Автор: Хохлова Ольга Викторовна Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБОУ СПО "Трубчевский политехнический техникум"
Населённый пункт: город Трубчевск, Брянская область
Наименование материала: сообщение на семинаре "Педагогическое мастерство"
Тема: "Педагогический такт"
Преподаватель: Хохлова О.В.
В нашем УЗ уже сложилась традиция проводить педагогические
семинары для преподавателей в течении учебного года. Но то, что я вам
сегодня предложу обсудить, несколько отличается от того материала, с
которым я вас знакомила в прошлом году. Речь не будет идти о технологиях
обучения, как на прошлом семинаре, и не об организации учебного
процесса,как было на одном из педсоветов. То, о чем я сегодня буду говорить,
касается каждого из нас, поскольку
успешность учебно-воспитательного
процесса зависит от педагогического мастерства преподавателя.
Общая тема нашего семинара -
«Педагогическое мастерство». Но в
этом понятии лежат очень многие компоненты: определенный стаж работы,
базовое образование, уровень образованности, определенные успехи
преподавателя и его студентов, культура речи педагога, умение применять
различные технологии обучения, быть интересным собеседником и т.д. Но,
поверьте, что после 3-х или 4-х лет обучения в техникуме, получая диплом о
среднем профессиональном образовании, наши выпускники или студенты,
которые прервали свое обучение, вспоминают самое главное не это, а прежде
всего ту психологически-комфортную или некомфортную атмосферу, которая
здесь была. И многие педагоги – психологи
в основу педагогического
мастерства ставят педагогический такт.
И именно об этом главном компоненте педагогического мастерства
пойдет сегодня речь. Моя задача – изложить вам теоретические аспекты
данной тематики, а ваша – по возможности меня дополнить.
План доклада:
1.Понятие и основные составляющие педагогического такта.
2. Признаки и элементы педагогического такта.
3. Стиль общения.
4. Педагогический такт на уроке.
1.Понятие и основные составляющие педагогического такта.
Сложность раскрытия сущности педагогического такта обусловлена
специфичностью этого явления по сравнению с общепринятым понятием
«такт».
В Словаре русского языка С.И. Ожегова такт определяется как чувство
меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом.
В Педагогическом энциклопедическим словаре под редакций Б.М. Бим-
Бада такт педагогический трактуется как принцип меры, который педагог
должен соблюдать в процессе общения с учащимися; определяется
педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными
качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры
воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе и
конфликтных), не унижая достоинства студента и не вызывая у него
сопротивления воспитанию, т.е. проявляя уважение достоинства учащегося,
справедливость, выдержку и самообладание в отношениях со студентами,
родителями, коллегами по работе.
В современной педагогической литературе сегодня существуют
разнообразные трактовки данного понятия.
Педагогический такт – это:
- «поведение преподавателя, организованное как нравственно-
целесообразная мера взаимодействия педагога с учащимися и воздействия на
них»;
- «форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но
во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное
ослабление одного нравственного требования во имя верности другим»;
-«умение устанавливать продуктивный стиль общения»;
- «особая чуткость в разрешении психологически тонких
педагогических вопросов» и т.д.
Такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Это
нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей.
Тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых
ситуациях сохранилось уважение к человеку. Быть тактичным - нравственное
требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с
развивающейся личностью.
Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его
мастерства. Педагогический такт отличается от общего понятия «такт»
тем,
что обозначает не только свойства личности учителя, но и умение выбрать
правильный подход к учащимся, т.е. это воспитывающее, действенное
средство влияния на детей.
Поэтому, специфика педагогического такта заключается в том, он
является мерой профессионального поведения учителя, его действий,
поступков; это важное условие построения правильного общения педагога и
воспитанников, педагога и коллектива; это мера в выборе и использовании
тех или иных методов, форм, средств воздействия и взаимодействия.
В процессе общения преподавателя и учащихся могут складываться два
эмоциональных полюса общения. Подлинный воспитательный эффект дает
способность преподавателя организовать взаимоотношения, базирующиеся
на положительных эмоциях. Отрицательные эмоциональные состояния могут
возникать, но не как конечная цель воздействия, а как возможное ситуативное
средство, преодолеваемое для достижения положительного эмоционального
эффекта.
Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет
преподавателю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать
и поддерживать психологический контакт с подростками.
И.В. Страхов утверждает, что
успешность учебно-воспитательной
работы зависит, прежде всего, от педагогического такта.
К.Д.Ушинский писал «
Так называемый педагогический такт, без
которого воспитатель, как бы ни изучил теорию педагогики, никогда не будет
хорошим воспитателем – практиком, есть, в сущности, не более как такт
психологический».
2. Признаки и элементы педагогического такта.
Главным признаком педагогического такта
является его
принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится
к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на
нравственно-психологических качествах учителя.
Основными элементами педагогического такта являются:
- требовательность и уважительность к воспитаннику;
- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
- деловой тон общения;
- внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
- во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же
время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной
ситуации;
- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи;
своевременно возвращает то, что одалживал; не повторяет слухов,
непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб
окружающим.
Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью
применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не
терпит шаблона и формализма.
Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога
. Главная
отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как
педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым.
Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе
связаны с заботой об учащемся, с внимательным и чутким отношением к
нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения преподавателя
— тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической
деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость,
если учебная группа не готова к уроку. Во внеурочное работе —
непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в
индивидуальной беседе, классном часе, экскурсии.
Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики
заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью,
происходит подмена профессиональной педагогической деятельности
выражением педагогической несостоятельности. Проявления такта
разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником
происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления
повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам
отстающим учащимся. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и
корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.
Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как
наказание и поощрение, преподаватель особо должен быть тактичным по
отношению к каждому студенту. При применении наказания очень важно как
можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к
воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком студента, а тем более
срывать зло и оскорблять его.
3. Стиль общения педагога как выражение педагогического такта
Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического
общения является его
стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:
- индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и
обучающихся — особенности коммуникативных возможностей учителя,
достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников,
творческая индивидуальность педагога;
- совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на
учащихся.
Стиль общения педагога с учащимися — это категория социальная и
нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:
- от психического склада человека,
- его ценностных ориентации,
- уровня образования и общей культуры,
- влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),
- авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее
воздействие на процесс становления педагога.
Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения:
авторитарный, демократический, либеральный
. Попытаемся кратко
воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его
общения с учащимися.
Авторитарный стиль
подразумевает:
- взгляд на студента как на объект педагогического воздействия, а не как на
равноправного партнера по общению,
- стремление утвердить в жизни студенческой группы законы нормативного
поведения,
- все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в
своих руках,
- отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,
- предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор,
угроза, благодарность.
Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт;
тратят свои силы на психологическую защиту от преподавателя, а не на
учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение,
отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся,
который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не
могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют
веру в справедливость своих наставников.
Либеральный стиль:
- такой преподаватель слабо адаптируется к педагогическому труду,
- неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых
решений,
- почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного
процесса,
- ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.
Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно
настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом
коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.
Демократический стиль:
- наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного
процесса;
- высокая культура педагогического общения (в учащихся ценит
нравственную направленность: ответственность, честность,
добросовестность, доброжелательность);
- интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей);
- умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации
воспитанников;
- отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение,
авансирование личности, успокаивающее замечание и др.
Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности;
формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается
благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно
относятся друг к другу.
Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает
индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых»
стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может
менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот
стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической
деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика
педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.
4. Педагогический такт на уроке.
Такт преподавателя необходим на всех этапах урока. Особое внимание
ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний
учащихся. Здесь такт выражается в умении выслушать ответ студента: быть
заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять
выдержку при возникающих у учащегося затруднений. Все студенты любят
отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с участием. При
этом важна поддержка во время ответа взглядом, улыбкой, кивком.
Важен также момент выставления оценки. Даже отрицательные по
форме оценочные суждения тоже должны иметь положительное значение и
носить направляющий перспективный характер.
Самостоятельная работа требует от преподавателя сочетания контроля с
доверием. Тактичному педагогу не надо постоянно следить за студентами,
контролируя их каждое движение.
Педагогический такт проявляется и в использовании педагогом
воспитательных средств. Методы, приемы учителя должны применяться
оптимально, ненавязчиво, деликатно. Чрезмерность может привести к
обратной реакции: чрезмерная требовательность - к непослушанию,
чрезмерная снисходительность - к грубости.
Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в
обиходе душевными, - доброжелательности, чуткости, отзывчивости,
искренности. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно
разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или
иного учащегося, определить его состояние и с учётом этого найти
единственно правильное решение, подобрать подходящую форму
воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не
поставить учащегося в неловкое положение.
Тактичный преподаватель будет терпеливо относиться к ученику, если
его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать
на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащегося.
Тактичный преподаватель никогда не позволит себе "выворачивать
наизнанку" душу подростка, чтобы докопаться до мотивов его поступков,
отношения к учёбе и жизни.
Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля за
своими мыслями, действиями. Неумение контролировать свои поступки и
слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести
к нежелательным последствиям. Об этом надо помнить, проводя
родительские собрания.
И.В. Страхов выделяет следующие психологические особенности
личности учителя, отличающие педагогический такт от нетактичности:
естественность и простота обращения без фамильярности;
доверие без попустительства;
серьёзность тона без натянутости;
ирония и юмор без насмешливости;
требовательность без мелочной придирчивости, грубости;
доброжелательность без заласкивания;
деловой тон без раздражительности;
своевременность воспитательного воздействия без поспешности;
принципиальность и настойчивость без упрямства;
внимательность и чуткость к учащимся без подчёркивания этого;
отдача распоряжений без упрашивания;
обучение без подчёркивания своего превосходства в знаниях и
умениях;
выслушивание без выражения безразличия.
Итак, педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения
учителя. Он предполагает доверие к ученику, подход к нему с
«оптимистической гипотезой», как говорил А.С. Макаренко, даже с риском
ошибиться. Бестактен учитель, пессимистически оценивающий возможности
учеников и постоянно подчеркивающий это. Доверие учителя должно стать
стимулом к работе учащихся. Для этого можно прибегнуть и к приему
некоторого умышленного преувеличения успехов ученика, чтобы тот ощутил
радость от своих усилий, от успехов. Доверие не попустительство, оно
действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами,
если сочетается с контролем, известной долей бдительности учителя по
отношению к воспитаннику. Но контроль не должен быть педантичным, не
должен угнетать подозрением.
Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности,
доверия и контроля, шутки и строгости, гибкость поведения и
воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у
педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное
достоинство, не ущемляет самолюбие учащихся, их родителей, коллег по
работе. Не снижая требовательности к участникам воспитательного процесса,
тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность,
теплоту, веру в их силы и возможности. Признаками педагогической
бестактности являются формальное отношение к подросткам,
невыдержанность, грубость, эмоциональная неустойчивость.
Таким
образом, педагогический такт - это мера педагогически
целесообразного воздействия педагога на учащихся, умение устанавливать
продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайностей
в общении с учащимися. Характеризуя работу учителя, К. Д. Ушинский
писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не
превращающая все дела в шутку, ласковость без приторности,
справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без
педантизма и, главное, постоянная разумн
ая
деятельность».
Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с
мастерством. Он - результат большой работы педагога над собой по
приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми.
Прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных
особенностей подростков.