"Игра, как средство решения проблемы замкнутости у детей на музыкальных занятиях"
Автор: Безпалько Елена Васильевна Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "СКАЗКА"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Лабытнанги
Наименование материала: статья
Тема: "Игра, как средство решения проблемы замкнутости у детей на музыкальных занятиях"
ТЕМА
Игра , как средство решения проблемы замкнутости у
детей на музыкальных занятиях.
Безпалько Елена Васильевна, музыкальный руководитель
МАДОУ «СКАЗКА» , ЯНАО, г.Лабытнанги.
Игра – решенье всех проблем
Играть нам никогда не поздно
Играть , конечно , нужно всем
И маленьким , и взрослым!!!
Уважаемые коллеги! Работая музыкальным руководителем, часто сталкиваюсь с очень многими
проблемами в обучении дошкольников музыке. Но основной, на мой взгляд, «бедой» является
замкнутость детей, заниженная самооценка, и, как следствие, невозможность раскрыть в полной
мере музыкальные способности, а , иногда и таланты дошколят.
Опираясь на свой опыт, хочу рассказать о методах, помогающих значительно повысить
результативность в обучении музыке и решить множество сопутствующих проблем.
Итак, музыка в дошкольном образовательном учреждении – это первая ступень, с которой
начинается формирование музыкального вкуса детей и музыкальной культуры. Очень важно именно
на начальном этапе показать детям, что с музыкой наш мир и наша жизнь становится ярче,
интереснее, красивее, добрее. Но не все малыши готовы сразу, с первых занятий довериться педагогу
и воспринять информацию, поэтому музыкальному руководителю необходимо разработать план,
учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка ; процесс музыкального воспитания и
обучения строить с учетом имеющихся условий, настроения детей, опираясь на те элементарные
навыки, которые дети получили (или не получили )в семье.
Ведь именно в детском саду у ребят « стартует» копилка элементарного опыта, позволяющего ему в
дальнейшем правильно воспринимать окружающий мир.
Благодаря этому опыту берет начало формирование у детей способности к сопереживанию,
сочувствию, взаимопомощи и раскрытию творчества.
На мой взгляд, все дети имеют «творческую жилку», но как помочь им развить ее?
Конечно, такой метод, как игра, известен всем, но очень важно играть с пользой.
В первой младшей группе – это обязательно музыкальная игра с привлечением красивых игрушек –
зверюшек, дети с радостью вступают в такие виды музыкальной деятельности, как , музыкально –
ритмические движения, пение, сами того не замечая, легко и непринужденно, играя со зверюшками,
малыши подпевают окончания сначала слов, затем фраз, подражают голосам животных и, тем
самым, познают мир через музыку, начинают творчески развиваться, придумывая имена игрушкам,
изображая повадки животных…
В эти моменты дети естественны, педагог обязательно должен поощрять такие начинания, хвалить,
поднимать самооценку детей.
Начиная со второй младшей группы , рекомендую включать в музыкальные занятия элементы
театральной деятельности, это дает потрясающие результаты.
В средней группе дети уже «артисты» - они способны разыгрывать целые мюзиклы, их возможности
в этом возрасте огромны.
Практика показала, что у детей старшего дошкольного возраста уже хорошо развита музыкальная
память, они овладевают элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах, в
силу бурной фантазии и воображения, они сами выступают в роли «авторов» игр, несложных песен, и
даже «постановщиков танцев».
Так, продолжая играть, дети , раскрепощаются, возрастает творческая активность, они охотно
импровизируют.
В 6 – 7 лет (подготовительный к школе возраст) дети имеют определенные навыки, умения и опыт и
применяют его не только на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, но и в обычной
жизни (они танцуют, поют, разыгрывают сказки, инсценировки самостоятельно, также , без помощи
взрослых распределяют роли, выбирают ведущего и т.д….)
Таким образом, постепенно, играя, дети раскрываются, раскрепощаются, и к подготовительной
группе количество таких детей увеличивается в разы.
Игра помогает детям легко и эффективно усваивать музыкальный материал, вызывает интерес к
музыке, решает многие проблемы в воспитательном процессе.
Дети, которые замкнуты, стесняются проявлять себя в танцах, композициях и даже пении, в игре, как
правило, забывают об этом, и, тем самым, самовыражаются.
Цель игры на музыкальных занятиях в разделе «игра на детских музыкальных инструментах» – в игровой
занимательной форме способствовать развитию чувства ритма.
Также – закладывать основы коллективной игры на музыкальных инструментах.
Игра всегда вызывает у детей интерес и радостные эмоции, развивает слуховое и зрительное восприятие,
быстроту реакции. Развивая чувство ритма через игру у детей, мы помогаем ребёнку избавиться от физических и
психологических комплексов.
Кроме вышеперечисленных задач игра побуждает детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков,
помогает совершать различные открытия, .вызывает желание самим придумывать музыку ,
побуждает эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях.
Огромное внимание следует уделять на музыкальных занятиях речевым играм,так как в настоящее время
остро стоит проблема речи у детей дошкольного возраста,зачастую даже дети 5-6 лет имеют плохо выраженную
речь. Речевые игры – одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании. Ведь музыкальный слух
развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика –
являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях
позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Лучшим
помощником в этом случае является методик К.Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями,
звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов,
прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а
поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному
воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать,
раскрывать свой творческий потенциал. речевые игры на занятиях со старшими дошкольниками.
Дети просто в восторге от Орфовских инструментов,которые,кстати,они изготавливают сами или совместно со
своими родителями(шуршунчики,бульбульки,скрипунчики и т.д….)
На этих инструментах дошколята с огромным удовольствием изображают явления
природы(ветерок,дождик,гром…)
Обучение ,таким образом,происходит ,играя.
Казалось бы –что такое игра? Обычная игра! Ничего особенного. А на самом деле –игра важнейший вид
музыкальной деятельности.
Полезны любые игры – дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, игры с пением,
хороводные….И музыкальный руководитель, конечно, не должен об этом забывать, и выстраивать
музыкальные занятия таким образом, чтобы игра была преобладающим видом деятельности, и
тогда, я уверена, можно добиться высоких результатов и решить главную проблему.
Желаю всем педагогам удачи, творческих успехов и новых открытий!
Литература:
[1. «Волшебная дудочка»Бин Дж.Оулдфилд А.М.]
[2.«Музыкальные шедевры»О.П.Радыновой]
[3. «Музыкальное воспитание младших дошкольников»ДзержинскаяИ.Л.]
[4.«Солнечная радуга»О.Н.Трифонова]
[5. «Элементарное музицирование»Тютюнникова]