"Программа классных часов по успешной социализации детей и подростков из неблагополучных семей"

Автор: Смердова Елизавета Анатольевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал ТюмГУ)
Населённый пункт: г. Ишим, Тюменская область
Наименование материала: программа
Тема: "Программа классных часов по успешной социализации детей и подростков из неблагополучных семей"
Дата публикации: 06.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Программа классных часов по успешной социализации детей и

подростков из неблагополучных семей

Пояснительная записка
На сегодняшний день проблема такой категории как социально- неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности. Мы представляем программу классных часов на тему: «Успешная социализация детей из неблагополучных семей» для детей младшего школьного и подросткового возраста, в которой смогу реализовать потенциальные возможности учащихся. Данная программа классных часов эффективно работает для успешной социализации детей из неблагополучной семьи в школе, в классном коллективе и в обществе. Программа рассчитана для детей с 1 по 11 класс и реализуется непосредственно через образовательную организацию и семью. В программе описаны возможные виды помощи родителям, возникающих во взаимодействии с детьми и подростками: - образовательная, которая заключается в предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании, которая в первую очередь, осуществляется с родителями – путем их консультирования, а во вторую, с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье.
- психологическая, включающая в себя социально-психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекции межличностных отношений. - организационная, включающую в себя организацию семейного досуг. - информационная, которая заключается в обеспечении семьи информацией по вопросам социальной защиты.
Цель программы:
создание успешного информационного и воспитательного пространства для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.
Задачи программы:

1.
Установить партнерские отношения с семьями обучающихся.
2.
Содействовать формированию у детей создания ситуации успеха.
3.
Оказание социально - психологическую помощь детям из неблагополучной семьи. Принципами данной программы являются: сознательности и активности воспитанников; доступности; прочности усвоения знаний; принцип связи теории с практикой. Организационными формами взаимодействия детей, подростков и взрослых являются: тренинг, классные часы, беседы. Методами и приемами организации деятельности детей, подростков и взрослых являются: проблемно-поисковый. Содержательный аспект, которого заключается в создании и постановке проблемных ситуаций, при решении которых в процессе деятельности возникают новые неисчерпаемые вопросы; организация систематической поисковой творческой деятельности, в процессе которой формируется интерес обучающихся к учению и способствует формированию учебно- познавательной мотивации. Программа рассчитана на детей младшего школьного и подросткового возраста с объемом 120 часов проводимых в 2 раза в неделю.
При разработке программы нами был составлен тематический план занятий с детьми из неблагополучных семей.


п/п

Название занятия

Цель
1. Профилактическое занятия «Адаптация» Способствовать адаптации детей и подростков из неблагополучной семьи в социуме. 2. Толерантность и мы: агрессия, как ей противостоять? Предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения детей и подростков; формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих. 3. «Родители и дети» Взаимоотношения и взаимодействие детей и родителей. 4. Тренинг «Ситуация успеха» Содействие создания ситуации успеха у детей. 5. Тренинг «Мы понимает друг друга» Повышения психологического климата в семье. 6. «Эти вредные конфликты» Предложить детям задуматься над препятствиями для активного общения в семье и научить выходить из конфликтных ситуаций.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Формирование определенных интересов, знаний, умений, навыков; - Помощь учащимся в развитии творческих способностей и в поиске разрешений существующих проблем; - Формирование нравственных качеств, чувства эмпатии; - Выявление особенностей взаимоотношений между родителями и детьми; - Реабилитация и социальная адаптация детей из неблагополучных детей. Предлагаем фрагмент разработки классного часа по теме: «Толерантность и мы: агрессия как ей противостоять?» Цель: предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков; формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;
Ход занятия

Участники сидят в полукруге. Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью. Сегодня мы поговорим об агрессии, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения. Что же такое агрессия? Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям. (Видеоролик с ситуациями агрессивного характера). Обсуждение. Психологи выделяют несколько видов агрессивных реакций: - физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; - вербальная – выражение негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и через форму (визг, крик); - косвенная – агрессия ни на кого не направленная; раздражение – готовность, при малейшем возбуждении, к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость); - обида – зависть и ненависть к окружающим за реальные или вымышленные действия; - подозрительность – недоверие или убеждать в том, что другие люди - - планируют и приносят вред; - негативизм – открытое проявление недовольства чем-либо или кем- либо. Давайте порассуждаем о том, как человек проявляет свою агрессивность? Какие причины провоцируют вашу агрессивность? Что значит защитная реакция на страх?
Предлагаю посмотреть сценку «Сказка о страхе», которую подготовили ваши сверстники. (Показ сказки) Что вы поняли из этой сказки? Что понравилось? Как найти выход из создавшейся ситуации? Каковы на ваш взгляд последствия агрессивного поведения? Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы: «Для чего я пришел в этот мир? Что я могу сделать для того, чтобы изменить его в лучшую сторону? Хорошо ли, комфортно ли со мной тем, кто рядом?». Необходимо отметить, что агрессия не всегда имеет цель приносить вред окружающим. Она может проявляться как самозащита. Она бывает, нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний, развивает познание, побуждает к необходимой конкуренции. Но, чаще агрессия – это поведение, причиняющее боль, она приводит к возникновению эмоциональных конфликтов, формируют грубые черты характера. Попробуйте сейчас ответить на вопрос «Готов ли я отказаться от агрессивного поведения уже сейчас?». Ответы мы поместим на «Дерево добра». Если готовы отказаться от агрессивного поведения - прикрепите на крону дерева яблоки, если понимаете, что агрессивное поведение несостоятельно, но еще не совсем готовы от него отказаться – прикрепите цветы (из них обязательно вырастут яблоки), если считаете, что агрессия необходима, и от нее не надо избавляться – прикрепите листья. Мне интересен ваш выбор в любом случае, так как вы свободны в своем мнении (Участники делают выбор и аргументируют его). А пробовал ли кто-нибудь из вас рисовать агрессию? На что она похожа? Как ее можно изобразить? На столах все, что нужно для рисования - попробуйте выплеснуть агрессию на бумагу. Рисование (музыка)
Что чувствовали, когда рисовали? Раскройте свои ощущения. Вы сейчас убедились, что можно выплеснуть свою агрессию, не разряжаясь на окружающих людей. Есть разные способы преодоления агрессии, я вас с ними познакомлю. Когда вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу, как необузданное чудовище, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения, представьте свечу, в пламени которой сгорает все плохое. Прислушайтесь к шуму воды, открыв кран, представьте, как вода смывает всю злость и агрессию, очищая вашу душу. Включите приятную музыку, посмотрите любимые фотографии или насладитесь картинами природы. Упражнения на снятие негатива, агрессивности: дыхание на счет 5 – 5 – 5 (вдох – пауза – выдох) свеча, клубочек с пожеланиями, добрыми словами – скажите что-то хорошее своему соседу, передайте клубочек, держа нить в руке. Натяните нить, закройте глаза, почувствуйте себя единым целым, ощутите тепло надежного дружеского плеча. Каждый из вас важен и ценен в этой жизни! А теперь я вам предлагаю избавиться от агрессии, которую вы выплеснули на бумагу. Вы порвете свой листок и выбросите его в урну, без сожаления попрощавшись со своей агрессией и злостью.
Рефлексия:
Что вы узнали сегодня нового? Чему научились? Что запомнилось, понравилось? Какие можете сделать выводы? На прощание я хочу рассказать вам еще одну притчу. «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает? Старый индеец улыбнулся и ответил: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить! Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии! Тематическое планирование занятий собой совокупность мероприятий, выстроенных в соответствии с решаемыми нами задачами по успешной социализации детей из неблагополучных семей.