"Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"
Автор: Долина Наталья Константиновна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чулпанская СОШ"
Населённый пункт: Астраханская область, Икрянинский район, село Чулпан
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"
«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной
деятельности младших школьников на уроках математики»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра -
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности».-В.А.Сухомлинский.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных
проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого
подхода к делу – это требование самой жизни, определяющее во многом то
направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный
процесс.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.
Одним из них является занимательность. К.Д. Ушинский подчёркивал, как
важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. . С этой целью я
использую в своей практике различный, занимательный материал. Он не
только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность,
инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.
. Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное вызывает у
детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им
усвоить любой учебный материал.
От того насколько осознано, творчески, с желанием будут учиться дети в
начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления,
умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Одни из наиболее эффективных средств развития интереса к учебному
предмету, используемые на уроке математики – это дидактическая игра,
логические задания, задачи повышенной трудности, логические задачи,
самостоятельная работа.
В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам,
формируется его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е.
развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения
в школе.
Дидактическая игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она -
способ обучения.
Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить
переход к учебной задаче, сделать его постепенным.Интерес к учебной
деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую
ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему
побуждению. Цель игры – помочь серьезный, напряженный труд сделать
занимательным, и интересным для учащихся.
В современной игре ребенок сравнивает себя с другими, начинает видеть себя
со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с
действиями других детей. Здесь его активность, инициатива невольно
сталкиваются с организованностью и дисциплиной.
Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная
для педагога.
Основные условия проведения дидактической игры:
1. наличие у педагога определённых знаний и умений относительно
дидактических игр;
2. выразительность проведения игры;
3. необходимость включения педагога в игру.
Он является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей
направляя игру в нужное русло. Необходимо оптимально сочетать
занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно
помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их
превращает
-форма их проведения эмоциональность, лёгкость, непринуждённость;
-средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей
к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к
выполнению дидактических задач;
-между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения,
взаимопонимания, доверия и сопереживания;
-используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и
ёмкой.
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе.
Отсюда - стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.
У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается
дисциплина, воля, характер.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв
к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».
Разновидностью математических игр, задач являются логические игры,
задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при
выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую
фигуру», «Чем отличаются».
«Вычислительная машина» предполагает логику действий. (только одно
свойство).
Цель: Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение
быстро выбирать нужную фигуру, описывать её.
Задания повышенной трудности .
Задания повышенной трудности способствуют развитию внимания, памяти
и мышления. Эти задания помогают внести в учебный процесс элемент
занимательности, игры и вызвать у детей интерес к предмету
Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном
процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие
познавательного интереса к предмету способствует повышению активности
учеников, повышению успеваемости, самостоятельности.
В условной обстановке, которая создается воображением, действия
играющих весьма реальны, так же как и их чувства, а переживания
подлинны, искренни. Наблюдения за играющими детьми дают педагогу
богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти
правильный подход к каждому.
Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они
включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по
принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь
серьезный, напряженный труд сделать занимательным, и интересным для
учащихся.
В современной игре ребенок сравнивает себя с другими, начинает видеть себя
со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с
действиями других детей. Здесь его активность, инициатива невольно
сталкиваются с организованностью и дисциплиной.
На уроках, где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это
залог продуктивной работы. Игра позволяет ворваться на урок юмору,
фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и
справедливыми. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются
творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть
полноценного развития личности.
Проведя и проанализировав исследования, я пришла к мнению, что
дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в
учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность
детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в
доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование
игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на
данном конкретном уроке.
В ходе проделанной мною работы, я сделала вывод, что дидактическая игра
может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на
этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как
образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной
деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных
интересов учащихся.
В последние десятилетия медленно, но достаточно настойчиво в школьную
практику начали внедряться компьютерные игры.
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного
обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и
графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить
дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы,
оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а
главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные
презентации, отражают один из главных принципов создания современного
урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря
мультимедийным пособиям, у детей появляется высокая активность на
уроках.