Автор: Шотова Валерия Алексеевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е Жуковского"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Статья
Тема: "Пространство"
Шотова Валерия Алексеевна
Преподаватель специальных дисциплин
Направления 07.02.01 Архитектура
ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени Н.Е. Жуковского»
Пространство
Взаимоотношение массы объемов и пространства, особенно внешнего пространства,
всегда присуще архитектурному произведению, и определяется оно концептуальной идеей
автора произведения. Этому во многом способствует то, что внешний объем выполняет не
только роль ограждения, но и является выражением художественной концепции. На
определенных этапах развития отечественной архитектуры при жестком нормировании
наблюдалось стремление обеспечить наибольшее совпадение внешнего пространства с
внутренним, чтобы максимально использовать кубатуру и не потерять квадратные метры
полезной площади.
В архитектуре всегда ценилось материальное, пусть даже не осязаемое, а лишь обозримое.
Но представим себе светотеневую композицию, то, что не просто трудноуловимо, а и
вовсе существует какие-то мгновения.
Продемонстрировать возможность занять пространство, присоединить его, а показав это,
— вдруг предоставить в пользование для всех. Очень впечатляющий прием, особенно на
ранних стадиях развития общества, когда человечество стремилось огородить как можно
больше воздушного пространства для себя.
Эта особенность архитектуры, такая своеобразная ее шедрость, была подмечена очень
давно и с успехом реализована в архитектуре многих народов.
Анализ современной архитектурной практики показывает развитие традиционных
композиционных подходов, которые все более ориентируются на создание пластических,
эмоционально богатых, насыщенных деталями объектов, основанных на активном
взаимоотношении наружного и внутреннего воздушного пространства.
В
классической
архитектуре
обрамление
колоннадой
площади
перед
крупным
общественным зданием создает пространство, которое является промежуточным, служит
своеобразным буфером между столкновением двух сред: ограниченной, осознаваемой —
внутри здания, и неограниченной, неосознаваемой — снаружи.
“Архитектура
возникает
на
рубеже
столкновения
внутренних
и
внешних
сил,
определяющих использование пространства” [4]. Затем происходит конкретизация —
входная группа (древнегреческие портики, перспективные порталы готических построек,
аркады ренессанса и т.д.). Далее — вестибюль, зал — большое пространство,
ограниченное уже со всех сторон. Таким образом, входная часть, являющаяся
“введением”,
“вступлением”
архитектурного
произведения,
отражает
первое
непосредственное взаимоотношение здания и окружения.
В современной архитектуре входные группы решаются по такому же принципу (козырьки
— консольные или на колоннах, пространственные западающие части и т.п.). Активное
применение больших прозрачных остекленных поверхностей в многосветных вестибюлях
и атриумах и других помещениях.
Заслуживают внимания элементы завершения зданий. Детали высотных завершений
способны дополнить ощущение легкости, воздушности, “стремительности” постройки
Непосредственное взаимодействие объектов архитектуры с воздухом проявляется в таких
элементах, как вентканалы и воздухозаборные шахты.
Выводы
1. Взаимоотношение пространства и объема традиционно осуществлялось в направлении
усложнения этого взаимоотношения, разрушения жесткости границ объемов и внедрения
в него пространства. Во многом это становилось основой психологического комфорта
архитектурной среды.
2. В современной архитектурной практике этот композиционный принцип активно
используется
на
основе
новых
конструктивно-технических
решений
(металлоконструкции, изделия из стекла и т.п.). В большинстве случаев решение
функциональных вопросов не является основным, чаще преследуются цели повышения
выразительности
композиции
за
счет
активизации
взаимодействия
воздушного
пространства, естественного освещения и деталей.
Литература
1. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М., 1985.
2. Объемно-пространственная композиция/ А.В.Степанов и др. М., 2000. С. 139.