Автор: Лопатина Надежда Дмитриевна Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №44 г.Уфа
Населённый пункт: г.Уфа Башкотростан
Наименование материала: Статья
Тема: "Трудовое обучение и профориентация школьников"
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ.
Эпиграф: Будущее отныне принадлежит двум типам людей:
человеку мысли и труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить –
значит трудиться.
В.Гюго.
Задачи и содержание трудового воспитания.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе
элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается
необходимым и важным средством развития психики и нравственных
представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для
школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой
учащихся.Политехническое образование обеспечивает знание основ
современной техники, технологии и организации производства; вооружает
учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое
отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким
образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.
В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи:
1.
Формирование у учащихся положительного отношения к труду как
высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой
деятельности:
2.
Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в
творческом труде, стремление применять знания на практике:
3.
Воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и
ответственности, целеустремленности и предприимченственности,
деловитости и честности:
4.
Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и
навыками, формирование основ культуры умственного и физического
труда.
Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический.
Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых
усилий, терпения, усидчивости.
Общественно полезный труд включает в себя труд по самообслуживанию в
школе и дома( уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход
за насаждениями и др.), летнюю работу во время школьных каникул.
Российская школа имеет богатый опыт вовлечения детей в производительный
труд – это ученические производственные мастерские и цеха, школьные
районные и межрайонные заводы и т.п. Приобщение школьников к
производительному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и
сегодня.
Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии.
Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии – важная социально
– педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского
образования говорится о необходимости улучшения профессиональной
ориентации школьника.
К концу 9 класса выпускник должен сделать определенный выбор.
Существует два способа. Первый способ – «проб и ошибок» Когда ученик
выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. Второй способ
– когда ученик , изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и
умениями в 5-9 классах на уроках технологии , ознакомившись с миром
профессий, осознанно и самостоятельно делает выбор.
Результаты психолого – педагогических исследований показывают, что
подростки не готовы самостоятельно , сознательно выстраивать свое
будущее. Причиной этого является недостаточные знания о конкретных
особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме,
неумение соотнести свои желания с реальными способностями и
возможностями.
Cтаршеклассники существенно отличаются друг от друга не только по
ткмпераменту и по характеру, но и посвоим способностям, потребностям,
стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные
особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это
возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные
ориентации, установки.
По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу
взрослой жизни, соответствующей степени ответственности,
самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в
своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем,
профессионального становления.
Профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в
ранней юности. Определяющее значение в учебной деятельности
приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе
профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена
изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на
общественные нужды к общей мотивации на профессию.
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального
самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально
сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом
имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это
время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям,
осуществляется и выбор учебных предметов в соответствии с выбранной
профессии.
У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с
психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному
труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно
корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих
жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении
возможных сроков их осуществления.
Еще один момент, связанный с самоопределением , - изменение учебной
мотивации. Старшеклассники начинают рассматривать учебу как
необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности.
Их интересуют главным образом, те предметы, которые будут нужны в
дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость( если они решили
продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным»
учебным дисциплинам, и отказ от того подчеркнутого пренебрежительного
отношения к отметкам, которое было принято среди младших подростков.
Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для
достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места
в обществе, и как средство самореализации личности.Адекватное
профессиональное самоопределение – это главное достижение успеха в
профессиональной деятельности.
Содержание, формы , методы профессиональной ориентации
старшеклассников.
В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить
следующие:
«Круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание
профессий, диспут, ролевые игры, метод конкретных ситуаций, ярмарки
вакансий.
К методам профессиональной ориентации относятся:
Информационно – справочные, просветительские методы; Профессиограммы
– краткие описания профессий, профессиональная реклама и агитация;
информационно – поисковые системы; экскурсии школьников на
предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами;
профориентационные уроки; использование средств массовой информации;
различные ярмарки профессий.
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся
является профессиональное просвещение – сообщения школьникам сведений
о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях
в кадрах, условиях труда, оплата труда.
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками
знаний по этому вопросу служат средства массовой информации,
родственники, знакомые. При этом сведения о содержании профессии и их
значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего
возможно создание картины неоправданной привлекательности одних
профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.
В связи с этим перед школой , как и перед всем обществом, стоит довольно
сложная задача – исправить идущие в разрез с потребностями экономики
страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформовать новое.
Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют
профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае
нельзя сводить только к пропаганде профессий.
Составная часть профориентации – профессиональный отбор, то есть выбор
лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную
профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. В процессе
профессионального отбора определяют профессиональную пригодность
человека на основе существующих у людей физиологических и
интеллектуальных различий.
Профессиональная пригодность – это уровень соответствия физических
качеств и психофизических особенностей человека профессиональным
требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных
требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной
неполноценности, от которой страдают и общество и личность.
Профессиональная адаптация – это процесс приспособления учащихся к
будущей профессии в общеобразовательных школах, училищах, колледжах,
вузах к условиям их профессионального труда в результате чего происходит
закрепление кадров в народном хозяйстве.
Заключение.
Социальная роль школы как ведущего учебно – воспитательного учреждения
по формированию всесторонне развитого , готового к трудовой деятельности
подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических
коллективов в едином многогранном процессе профессиональной
ориентации, осуществляемой школой ,семьей. Учитель помогает школьникам
осознать им склонности и способности, направляет развитие их
профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в
трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен
уметь в зависимости от педагогической ситуации , от своих собственных
возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс
педагогических средств, методов воздействия на личность, что бы достичь
цели профориентации , реализовать тот широкий круг задач подготовки
молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.