Автор: Кузнецова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Школа 1613 до 2
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Игра как метод коррекционной деятельности
Тема: Дети с овз
Игра как метод коррекционной деятельности в работе воспитателя
с детьми с ОВЗ
В последнее время мы наблюдаем, как стремительно меняется отношение
общества к теме «дети с ОВЗ». Стали развиваться службы ранней помощи,
специальные центры, классы, группы в детских садах.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»
сегодня любой ребенок имеет право посещать учебное заведение по выбору
родителей, поэтому каждый педагог в школе или детском саду должен уметь
работать с детьми с ОВЗ.
Мне бы хотелось предложить вашему вниманию некоторые подходы к
обучению дошкольников с ОВЗ игре, как ведущему виду деятельности в этом
возрасте.
Влияние игры на ребенка с ОВЗ бесценно. Игровая деятельность
способствует формированию произвольности психических процессов. У
детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В
условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация
и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной
деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с предметами-
заместителями. Предмет-заместитель становится опорой для мышления.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В
игре он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей,
которые становятся образцом для его собственного поведения.
Исходя из этого мы должны, создавать условия для пробуждения у ребенка с
ОВЗ интереса к игре, проявления игрового отношения к предметам, принятия
воображаемой ситуации:
стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы во
взаимодействии с ребенком;
осторожно вовлекать ребенка в воображаемую ситуацию с помощью
разнообразных игрушек;
осуществлять показ игровых действий;
побуждать ребенка к повторению игровых действий взрослого;
поддерживать инициативные игровые действия ребенка;
наделять игровым смыслом простые манипуляции с игрушками;
преобразовывать не игровые действия ребенка в действия
«понарошку».
Мне бы хотелось остановиться на некоторых играх, которые мы используем
в работе с особенными детьми.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Это достаточно
распространенная на сегодняшний день проблема. Встретить такого ребенка
может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Общими
для этих детей являются эффективные проблемы и трудности активных
взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на
сохранение постоянства и стереотипность поведения.
Игра – наиболее эффективное средство специальной помощи ребенку
раннего и дошкольного возраста с аутизмом.
Перечисляя развивающие возможности, необходимо обратить особое
внимание на то, что внутри неё прогрессирует способность ребенка к
эмоциональному взаимодействию с другими людьми, к сопереживанию.
Общепризнанно, что при детском аутизме эта способность нарушена.
Начиная работу, нужно отдавать себе отчет в том, что аутичный ребенок,
скорее всего, не примет игру, предложенную взрослым. Его собственная
активность, при этом, чаще всего является аутостимуляцией. Однако,
аутостимуляция - «образ жизни» ребенка с аутизмом, поэтому мы не можем
ее игнорировать или запрещать. Лучшее решение - подключиться к
аутостимуляции с тем, чтобы постепенно преобразовать ее, сделать частью
совместной игры. Преимущества этой «тактики» очевидны, так как легче
всего наладить контакт с аутичным ребенком, усиливая приятные ему
впечатления и не навязывая чего-то нового. Например, когда малыш качается
на лошадке- качалке, взрослый может читать стихи в ритме раскачиваний и т.
д.
В игровой комнате должны быть наборы разноцветных кубиков,
конструкторы, маленькие игрушки (например, из «киндер- сюрпризов», или
персонажи, которые есть в конструкторах «Лего»), карандаши, другие
предметы, которые можно группировать по цвету и форме, мозаика или
маленькие геометрические фигурки для выкладывания орнаментов.
Взрослый может присоединиться к ребенку, внимание которого поглощено
этими мелочами, помогая ему группировать, пересыпать, выкладывать ряды
по цвету или форме предметов.
Любое присоединение взрослого к аутостимуляции ребенка должно
сопровождаться эмоционально-смысловым комментарием. Более того,
взрослый не всегда может (и не всегда должен) включаться в игру аутичного
ребенка на уровне конкретных действий; его задача, прежде всего, -
постоянно комментировать ситуацию, придавая ей положительную
эмоциональную окраску и определенный игровой смысл.
Например, если ребенок «застыл» у окна, мы комментируем то, что он видит:
как идет снег, какие там машины, как деревья качаются под ветром, как
спешат прохожие, потому что холодно и т.п. Если начинает выстраивать
ряды из игрушечных машин или кубиков, мы помогаем ему, приговаривая:
«Вот, держи, еще один кубик. Какой длинный поезд получается! Много-
много вагонов!»
Спектр игровой деятельности с такими детьми разнообразный. Мы
применяем игры с природным материалом, мягкое модульное игровое
оборудование. Специалисты присоединяются к такой игровой деятельности
параллельно, используя «метод активного слушания» и технологию
«процессуальной игры». У детей с РАС очень обострены тактильные
ощущения, они иначе воспринимают звуки окружающего мира, задача
состоит в том, чтобы дать ребенку как можно больше информации с
помощью подручных материалов. Если это книга, то отдайте предпочтение
той, которая имеет текстильные или меховые вставки. Тогда ребенок будет
не просто слушать рассказ, а ощущать его всем своим существом, проникаясь
содержанием полностью. Если это кубики, то они должны быть тканевыми,
музыкальными, с шуршащим или звенящим наполнением внутри.
Мы не заставляем ребенка играть, если ему этого не хочется. Дети с РАС
очень чувствительны к малейшему давлению, и настойчивость может
вызвать истерику и взрыв вовсе не положительных эмоций. И еще, прежде
чем предложить ребенку игру, внимательно оцените его настроение, ведь,
возможно, именно сейчас ему хочется побегать и попрыгать, а не сидеть за
настольными играми. Так как дети воспринимают все через ощущения, то
самое время превращать обычную игру в полезную. Вот примеры некоторых
игр :
- Игры с крупами;
Расположитесь в удобном месте, подготовьте разные виды круп (рис, горох,
фасоль, гречку) и начинайте игру. Пусть ребенок сначала просто посмотрит,
потрогает, запустит в миску пальцы и руки целиком. Будьте готовы к тому,
что вся крупа может полететь на пол, и вот когда это начнет происходить,
комментируйте: − «Упали рис и гречка — пошел дождик». Повторите это
несколько раз, пусть ребенок насладится звуком, пропустит его через себя и
ощутит; − «Посыпалась фасоль с горохом — надо же, а вот и град. Какой он
сильный, не правда ли?» .
- Игры с водой;
Позвольте ребенку плескаться водой, разбрызгивать ее, топать по
образовавшимся лужам и прислушиваться к звукам.
- Игры с камнями;
Разрешите ребенку трогать камни, перекладывать их в различные емкости.
Ощущать прикосновение камней: камни холодные, большие, гладкие и т. д.
К сожалению, не все родители верят в коррекционно-обучающую форму
игровой деятельности. Родители, воспитывающие ребенка с особыми
потребностями, должны научиться воспринимать игру, как жизненную
необходимость для своего ребенка, сколько биологических лет ему бы не
было. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения.
Специалисты обучают родителей обыгрывать любую текущую ситуацию. А
действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и
естественными возможностями ребенка.
Список Литературы
Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х.: Психологическая помощь дошкольникам с
общим недоразвитием речи.-М.: Книголюб, 2004.
Ерина О. Н. Консультация по коррекционной педагогике на тему:
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного
возраста с ОВЗ.
«Игры для детей с СДВГ». Авторы статьи Г.В. Болотовский, Л.С. Чутко,
Ю.Д. Кропотов
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми ; Санкт-Петербург,
«Речь», 2003
Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная
работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -
М. : Генезис, 2000г.
Государственное казенное учреждение здравоохранения Московской области
«Видновский специализированный дом ребёнка для детей с органическим
поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
«Игра как метод коррекционной деятельности в работе воспитателя
с детьми с ОВЗ»
Воспитатель:
Цветкова Е.В
г.Видное, Московская область
2020г.