"Экономическая культура школьника - путь к успеху "

Автор: Емченова Маргарита Николаевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Пищевой колледж № 33"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Экономическая культура школьника - путь к успеху "
Дата публикации: 06.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья по теме: «Экономическая культура школьника - путь к успеху » Автор: Емченова Маргарита Николаевна – преподаватель экономических дисциплин ГБПОУ «Пищевой колледж №33», г. Москва, Почетный работник СПО РФ. Под формированием экономической культуры понимается выработка ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности. Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, она - одно из необходимых условий становления гражданской позиции личности. В целостном педагогическом процессе решается ряд задач формирования экономической культуры школьников. Важнейшие из них: формирование у учащихся экономического мышления; воспитание качеств характера рачительного хозяина- гражданина: бережливости, практичности, хозяйственности; овладение элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости. Указанные задачи могут быть решены при соответствующей работе по формированию экономических знаний о труде и производстве, умений и навыков организационно-экономической деятельности, предпринимательства, а также при умелой профессиональной ориентации школьников. Экономическая культура формируется в процессе изучения практически всех учебных предметов. Но особенно большие возможности для развития экономической культуры личности заложены в таких предметах, как экономика, история, география, трудовое обучение, химия, биология. В учебных курсах содержится богатый арсенал экономических знаний и возможностей организации экономической деятельности учащихся. Задача здесь состоит в том, чтобы в рамках школьных дисциплин и сложившейся практики политехнического образования, общественно полезного и производительного труда упорядочить, обновить и систематизировать экономические знания и умения, расширить сферу экономической деятельности в меняющихся социально-экономических условиях.
Мир экономики – это особая, внешне невидимая, но хорошо ощущаемая каждым человеком сфера его деятельности. Это богатый и многогранный мир, эхо которого, особенно в последнее время, напоминает о себе в различных формах и проявлениях, заполняя газетные полосы, радио и телевизионный эфир, отражаясь в горячих спорах видных ученых, в дискуссиях, в учебной деятельности, в деловых и творческих встречах. Достаточно только обратиться к таким распространенным терминам, как экономическая реформа, экономическая самостоятельность, экономическое сотрудничество, рынок, инфляция заработной платы, налогообложение, пенсионное обеспечение, чтобы хоть как-то представить себе тот широкий круг сложных, многообразных и постоянно переплетающихся отношений, которые складываются непосредственно между людьми, между людьми и производством, рынком, природой, государством. К этому кругу следует добавить и отношения между различными группами людей, различающихся по профессиональному, классовому, национальному признакам, по социальному положению в обществе. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит место человека, его благополучие в мире экономики, познание которого всегда притягивало человечество. Один из важнейших вопросов, который возникает в жизни каждого человека, – вопрос правильного выбора профессии. Правильный ответ на этот вопрос сегодня, в условиях постоянно меняющейся экономики, чрезвычайно актуален. Все мы видим, насколько радикально изменились экономические условия в России, насколько быстро меняется рынок труда. Это означает, что молодым людям становится все труднее воспользоваться советом и опытом своих родителей, учителей и друзей. Сегодня каждый, кому небезразличен свой жизненный путь и, как следствие, уровень благосостояния и удовлетворенностью жизнью, должен пройти путь выбора профессии самостоятельно. Это не простое, но очень важное дело. Важно, чтобы выбор профессии, учебного заведения и дальнейшей работы были спланированы не только свободно, но и абсолютно осознано. Задача выбора профессии достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в том, что с одной стороны, каждая профессия – это целый сложный мир, на
ознакомление с которым нужны годы и учения и адаптации молодых специалистов к профессиональной общности. При этом с другой стороны, прежде чем выбрать профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать. Ситуация профессионального самоопределения для старших школьников и ситуацией неодолимой для него неопределенности. Дело усугубляется еще и тем, что при всем многообразии и сложности мира профессий большие трудности доставляет так же ориентировка в своем внутреннем мире, в личных качествах, без чего самоопределение как преднамеренный сознательный процесс невозможно. Поскольку мир профессий изменчив (профессии возникаю, дробятся, объединяются, отмирают), он должен быть предметом постоянного изучения, отслеживания. Данную задачу позволит решить профессиональное просвещение школьников в старших классах. Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей. Главная задача российской образовательной политики, определённая «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года», федеральными государственными стандартами нового поколения - это обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, общегосударственного конституционного характера, соответствия актуальным и перспективным потребностям и запросам личности, общества, государства, направленные, прежде всего, на развитие и формирование личности обладающей социальной и нравственной ответственностью, специалиста
свободно владеющего профессиональными навыками, востребованного на рынке труда. В рамках профессионального просвещения по этой проблеме, образовательными учреждениями были выделены специфические задачи профессионального самоопределения: 1.Постоянное формирование общей готовности к будущей трудовой жизни и профессиональному самоопределению. 2.Психолого-педагогическая помощь в профессиональном выборе (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы). 3.Психолого-педагогическая помощь при овладении уже выбранной профессией в профессиональном учебном заведении, на работе. 4.Самосовершенствование при выполняемой трудовой деятельности. 5.Освоение смежных видов профессионального труда. Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических, психофизиологических особенностях тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями конкретного района, города в рабочих руках. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный выбор профессии, на формирование профессиональных мотивов. Экономическое воспитание учащихся обогащает целостный педагогический процесс, придает ему предметно- жизненную, личностно-ориентированную направленность. Зачастую, экономика не является обязательным предметом и вытесняется обществознанием, по которому сдается ЕГЭ. Многие считают, что обществознание обеспечит большой кругозор знаний, но воспринимается гораздо тяжелее, чем экономика в «чистом виде» и не дает точного представления об экономической науке. Поскольку предмет «экономика» является относительно новым для школы, за время своего существования в рамках среднего образовательного звена накопился обширный круг нерешенных вопросов, которые могут стать
постоянными проблемами. Эти вопросы требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере, детального рассмотрения. В рамках нового стандарта для старших классов экономика остается предметом по выбору. В новом ФГОС среднего образования этот предмет отнесен к профильному уровню в перечне предметов по выбору. ФГОС старшей школы предполагает в качестве обязательного предмета изучение основ безопасности жизнедеятельности. Экономика также связана с безопасностью — экономически грамотный человек не может быть удобной мишенью в различных вопросах кредитования, невыгодный кредит может превратиться в большую проблему и стать источником серьезных неприятностей. В старшем школьном возрасте процесс социального развития является наиболее осознанным, формируются навыки и умения. Переход от физической к социальной зрелости сопровождается главным его содержанием — вовлечением во взрослую жизнь. Таким образом, открываются возможности для выбора будущей профессии. Для учеников старших классов характерно осмысление собственного будущего. Наиболее важным фактором при выборе будущего рода деятельности является материальный аспект помимо реализации себя в общественной жизни, стремления самосовершенствования, извлечения личной выгоды. Таким образом, образование в наше время становится приоритетным направлением, содержание образования является одним из важных аспектов экономического и социального общества, оно должно быть ориентировано на самоопределение и самореализацию личности, как в профессиональном, так и личностном плане, на формирование общих и профессиональных компетенций.