"Игра, как средство решения проблемы замкнутости у детей на музыкальных занятиях"

Автор: Безпалько Елена Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "СКАЗКА"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Лабытнанги
Наименование материала: статья
Тема: "Игра, как средство решения проблемы замкнутости у детей на музыкальных занятиях"
Дата публикации: 06.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ТЕМА Игра , как средство решения проблемы замкнутости у детей на музыкальных занятиях. Безпалько Елена Васильевна, музыкальный руководитель МАДОУ «СКАЗКА» , ЯНАО, г.Лабытнанги.
Игра – решенье всех проблем Играть нам никогда не поздно Играть , конечно , нужно всем И маленьким , и взрослым!!! Уважаемые коллеги! Работая музыкальным руководителем, часто сталкиваюсь с очень многими проблемами в обучении дошкольников музыке. Но основной, на мой взгляд, «бедой» является замкнутость детей, заниженная самооценка, и, как следствие, невозможность раскрыть в полной мере музыкальные способности, а , иногда и таланты дошколят. Опираясь на свой опыт, хочу рассказать о методах, помогающих значительно повысить результативность в обучении музыке и решить множество сопутствующих проблем. Итак, музыка в дошкольном образовательном учреждении – это первая ступень, с которой начинается формирование музыкального вкуса детей и музыкальной культуры. Очень важно именно на начальном этапе показать детям, что с музыкой наш мир и наша жизнь становится ярче, интереснее, красивее, добрее. Но не все малыши готовы сразу, с первых занятий довериться педагогу и воспринять информацию, поэтому музыкальному руководителю необходимо разработать план, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка ; процесс музыкального воспитания и обучения строить с учетом имеющихся условий, настроения детей, опираясь на те элементарные навыки, которые дети получили (или не получили )в семье. Ведь именно в детском саду у ребят « стартует» копилка элементарного опыта, позволяющего ему в дальнейшем правильно воспринимать окружающий мир. Благодаря этому опыту берет начало формирование у детей способности к сопереживанию, сочувствию, взаимопомощи и раскрытию творчества. На мой взгляд, все дети имеют «творческую жилку», но как помочь им развить ее? Конечно, такой метод, как игра, известен всем, но очень важно играть с пользой. В первой младшей группе – это обязательно музыкальная игра с привлечением красивых игрушек – зверюшек, дети с радостью вступают в такие виды музыкальной деятельности, как , музыкально – ритмические движения, пение, сами того не замечая, легко и непринужденно, играя со зверюшками, малыши подпевают окончания сначала слов, затем фраз, подражают голосам животных и, тем самым, познают мир через музыку, начинают творчески развиваться, придумывая имена игрушкам, изображая повадки животных… В эти моменты дети естественны, педагог обязательно должен поощрять такие начинания, хвалить, поднимать самооценку детей. Начиная со второй младшей группы , рекомендую включать в музыкальные занятия элементы театральной деятельности, это дает потрясающие результаты. В средней группе дети уже «артисты» - они способны разыгрывать целые мюзиклы, их возможности в этом возрасте огромны.
Практика показала, что у детей старшего дошкольного возраста уже хорошо развита музыкальная память, они овладевают элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах, в силу бурной фантазии и воображения, они сами выступают в роли «авторов» игр, несложных песен, и даже «постановщиков танцев». Так, продолжая играть, дети , раскрепощаются, возрастает творческая активность, они охотно импровизируют. В 6 – 7 лет (подготовительный к школе возраст) дети имеют определенные навыки, умения и опыт и применяют его не только на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, но и в обычной жизни (они танцуют, поют, разыгрывают сказки, инсценировки самостоятельно, также , без помощи взрослых распределяют роли, выбирают ведущего и т.д….) Таким образом, постепенно, играя, дети раскрываются, раскрепощаются, и к подготовительной группе количество таких детей увеличивается в разы. Игра помогает детям легко и эффективно усваивать музыкальный материал, вызывает интерес к музыке, решает многие проблемы в воспитательном процессе. Дети, которые замкнуты, стесняются проявлять себя в танцах, композициях и даже пении, в игре, как правило, забывают об этом, и, тем самым, самовыражаются.
Цель
игры на музыкальных занятиях в разделе «игра на детских музыкальных инструментах» – в игровой занимательной форме способствовать развитию чувства ритма.
Также
– закладывать основы коллективной игры на музыкальных инструментах. Игра всегда вызывает у детей интерес и радостные эмоции, развивает слуховое и зрительное восприятие, быстроту реакции. Развивая чувство ритма через игру у детей, мы помогаем ребёнку избавиться от физических и психологических комплексов. Кроме вышеперечисленных задач игра побуждает детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков, помогает совершать различные открытия, .вызывает желание самим придумывать музыку , побуждает эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях. Огромное внимание следует уделять на музыкальных занятиях речевым играм,так как в настоящее время остро стоит проблема речи у детей дошкольного возраста,зачастую даже дети 5-6 лет имеют плохо выраженную речь. Речевые игры – одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании. Ведь музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Лучшим
помощником в этом случае является методик К.Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал. речевые игры на занятиях со старшими дошкольниками. Дети просто в восторге от Орфовских инструментов,которые,кстати,они изготавливают сами или совместно со своими родителями(шуршунчики,бульбульки,скрипунчики и т.д….) На этих инструментах дошколята с огромным удовольствием изображают явления природы(ветерок,дождик,гром…) Обучение ,таким образом,происходит ,играя. Казалось бы –что такое игра? Обычная игра! Ничего особенного. А на самом деле –игра важнейший вид музыкальной деятельности. Полезны любые игры – дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, игры с пением, хороводные….И музыкальный руководитель, конечно, не должен об этом забывать, и выстраивать музыкальные занятия таким образом, чтобы игра была преобладающим видом деятельности, и тогда, я уверена, можно добиться высоких результатов и решить главную проблему. Желаю всем педагогам удачи, творческих успехов и новых открытий! Литература: [1. «Волшебная дудочка»Бин Дж.Оулдфилд А.М.] [2.«Музыкальные шедевры»О.П.Радыновой] [3. «Музыкальное воспитание младших дошкольников»ДзержинскаяИ.Л.] [4.«Солнечная радуга»О.Н.Трифонова] [5. «Элементарное музицирование»Тютюнникова]