Напоминание

Дети с овз

Автор: Кузнецова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Школа 1613 до 2
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Игра как метод коррекционной деятельности
Тема: Дети с овз







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Игра как метод коррекционной деятельности в работе воспитателя

с детьми с ОВЗ

В последнее время мы наблюдаем, как стремительно меняется отношение

общества к теме «дети с ОВЗ». Стали развиваться службы ранней помощи,

специальные центры, классы, группы в детских садах.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»

сегодня любой ребенок имеет право посещать учебное заведение по выбору

родителей, поэтому каждый педагог в школе или детском саду должен уметь

работать с детьми с ОВЗ.

Мне бы хотелось предложить вашему вниманию некоторые подходы к

обучению дошкольников с ОВЗ игре, как ведущему виду деятельности в этом

возрасте.

Влияние игры на ребенка с ОВЗ бесценно. Игровая деятельность

способствует формированию произвольности психических процессов. У

детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В

условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация

и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной

деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с предметами-

заместителями. Предмет-заместитель становится опорой для мышления.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В

игре он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей,

которые становятся образцом для его собственного поведения.

Исходя из этого мы должны, создавать условия для пробуждения у ребенка с

ОВЗ интереса к игре, проявления игрового отношения к предметам, принятия

воображаемой ситуации:

стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы во

взаимодействии с ребенком;

осторожно вовлекать ребенка в воображаемую ситуацию с помощью

разнообразных игрушек;

осуществлять показ игровых действий;

побуждать ребенка к повторению игровых действий взрослого;

поддерживать инициативные игровые действия ребенка;

наделять игровым смыслом простые манипуляции с игрушками;

преобразовывать не игровые действия ребенка в действия

«понарошку».

Мне бы хотелось остановиться на некоторых играх, которые мы используем

в работе с особенными детьми.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Это достаточно

распространенная на сегодняшний день проблема. Встретить такого ребенка

может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Общими

для этих детей являются эффективные проблемы и трудности активных

взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на

сохранение постоянства и стереотипность поведения.

Игра – наиболее эффективное средство специальной помощи ребенку

раннего и дошкольного возраста с аутизмом.

Перечисляя развивающие возможности, необходимо обратить особое

внимание на то, что внутри неё прогрессирует способность ребенка к

эмоциональному взаимодействию с другими людьми, к сопереживанию.

Общепризнанно, что при детском аутизме эта способность нарушена.

Начиная работу, нужно отдавать себе отчет в том, что аутичный ребенок,

скорее всего, не примет игру, предложенную взрослым. Его собственная

активность, при этом, чаще всего является аутостимуляцией. Однако,

аутостимуляция - «образ жизни» ребенка с аутизмом, поэтому мы не можем

ее игнорировать или запрещать. Лучшее решение - подключиться к

аутостимуляции с тем, чтобы постепенно преобразовать ее, сделать частью

совместной игры. Преимущества этой «тактики» очевидны, так как легче

всего наладить контакт с аутичным ребенком, усиливая приятные ему

впечатления и не навязывая чего-то нового. Например, когда малыш качается

на лошадке- качалке, взрослый может читать стихи в ритме раскачиваний и т.

д.

В игровой комнате должны быть наборы разноцветных кубиков,

конструкторы, маленькие игрушки (например, из «киндер- сюрпризов», или

персонажи, которые есть в конструкторах «Лего»), карандаши, другие

предметы, которые можно группировать по цвету и форме, мозаика или

маленькие геометрические фигурки для выкладывания орнаментов.

Взрослый может присоединиться к ребенку, внимание которого поглощено

этими мелочами, помогая ему группировать, пересыпать, выкладывать ряды

по цвету или форме предметов.

Любое присоединение взрослого к аутостимуляции ребенка должно

сопровождаться эмоционально-смысловым комментарием. Более того,

взрослый не всегда может (и не всегда должен) включаться в игру аутичного

ребенка на уровне конкретных действий; его задача, прежде всего, -

постоянно комментировать ситуацию, придавая ей положительную

эмоциональную окраску и определенный игровой смысл.

Например, если ребенок «застыл» у окна, мы комментируем то, что он видит:

как идет снег, какие там машины, как деревья качаются под ветром, как

спешат прохожие, потому что холодно и т.п. Если начинает выстраивать

ряды из игрушечных машин или кубиков, мы помогаем ему, приговаривая:

«Вот, держи, еще один кубик. Какой длинный поезд получается! Много-

много вагонов!»

Спектр игровой деятельности с такими детьми разнообразный. Мы

применяем игры с природным материалом, мягкое модульное игровое

оборудование. Специалисты присоединяются к такой игровой деятельности

параллельно, используя «метод активного слушания» и технологию

«процессуальной игры». У детей с РАС очень обострены тактильные

ощущения, они иначе воспринимают звуки окружающего мира, задача

состоит в том, чтобы дать ребенку как можно больше информации с

помощью подручных материалов. Если это книга, то отдайте предпочтение

той, которая имеет текстильные или меховые вставки. Тогда ребенок будет

не просто слушать рассказ, а ощущать его всем своим существом, проникаясь

содержанием полностью. Если это кубики, то они должны быть тканевыми,

музыкальными, с шуршащим или звенящим наполнением внутри.

Мы не заставляем ребенка играть, если ему этого не хочется. Дети с РАС

очень чувствительны к малейшему давлению, и настойчивость может

вызвать истерику и взрыв вовсе не положительных эмоций. И еще, прежде

чем предложить ребенку игру, внимательно оцените его настроение, ведь,

возможно, именно сейчас ему хочется побегать и попрыгать, а не сидеть за

настольными играми. Так как дети воспринимают все через ощущения, то

самое время превращать обычную игру в полезную. Вот примеры некоторых

игр :

- Игры с крупами;

Расположитесь в удобном месте, подготовьте разные виды круп (рис, горох,

фасоль, гречку) и начинайте игру. Пусть ребенок сначала просто посмотрит,

потрогает, запустит в миску пальцы и руки целиком. Будьте готовы к тому,

что вся крупа может полететь на пол, и вот когда это начнет происходить,

комментируйте: − «Упали рис и гречка — пошел дождик». Повторите это

несколько раз, пусть ребенок насладится звуком, пропустит его через себя и

ощутит; − «Посыпалась фасоль с горохом — надо же, а вот и град. Какой он

сильный, не правда ли?» .

- Игры с водой;

Позвольте ребенку плескаться водой, разбрызгивать ее, топать по

образовавшимся лужам и прислушиваться к звукам.

- Игры с камнями;

Разрешите ребенку трогать камни, перекладывать их в различные емкости.

Ощущать прикосновение камней: камни холодные, большие, гладкие и т. д.

К сожалению, не все родители верят в коррекционно-обучающую форму

игровой деятельности. Родители, воспитывающие ребенка с особыми

потребностями, должны научиться воспринимать игру, как жизненную

необходимость для своего ребенка, сколько биологических лет ему бы не

было. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения.

Специалисты обучают родителей обыгрывать любую текущую ситуацию. А

действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и

естественными возможностями ребенка.

Список Литературы

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х.: Психологическая помощь дошкольникам с

общим недоразвитием речи.-М.: Книголюб, 2004.

Ерина О. Н. Консультация по коррекционной педагогике на тему:

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного

возраста с ОВЗ.

«Игры для детей с СДВГ». Авторы статьи Г.В. Болотовский, Л.С. Чутко,

Ю.Д. Кропотов

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми ; Санкт-Петербург,

«Речь», 2003

Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная

работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -

М. : Генезис, 2000г.

Государственное казенное учреждение здравоохранения Московской области

«Видновский специализированный дом ребёнка для детей с органическим

поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

«Игра как метод коррекционной деятельности в работе воспитателя

с детьми с ОВЗ»

Воспитатель:

Цветкова Е.В

г.Видное, Московская область

2020г.