"Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Автор: Долина Наталья Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чулпанская СОШ"
Населённый пункт: Астраханская область, Икрянинский район, село Чулпан
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"
Дата публикации: 06.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».-В.А.Сухомлинский. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни, определяющее во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. . С этой целью я использую в своей практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. . Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал. От того насколько осознано, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Одни из наиболее эффективных средств развития интереса к учебному предмету, используемые на уроке математики – это
дидактическая игра,

логические задания, задачи повышенной трудности, логические задачи,

самостоятельная работа.
В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируется его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Дидактическая игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным.Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным, и интересным для учащихся. В современной игре ребенок сравнивает себя с другими, начинает видеть себя со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с действиями других детей. Здесь его активность, инициатива невольно сталкиваются с организованностью и дисциплиной. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога. Основные условия проведения дидактической игры: 1. наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр; 2. выразительность проведения игры; 3. необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает -форма их проведения эмоциональность, лёгкость, непринуждённость; -средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач; -между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания; -используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда - стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу». Разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются». «Вычислительная машина» предполагает логику действий. (только одно свойство). Цель: Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывать её.
Задания повышенной трудности
. Задания повышенной трудности способствуют развитию внимания, памяти и мышления. Эти задания помогают внести в учебный процесс элемент занимательности, игры и вызвать у детей интерес к предмету Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности. В условной обстановке, которая создается воображением, действия играющих весьма реальны, так же как и их чувства, а переживания подлинны, искренни. Наблюдения за играющими детьми дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому. Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным, и интересным для учащихся.
В современной игре ребенок сравнивает себя с другими, начинает видеть себя со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с действиями других детей. Здесь его активность, инициатива невольно сталкиваются с организованностью и дисциплиной. На уроках, где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития личности. Проведя и проанализировав исследования, я пришла к мнению, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке. В ходе проделанной мною работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. В последние десятилетия медленно, но достаточно настойчиво в школьную практику начали внедряться компьютерные игры. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря мультимедийным пособиям, у детей появляется высокая активность на уроках.