Гусева Татьяна Александровна,
воспитатель
Шергина Ольга Николаевна,
воспитатель
МБДОУ Детский сад №36 «Звоночек»
Пермский край, г.Чайковский
Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Цель:
Закрепление знаний детей о неживой природе, круговороте воды в
природе и её свойствах.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,
«Здоровье», «Социализация», «Художественное творчество».
Задачи:
Образовательные
Расширять и активизировать словарь по теме.
Упражнять в установление причинно - следственных связей в
явлениях природы;
Развивающие
Развивать умение слушать и слышать вопрос, умение обобщать;
Развивать мыслительную активность;
Развивать логическое мышление; зрительное внимание и
восприятие.
Создать условия для развития воображения, стимулировать
творческое мышление.
Воспитательные
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать
любознательность
Воспитывать умение работать в коллективе
Воспитывать у детей любовь к природе.
Предварительная работа
: игры, беседы, экспериментирование, чтение
познавательной литературы о воде, рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование :
крутящийся волчок со стрелкой, конверты с вопросами, фишки, медали для
награждения, песочные часы; мольберты, ватманы, гуашь, кисточки.
Дидактическая игра «Тепло – холодно», дидактическая игра «Собери
картинку», дидактическая кукла Капитошка,
Ход игры:
Под музыку в музыкальный зал входят дети 2-х старших групп, и садятся
напротив друг друга.
Воспитатель:
Нам весна подарила праздник,
И главный гость на нем – игра!
Она – наш друг, большой и умный,
И не даёт скучать нам ни когда,
Затеет спор веселый, шумный,
Поможет новое узнать!
Ребята, мы сегодня проводим игру «Что? Где? Когда?» Вы знаете, как называют
участников этой телевизионной игры? Правильно - знатоки. Чтобы получить
такое высокое звание, нужно много знать и правильно давать ответы на все
вопросы. Задача капитана – анализировать ответы и выбрать знатока, который
будет отвечать на вопрос. Если ответ неправильный, то отвечает другая
команда. За каждый правильный ответ - фишка.
И так наши команды: «Почемучки», «Непоседы».
После представления команды садятся за столы.
Воспитатель: Капитаны подойдите ко мне. Тяните жребий, кто первый начнёт
отвечать. (Вытягивают цифры 1и 2)
Перед вами волчок, со стрелкой указывающий на конверт в котором находится
вопрос, который нам прислали сотрудники детского сада.
Итак, мы начинаем! (раскручивается волчок)
Конверт №1.
Вопрос прислала Ольга Николаевна - воспитатель младшей группы.
Внимание, вопрос! «Уважаемые знатоки! Какой формы бывает вода?»
1 минута на обсуждение .
Внимание, правильный ответ: У воды нет формы, потому что она жидкая,
текучая. Она принимает форму того предмета, который заполняет.
(за правильный ответ – фишка.)
Конверт № 2
Вопрос прислала Ирина Валерьевна - воспитатель средней группы.
Внимание, вопрос! «Уважаемые знатоки скажите, пожалуйста, сколько всего
цветов у радуги? Назовите их»
1 минута на обсуждение. Правильный ответ
Они делятся на две группы: теплые и холодные.
Игра «Тепло - холодно» В конце команда называет
Теплые: желтый, красный, оранжевый, зелёный
Холодные : синий, голубой, фиолетовый
(за правильный ответ – фишка.)
Конверт №3
Вопрос прислала Эльвира Александровна - воспитатель подготовительной
группы.
Внимание, вопрос! «Уважаемые знатоки в сундучке лежит отгадка, а загадка
такая - В огне не горит и в воде не тонет - Что это? А в каком ещё состоянии
бывает вода?»
1 минута на обсуждение.
Внимание, правильный ответ:
в твердом (лед, сосулька, снег);
в жидком (дождь, ручеек, лужа);
в газообразном (туман, облако, туча)
После правильного ответа показ слайдов
Конверт №4
Вопрос прислала методист Наталья Владимировна
Внимание, Блиц-опрос! все знатоки должны ответить на вопрос, чья команда
больше даст правильных ответов получает жетон.
1.В колодце вода, какая – колодезная,
2.В море вода - морская,
3.В реке - речная
4.В озере - озёрная
5.В роднике - родниковая
(за правильный ответ – фишка.)
Конверт №5
Вопрос прислала Ольга Вячеславовна учитель-логопед.
Внимание, вопрос! А знаете ли вы, ребята пословицы и поговорки о воде.
(за каждую названную поговорку или пословицу команде дается фишка)
Конверт №6
Вопрос прислала Татьяна Анатольевна – Заведующий детским садом.
Внимание, задание! Дидактическая игра «Собери картинку»
(команды собирают несколько картинок и называют что на них изображено;
река, озеро, родник, море, океан и т.д.)
Конверт №7
Вопрос прислала Анна Петровна повар детского сада
Внимание, вопрос! «Уважаемые, знатоки! «Какие вещества в воде
растворяются, а какие не растворяются?»
1 минута на обсуждение.
Внимание, правильный ответ:
растворяются в воде: сахар, соль, питьевая сода;
не растворяются в воде; глина, мел, масло, речной песок.
(за правильный ответ – фишка.)
Музыкальная пауза – чтобы знатоки и зрители немного отдохнули
Конверт №8
Воспитатель: Ой, кто-то плачет в кастрюльке. Кто же это? (Достаёт из
кастрюли Капитошку)
Капитошка: Я заблудился, от мамы-тучки отбился, в кастрюлю провалился,
чуть в суп не превратился! Что мне теперь делать? Пропаду совсем я у вас!
Я даже не знаю, куда я попал?
Воспитатель: Капитошка, мы здесь и собрались, чтобы посоревноваться в
правильных ответах.
Итак Блиц – опрос для капитанов:
Наш д/сад называется – «Гномик»
наш город - Чайковский
Страна - Россия.
Главный город - Москва
Президент - Путин
Планета - Земля.
Река - Кама
(За правильный ответ – фишка.)
Ребята, а Капитошка спрашивает, что случилось в природе, почему так тепло
становиться?
Какое время года?- Весна
Назови месяцы весны – март, апрель, май
Назови времена года – осень, зима, весна, лето
(за правильный ответ – фишка.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Постарались. Так как же Капитошке подняться
к Тучке маме?
Ответ. – Надо полежать на солнышке, погреться. Тогда вода превратится в пар и
ты Капитошка, испаришься и улетишь к Тучке маме.
Капитошка: Спасибо вам, ребята. Как с вами весело, даже улетать не хочется.
А ты Капитошка, пока не улетай мы тебе на память подарим весенние картины.
Команды рисуют весенние пейзажи.
Капитошка: Вот спасибо!
Воспитатель: Молодцы! Игра подошла к концу. Хотелось бы узнать ваши
впечатления от игры.
Ребята, на какую тему прошла сегодняшняя игра?
-Какой вопрос был самым легким для вас?
-Какой вопрос был самым интересным для вас?
Ребята, хочу вас похвалить за выдержку, умение слушать друг друга. Вы сегодня
показали свои знания.
Вы молодцы!
Успешно прошли все этапы игры. Ну, а сейчас самый торжественный момент.
Подсчитаем набранные баллы.
Сюрпризный момент – награждение победителей
Капитошка прощается и дарит детям подарки.
Список литературы:
1.О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание дошкольников»
2. Л.Соколова «Играем на прогулке»
3. А.М. Федотова «Пермский край – мой родной край»