"Педагогический такт"

Автор: Хохлова Ольга Викторовна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБОУ СПО "Трубчевский политехнический техникум"
Населённый пункт: город Трубчевск, Брянская область
Наименование материала: сообщение на семинаре "Педагогическое мастерство"
Тема: "Педагогический такт"
Дата публикации: 06.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Семинар преподавателей ФГОУ СПО

«Трубчевский политехнический техникум»

«Педагогическое мастерство»

Доклад на тему: Педагогический такт

Преподаватель: Хохлова О.В.
В нашем УЗ уже сложилась традиция проводить педагогические семинары для преподавателей в течении учебного года. Но то, что я вам
сегодня предложу обсудить, несколько отличается от того материала, с которым я вас знакомила в прошлом году. Речь не будет идти о технологиях обучения, как на прошлом семинаре, и не об организации учебного процесса,как было на одном из педсоветов. То, о чем я сегодня буду говорить, касается каждого из нас, поскольку успешность учебно-воспитательного процесса зависит от педагогического мастерства преподавателя. Общая тема нашего семинара - «Педагогическое мастерство». Но в этом понятии лежат очень многие компоненты: определенный стаж работы, базовое образование, уровень образованности, определенные успехи преподавателя и его студентов, культура речи педагога, умение применять различные технологии обучения, быть интересным собеседником и т.д. Но, поверьте, что после 3-х или 4-х лет обучения в техникуме, получая диплом о среднем профессиональном образовании, наши выпускники или студенты, которые прервали свое обучение, вспоминают самое главное не это, а прежде всего ту психологически-комфортную или некомфортную атмосферу, которая здесь была. И многие педагоги – психологи в основу педагогического мастерства ставят педагогический такт. И именно об этом главном компоненте педагогического мастерства пойдет сегодня речь. Моя задача – изложить вам теоретические аспекты данной тематики, а ваша – по возможности меня дополнить.
План доклада:
1.Понятие и основные составляющие педагогического такта.
2. Признаки и элементы педагогического такта. 3. Стиль общения. 4. Педагогический такт на уроке.
1.Понятие и основные составляющие педагогического такта.
Сложность раскрытия сущности педагогического такта обусловлена специфичностью этого явления по сравнению с общепринятым понятием «такт». В Словаре русского языка С.И. Ожегова такт определяется как чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом. В Педагогическом энциклопедическим словаре под редакций Б.М. Бим- Бада такт педагогический трактуется как принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с учащимися; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе и конфликтных), не унижая достоинства студента и не вызывая у него сопротивления воспитанию, т.е. проявляя уважение достоинства учащегося, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях со студентами, родителями, коллегами по работе. В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Педагогический такт – это:
- «поведение преподавателя, организованное как нравственно- целесообразная мера взаимодействия педагога с учащимися и воздействия на них»; - «форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим»; -«умение устанавливать продуктивный стиль общения»; - «особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов» и т.д. Такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Быть тактичным - нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью. Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства. Педагогический такт отличается от общего понятия «такт» тем, что обозначает не только свойства личности учителя, но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т.е. это воспитывающее, действенное средство влияния на детей. Поэтому, специфика педагогического такта заключается в том, он является мерой профессионального поведения учителя, его действий, поступков; это важное условие построения правильного общения педагога и воспитанников, педагога и коллектива; это мера в выборе и использовании тех или иных методов, форм, средств воздействия и взаимодействия.
В процессе общения преподавателя и учащихся могут складываться два эмоциональных полюса общения. Подлинный воспитательный эффект дает способность преподавателя организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях. Отрицательные эмоциональные состояния могут возникать, но не как конечная цель воздействия, а как возможное ситуативное средство, преодолеваемое для достижения положительного эмоционального эффекта. Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет преподавателю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с подростками. И.В. Страхов утверждает, что успешность учебно-воспитательной работы зависит, прежде всего, от педагогического такта. К.Д.Ушинский писал « Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем – практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический».
2. Признаки и элементы педагогического такта.
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя. Основными элементами педагогического такта являются: - требовательность и уважительность к воспитаннику; - умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; - деловой тон общения; - внимательность, чуткость педагога. Профессиональный такт проявляется: - во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; - в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; - в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся; - в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; - в самокритичной оценке своего труда. Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога . Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой об учащемся, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения преподавателя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если учебная группа не готова к уроку. Во внеурочное работе — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, классном часе, экскурсии. Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником
происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим учащимся. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое. Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, преподаватель особо должен быть тактичным по отношению к каждому студенту. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком студента, а тем более срывать зло и оскорблять его.
3. Стиль общения педагога как выражение педагогического такта
Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок: - индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся — особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога; - совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся. Стиль общения педагога с учащимися — это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит: - от психического склада человека, - его ценностных ориентации, - уровня образования и общей культуры, - влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),
- авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога. Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный . Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися. Авторитарный стиль подразумевает: - взгляд на студента как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению, - стремление утвердить в жизни студенческой группы законы нормативного поведения, - все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках, - отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики, - предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность. Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от преподавателя, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников. Либеральный стиль: - такой преподаватель слабо адаптируется к педагогическому труду, - неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений, - почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,
- ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности. Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения. Демократический стиль: - наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса; - высокая культура педагогического общения (в учащихся ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность); - интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей); - умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников; - отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др. Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу. Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.

4. Педагогический такт на уроке.
Такт преподавателя необходим на всех этапах урока. Особое внимание ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся. Здесь такт выражается в умении выслушать ответ студента: быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникающих у учащегося затруднений. Все студенты любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с участием. При этом важна поддержка во время ответа взглядом, улыбкой, кивком. Важен также момент выставления оценки. Даже отрицательные по форме оценочные суждения тоже должны иметь положительное значение и носить направляющий перспективный характер. Самостоятельная работа требует от преподавателя сочетания контроля с доверием. Тактичному педагогу не надо постоянно следить за студентами, контролируя их каждое движение. Педагогический такт проявляется и в использовании педагогом воспитательных средств. Методы, приемы учителя должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно. Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность - к непослушанию, чрезмерная снисходительность - к грубости. Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, - доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного учащегося, определить его состояние и с учётом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму
воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение. Тактичный преподаватель будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащегося. Тактичный преподаватель никогда не позволит себе "выворачивать наизнанку" душу подростка, чтобы докопаться до мотивов его поступков, отношения к учёбе и жизни. Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля за своими мыслями, действиями. Неумение контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям. Об этом надо помнить, проводя родительские собрания. И.В. Страхов выделяет следующие психологические особенности личности учителя, отличающие
педагогический такт
от нетактичности:  естественность и простота обращения без фамильярности;  доверие без попустительства;  серьёзность тона без натянутости;  ирония и юмор без насмешливости;  требовательность без мелочной придирчивости, грубости;  доброжелательность без заласкивания;  деловой тон без раздражительности;  своевременность воспитательного воздействия без поспешности;  принципиальность и настойчивость без упрямства;  внимательность и чуткость к учащимся без подчёркивания этого;  отдача распоряжений без упрашивания;  обучение без подчёркивания своего превосходства в знаниях и умениях;
 выслушивание без выражения безразличия. Итак, педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя. Он предполагает доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой», как говорил А.С. Макаренко, даже с риском ошибиться. Бестактен учитель, пессимистически оценивающий возможности учеников и постоянно подчеркивающий это. Доверие учителя должно стать стимулом к работе учащихся. Для этого можно прибегнуть и к приему некоторого умышленного преувеличения успехов ученика, чтобы тот ощутил радость от своих усилий, от успехов. Доверие не попустительство, оно действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, если сочетается с контролем, известной долей бдительности учителя по отношению к воспитаннику. Но контроль не должен быть педантичным, не должен угнетать подозрением. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкость поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие учащихся, их родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участникам воспитательного процесса, тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности. Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к подросткам, невыдержанность, грубость, эмоциональная неустойчивость. Таким образом, педагогический такт - это мера педагогически целесообразного воздействия педагога на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайностей в общении с учащимися. Характеризуя работу учителя, К. Д. Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая все дела в шутку, ласковость без приторности,
справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумн ая деятельность». Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он - результат большой работы педагога над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей подростков.