"Развития творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии"

Автор: Кутнаев Иван Владимирович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ Октябрьская СОШ
Населённый пункт: п. Октябрьский, Радищевский район, Ульяновская область
Наименование материала: Теория и методика преподавания в образовательной организации
Тема: "Развития творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии"
Дата публикации: 05.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МО «РАДИЩЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Направление
Теория и методика преподавания в образовательной организации

« Развития творческих способностей

учащихся в процессе проектной

деятельности на уроках технологии»
Автор работы учитель технологии МОУ Октябрьская СОШ Ульновская область Радищевский район Кутнаев Иван Владимирович п.Октябрьский 2015 г. 1
Содержание Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся

на уроках труда
1.1 Понятия способностей и творческих способностей…………………………7 1.2 Психологические особенности технического творчества учащихся………13 1.3 Метод проектов как способ оптимизации творческой активности учащихся на уроках технологии………………………………………………..21
Глава 2. Реализация метода проектов как способа развития творческих

способностей учащихся на уроках технологии
2.1 Основы метода творческих проектов применяемые на уроке технологии………………………………………………………………………….23 2.2 Применение метода творческих проектов на уроках технологии…………25 2.3 Эксперимент по использованию метода проектов в 11 классе МОУ Октябрьская СОШ Ульяновской области Радищевского района……………….31 2.2 Рекомендации по использованию метода проектов как способа развития творческих способностей учащихся на уроках технологии Заключение…………………………………………………………………………36 Литература………………………………………………………………………….37 Приложение………………………………………………………………………...38 2

Введение
ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ! "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Современная парадигма отечественного образования ориентирует образовательные учреждения на необходимость формирования активной, гибкой, творческой личности, обладающей твердой жизненной позицией, способной ориентироваться в различных жизненных ситуациях и изменять их. Технологическое образование в школе призвано внести свой весомый вклад в подготовку молодого поколения, способного активно жить в современном информационном обществе, где повседневная жизнедеятельность практически каждого насыщена взаимодействием со средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, обучающийся приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира. Таким образом, важным показателем общекультурного уровня современного человека является его информационная культура - умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и эффективно пользоваться имеющимися информационными системами: искать, получать, накапливать, обрабатывать, собирать информацию с помощью компьютера. В информационную культуру кроме технических навыков должны входить и умения выражать свои мысли в литературной, графической и художественной форме средствами информационно-коммуникативных и аудиовизуальных средств. Для успешного решения задач, поставленных перед трудовым обучением, учителю необходимы не только безукоризненное знание своего предмета и владение основами педагогики, но и психологические знания: о возрастных и 3
индивидуальных особенностях учащихся, закономерностях процесса усвоения знаний, о структуре творческих способностей и их роли в учебном процессе. Цели трудовой подготовки широкие. В самом общем виде - это формирование всесторонне развитой и гармоничной личности. Цели трудовой подготовки обусловлены тем положением психологии и педагогики, что содержание и характер интересов личности и ее способности не остаются неизменными, а развиваются по мере обучения и воспитания. Как известно, в труде ярче всего проявляются интересы и способности человека. Поэтому необходимо использовать большие возможности трудовой подготовки для формирования как общих способностей (к учению, производительному труду, общению друг с другом), так и специальных (например, профессиональных). В процессе трудового обучения ученикам предоставляются широкие возможности для практической проверки своих способностей. В соответствии с этим трудовое обучение должно быть организовано так, чтобы способствовать воспитанию у учащихся устойчивых профессиональных интересов и правильных мотивов выбора профессии. Труд должен быть не только производительным, но и содержательным, интересным, творческим. Это во многом решается благодаря использованию метода проектов на уроках технологии. Проект - это метод обучения : – Может применяться на уроке и во внеурочное время. – Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. – Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен – Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим Проект - это "пять П": Проблема Проектирование (планирование) 4
Поиск информации Продукт Презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Противоречие заключается в том, что, несмотря на то, что технология относится к категории творческих дисциплин, и тема развития творческих способностей в процессе обучения технологии достаточно разработана в науке, в большинстве школ на уроках технологии преподавание ведется традиционными методами, что не способствует развитию творческих способностей учащихся. Проблема заключается в необходимости поиска эффективных методов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Методы исследования
- анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент.
Объект исследования
- творческие способности учащихся.
Предмет исследования
- развитие творческих способностей учащихся в ходе реализации проектов.
Цель исследования
- исследовать возможности реализации способностей учащихся в ходе выполнения проектов Задачи: - Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблемам творческих способностей и их реализации в процессе трудового обучения; 5
- Раскрыть понятия способностей и творческих способностей, а также их виды и структуру; - Изучить пути реализации метода проектов на уроках технологии в средней школе. Гипотеза исследования заключается в том, что регулярное использование метода проектов на уроках технологии будет максимально способствовать развитию творческих способностей учащихся. 6

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся

на уроках труда

1.1 Понятия способностей и творческих способностей
Анализ психолого-педагогических и философских исследований творчества, технического творчества и технического творчества учащихся показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий. В разработке понятия "творчество" участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В XVIII в. Иммануил Кант, анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Н.А. Бердяев (начало XX в.) считал носителем творчества личность, понятую как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще "посюстороннего" мира. Марксистское понимание творчества исходит из того, что творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. В ходе нашего исследования мы рассматриваем творчество как деятельность человека (в основном её мыслительный компонент), включающую сознательную и бессознательную составляющие, целью которой является создание материальных и духовных ценностей, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью. Определённое таким образом понятие "творчество" 7
охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество, музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды. Обратимся к понятиям "способности" и "творческие способности". Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием для успешного выполнения какой-либо деятельности. Способности можно классифицировать на: - природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей; - специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной сфере [8, 178]. Специфические способности в свою очередь подразделяются на: - общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.) и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, спортивные); - теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно- практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; 8
- способности к общению, взаимодействию с людьми, и предметно- деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д. - учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Творческие способности свойственны любому человеку, всякому нормальному ребенку, нужно только суметь раскрыть и развить их. Существует много талантов, от крупных и ярких до скромных и малозаметных. Сущность творческого процесса одинакова для всех. Проявление творческих способностей можно разделить на три группы: 1. направленность личности, интересы и склонности (связаны с мотивацией); 2. проявление эмоциональной сферы (связаны с темпераментом); 3. умственные способности. Рассмотрим особенности творческих способностей, которые выделяют психологи: - Зоркость в поисках проблем [7, 136]. Человек обычно воспринимает в потоке внешних раздражений лишь те, что соответствуют его интересам, укладывается в "координатную сетку" уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывает. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки усвоенного - это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта "зоркость" связана не с остротой зрения или свойствами сетчатки глаза, а особенностью мышления. Можно сказать, что человек видит не столько с помощью глаз, сколько с помощью мозга. 9
- Способность к свертыванию. Свертывание - это проявление способности к замене нескольких слов одним, с более широким значением. Эта способность позволяет человеку непрерывно расширять свой интеллектуальный диапазон. - Способность воображения к "сцеплению". Речь идет о способности объединить воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним умственным багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знания, не становится частью интеллекта. - Боковое мышление. Французский психолог Сурье писал: "Чтобы творить, надо думать около". По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением способность видеть путь к решению проблемы, используя "постороннюю" информацию, сведения из других отраслей знания. - Цельность восприятия. Это способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. На эту способность указал Н. П. Павлов, выделяя два основных типа корковой деятельности мозга - художественный и мыслительный. Художники захватывают действительность целиком, без дробления. Мыслители дробят ее. "Мыслитель" как тип высшей корковой деятельности - не идеал ученого. В процессе творческой работы необходимо отрываться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в более широкие контексты. Без этого невозможно увидеть проблему свежим взглядом, рассмотреть новое в привычном. Также можно выделить такие особенности творческих способностей, как: готовность памяти; легкость генерирования идей; спасительная гибкость; способность доводить начатое до конца. 10
Рассмотренные нами особенности творческих способностей по сути не отличаются от обычных мыслительных. Понятие "мышление" и "творчество" противопоставляют. На самом же деле элементарные способности человеческого ума есть у всех. Они только выражены по-разному - сильнее или слабее, по- разному сочетаются между собой и с другими свойствами личности. [3, 318]. В психологической литературе предлагаются разнообразные характеристики творческих способностей. Рассматривая структуру способностей, С. Л.Рубинштейн выделяет два основных компонента: 1. "операциональный" (т. е. способы действия, посредством которых осуществляется деятельность); 2. "ядро" (те психические процессы, которыми регулируются операции, т. е. не что иное, как качество процессов анализа и синтеза) [2, 126]. В. Оствальд, разрабатывая в начале 20 века типологию творчества, говорил об оценке творчества ученых по критерию оригинальности как "способности создавать что-либо самостоятельно". Такое понимание оригинальности означает, что речь идет о наличии продуктивного процесса (человек сам мыслит) в отличие от действия по памяти или по образцу. Понятие "техническое творчество" является зависимым от понятия "творчество", как вид от рода, и относительно самостоятельным в связи с существованием самостоятельного объекта, на который направлен данный вид деятельности. Этот объект определяется понятием "техническое решение". Техническое решение - это практическое средство удовлетворение определённых потребностей. Существуют следующие виды технических решений: способ, устройство, вещество, применение технического решения по другому назначению. Признаками способа являются действия с материальными объектами (операции), чередование операций, технические параметры, 11
сопутствующие выполнению операций. Признаками устройства являются узлы и детали, их взаимосвязь. Признаками вещества являются его ингредиенты. И, наконец, признаком применения по другому назначению является удовлетворение определённой потребности с помощью известного способа, устройства или вещества, которые ранее не использовались для удовлетворения этой потребности. Итак, техническое творчество - это вид творчества, целью которого является создание технических решений, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью. Техническое решение, обладающее мировой новизной и общественной значимостью, есть изобретение (используемые для определения изобретения в нормативных документах термины "наличие существенных отличий" или "неочевидность", а также "наличие положительного эффекта" мы включаем в понятия "объективная новизна" и "общественная значимость"). Поэтому понятие "изобретательство" правомерно использовать как эквивалентное понятию "техническое творчество". Являясь одним из видов творчества, техническое творчество находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами творчества, в первую очередь, с научным и художественным. Например, результатом взаимодействия технического и художественного творчества являются промышленные образцы художественно-конструкторские решения внешнего вида известных технических решении, что сейчас принято называть дизайном. Как элементы одной системы, все виды творчества во взаимосвязи и взаимодействии развиваются и подчиняются основным законам диалектики. Понятно поэтому, что, имея общие черты с другими видами творчества, каждый вид в отдельности как самостоятельный процесс имеет свои, присущие только ему, особенности, проявляющиеся в разнообразии форм, содержания и структур творческого процесса. Уже в первых исследованиях начала XX в. (Рибо, Энгельмейер, Росман), посвящённых творческому процессу, разработке путей овладения изобретательством, развитию технического творческого мышления, важное место отводилось психолого-дидактическому поэтапному анализу 12
процесса технического творчества, проблемам структуры изобретательства и процесса овладения изобретательством. Схемы технического творчества Т. Рибо и П.К. Энгельмейера, опубликованные соответственно в 1901г. и 1910г., отражают сходство взглядов этих исследователей на структуру процесса изобретательства. Главное место в изобретательской деятельности они отводят интуиции, бессознательному мыслительному процессу, который заканчивается вдохновением, проблеском идеи и её уяснением изобретателем. Таким образом, идея нового технического решения - это нечто, прошедшее первичный период развития вне мысленного контроля и превратившееся затем в факт сознания. Завершение осознанного развития идеи, её ремесленная стадия, по мнению этих авторов, могут быть вынесены за рамки творчества.
1.2 Психологические особенности технического творчества учащихся
В рассмотренных выше схемах недостаточно учитывается психологический аспект технической творческой деятельности, который особенно необходим при оценке возможностей педагогических подходов к использованию той или иной структуры в процессе технического творчества учащихся. Перспективной в этом отношении является схема, предложенная Э.Ф. Зеером. Автор схемы основывает решение вопросов психологической структуры и содержания творческой деятельности на общепсихологической теории деятельности, разработанной Л.Н, Леонтьевым и его учениками. Процесс технической творческой деятельности в соответствии с этой схемой начинается с усмотрения несовершенства производства, проявляющегося в виде технических противоречий. Это усмотрение обусловливается следующей цепочкой взаимосвязанных причин: в результате соответствующего обучения и воспитания в семье, школе, занятий в кружках технического творчества у человека формируется потребность в творческой деятельности; потребность в творческой деятельности вызывает у субъекта состояние особой активности, выражающееся в анализе реальной производственной ситуации к оценке её завершённости, совершенства; возникает смысловая установка в виде готовности субъекта к 13
изменению ситуации, её совершенствованию в условиях неопределённости ситуации, когда субъект ещё не установил, что именно совершенствовать, в чем выражается техническое несовершенство [2, 120]. Установление технического противоречия (или несовершенства) означает встречу потребности в технической творческой деятельности и с предметом деятельности, в результате чего разрешение найденного технического противоречия становится мотивом деятельности субъекта, собственно технической творческой деятельностью. Осознав техническое противоречие, субъект на основе имеющейся у него смысловой установки формулирует цель - устранить это противоречие. Таким образом, разрешение технического противоречия превращается для субъекта в мотив-цель. Тот факт, что техническая творческая деятельность побуждается мотивом и направляется целью, достижение которой осуществляется в ходе установления новых связей и отношений между исходными данными реальной ситуации, позволяет рассматривать техническое творчество как процесс решения задачи, ибо "...задача - это и есть цель, данная в определённых условиях". Осознание общей цели и усвоение условий ситуации позволяют субъекту сформулировать задачу, что также является творческим актом. В процессе усвоения противоречия и формулировки задачи у субъекта порождается целевая установка на внесение изменении в ситуацию, что вызывает у него дополнительную психическую напряжённость и инициирует деятельность по анализу связанных с исследуемой ситуацией данных, опыта, литературных источников. Этим в схеме Э.Ф. Зеера заканчивается этап становления и начинается второй этап технической творческой деятельности - развитие. Творческий характер этого этапа характеризуется неопределённостью условия задачи, избыточным множеством исходных данных, функционально не связанных с ответом. Это обусловливает возможность существования различных направлений решения и создаёт для субъекта ситуацию выбора, которая, вызвав беспокойство, побуждает его неустанно думать над проблемой. При этом происходит 14
дальнейшее усвоение субъектом ситуации, её исходных данных, уточнение противоречия. Выходом из ситуации выбора, ситуации беспокойства для субъекта является формулировка уточнённой, более частной, более конкретной изобретательской (рационализаторской) задачи с относительно ограниченным числом данных. При этом снимается часть напряжённости, порожденной неопределённостью направления решения. Усвоение частной задачи связано с дальнейшим анализом исходных данных (сбором дополнительной информации). В процессе усвоения частной задачи вновь увеличивается психологическая напряжённости субъекта, которая ускоряет выдвижение гипотез по разрешению технического противоречия. Выдвижение гипотез сопровождается анализом исходных данных, уточнением связей и отношений между ними, переформулировкой задачи, ревизией технического противоречия. Цели-гипотезы могут проверяться как мысленно (иногда неосознанно, интуитивно), так и посредством внешних действий, которые взаимосвязаны с мыслительными действиями и оказывают существенное влияние на протекание мыслительного процесса (исследования А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой и др.). Внешние действия в ходе проверки гипотез могут проявляться в форме выполнения эскизных набросков, расчётов, схем или в форме предметного воплощения гипотезы в виде опытного образца. Эта деятельность характеризует третий этап технического творчества в схеме Э.Ф. Зеера - стабилизацию. Помимо интенционального аспекта творческая деятельность имеет и операционный аспект, который определяется не только целью, но и объективными предметными условиями её достижения. В процессе технического творчества в качестве операций выступают действия субъекта, необходимые для анализа ситуации, формулировки задач, выдвижения гипотез, поиска направления решения, выполнения эскизных набросков и расчётов. Эти действия направляются операциональной установкой и поддерживаются стремлением снять флуктуирующую психическую напряжённость. 15
На последнем этапе технического творчества в схеме Э.Ф. Зеера - этапе завершения - полученное решение соотносится с техническим противоречием, оценивается с точки зрения его разрешения и эффективности и в случае положительного результата принимается. При этом психологическая напряженность, преследовавшая субъекта на протяжении всего технического творчества, снимается, и субъект испытывает огромное облегчение, ни с чем не сравнимое ощущение радости. Но на этом процесс творчества ещё не заканчивается. Необходимо оформить результат решения в виде заявки на изобретение или рационализаторское предложение, внедрить его в производство. Это требует от субъекта проявления волевых усилий и стимулируется моральными и материальными факторами [4,137]. Основным достоинством проанализированной нами схемы является то, что она даёт возможность рассматривать процесс воздействия личности на производственную ситуацию одновременно и как процесс развития самой личности, выделять этапы и условия развития погружённой в творчество личности. Это важно при определении путей и средств вовлечения учащихся в техническую творческую деятельность. Однако и в этой схеме не учтено влияние сбора научно-технической и патентной информации на формирование установок, мотивов творческой деятельности, не прослежена взаимосвязь с другими структурными единицами технического творчества. Философским обобщением исследований психологов, педагогов, инженеров - авторов проанализированных нами схем является анализ логики процесса создания нового технического объекта. Эта логика выражает единство относительно самостоятельных этапов творческой деятельности, которые отличаются характером технических противоречий, характером и уровнем технических задач, средствами, способами, методами их решения, формами творчества и организации творчества, уровнями новизны.
Первый этап процесса технического творчества -
представляет собой деятельность по критическому осмыслению существующего положения при 16
единстве эмпирического и логического уровней познания. Это этап осознания проблемной ситуации с аналитическим осмыслением её структуры субъектом творчества. Реальное содержание творчества на этом этапе складывается из отражения технической потребности, осознания недостатков старого и необходимости нового, раскрытия конкретных технических противоречий и формулировки определённых технических задач. В.И. Белозерцев предложил следующую структурную модель технической творческой задачи: - конечная цель поиска, выражаемая в приблизительной форме; - исходные данные; - возможные условия решения; - объективные ограничения; - средства реализации задачи. Творческая деятельность на первом этапе осуществляется при единстве внешних и внутренних факторов поиска: рождение технической задачи детерминировано объективными факторами развития, но характер её постановки связан со спецификой субъекта творчества. В.И. Белозерцев подчёркивает, что при овладении проблемной ситуацией важно осознание неполноты существующей информации, стремление преодолеть эту неполноту с целью определения необходимого выбора. Без этого невозможно провести полноценный анализ соотношения наличных факторов и требований задачи, цели поиска и условий её достижения с раскрытием противоречий между ними, невозможно сознательно найти путь к определению нужных условий и средств решения технической задачи. 17
В этом мы видим обобщённое философское обоснование творческого характера сбора информации о существующих технических решениях, его необходимости в реальном процессе технического творчества, а также необходимости разработки проблемы развития технического творчества в процессе сбора научно-технической и патентной информации. Реальным продуктом первого этапа творчества является конкретная техническая задача с определённой структурой, осмысленная и логически сформулированная, приобретающая самостоятельное бытие, поскольку может служить основой дальнейших творческих поисков для других исследователей. Этот этап может являться одновременно началом решения технической задачи, рождения технической идеи. При этом идея решения может входить в неявной форме, в виде предчувствия в процесс выработки конкретной технической задачи.
Второй этап

процесса технического творчества
- этап "рождения и вынашивания" новой технической идеи. Техническая идея выступает как результат скачка в новое качество при реализации поиска решения определённой технической задачи. Это новое качество - ещё не изобретение и даже не идеальная модель его, это выход за рамки непосредственно данного, форма установления и выражения ранее не известного. На втором этапе процесса технического творчества наиболее полно проявляется гносеологическая роль технической творческой деятельности. Об этом говорит сам набор методов поиска нового на данном этапе: метод актуализации знаний; методы переноса и реконструкции идей, совпадения и различия, абстракции и обобщения; метод сопутствующих изменений и др. Все эти рациональные методы поиска не исключают действия фантазии и интуиции при рождении технической идеи. Но, даже будучи известными, применяемые методы и пути решения технических задач приводят к успеху не сами собой и не в ходе логических 18
рассуждений, так как их действие в специфических условиях проблемной ситуации не предопределяется логикой наличных факторов. Поэтому столь важна в процессе "рождения и вынашивания" идеи роль других связей и свойств, опыта деятельности в различных ситуациях, действий побочных или посторонних явлений на субъект творчества при решении определённой технической задачи, т.е. всего того, что имеет место в процессе сбора информации о существующих творческих решениях. Именно это и "срабатывает" в виде интуиции, неожиданного установления новых связей и сочетаний.
Третий этап процесса технического творчества
- этап разработки идеальной модели, идеальной как по форме существования, так и по содержанию. Идеальная модель - это субъективное бытие нового технического объекта, продукт мысленного экспериментирования и моделирования; результат схематизации технической идеи. Техническая идея и идеальная модель соотносятся как сущность и её представление (образ). В создании идеальной модели отражается процесс доказательства осуществимости технической идеи, хотя ещё и не в предметной деятельности. Это процесс обоснования, продумывания и построения образа будущего технического объекта. Идеальная модель всегда является более упрощённой, чем будущий объект, и находится с ним в отношении сходства, а не тождества. Из этого основного отличия идеальной модели в техническом творчестве вытекает особая роль комбинационного (построительного) воображения, актуализации знаний и заключений по аналогии отдельных свойств и структур существующих известных технических решений (конструкции) с гипотетическими свойствами и структурой будущего технического объекта. По нашему мнению, из необходимости обеспечения комбинационного воображения "строительным материалом" и из необходимости формирования фонда свойств и структур существующих технических решений, на базе которого осуществляются актуализация знаний и заключения по аналогии, следует и важная роль сбора информации о существующих технических решениях на третьем этапе процесса технического творчества. 19

Четвёртый этап процесса технического творчества -
является этапом конструирования. Главная задача этого этапа - разработка формы технического объекта, соответствующей содержанию, с учётом характера всех объективных и субъективных факторов его развития. Между тем, что представляет себе изобретатель при построении идеальной модели (схемы, структуры, функциональной зависимости частей и пр.), и реальной конструкторской схемой (рабочие проекты или макеты) Почти никогда не бывает соответствия. Сказываются погрешности и слабые стороны мысленных построений, их пригодность проверяется средствами эксперимента и логики конструкционных соотношений. В процессе конструирования идет доработка намеченных схем, обнаруживаются новые конструкционные возможности, возникают новые мысли, происходят усовершенствования, создаются новые варианты. При этом эффект новизны достигается путём применения элементов известных конструкции по новому назначению. И в этом творческом процессе тоже, как мы думаем, является незаменимым сбор информации о существующих технических решениях как поставщик идеи, вариантов использования известных элементов конструкции по- новому назначению.
Пятый этап технического творчества
- этап предметного и относительно завершённого воплощения изобретения в техническом объекте. На этом этапе выясняют достоинства и недостатки конструкторско-технологических разработок, проводят доводку и отработку всех элементов в рамках действующего целого и функций целого через отработку его элементов, а также отработку и доводку нового технического объекта через создание, и проверку экспериментального образца, освоение и внедрение новой техники в различные процессы производства. На данном этапе относительно завершается процесс технического творчества: относительно, поскольку этап служит основой возникновения новых технических задач и циклов творческого поиска. Творческий вклад на этом этапе выражается не только в обнаружении недостатков и ошибок, повышении конструктивности и технологичности технических средств, но и в раскрытии 20
новых явлений, свойств, законов, методов и т.п., которые часто невозможно обнаружить на иных этапах. Необходимым условием обеспечения творческого характера этого этапа является проведение сбора и обработки информации об использовании новой техники, о конкретных условиях эксплуатации внедряемой техники.
1.3 Метод проектов как способ оптимизации творческой активности

учащихся на уроках технологии

Проект
- это внутреннее предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта действия. Проектная деятельность школьников имеет дидактический смысл. Она предназначена не для внесения изменений в реальную жизнь, а для изучения деятельности человека, а также для формирования у самих учащихся соответствующих способов действия (познавательных и творческих). Результат этой деятельности не имеет объективной ценности, это "открытие для себя".
"Ядром"
проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи. Проект на уроках технологии - это всегда решение конструкторской задачи, которая по своей сути связана с поисковой деятельность или решением возникшей проблемы. Поэтому метод проектов в учебном процессе - это частный случай проблемного обучения. Организация проектной деятельности на уроках технологии предполагает следующие этапы: 1. Подготовительный этап - формирование проекта или замысла. На этом этапе ученики должны иметь возможность проанализировать уже существующие аналоги изделий, которые были выполнены другими конструкторами, художниками, дизайнерами. Используя эту базу, школьникам всегда легче придумывать, выдвигать собственные конструкторские и художественные идеи. 21
2. Исполнительный этап - проверка выдвинутых умозрительных идей практическим путем. 3. Итоговая оценка изделия. Главная цель этого этапа - аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели. Учебные проекты могут проходить процедуру защиты, но она не должна быть формальной и совсем не обязательно превращать ее в праздничное мероприятие или шоу [1, 187]. Образовательная ценность данной процедуры состоит в том, что авторы проекта учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. В то же время остальные школьники учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами. Таким образом, защита проектов - важная часть проектной деятельности, продолжение общего анализа проектного задания. Метод проектов выгодно отличается от репродуктивных методов (демонстрационных, устных словесных методов), поскольку он нацеливает на творческий поиск решений. Тем не менее, в современной школе наблюдается ряд негативных тенденций в применении метода проектов: - обособление проекта в учебном процессе, выделение его в самостоятельный дополнительный вид деятельности. - Проектной деятельности школьников придаются черты, обеспечивающие ей внешнее уподобление работе профессионального проектного коллектива. - Тяготение школьных проектов к грандиозности, масштабности тематики при ее видимом формализме (коллективные панно, макеты на тему "Город будущего" и т. д.). - Наличие алгоритмов в проектной деятельности, что в принципе противоречит смыслу и сути творчества, т. к: 22
- Предлагаемые алгоритмы являются не чем иным, как подсказками, а точнее, матрицами или шаблонами, помогающими соблюсти необходимые рамки. - Содержание деятельности детей является преимущественно репродуктивным, а настоящих проектных гипотез не предполагается. - Отсутствие настоящих творческих и конструкторских задач в рамках выполнения проектов обычно компенсируется привлечением внешних эффектов: элементов театрализации, "защиты проекта в форме шоу и т.д. [3, 113]. Таким образом, проектная деятельность на уроках технологии должна освободиться от формализма и излишней показательности. Она должна быть нацелена на формирование у школьников творчества, способностей к изобретательству и рационализаторству.
Глава 2. Реализация метода проектов как способа развития творческих

способностей учащихся на уроках технологии

2.1 Основы метода творческих проектов применяемые мной на уроке

технологии
В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Метод творческих проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он широко применялся и раньше во внеклассной, кружковой деятельности учащихся, в развитии технического творчества. 23
В целом в работе над творческим проектом учитель: - помогает ученикам в поиске нужных источников информации; - сам является источником информации; - координирует весь процесс; - поощряет учеников; - поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа: - даёт возможность учащимся объединиться по интересам; - обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; - воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива; - предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения; - является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности; - позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества. Как учитель технологии, я занимаюсь с мальчиками выпиливанием художественных изделий из фанеры, обработкой древесины и металла, сельскохозяйственным трудом на опытном участке, приходится искать подходы и 24
ключики к сознанию и сердцам детей, чтоб разбудить интерес в их сознании и побудить к новому и неизведанному. Совместно с учениками мной разработано и изготовлено более двадцати различных изделий из древесины. Проекты выполнены по принципу усложнения от простого варианта к более сложному варианту. Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей. На уроках технологии можно не только учить ребят способам обработки древесины и металла, но и создавать вместе с ними законченные художественные образы. Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. На уроках технологии в процессе проектирования школьники изучают предмет, средства, действия, условия труда таких профессий, как столяр, плотник, токарь, сантехник, станочник, животновод, агроном и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.
2.2 Применение метода творческих проектов на уроках технологии.
Хочу поделиться опытом применения метода проектов на занятиях технологии. В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников. 1 этап. Подготовительный, или погружение в проект. На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень 25
важен для достижения ожидаемых результатов. 2 этап. Планирование и организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.). Поиск и сбор материала. 3 этап. Исследование. (Осуществление деятельности, выполнение работы) На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся - это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты и т. д. Выполнение работы. 4 этап. Представление результатов, отчёт. Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, презентация и т.д. Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно. Возможными критериями оценки творческого проекта могут быть: 1. конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению; 26
2. технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве; 3. экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве; 4. эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн; 5. экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы. При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов. Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом. Учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и т. д. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата. 27
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду. Работу по внедрению проектного метода обучения я начал 6 лет назад. Изучил много литературы по проектному методу и на основе всех изученных материалов выбрал свой, наиболее приемлемый, именно для условий нашей школы, метод проектного обучения. У нас сельская школа. Одной из задач, которые стоят передо мной, учителем технологии, является формирование такой личности, которая будет обладать системой знаний, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности. Как подготовить ученика к осознанному выбору дальнейшего образовательного и профессионального маршрута? Необходимо учащихся знакомить с конкретными видами труда, расширить их кругозор о разнообразных направлениях деятельности человека. Предмет «Технология» - образовательная область, которая синтезирует научные знания математики, физики, химии, биологии, показывает их практическое использование в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, связи, в сфере обслуживания населения. «Технология» в этом смысле уникальный предмет. Учащиеся имеют возможность на практических занятиях преобразовывать различные материалы и создавать конкретный продукт труда. Учащимся предлагается огромный спектр объектов труда, для создания которых необходимы базовые знания науки, знания школьных дисциплин. И, как средство подготовки школьников к творческой преобразовательной деятельности, учителя используют метод проектов. Введение проектной деятельности в профессиональное самоопределение способствует установлению доступа к полноценному выбору профессий в соответствии с их интересами, способностями, потребностями и возможностями. В процессе проектной деятельности происходит саморазвитие через пробы сил в выбранной сфере деятельности. С учетом специфики своего предмета я стараюсь знакомить 28
учащихся с технологией труда, трудовыми процессами, изучаемые в разделе предмета – технический труд. Для меня важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности. В ходе выполнения исследований у обучаемых происходит интеграция знаний по естественнонаучным, общетехническим и специальным дисциплинам, что приводит к формированию базовых профессиональных компетентностей. Для учителя и ученика важен проект - как продукт труда и проект - как метод познания. Учащиеся с особым интересом выполняют проекты декоративно-прикладного характера и по растениеводству. Учащиеся осваивают приемы деятельности столяра, плотника, токаря, сантехника, станочника, животновода, агронома и т.д. Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у меня сформировался «банк проектов». При изучении раздела «Растениеводство» учащимися 5 - 6 классов были выполнены следующие проекты: «Берегите природу», «Выращивание подснежников», «Осенние хлопоты на огороде» и другие. Для этого возраста профессиональная проба сил позволяет не только сформировать навыки изготовления изделия, но и способствует воспитанию интереса к предмету, творческого отношения к работе, формированию информационной компетентности. Учащихся 7-8 классов ориентирую на выполнение в основном художественно-конструкторских проектов. Для успешности реализации проектов использую следующие методические приемы: мозговой штурм, ролевая игра, проблемные вопросы. Необходимо грамотно согласовать содержание проектной работы с интересами школьников, тогда и они будут стремиться к познанию данной профессиональной сферы деятельности. Чтобы быстрее помочь ученикам в поиске нужных источников информации и выборе темы творческого проекта, самый интересный материал я оформляю в 29
виде инструкционных карт, на которых дана фотография или рисунок работы и краткое описание этой работы. По основным разделам технологии вместе с учащимися собираем необходимый материал, где даны познавательные сведения и оформляем это в виде тематических рефератов. Результаты индивидуальной учебно- исследовательской деятельности одних учеников, в дальнейшем при изучении конкретной темы, другие ученики могут использовать для изучения нового материала и также для подготовки сообщений по теме занятия. Повышение эффективности обучения технологии во многом зависит от использования на уроках компьютерных технологий. Самое популярное и любимое занятие – это создание тематических презентаций. Презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, а ученикам изучать этот материал и обеспечивать прочное усвоение учащимися знаний, повышать интерес к предмету. При составлении пояснительной записки к творческому проекту мои ученики руководствуются презентацией “ Рекомендации по составлению пояснительной записки”. Демонстрируемые слайды служат образцами для правильного выполнения пояснительной записки и наглядно показывают ученикам все этапы проектной деятельности, а также методическое обоснование каждого из этапов. Показ слайд - фильма сопровождается пояснениями только ученикам 5 класса. Ученики 6 класса и старше уже сами могут давать пояснения демонстрируемого материала. Презентация содержит теоретический материал по составлению пояснительной записки и вопросы по закреплению знаний. Распечатка данной презентации есть и в кабинете технологии. Для привлечения большего интереса к проекту в презентации показ слайдов идёт с музыкальным сопровождением . Именно в этой презентации, видна, межпредметная связь различных школьных дисциплин, используемая на разных этапах выполнения проекта. 30
Итогом совместной проектной, исследовательской, деятельности учителя и учеников стала презентация “Народные традиции и ремесла”, где ученики развивали умения работать с дополнительными материалами, учились правильно выбирать источники дополнительной информации. Тема презентации выбрана актуально, так как забываются народные традиции, а это наши народные и духовные ценности. И в настоящее время остро ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности. Создавая творческий проект, с использованием мультимедиа учащиеся осваивают новые задачи ввода и компоновки звука, сканирования иллюстраций, создания анимации и гиперссылок. Это групповая работа, которая дает возможность объединиться по интересам, позволяет проявить коммуникативные способности каждому ученику. При выполнении работы над проектом учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся. А так как уровень их подготовленности различен, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. Таким образом, в учебном процессе, создаются и используются новые проекты и дидактические средства обучения с помощью компьютерных технологий. В учебной мастерской собраны творческие работы учеников и фильмотека презентаций проектов.
2.3 Эксперимент по использованию метода проектов в 10- 11 классах МОУ

Октябрьская СОШ Ульяновской области Радищевского района
В создании проекта участвовали 21 человек - 13 мальчиков и 8 девочек, которые были разделены на 4 группы по 5 человек. Каждая группа работала над своим проектом: 31
1. "Живи родник" (Очистка и установка домика на роднике. Благоустройство зоны отдыха). 2. "Полезные вещи своими руками" (Токарный кружок, возражение навыков художественной обработки древесины). 3. "Школьный дворик" зона отдыха для учащихся. Благоустройство территории школы. 4. "Мы юные хозяева земли" Работа над проектами членами учебно- производственной бригады. Школьный опытный участок. Каждая группа работала В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии при реализации метода проектов мы сталкиваемся со следующими проблемами: - отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию); - ребенок не может применить теорию на практике; - испытывает страх перед практической деятельностью; - при работе в группе у большинства учащихся нет желания проявлять инициативу, свою индивидуальность, творческие способности. Оценивание проектов производилось по специальным параметрам, представленным в
Таблице 1
, каждый из которых оценивается по своей шкале (5, 10, 30-балльной). В итоге каждый учащийся может набрать максимально 100 баллов. Эта методика оценивания является еще и диагностической: она позволяет выявить уровень развития творческих способностей учащихся. 32

Таблица 1
. Критерии оценки ученического проекта Этап Вид деятельности Максимальное количество баллов Подготовительный Выбор и обоснование темы проекта, оригинальность 5 Историческая и техническая справки 5 Конструкторский Оформленная конструкторская документация. 5 Технологический Оформленная технологическая документация 5 Конструкторский этап Наличие оригинальных технологий, специально изготовленных приспособлений и т.п. 5 Этап изготовления изделия. Соблюдение культуры труда на каждом уроке. 5 Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность 5 Заключительный Экономическое обоснование 5 33
этап Качество рекламы, оригинальность 5 Качество доклада: полнота представления доклада и др.; объем и глубина знаний по теме; ответы на вопросы; личностные качества докладчика. 10 Качество записки (отчета); оформление, соответствие стандартам, рубрицирование и структура текста, качество чертежей, эскизов, схем, качество и полнота рецензий. 5 Наличие вывода о проделанной работе 5 Уровень самостоятельности при проектировании всех этапов 5 Каждый учащийся может получить за все этапы работы максимум 100 баллов. В ходе эксперимента каждый учащийся экспериментального класса был оценен по этой системе. Результаты оценивания отражены в
Таблице 2.

Таблица 2.
Общее количество баллов, полученных учащимися за участие в проекте 34
ФИО учащегося Общее количество баллов 1. Бухаров Денис 76 2. Давыдов Евгений 75 3. Зеленкин Александр 63 4. Иванов Денис 67 5. Калачев Кирилл 80 6. Липартия Георгий 78 7. Решта Максим 65 8. Хоменко Алексей 95 9. Чуднова Елизавета 62 10. Шубина Алена 71 1. Андреева Дарья 56 2. Бикмаева Рената 88 3. Гаврилов Сергей 81 4. Кадышева Ксения 83 35
5. Пашин Сергей 75 6. Суликов Радик 70 7. Уколов Денис 79 8. Чакрыгина Наталья 85 9. Чернышова Татьяна 71 10. Шаимов Алишер 64 11. Юдахина Дарья 93 Поскольку при выставлении баллов учитывались в основном такие критерии, как оригинальность, самостоятельность, нестандартность, качество, то эта система баллов, отражает, по сути дела, уровень развития творческого мышления и развития учащихся. В 11 классе Октябрьской школы испытуемые показали в основном средний и мало высокий уровень развития творческих способностей и их применения на уроках технологии. Эти показатели при моноторинг каждый год растут, а значит есть положительная тенденция в применении метода проектов и не только на уроках технологии. Выявленные результаты доказывают, что использование метода проектов необходим для развития творческих способностей учащихся. 36

Заключение
Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием для успешного выполнения какой-либо деятельности. Выделяют множество видов способностей: теоретические, практические, способности к учению, к общению и т. д. Творческие способности - это способности, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Творческому мышлению присущи такие характеристики, как зоркость, способность к свертыванию, способность воображения к сцеплению, цельность восприятия. Техническое творчество - это вид творчества, целью которого является создание технических решений, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью. Существует пять этапов технического творчества: критическое осознание проблемы, вынашивание идеи, создание идеальной модели, конструирование, этап технического воплощения изобретения на практике. Использование метода проектов на уроках технологии максимально способствует раскрытию творческих способностей школьников и их реализации, поскольку в основе этого метода лежит решение конструкторской задачи. Создание проекта проходит этапы формирования проекта или замысла, реализации замысла на практике и итоговой оценки изделия, т. е. в общих чертах они совпадают с основными этапами технического творчества. Недостатки использования метода проектов в современной школе - преобладание репродуктивных видов деятельности, алгоритмизация деятельности и придание самому процессу создания проектов характера массового зрелища. Я считаю, что школа должна справиться с проявлением этих недостатков, чтобы направить 37
метод проектов на максимальную реализацию творческих способностей учащихся. Раскрыть и развить творческие способности – одна из задач учителя технологии. Это способствует становлению ученика: он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. Повышается работоспособность. Но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек это и есть тот человек, который должен выйти из стен школы.
Список литература
1. Адаменко А.С. "Творческая техническая деятельность детей и подростков" 3-е издание, 2011г. 2. Алексеев В.Е. "Организация технического творчества учащихся" М. 2010 г. 3. Волков И.П. "Приобщение к творчеству" М., Просвещение,4-е издание 2011г. 4. Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету "Организации и методика производственного обучения", 2010 38
5. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. // Начальная школа – 2012г. - № 3. 6. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. - 240 с. 7. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие. М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 288 с. 8. Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург 2-е издание, 2013г. 9. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие - 2-е изд. М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 480 с. 10. Марченко А.В. Сборник нормативно-методических материалов по технологии. М.: Вентана-Графф 2012. - 224 с. 11. Матяш Н.В. Подготовка учителя технологии к обучению школьников проектной деятельности. Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика петровского И.Г., 2010 - 120 с. 12. Симоненко В.Д. Технологическое образование школьников: теоретико- методические аспекты / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш. [Текст] /- Брянск: Издательство БГПУ 3-е издание, 2011г. - 236 с. 13. Солопова Н.А. Проектная методика в профильном обучении // Школьные технологии. – 2011г. - №3. 14. Способности и склонности. Под ред. Э. А. Голубевой. М., 1989 15. Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся 5 - 9 классов общеобразовательных школ: Книга для учителя. Брянск: Научно-методический центр "Технология", 1996. - 238 с.
Приложение:
Приложение 1 План-конспект урока по технологии с использованием метода проектов
Тема урока - "Школьный дворик"
Цель урока - развитие творческих способностей учащихся в ходе проектной деятельности. Задачи: Обучающие: 39
- Систематизировать теоретические знания по теме "Творческий проект" -Закрепить навыки работы с применением ИКТ на уроках технологии. - Стимулировать учащихся к созданию новых разработок проектов. Развивающая: - Развивать познавательный интерес у учащихся к предмету технология. - Развивать навыки и умения применять современные компьютерные технологии. - Развивать творческое мышление. - Совершенствовать умения коммутативного общения. Воспитательная: - Воспитывать чувство ответственности за команду и ее участников, совершенствовать умение работать в команде. - Формировать умение вести дискуссию, аргументировать свою позицию, воспитывать уважение к сопернику. Задачи: Обобщение знаний по теме "Защита творческого проекта" с использованием мультимедиа технологий. Применение знаний ИКТ на уроках технологии. Развитие умения слушать других, коммуникативности, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, навыков публичных выступлений, воспитание взаимоуважения друг к другу. Развитие творческого потенциала учащихся (стиль оформления проекта, оригинальность идей). Развитие познавательного интереса к предмету через применение разработанного программного продукта в других предметных областях. Составление отчета о выполненной работе.
План урока

1. Организационный момент (5 минут):
Выступление учителя. Объявление целей урока. Важным этапом работы с проектом является его защита, которая поможет сформировать у Вас чувство ответственности, внесет в учебный процесс дух 40
здоровой состязательности. Защита позволит не только представить свои работы, но и ознакомиться с другими проектами, сделать определенные выводы сравнивая их. Вам необходимо оценить и свою работу, и другие проекты, возможно отстаивая свои творческие идеи. Проект дает возможность для развития индивидуальности, стимулирует творчество, самовыражение. Развивает умение находить причинно - следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, развивать эмоциональное восприятие, воспитывать эстетические чувства, расширить опыт работы в компьютерных презентациях с использованием мультимедиа технологий. Тема урока выбрана не случайно. Главный труд ученика - это получение знаний, и хотелось бы, чтобы информационные технологии, которые изучаются на уроках информатики, были применены и на других уроках школьных предметов. Поэтому одна из целей разработки данного проекта - применение ИКТ на уроках технологии. На этом занятии Вам предстоит итоговая защита проекта. При проведении проектной работы в школе защита проекта -- это, прежде всего, демонстрация результатов вашей работы. В ходе защиты вы учитесь излагать полученную информацию, сталкиваетесь с другими взглядами на проблему, учитесь доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. Мы говорим о работе "Школьный дворик" как об одном проекте, состоящем из четырех частей. Реально, это несколько творческих проектов объединенных одной идеей. Работать мы будем в группах, которые представят свои проекты. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякий настоящий творческий проект надо защитить. Эта защита проводится в соответствии с определенным порядком: - Выступление -- презентация проекта. - Обсуждение. - Подведение итогов
2. Выступление - презентация проекта
План выступления: 41
1. Презентация проекта. Выступление с демонстрацией слайдов. - Название проекта. Обоснование выбора темы. - Цель проекта. - Задачи проекта. - Авторы проекта. 2. Результаты анкеты. Схема реализации проекта.
3. Анализ материалов СМИ.

4. Практическое выполнение проекта (выступление нескольких участников).

5. Анализ выполненной работы.
Требования к выступлению. Качество выступления (связный рассказ, свободная и правильная речь, логика изложения). Демонстрация слайдов соответствует устному выступлению. Точные ответы на вопросы, аргументация своего мнения. Участие в дискуссии с другими участниками. Участие всех членов группы. 2. Обсуждение После презентации дается время на обсуждение, в котором принимают участие все остальные слушатели. На обсуждение отводится 5 минут. Темы обсуждения: - перечислить наиболее сильные стороны представленного проекта; - перечислить моменты, требующие доработки; - внести свои предложения по усовершенствованию проекта ; - сделать итоговый вывод и выставить общий балл (на основе оценочной таблицы). Участие всех учащихся в обсуждении обязательно. Тактика "черно-белого" оппонирования поможет, с одной стороны, научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны в любом выступлении, поддерживая своих одноклассников, а с другой - научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления проекта. 42
После обсуждения оценочные листы заполняются группами и учителем, выполняется подсчет среднего балла за каждый проект Итоговое обсуждение (5 минут): - Выставление оценки за каждый проект. - Рефлексия (выдаются вопросы для обсуждения в группах), затем предлагаются индивидуальные выступления (желающим). - Выступления гостей (учителей-предметников, администрации). - Постановка задач на будущее (дальнейшее развитие и самосовершенствование). Подведение итогов: Подведем итоги нашей работы. Мы просмотрели несколько проектных работ. Среди них хочется отметить работу… Эта команда показала высокий уровень … Все на уроке, показали хорошее и отличное знание информационных технологий и умение их применять. Хочется отметить, что никто из учеников не отнесся к работе равнодушно Приложение 2 43
Приложение 3
Методические рекомендации обучающемуся
1.
Проект
– это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности. 44
2.
Выполняй
проект в следующем порядке: а) выбери с помощью родителей и учителя тему; б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.); в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя; г) выполни теоретическую и практическую части проекта; д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия; е) напечатай графическую часть проекта; ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы; з) защити проект. 3.
Используй
в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок. 4.
Старайся
применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет. 5.
Думай
о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией. 6.
Учитывай
традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь. 7.
Всегда помни
об экологии родного города и своем здоровье. 8.
Используй
знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях. 9.
Не стесняйся
по всем вопросам обращаться к руководителю проекта. Приложение 4
Алгоритм выполнения проекта учащимися
45
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в 6- 11 классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Разработка проекта

I этап:
«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап:
Сбор и обработка информации
III этап:
Разработка собственного варианта решения проблемы:  актуальность и важность данной проблемы;  анализ разнообразной информации;  программа действий;  разработка варианта реализации своей программы.
IV этап:
Реализация плана действий (проекта)
V этап:
Подготовка к защите проекта (обучающиеся делятся на группы)  представляют проект на конференции, олимпиадах  оформляют портфолио  готовят стендовую защиту  разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап:
Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап:
Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). 46