Напоминание

"Я, семья и Родина моя"

Авторы: Комар Галина Александровна, Чвокова Ирина Сергеевна
Должности: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.о. Лосино-Петровский, Московская область
Наименование материала: программа внеурочной деятельности курса
Тема: "Я, семья и Родина моя"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


1.Пояснительная записка
Если будет РОССИЯ, значит, будет СЕМЬЯ, буду и Я … Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального общего образования является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры. Настоящая программа создает условия для приобщения младших школьников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Программа “Я, семья и Родина моя” составлена с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и 1
основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Лосино- Петровский. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию интереса у детей к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Актуальность программы определена тем, что духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Практика показала, что исторического смысла и значения памятных дат не знают не только дети, но, зачастую, и взрослые. Многие из детей не знакомы с историей своих семей, затрудняются назвать даже имена своих бабушек и дедушек. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно- нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Также программа призвана обогатить знания об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах героизма и мужества горожан, своих предков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувство гражданственности и патриотизма. 2

Цель программы:
расширение общественно-значимых знаний ребенка о себе с дополнением знаний по истории (о нашем прошлом, о социальном начале человека, о его становлении и развитии с опорой на опыт и уроки прошлого).
Задачи программы:
1. Формировать чувство гордости за страну, в которой мы живём, за великий народ, частью которого мы являемся, гражданской и социальной ответственности, заботы о благополучии своей страны. 2. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями социальных групп. 3. Способствовать усвоению правил поведения в школе, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе. 4. Формировать толератные отношения в поведении между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки. 5. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Принципы:
– педагогической поддержки. Данный принцип предполагает создание благоприятных условий, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. – личностно-ориентированного подхода. Этот принцип определяет положение ребенка в образовательном процессе, означает признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса. – ценностно-смысловой направленности воспитания. Необходимо создать условия для осмысления каждым обучающимся смысла своего учения и жизни посредством обретения смыслов-целей, смыслов-интересов, смыслов- мотивов, смыслов-переживаний, смыслов-отношений. – культуросообразности воспитания. Данный принцип предполагает создание в воспитательном пространстве различных сред, которые в совокупности составляют единое культурно-образовательное пространство школы. – тесного взаимодействия с семьями обучающихся. Необходимо создать условия для взаимодействия семьи и школы, направленные на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. 3
– принцип комфортности. Необходимо создать атмосферу доверия и комфорта для того, чтобы учащиеся чувствовали себя непринужденно и спокойно. – принцип коммуникативности. Этот принцип определяет создание доверительной атмосферы между учащимися и педагогом. Практико-ориентированная направленность содержания занятий по программе “Я, семья и Родина моя ” естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении предметов в начальной школе: окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка, литературного чтения, и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика. Это создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Занятия по программе являются комплексными и интегративными. В содержательном плане они предполагают реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Занятия по данной программе тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения, навыки. Литературное чтение: • анализ и оценка поступков героев, • развитие чувства прекрасного, • развитие эмоциональной сферы ребёнка, • чтение произведений о России, её природе, людях, истории, • приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ, • просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов. Русский язык: • раскрытие воспитательного потенциала русского языка, • развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное. Окружающий мир: • правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д. • общечеловеческие правила поведения, • наследие предков в культуре и символах государства, • славные и трудные страницы прошлого, • знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества.
Особенности реализации программы.
Программа «Я, семья и Родина моя» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста 7-11 лет и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, всего 135 часов. 4
Программа является модульной и состоит из 3 модулей: Модуль 1 «Я - ученик» Модуль 2 «Моя семья» Модуль 3 «Я - гражданин»
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая, парная и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
 Беседы  Сообщения  Встречи с интересными людьми  Литературно – музыкальные композиции  Просмотр и обсуждение видеоматериала
Практические занятия:
 Творческие мастерские  Конкурсы  Выставки  Коллективные творческие дела  Соревнования  Праздники  Викторины, интеллектуально-познавательные игры  Трудовые дела, акции благотворительности, милосердия  Тренинги  Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций  Заочные путешествия  Творческие проекты, презентации, мини-исследования  Сюжетно - ролевые игры
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный; - репродуктивный, проблемный; - частично - поисковый; - исследовательский.
Средства:
– иллюстрации; – использование ИКТ.
Педагогические приёмы:
- сотрудничество, позволяющее педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования.
Виды учебной деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследование окружающего мира, способов их обработки; анализ работ, их свойств, принципов и приемов создания; - моделирование, конструирование из разных материалов; 5
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); - простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление процесса и результата работы).
Контрольная диагностика:
Используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; промежуточный – творческие конкурсы, выставки; итоговый – открытые и зачетные занятия, участие в выставках.
Место проведения:
МБОУ СОШ№1, городская библиотека городского округа Лосино – Петровский, музей ДК «Октябрь», ДШИ, ЦДТ.
Время проведения:
вторая половина учебного дня.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности «Я, семья и Родина моя»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. Основанием для планируемых результатов к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ№1. Школа работает по трем уровням результатов внеучебной деятельности школьников: 1 уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2 уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3 уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. По окончании курса дети должны
знать:
- о значимых страницах истории страны; - о главных символах государства; - о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - о традициях и культурном достоянии своего края; - о моральных нормах и правилах поведения; 6
- о значении семьи для себя, для общества, для страны; - об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями; - традиции и историю своей семьи; - традиции и историю своей школы. По окончании курса дети должны
уметь
: - различать символы государства – флаг, герб России и флаг, герб Московской области и своего города; - определять на карте границы и крупные города России; - рассказывать о родной стране, своем городе; - ориентироваться в историческом времени; - проявлять чуткость и милосердие, честность, мужество, доброту и человечность; - бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения; - уважительно относиться к защитникам Родины; - читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания; - уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.
Учащиеся смогут использовать приобретённые знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни:
 проведение самостоятельного поиска информации;  понимание причин и значений событий и явлений повседневной жизни;  высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии родного края;  использования знаний об историческом пути и традициях малой Родины в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы курса «Я, семья и Родина моя» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, члена коллектива; - уважительное отношение к истории и культуре своего народа; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; - умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность; - уважение к себе и другим; 7
- готовность действия в нестандартных ситуациях. Эти результаты реализуются через знакомство детей с окружением – семьёй, домом, улицей, городом, краем, природой.
Метапредметные результаты
: Регулятивные УУД: • Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. • Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему. • Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время. • Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки. • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений (введение правил, разучивание игр). Эти результаты реализуются через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте, рассказы о своих интересах, увлечениях. Познавательные УУД: • формировать практические умения ориентирования в окружающей среде; • знать и понимать значение ключевых слов «человек», «личность», «семья», «общество», «гражданин России»; • формировать знания о символике своей Родины, о традициях и истории своей семьи, своей школы; • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач формирования знаний; • делать предварительный отбор источников информации для решения задачи; • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Эти результаты реализуются через изучение адреса своего проживания, названия улиц города, экскурсий по улицам, в музеи, к памятным местам и памятникам города. Коммуникативные УУД: 8
• доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других людей; • вступать в беседу во внеурочной деятельности; • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Эти результаты реализуются через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, рассказы о своей улице, написание сочинений, рассказывание по фотографиям о памятниках и памятных местах, которые дети видели на экскурсиях.
Результатом
реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России. Описание личных качеств ученика, развивающихся в результате реализации программы: • доброжелательный, • порядочный, • самодисциплинированный, • уверенный, • терпимый (толерантный), • самостоятельный, • ответственный, • целеустремлённый (особенно к знаниям), • внимательный к сверстникам, • аккуратный, • уважительный, • любящий, • интеллектуальный, • здоровый, • любознательный, • сопереживающий, • воспитанный, • трудолюбивый, • открытый, • активный, 9
• коммуникабельный, • социально зрелый и др. В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Воспитательные результаты
распределяются
по трём
уровням. Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные
эффекты
: ·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; 10
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; ·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально- психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. Система контроля и оценки достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в год (декабрь, май). Подведение итогов мониторинга осуществляется на ШМО учителей начальных классов. Формы и средства контроля • Анкета «Необитаемый остров» (межличностные отношения и направленности личности) (А.С.Прутченков) (Приложение 1); • Диагностика отношения к жизненным ценностям (А.И. Шемшурина) (Приложение 2); • Диагностика этики поведения (А.И. Шемшурина) (Приложение 3); • Тест на знание правил поведения в общественных местах (Приложение4); • Тест «Символы России» (Приложение 5); • Карта наблюдения (уровень познавательного интереса) (Приложение 6); 11
• Карта наблюдения-оценивания (выполнения итогового задания, презентация работы) (Приложение 7); • Карта наблюдения «Я, семья и Родина моя» (Приложение 8); • Диагностика школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) (Приложение 9); • Диагностика уровня воспитанности учащихся (Приложение 10); • Анкета для родителей «Наш ребенок» (Приложение 11); • Анкета для учащихся «Близкие ребенку люди» (Приложение 12); • Конкурс рисунков «Школа глазами первоклассника», «Самый счастливый день в моей жизни», «Моя дружная семья», «Моя малая Родина. Я ее люблю», «Лосино-Петровский в сердце моём»; • Выпуск стенгазет «Я второклассник», «Под крышей дома моего…»; • Презентация мини-исследований «Мой класс», «Моё имя и фамилия», «Моя малая Родина», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Я и мои друзья», «Школа будущего», «Защитники Родины в моей семье», «Разнообразие природы родного края»; • Презентация сочинений «Я – гражданин России», «Город, в котором мы живем. Наша улица», « Я – счастливый ребенок». Для оценки результативности программы «Я, семья и Родина моя» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.
3. Тематическое планирование

1 год обучения (33 часа)
№ п/п Тема занятия Количество часов Теория Практика Всего
Модуль «Я – ученик» 10 часов
1. 1. Здравствуй школа! Праздник первого звонка. 1 1 2. 2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе. 1 1 3. 3. Сосед по парте. Мои новые друзья. 1 1 4. 4. Игра «Я, ты, мы» 1 1 5. 5. Правила поведения в школе 1 1 6. 6. Правила поведения в школе 1 1 7. 7. Чрезвычайная ситуация. Что это? 1 1 8. 8. Эвакуация при ЧС. 1 1 9. 9. Здесь живут книги. Экскурсия в школьную библиотеку. 1 1 12
10 10 Мини-исследование «Мой класс» 1 1 11. 11. Выставка рисунков «Школа глазами первоклассника». Итоговое занятие. 1 1
Модуль «Моя семья» 10 часов
12. 1. Что такое семья? 1 1 13. 2. Члены семьи. 1 1 14. 3. Я – член семьи. 1 1 15. 4. Мини-исследование «Моё имя и фамилия» 1 1 16. 5. Игра-тренинг «Наши имена» 1 1 17. 6. Самый дорогой в мире человек 1 1 18. 19. 7- 8. Праздник «Загляните в мамины глаза» 1 1 2 20. 9. Конкурс рисунков «Самый счастливый день в моей жизни» 1 1 21. 10. Итоговое занятие. Выставка рисунков. 1 1
Модуль «Я - гражданин» 12 часов
22. 1. Я – гражданин России 1 1 23. 2. Символы России 1 1 24. 3. Символы России 1 1 25. 4. Москва – столица нашей родины 1 1 26. 5. Символы Московской области. 1 1 27. 6. Город, в котором я живу. Экскурсия. 1 1 28. 7. Красота русской природы. Экскурсия. 1 1 29. 8. Легенды родного города. Экскурсия в музей. 1 1 30. 9. Я люблю свою Родину. Экскурс по городам России. 1 1 31. 10. Мини-исследование «Моя малая Родина» 1 1 32. 11. Презентация исследования «Моя малая Родина» 1 1 33. 12. Итоговое занятие. 1 1 Итого: 15 18 33
2 год обучения (34 часа)
№ п/п Тема занятия Количество часов Теория Практика Всего 13

Модуль «Я - ученик» 10 часов
1. 1. Родная школа. Из истории школы 1 1 2. 2. Культура внешнего вида 1 1 3. 3. В гости к нам пришел портфель. Каждой вещи своё место 1 1 4. 4. Дневник – лицо ученика. 1 1 5. 5. Экскурсия около школы. Что растет на клумбе? 1 1 6. 6. Конкурс поделок «Дары природы» 1 1 7. 7. Час откровенного разговора. Мой сосед по парте. 1 1 8. 8. Тренинг «Мы общаемся» 1 1 9. 9 - 10. Выпуск стенгазеты «Я – второклассник» 1 1 2 10. 11. 11. Итоговое занятие. 1 1
Модуль «Моя семья» 12 часов
12 1. Родной дом и семья 1 1 13. 2. Генеалогическое древо семьи, правила его составления. 1 1 14. 3. Генеалогическое древо семьи. 1 1 15. 4. Профессии моих родителей 1 1 16. 5. Труд и отдых в семье 1 1 17. 6. Мой труд каждый день дома. 1 1 18. 7. Викторина «Папа, мама, я – читающая семья» 1 1 19. 8. Мини-исследование «Все работы хороши, выбирай на вкус» 1 1 20. 9. Презентация исследования «Все работы хороши, выбирай на вкус» 1 1 21. 10. Мы рисуем «Моя дружная семья» 1 1 22. 11. Итоговое занятие. Выставка рисунков. 1 1
Модуль «Я - гражданин» 12 часов
23. 1. С чего начинается Родина? Московская область. 1 1 24. 2. Мой родной город. 1 1 25. 3. Права и обязанности гражданина 1 1 26. 4. Обзорная экскурсия по городу 1 1 27. 5. О чем шепчут названия улиц родного города 1 1 28. 6. Праздники моей страны 1 1 29. 7. Экскурсия в ДК «Октябрь» 1 1 30. 8. Экскурсия в ДДТ 1 1 14
31. 9. Экскурсия в Детскую Школу Искусств 1 1 32. 10. Экскурсия на городской стадион 1 1 33. 11. Мы рисуем «Моя малая Родина. Я её люблю» 1 1 34. 12. Итоговое занятие. Выставка рисунков. 1 1 Итого: 15 19 34
3 год обучения (34 часа)
№ п/п Тема занятия Количество часов Теория Практика Всего
Модуль «Я – ученик» 11 часов
1. 1. Традиции и история моей школы. 1 1 2. 2. Занятие-игра «Законы жизни в классе» 1 1 3. 3. Самоуправление в классе. 1 1 4. 4. Игра «Мисс и Мистер класса» 1 1 5. 5. Школа вежливости 1 1 6. 6. Г. Остер «Вредные советы» . Ролевые игры. 1 1 7. 7. Тренинг «Кто я такой. Вместе мы команда» 1 1 8. 8. Проект «Я и мои друзья» 1 1 9. 9. Защита проекта «Я и мои друзья» 1 1 10. 10. Коллаж «Мой класс» 1 11. 11. Итоговое занятие. 1
Модуль «Моя семья» 11 часов
12. 1. Мой дом – моя крепость. Что меня окружает? 1 1 13. 2. Устный журнал о семье, о мире в семье, о гостеприимстве 1 1 14. 3. Семейный архив 1 1 15. 4. Герои моей семьи. 1 1 16. 5. Любимые семейные игры 1 1 17. 6. Игровая программа «Бабушкины игры» 1 1 18. 19. 7 - 8. Стенгазета моей семьи «Под крышей дома моего» 1 1 2 20. 9. Проект «Защитники Родины в моей семье » 1 1 21. 10. Защита проекта 1 1 15
22. 11. Итоговое занятие 1 1
Модуль «Я – гражданин» 12 часов
23. 1. Символы страны. История герба России 1 1 24. 2. Символы страны. История флага России 1 1 25. 3. Символы страны. История гимна России 1 1 26. 4. Моя малая Родина. Символы Московской области 1 1 27. 5. Моя малая Родина. Символы города 1 1 28. 6. Президент страны. Государственная Дума 1 1 29. 7. Виртуальная экскурсия в Московский Кремль 1 1 30. 8. Золотое кольцо России 1 1 31. 9. Земляки, прославившие наш город. Посещение музея. 1 1 32. 10. Мы рисуем «Лосино-Петровский в сердце моем» 1 1 33. 11. Выставка рисунков. 1 1 34. 12. Итоговое занятие. 1 1 Итого 14 20 34
4 год обучения (34 часа)
№ п/п Тема занятия Количество часов Теория Практика Всего
Модуль «Я - ученик» 11 часов
1. 1. Моя школа. Символика школы 1 1 2. 2. Моя школа. Символика школы 1 1 3. 3. Подготовка к празднику 1 1 4. 4. Праздник «Уроки городской безопасности» 1 1 5. 5. Спешите делать добро. Акция «Забота» (ко дню пожилого человека) 1 1 6. 6. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. 1 1 16
7. 7. Моя безопасность дома и в школе 1 1 8. 8. Сочинение «Город, в котором мы живём. Наша улица» 1 1 9. 9. Проект «Школа будущего» 1 1 10. 10. Защита проекта «Школа будущего» 1 1 11. 11. Итоговое занятие 1 1
Модуль «Моя семья» 11 часов
12. 1. Всё начинается с семьи. Тепло родного очага 1 1 13. 2. Фотографии семейного альбома 1 1 14. 3. Семейные традиции 1 1 15. 4. Семейные ценности 1 1 16. 5. Народные праздники. 1 1 17. 6. Праздники моей семьи 1 1 18. 7. Сочинение «Я – счастливый ребёнок» 1 1 19. 8. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» 1 1 20. 9. Проект «Моя семья – моё богатство» 1 1 21. 10. Защита проекта 1 1 22. 11. Итоговое занятие 1 1
Модуль «Я - гражданин»
23. 1. Права и обязанности. Конституция Российской Федерации 1 1 24. 2. Ваши права. Всеобщая декларация прав ребенка 1 1 25. 3. Памятники и памятные места 1941-1945 годов. Экскурсия. 1 1 26. 4. Трудовая доблесть горожан. 1 1 27. 5. Образование Московской области 1 1 28. 6. Самое интересное о природе Московской области 1 1 29. 7. Проект «Разнообразие природы родного края» 1 1 30. 8. Защита проекта «Разнообразие природы родного края» 1 1 31. 9. Подготовка открыток для ветеранов ко Дню Победы 1 1 17
32. 10. Сочинение «Я – гражданин России» 1 1 33. 11. Презентация по курсу «Я, семья и Родина моя» 1 1 34. 12. Итоговое занятие «Что я знаю о России» 1 1 Итого 16 18 34
4. Содержание программы

1 год обучения (33 часа)

Модуль «Я - ученик» (11 часов)
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Мой сосед по парте. Я, ты, мы. Правила поведения в школе. Экскурсия по школе, экскурсия в библиотеку, игра-тренинг, оформление выставки рисунков, тестирование.
Модуль «Моя семья» (10 часов)
Что такое семья? Члены семьи. Моё имя и фамилия. Наши имена. Самый дорогой в мире человек. Мини-исследование, игра-тренинг, праздник, оформление выставки рисунков.
Модуль «Я - гражданин» (12 часов)
Я – гражданин России. Символы России. Москва – столица нашей родины. Символы Московской области. Город, в котором я живу. Легенды родного города. Экскурсии по городу, экскурсия в музей, презентация мини-исследования.
2 год обучения (34 часа)

Модуль «Я - ученик» (10 часов)
Из истории родной школы. Культура внешнего вида. В гости к нам пришёл портфель. Дневник – лицо ученика. Мой сосед по парте. Мы общаемся. Экскурсия около школы, конкурс поделок, выпуск стенгазеты, диагностика.
Модуль «Моя семья» (11 часов)
Родной дом и семья. Генеалогическое древо. Профессии моих родителей. Труд и отдых в семье. Папа, мама, я – читающая семья. 18
Составление генеалогического древа викторина, «Папа, мама, я - читающая семья», проект, оформление выставки рисунков.
Модуль «Я - гражданин» (12 часов)
С чего начинается Родина? Московская область. Права и обязанности гражданина. Праздники моей страны. О чем шепчут названия улиц родного города. Экскурсии по городу, экскурсии в учреждения дополнительного образования и культуры города, оформление выставки рисунков.
3 год обучения (34 часа)

Модуль «Я - ученик» (10 часов)
Традиции и история моей школы. Законы жизни в классе. Самоуправление в классе. Школа вежливости. Игра, тренинг, ролевые игры, проект, оформление коллажа, анкетирование.
Модуль «Моя семья» (11 часов)
Мой дом – моя крепость. Что меня окружает. О семье, о мире в семье и гостеприимстве. Семейный архив. Герои моей семьи. Любимые семейные игры. Игровая программа, оформление и выпуск стенгазеты, проект.
Модуль «Я - гражданин» (12 часов)
Символы страны: герб, флаг, гимн. Моя малая Родина. Символы московской области. Символы городского округа Лосино-Петровский. Президент страны. Государственная Дума. Московский Кремль. Земляки, прославившие наш город. Золотое кольцо России. Посещение музея, виртуальная экскурсия, оформление выставки рисунков.
4 год обучения (34 часа)

Модуль «Я - ученик» (11 часов)
Моя школа. Символика школы. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Моя безопасность в школе и дома. Праздник, акция «Забота», сочинение, проект и защита проекта, диагностика.
Модуль «Моя семья» (11 часов)
Всё начинается с семьи. Тепло родного очага. Фотографии семейного альбома. Семейные традиции. Семейные ценности. Народные праздники. Праздники моей семьи. 19
Фотоальбом, «Праздники моей семьи», спортивный праздник, проект.
Модуль «Я - гражданин» (12 часов)
Права и обязанности. Конституция Российской Федерации. Ваши права. Всеобщая декларация прав ребёнка. Памятники и памятные места. Трудовая доблесть горожан. Образование Московской области. Самое интересное о природе Московской области. Экскурсия к памятным местам, сочинение, проект, презентация.
Литература.

Литература для учителя:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006. 2. Агеева, И.Д. Кто лучше всех знает Россию?: методическое пособие./ И.Д. Агеева - М.: ТЦ Сфера, 2005. 3. Анашина Н.Ю. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права / Н.Ю. Анашина. – Ярославль: Академия развития, 2008. 4. Астахов П.А. Я и государство / П.А.Астахов. – М.: Эксмо, 2009. 5. Голубева Т.С. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7. 6. Жиренко О.Е. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию:1-4 классы./О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева – М.: ВАКО, 2008. 7. Классные часы: 1-4 классы / авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО, 2009. 8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008. 20
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 10. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. -2004- 2007.- №1-9. 11.Печень Н.А. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004. 12. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 13. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика: Гимн. Герб. Флаг».- М.: ВАКО, 2005. 14. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. / – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 15. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 16. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2009. 18. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) 19. Шемшурина А.И. Этическая грамматика – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. 20.Шевченко Л. Л. Духовное краеведение Подмосковья. Москва, 2007 г.
Литература для детей:
1. Алдонина Р. В нашем царстве – государстве. М.: Белый город, 2009. 21
2. Алексеев Ю.А. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. М.: Триада-фарм, 2002. 3. Астахов П.А. Я и государство / П.А. Астахов. - Эксмо, 2009. 4. БЭС.Москва: Большая Российская энциклопедия /- СПб.: Норинт, 2004. 5. Грушко Е.А.Словарь фамилий / Е.А.Грушко, Ю.М. Медведев. – Нижний Новгород, 1997. 6. Ермильченко Н. История Москвы. М.: Белый город.2005. 7. Клиентов А. Города России. М.: Белый город, 2004. 8. Кудрявцева Т.А. Я живу в России! М.: «Просвещение», 2003. 9. Лубченков Ю. Русские полководцы. М.: Белый город, 2003. 10. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. М.: «Русское слово», 2002. 11. Синова И.В. Герб, гимн, флаг России / И.В. Синова. – Издательский дом «Литера», 2006. 12. Сухин И.Г. Сборник литературных викторин / И.Г. Сухин. - М.: Новая школа, 1994. 13. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита-Пресс, 1995. 14. Шабельник Е. С.Права ребенка. – М.: Вита-Пресс, 2002. 15. Шевченко Л.Л. Отчий дом. М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2012. 16. Энциклопедия «Сокровища России». М.: «Росмэн», 2001. 17. Энциклопедия малыша. Рассказы по истории. М.: Белый город, 2009. 18. Энциклопедия «Россия». М.: «Олма», 2007. 19. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Необитаемый остров»

Цель
: выявление межличностных отношений и направленности личности. 1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали? 2. Какие три вещи вы взяли бы с собой? 3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове? 22
4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь? 5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему? 6. Хотели бы вы вернуться домой? 7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете? 8. Ваши любимые предметы в школе и почему? 9. Ваши нелюбимые предметы и почему? 10. Что вы прочитали за последние два месяца? 11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)? 12. На кого хотели бы быть похожим? 13. Какие качества характера вы цените а) в себе, б) в людях? 14. Что вы презираете а) в себе, б) в людях? 15. В чем вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут? 16. Чем вы занимаетесь в свободное время? 17. Чем бы вы хотели заниматься? Бланки с напечатанными вопросами предлагаются каждому ребенку индивидуально. Можно анкеты не подписывать, чтобы ответы были откровеннее. Это зависит от морально-психологического климата в классе. Но необходимо очень корректно подходить к сообщению результатов анкеты. Детям предлагается обобщенная картина, в которой они узнают о названиях острова, о том, что берут с собой и т.д. Но главная задача – выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают, чтобы корректировать морально- психологическую атмосферу в группе школьников. В основном результаты анкеты подвергаются качественному содержательному анализу. 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция.
Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.


п/п

Список желаний



ответов
1. Быть человеком, которого любят. 2. Иметь много денег. 3. Иметь самый современный компьютер. 4. Иметь верного друга. 5. Мне важно здоровье родителей. 6. Иметь возможность многими командовать. 7. Иметь много слуг и ими распоряжаться. 8. Иметь доброе сердце. 9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям. 10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10. Пять положительных ответов – высокий уровень. 4, 3 – средний уровень. 2 – ниже среднего уровня. 1, 0 – низкий уровень.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
24

Диагностика этики поведения

Инструкция.
Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Тексты:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ... 2. Если кто-то надо мной смеется, то я ... 3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ... 4. Когда меня постоянно перебивают, то я ... 5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:

Первый вопрос.
Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос.
Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос.
Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос.
Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос.
Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания. 25