМ), основанную на

исследовательских методах ведения урока: рефлексивном целеполагании, выявлении проблемы

урока, выдвижение гипотез.

В своей статье я остановлюсь на мотивационном этапе обучения.

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в

учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой

требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в

отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации

наблюдается снижение школьной успеваемости.

Поэтому, моя задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее

настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

На уроках я использую следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение

нового материала с опорой на старые знания;

2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы

доверия и сотрудничества,

3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию

обучения от учащихся, установление противоречий; занимательность, через использование

музыкальных фрагментов, юмористические минутки.

Рассмотрим некоторые фрагменты уроков с применением различных приемов.

1.Урок математики в 1 классе.

Тема урока: «Задачи на разностное сравнение »

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём КЛАСТЕР)

Кластер («гроздь»)

выделение

основных

смысловых

частей

текста

и

схематическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Делая какие-то

пометки, записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно располагаем их особым

образом, распределяем по группам, категориям.

Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не

громоздятся, а «гроздятся», т.е. систематизируются в определенном порядке.

В центре располагаю тему, а вокруг нее крупные смысловые части. Система

кластеров охватывает большой объём информации, который труднее скомпоновать при

обычной работе.

Задачей работы с кластером является не только систематизация материала, но и

установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Очень важна психологическая установка на урок, эмоциональный настрой и установка на

продуктивную учебную деятельность, поэтому я использую рифмованное начало уроков, чтобы

усилить мотивацию.

Например:

Прозвенел для всех звонок,

Начинаем мы урок.

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Математика нас ждёт,

Начинаем устный счёт…….

На начальном этапе урока, призванном сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом

материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала

создаю

проблемную ситуацию

(цель: сформировать у детей способность к выделению задач и их

логических частей из произвольных текстов)

Незнайке дали задание решить задачу, но что такое задача он не знает.

-Помогите ему……..

1) У Лены 4 гриба.

2) У Лены 4 гриба, а у Коли – 2 гриба.

3) У Вити 5 машинок , а у Паши – 2 машинки. На сколько машинок у Вити больше, чем у Паши?

4) На сколько яблок больше, чем груш?

В результате обсуждения (использую кластер) учащиеся устанавливают, что задачей

является 3-й из представленных текстов, потому что включает в себя УСЛОВИЕ (то, что

известно) и ВОПРОС (то, что нужно найти

)

1. Условие

У Вити 5 машинок,

а у Паши – 2 машинки

4.Решение

…… 2. Вопрос

Задача

На сколько машинок у Вити

больше, чем у Паши?

3.Схема

…………

5.Ответ

……….

На этапе рефлексии я снова возвращаю детей к составленному кластеру и подвожу итоги. Появляются

новые веточки .

Данный прием развивает у ребят умение предполагать и прогнозировать, дополнять и

анализировать, выделяя основное. Способствует развитию системного мышления. В ходе

работы

формируются и развиваются следующие умения: умение ставить вопросы, выделять главное,

устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения, переходить от частностей к

общему, понимая проблему в целом…

2. Интересен прием «Ассоциаций».

Как говорил К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он

будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их

налету».

Работа по установлению ассоциаций способствует развитию образной памяти, мышления,

воображения.

На уроках Обучения грамоте в 1классе, при изучении новой буквы, мы с ребятами, сначала

смотрим на букву, а потом фантазируем, придумываем ассоциации на что эта буква может быть

похожа? Может на какой-то предмет или животное, или мы можем встретить силуэт этой буквы где-

то в природе. Если детям трудно, то вначале я говорю свою ассоциацию и показываю картинку.

Дети с удовольствием рисуют, запоминая букву. Лучшие, наиболее удачные и точные ассоциации

мы отмечаем, запоминаем и в будущем используем .

Цель такого упражнения: развивать воображение, образную память учащихся, мышление,

творчество.

значительную активность на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному

процессу и усиливается мотивация в обучении.могут быть сугубо идуальными, ребята не

боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на

уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается

мотивация в обучении.

Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека сугубо индивидуальные, ребята не боятся

ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке.

Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в

обучении.

3.Урок окружающего мира в 1кл с использованием приема " Верные и неверные утверждения"

или "верите ли вы".

Игра «Верите ли вы?» или «Данетка

Этот прием использую в начале урока.

Учащиеся выбирают "верные утверждения" из предложенных мной ,описывают заданную тему

(ситуацию…), обосновывая свой ответ.

После знакомства с текстом учебника, информации по данной теме мы возвращаемся к данным

утверждениям и я прошу детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке

информацию.

Цель использования данного приема:

мотивация предстоящей деятельности учащихся и

подготовка их к выполнению последующей работы.

Тема: Почта. (Как путешествует письмо?)

Цели: познакомить с работой почты и разнообразием почтовых отправлений (письмо, открытка,

бандероль, посылка); показать разновидности почтовой марки; раскрыть значение почтовой связи;

показать путь письма от отправителя к адресату.

На начальном этапе урока привлекаю внимание детей к данной теме, заинтересовывая их,

предлагаю проблемную ситуацию :

-За время учебы вместе с нами Муравей Вопросик научился неплохо читать и писать. И ему

захотелось рассказать об этом своему другу Муравьишке, который живет в далекой стране

Австралии. Как быть?

- Можно позвонить по телефону, послать сообщение по Интернету...

-А если нет телефона и Интернета?

- Можно написать письмо и послать по почте…..

-Давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…»

У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первом столбике

плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Второй столбик у вас пока

останется пустой

.-Верите ли вы, что…..

Игра «Верите ли вы что…..»

Да (+) или Нет ( -)

1.Письмо может путешествовать самолетом или поездом?

2.Первые почтальоны были голуби?

3. «Бутылочная почта» существует и сегодня?

3. Сообщение, которое посылается кому-либо- это письмо?

4. Листок с текстом для друга - это письмо?

5. Чтобы текст стал письмом, его надо положить в конверт,

запечатать и приклеить марку?

6. По почте можно отправить не только письмо?

- Сегодня в течение урока мы будем обращаться к таблице и видеть, насколько вы были правы.

Этот прием помогает детям быстро включиться в мыслительную деятельность и логично перейти

к изучению темы урока, формирует умение оценивать ситуацию или факты, анализировать

информацию ,умение отражать свое мнение.

4.Урок русского языка в 4кл. с применением приема “Корзина идей”.

Этот приём применяю на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у детей

опыта и знаний, организовываю индивидуальную и групповую работу учеников по обсуждаемой

теме урока.

Я вывешиваю на доску изображение корзины, в которой условно будет собрано все то, что ученики

знают об изучаемой проблеме.

Обмен информацией проводится по следующему плану:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме.

2. Каждый ученик вспоминает и записывает на листе все, что знает по этой проблеме

( индивидуальная работа).

3. Обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием

(групповая работа). Дети должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, в чём

возникли разногласия.

4. Каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее

сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются в “корзине” идей, даже если они ошибочны. В

корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к

теме урока.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

В ходе урока разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия

связываются в логические цепи.

Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.

Цель: приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изучаемой

теме.

Задачи урока:

Образовательная: обобщить и расширить знания о глаголе.

Развивающая: развивать умения учащихся:

- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; работать в группе;

сравнивать, анализировать, формулировать вопросы…

Воспитательная: воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и

применять их практически.

Ход урока:

Орг.момент.

Целеполагание (работа с интерактивной доской).

Учащимся предлагаются группы слов.

Задание: найдите лишние слова и запишите их в тетрадь. Объясните, почему вы выбрали именно

эти слова?

1)Обида, жестокость , огорчение, ударить.

2)Смех, хохотать, радость, улыбка.

3)Печалиться, настроение, веселье, грусть,.

Учитель: Слова какой части речи назвали? (Глаголы)

-Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения о глаголе, и, обязательно,

узнаем что-то новое.

Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили о глаголе.

Ответьте на вопросы, представленные на слайде «Кто что делает?»

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, продавец - …, пекарь - ..,

ветер - …, молния - .., трава - .., дождь - …

Сделайте вывод. (Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно

обозначает действие, процесс).

«Корзина идей»

- Теперь скажите все, что вы знаете и помните о глаголе, при этом постарайтесь не повторять ранее

сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся записывают все

идеи в виде тезисов без комментариев, даже если они ошибочны).

………..

На этапе рефлексии возвращаемся с детьми к «Корзине идей» и подводим итоги.

Цели использования данного приёма:

Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме. Обеспечение включения

каждого школьника в учебный процесс.

На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе.

Многие пассивно отсиживаются, позволяя другим выполнить поставленную задачу. "Корзина идей"

включает в себя этап индивидуальной работы, что позволяет даже самым пассивным детям внести

лепту в общее дело.

В создании записей участвуют все — ведь одно из условий: термины и предлагаемые идеи не

должны повторятся. То есть, каждый ученик не только внимательно выслушивает предложения

других, но и попутно анализирует свои знания, отмечая, что он тоже знает, а что для него является

незнакомым. Фиксируя свои пробелы, дети в дальнейшем будут обращать внимание на

исправление и корректировку своих знаний….

Прием охватывает сразу два вида деятельности учащихся: индивидуальный и групповой.

Этот прием позволяет оживить урок , делает его более интересным и эмоциональным.

Применение современных технологий на уроке , в отличии от традиционных, меняет роли педагогов

и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими

лицами урока. Они размышляют, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают

прочитанное. А учитель координирует этот процесс.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к

школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях

чувство собственного достоинства и уважения, дают им ощущение творческой свободы и, самое

главное, приносят радость.