"Декоративно-прикладные виды рукоделия"

Автор: Кантемирова Сима Борисовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №41
Населённый пункт: г.Владикавказ, Северная Осетия- Алания
Наименование материала: Программа работы творческого объединения "Рукодельница"
Тема: "Декоративно-прикладные виды рукоделия"
Дата публикации: 05.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Министерство образования и науки

РСО-Алания

МОУ СОШ №41 с углубленным

изучением немецкого языка.

Программа работы

творческого объединения «Рукодельница»

Декоративно- прикладные виды рукоделия.

Возраст детей Автор

10-15 лет учитель высшей категории

Кантемирова С.Б.

Владикавказ

2015


Пояснительная записка
Программа кружковой работы предназначена для сельских и городских школ. Особенности программы в том, что она дает возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности, в выполнении конкретных практических работ. Предлагаема программа “ Знания по интересам” призвана способствовать развитию интересов склонностей учащихся, оказать им реальную помощь в профессиональном самоопределении. Чтобы выявить, развить и учесть склонности школьников, надо им дать возможность попробовать свои силы разных видах деятельности, в выполнении конкретных практических работ. Но деятельность деятельности рознь .Она может быть пассивной, когда ученик работает без возможности выявить инициативу(по указанию учителя), и активной, когда он проявляет самостоятельность в работе. Только второй путь дает выявить возможность и развить профессиональные качества личности. На нем и строиться предлагаемая система проведения занятий по интересам, по выявлению и развитию склонностей и способностей, как объективной основы последующего сознательного выбора профессии. На первом этапе особенно важно строго следовать приведенным ниже рекомендациям. С четвертого, пятого класса начинать изучать склонности и способности ребенка в разных видах деятельности (шитье, вязание, вышивка, изготовление изделий из природного материала и т.д.).Знакомится с работами учащихся, выполненными сверх учебной программы по любому разделу науки, техники, искусства, труда независимо от того, изучаются они в школе или нет. Эта работа может быть выполнена дома, в школе или во внешкольных учреждениях, самостоятельно или с помощью взрослых. Благодаря этой работе, к концу первого года обучения (5 класс) или второго года обучения (6 класс) можно иметь полное представление о том, чем интересуется ученик, что дает возможность целенаправленно способствовать развитию индивидуальных особенностей и склонностей школьников. Программа решает и общие задачи воспитания и обучения: -формирование общей культуры личности: навыки общения, правила этикета, сервировки стола и т.д.; -подготовка к семейной жизни, к выполнению необходимых и доступных видов труда; -раскрытие творческих способностей , усиление эстетической направленности занятий; -воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважение к людям труда, бережное отношение к природе; -формирование специальных умений, технологических и элементарных экономических знаний по технологии изготовления одежды, ручной вышивки, вязанию, изготовление цветов и т.д.

Содержание программы
Основное содержание программы составляют практические работы учащихся (они занимают примерно 80 % учебного времени), остальное время отводиться на изучении теоретического материала (сведений по технике, технологий и т.д.) Содержание практических работ на занятиях направлено на формирование у учащихся общетрудовых умений, выявление и развитие способностей учащихся в разных видах деятельности. Программа “ Занятие по интересам”-эффективный путь профессионального самоопределения. Эти занятия дают возможность целенаправленно способствовать развитию индивидуальных способностей и склонностей. У ребят формируется стремление самостоятельно приобретать знания, умение наблюдать, обобщать и анализировать проделанную работу. Раздел программы: «Возрождение национального рукоделия» направлено на выявление и развитие способностей детей в национальных видах декоративно-прикладного искусства. Изучая секреты старинного рукоделия, учащиеся знакомиться с традициями, обрядами и бытом своих предков .В ходе изучения этого раздела программы учащиеся должны научиться анализировать старинные традиции и уметь выделять их положительные и отрицательные с точки зрения современного человека стороны .Дети учатся рассуждать о том, какие старинных обычаев и традиций можно и нужно возрождать в условиях современной жизни, а какие знать лишь теоретически. Раздел «Изготовление изделий из бисера» знакомит с историей бисера, значением цветов, изготовление оригинальных украшений. Разделы «Вязание спицами», «Вязание крючком» знакомят учащихся с основными правилами вязания, выбором пряжи, нити, спиц и крючков. Овладев основными приемами, учатся превращать обычный клубок нити в самые разнообразные и очень красивые вещи. Содержание раздела «Конструирование и технология изготовления швейных изделий» направлено на знакомство с работой с журналами мод, переводом готовой выкройки на свой размер, сборке изделий (скалывание, сметывание, стачивание), т.е. позволит приобрести умение по шитью швейных изделий. Раздел «Изготовление цветов из ткани» знакомит с основными приемами изготовления зветов, начиная от выкройки деталей, покраске и гофрировке и кончая сборкой отдельного цветка, целой ветки или букета. Раздел «Фриволите» знакомит учащихся с техникой выполнения ручного кружева, плетенного с помощью челнока. Большое количество иллюстраций и схем помогает овладеть приемами плетения различных элементов фриволите, соединяя их с тканью, используя бисер при плетении. Раздел «Как красиво накрыть стол» знакомит с культурой застолий, культурой еды, питья и поведения за столом, как принять гостей, как рассадить гостей, как сервировать стол…
Раздел «Вышивание» знакомит с материалами и инвентарем для вышивания, с множеством стежков и техник вышивания, которые пригодятся в дальнейшем, развивает у детей способность эстетического воспитания произведений декоративно-прикладного искусства. Программа “Занятия по интересам”-эффективный путь профессионального самоопределения. Эти занятия дают возможность целенаправленно способствовать развитию индивидуальных способностей и склонностей. У ребят формируется стремление самостоятельно приобретать знания. умения наблюдать, обобщать и анализировать проделанную работу.
Организация работы учащихся

.

Надо начинать с выбора темы:
1.Изготовление изделий с элементами национального рукоделия. 2.Изготовление изделий из бисера. 3.Вязание спицами. 4.Вязание крючком . 5.Пошив швейных изделий. 6.Изготовление цветов из ткани.
Занятия по интересам


7. Фривалите. 8.Как красиво накрыть стол
.
9. Вышивка. Ученик может выбрать работу по собственному желанию или воспользоваться советом учителя.
Можно поступить иначе: например, показать образцы работ учащихся, рассказать, как их изготовить. Лучшие работы затем демонстрируются с подробным рассказом о технологии их выполнения. Такой комментированный показ с использованием метода эмоциональной драматургии в отличие от обычной выставки является большим стимулом к творчеству. Большой эффект в организации работ учащихся проявляется тогда, когда учитель хорошо поняв суть системы, проявляет к ней живой интерес. Он может стать дирижером в этой работе, так как каждому ученику предоставляется право выбора направления занятий. В заключении можно сказать, главная задача учителя создать благоприятные условия для многостороннего опробирования учащимися своих сил в различных видах деятельности, а выбор конкретных из них дело самих ребят.
Раздел 1.Возрождение национального рукоделия

Познавательные сведения.
Традиционная осетинская одежда. Особенности края. Сходство конструктивных линий женского и мужского костюма. Головные уборы у осетин. Требование к решению головных уборов. Традиционная осетинская обувь. Отделка ,применяемая для одежды, обуви, головных уборов. Особенности осетинского орнамента: “скифский звериный стиль”,линейно геометрический орнамент, растительный орнамент, астральный орнамент. Изображение животных считавшихся символами обилия в хозяйстве, защиты от врагов, счастливого семейного союза. Традиционные изделия, выполняемые осетинками в далеком прошлом, это настенные карманчики, маленькие подушки, чехлы для оружия и т.д. Отделка современной одежды шнуром “алдымбыд”, элементами золотого шитья и т.д.
Практические работы.
1. Плетение тесьмы “алдынбыд” из трех, пяти, шести, семи плетень. 2. Изготовление салфетки с элементами осетинского рукоделия.
Умения.
1.Плетение шнура “алдымбыд”.Расчет длины нитей. Положение пальцев при плетении. 2.Выполнение изделий с применением осетинского рукоделия. Салфетка .Выбор ткани. Обработка ткани желатином. перевод контура салфетки на ткань. Выбор орнамента. Перевод орнамента на основную и отделочную ткань .Вырезание элементов орнамента из отделочной ткани. Плетение шнура “алдымбыд” из нити в тон основной ткани для окантовки салфетки. Соединение элементов аппликации с салфеткой.
Знания

Перечень предметов национального женского и мужского костюмов. Основные отличия костюмов осетин от костюмов других народов Северного Кавказа. Женские головные уборы у осетин. Организация труда на рабочем месте.
Раздел 2. Изготовление изделий из бисера.
Изделия украшения из бисера. Познавательные сведения. Техника изготовления украшений из бисера .Современные способы нанизывания бисера, дополненные новыми приемами ,материалами, узорами и сочетаниями цветов.
Практические работы.
1. Плетение на проволоке. Букет “Весенний”. 2. Букет “Ромашки”. 3. Плетение насекомых. 4. Морское дно. 5. Плетение бисером.
6.
Колье нежность.
Умения.
Нанизывание бисера несколькими способами. первый способ (старинный)-плетение вдоль изделия. второй способ-нанизывание бисера одной или двумя иголками поперек изделия. Приемы работы на специальных приспособлениях (станочки). Оформление готового изделия.
Знания.
Правила безопасной работы с инструкциями. Организация рабочего места.
Раздел 3. Вязание спицами.

Познавательные сведения.
Вязание спицами- один из распространенных видов рукоделия. Ассортимент изделий связанных спицами. Инструменты и материала. Нитки шерстяные, полушерстяные, шелковые, хлопчатобумажные. кроличий и козий пух, синтетическая пряжа и т.д. Спицы: легкие и хорошо отполированные.Концы их должны быть не очень острыми, но и не слишком тупыми. Номер спиц соответствует диаметру спиц в миллиметрах. Его выбирают соответственно толщине нитки: спица должна быть почти в 2 раза толще нитки. При выборе номера спиц надо учитывать плотность вязания-спицы должны быть на пол номера меньше положенного при слабом вязании, при слишком плотном настолько же больше. Приемы вязания спицами и условные обозначения петель в схемах. Понятие схемы рисунка. Чтение схемы вязания. Санитарно гигиенические требования и правила безопасной работы с инструментами. Влажно тепловая обработка.
Практические работы.
1. Лицевая петля (1 способ).Лицевая петля (второй способ). 2. Изнаночная петля (1 способ).Изнаночная петля (2 способ). 3. Закрепление последнего ряда. 4. Выполнение платочной, чулочной вязки и резинки. 5. Накиды и ажуры.
6. Вязание детских пинеток.
Умения.
Намотка ниток в красивый клубочек и мотки. Подбор спиц с выбранными нитками. Чтение схем. Введение в работу нитки, другого цвета. Соединение деталей. Обвязывание готового изделия.
Знания.
Правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования(осанка фигуры, освещение).Организация рабочего места. Окончательная отделка вязаных изделий
Раздел 4. Вязание крючком.

Познавательные сведения
. Вязание крючком- вид женского художественного рукоделия. Ассортимент изделий, связанных крючком. Инструмент и материалы .Подбор крючков в соответствии с выбором ниток. Приемы вязания и условные обозначения петель в схемах. Понятие схемы рисунка. Чтение схем вязания. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы с инструментами. окончательная отделка вязаных изделий. Влажно-тепловая обработка.
Практические работы.
1. Косичка из воздушных петель. Полустолбики, столбики без накида. Полустолбики с накидом. 2. Столбики с накидом. Столбики с двумя накидами. 3. Столбики с накидом провязанные в одну точку. Столбики с накидом провязанные в набор. 4. Вязание изделий по схемам.
Знания.
Правила безопасной работы. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Условные обозначения петель. Правила начала и окончания вязания. Чтение схем вязания. Окончательная отделка вязанных изделий.
Умения.
Подбор крючков в соответствии с выбранными нитками, чтение схем .Введение в работу нитки другого цвета. Вязание образца одного мотива, Способ соединения мотивов. Обвязывание готового изделия.
Раздел 5. Пошив швейных изделий.

Познавательные сведения.
Выбор фасона и ткани для пошива швейных изделий. Снятие мерок и их условная запись. Определение размера изделия. Работа с журналами мод.
Перевод готовой выкройки из журнала. Определение расхода ткани с учетом специфики рекомендуемого материала. Подготовка ткани к раскрою(декатировка, выявление дефектов, определение долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Краткие сведения о работе закройщика в ателье. Технологические операции, выполняемые швеей-мотористкой. Раскладка выкройки на ткани. Использование шаблонов для обводки припусков на швы и подгибку ткани. Раскрой ткани. Способы перевода контурных линий выкройки, контрольных точек на парные детали кроя. Подготовка деталей кроя к обработке. Сборка изделия(скалывания. сметывание, примерка, стачивание). Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Контроль качества готовых изделий. Правила безопасной работы с утюгом, иглой, булавками, ножницами. На швейной машине.
Знания.
Наименование конструктивных линий, меток. Способы корректировки готовых выкроек по своим меркам. Правила раскроя. Технологическая последовательность обработки изделий согласно инструкции журнала. Правила безопасной работы.
Умения.
Снимать мерки. Определять размер изделия. Переводить и корректировать готовые выкройки из журналов. Раскраивать изделия. Соблюдать технологию обработки швейного изделия. Работа на швейной машине на скорость. Проводить примерку, влажно-тепловую обработку изделия.
Раздел 6. Изготовление цветов из ткани
.
Познавательные сведения.
Искусство изготовления цветов. Художественное исполнение цветов, составление букетов, композиций. Организация труда учащихся, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Практические работы.
1. Выбор цвета. 2. Вырезка деталей. 3. Изготовление стебельков, тычинок. 4. Гофрирование листьев и лепестков. 5. Сборка цветка. 6. Сборка ветки и букетика.
Знания.
Правила безопасной работы с инструментами, клеем, электрической плитой. Организация рабочего места. Технологическая последовательность обработки и сборки цветка.
Умения.

Приемы работы с инструментами. Добиваться максимального сходства, раскрывать природную красоту каждого цветка, подчеркивая его характерные детали и особенности составления букетиков. простейших композиций.
Раздел 7. Фриволите.

Познавательные сведения.
Фриволите- ручное кружево, плетенное с помощью человека. Ассортимент изделий ,связанных в технике фриволите. Инструменты и материалы. Приемы плетения челноком, и условные обозначения в схемах. Чтение схем. Санитарно- гигиенические требования(освещение, осанка и т.д.).Уход за готовыми изделиями.
Практические работы.
1. Техника плетения прямого угла. 2. Техника плетения обратного узла. 3. Элементы фриволите. 4. Замкнутые мотивы. 5. Многоядерное кружево.
Знания.
Санитарно-гигиенические требования. Инструменты и материалы. Условные обозначения, применяемые в рапортах .Чтение схем. Условные обозначения.
Умения.
Намотка ниток на челнок. Подбор крючков в соответствии с выбранными нитками, иголок для распутывания узлов и распутывания элементов плетения при обнаружении брака, ножниц с острыми концами для обрезания концов нити. Подбор нити по цветной гамме. Чтение простейших схем.
Раздел 8. Как красиво накрыть стол

.

Познавательные сведения.
Как это было в древнем мире, в средник века, в новое и новейшее время. Сервировка стола .Посуда. Бокалы. Столовые приборы. Скатерти. Правила этикета.
Практические работы.
1. Сервировка стола. 2. Складывание салфеток.
Знания.
Правила этикета. Формы столов. Как рассадить гостей за столом. Как сидят хозяин и хозяйка. Скатерти. Виды салфеток.
Умения.
Правильно сервировать стол. Как ставить сервированные тарелки, столовые приборы, бокалы, кольца для салфеток. Складывание салфеток .Пригласить в гости, к столу. Представление при знакомстве.

Раздел 9. Вышивка.

Познавательные сведения.
Вышивка один из древнейших видов орнаментации тканей. Краткие сведения об орнаменте, композиции и мотивы русской вышивки. Характерные особенности растительного орнамента. Элементы белой глади: плотная гладь, листик в раскол, гладь по окружности, стебельчатые швы. Ассортимент изделий вышитых белой гладью.
Практические работы.
1. Выбор и соответствие композиции вышивки. 2. Выполнение элементов плотной глади и глади по окружности. 3. Выполнение элементов:”пышечка”,стебельчатый шов. 4. Выполнение элементов: листик в раскол. поддувной шов.
Знания.
Традиционные узоры белой глади(цветочный и растительный орнамент).Основные элементы композиции рисунка: симметрия, ритм, заполнение рисунка. Терминология элементов белой глади(“плотная гладь”,”листик в раскол”,”поддувной”и стебельчатые швы,”гладь по окружности”).Правила выполнения белой глади.
Умения.
Составление простейших композиций. перевод рисунка на ткань. вышивка элементов белой глади(“плотная гладь”,”листок в раскол”,”поддувной шов”).Закрепление нитки при вышивке.

Примерный план поведения занятий кружка: “Рукодельница”



Тема

Количество часов

всего

Теор. зан.

Прак.зан.

1

Возрождение национального рукоделия.

Изготовление изделий с элементами

национального рукоделия.
Осетинский орнамент. Краткие сведения. Вырезание орнаментальных узоров. Составление орнаментальных композиций. Плетение тесьмы “алдымбыд”: Из трех петель; пяти петель; семи петель; четырех и шести петель. Изготовление декоративной салфетки (косметички).
10

____

____
1 ________ ________ 1
_______
2 2______ 4
2

Изготовление изделий из бисера.
История бисера. Значение цветов. Материалы и инструменты. Плетение на проволоке. Букет” Весенний”. Букет”Ромашки”. Плетение насекомых “Морское дно”. Плетение браслетов. Плетение шнура со стеклярусами. Колье “Нежность”. Оплетенное яйцо.
26

____
1 ________ 2
______
2 3 4 4 6 4
3

Вязание спицами
Из истории вязания. Материалы и инструменты. Выбор пряж, спиц. Набор петель. Лицевая петля(1 способ). Лицевая петля (2 способ). Изнаночная петля(1 способ). Изнаночная петля(2 способ). Закрепление последнего ряда. Простейшие виды вязания(платочная. чулочная,
28
1 2 2 1
резинка).
Практическая работа №1
. Выполнение платочной вязки.
Практическая работа №2
. Выполнение чулочной вязки.
Практическая работа №3
.Выполнение резинки. Накиды и ажуры. Вязание детских пинеток. Вязание шапочки-чепчика. 2 2 2 4 6 6
4

Вязание крючком.
Из истории вязания. Материалы и инструменты. Косичка из воздушных петель. Полустолбики. Столбики без накида. Полустолбики с накидом. Столбики с накидом. Столбики с двумя накидами. Столбики с накидом, провязанные в одну точку. Столбики с накидом провязанные в набор. Пышные столбики. Вязание изделий со схемами.
23
1 2 2 2 2 2 2 10
5

Пошив швейных изделий.
Работа с журналом мод. Снятие мерок. Определение размера изделия. Перевод готовой выкройки(индивидуального размера) из журнала мод. Раскрой. Подготовка деталей кроя к обработке. Сборка изделия(складывание, сметывание, примерка, стачивание). Окончательная обработка изделий.
17
1 1 2 2 10
6

Изготовление цветов из ткани
Цветы-украшение нашей жизни. Выбор цветка. Вырезка деталей. Изготовление стебельков, тычинок Гофрирование листьев и листков. Сборка цвета. Сборка ветки и букетика..
13
1
2
4 4 2
7

Фриволите.
Ручное кружево- фриволите. Материалы и инструменты. Техника плетения прямого узла. Элементы фриволите. Замкнутые мотивы. Многорядовое кружево.
21
1 4 4 4 10
8

Как красиво накрыть стол.
Как это было: В древнем мире.
5
1
В средние века. В новое и новейшее время. Вокруг стола. Формы столов. Как рассадить гостей за столом. Крестины. Совершеннолетие. Свадьба. Сервировка стола. Посуда. Бокалы. Столовые приборы. Скатерти. Кольца для салфеток. Салфетки. Виды салфеток. Складывание салфеток. Простой карман. Карман с тремя подгибами. Карман с отворотом. Шляпа епископа. Звездный веер. Стоящий веер. Простой веер. Простой конус. Двойной конус. Шляпа кардинала. Конверт. Смокинг. Волшебная лоза. Шляпа ковбоя. Мотылек. Цветок лотоса. 4
9

Культура поведения.
О характере человека. Манера поведения. Культура речи. Приветствие. Представления при знакомстве. О правилах поведения в учреждениях. О курении. Приглашение в гости. В гостях, визит.
2
1 1
1

0

Вышивка.
Из истории вышивки. Материалы и инструменты. Копирование мотивов. Подготовка ткани. Использование пальцев. Закрепление нитки. Замена нитей в середине работы.
22
1 1 1
Основные стежки: Петельный стежок. Тамбурный стежок. Скрещенный стежок. Стежок ‘елочкой’. Сметочный стежок. Стежок крестом. Стебельный стежок. Стежок гладью. Стежок узелком. Выполнение рисунка на выбор. 3 2 2 2 10
Литература
1.Искусство вышивки. Мелинда Косс 1997г. Перевод ТООВНЕШСИГМА, г.Москва 2.Как красиво накрыть стол. Москва «АСТ-ПРЕСС» 2001г. 3.Вышивка шелковыми лентами. Москва «АСТ-ПРЕСС» 2003г. 4.Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин. Москва издательство «Культура и традиции» 1997г. 5.Кружки художественной вышивки. Н.С.Сафонова. Москва «Просвещение» 1983г. 6.Рукоделие. Популярная энциклопедия. Андреева И.А. Москва. Научное издательство «Большая энциклопедия»1993г. 7.Фриволите. Т.Уткина. Москва ОЛМА-ПРЕСС, Санкт-Петербург издательский дом «нева» Валери СПД 1998г. 8.Учебный курс. Рукоделие из бисера. 9.Начинаем вязать спицами и крючком. Э,А,Фомичева. Москва «Просвещение» 1991г.