Автор: Выхованчук Ольга Александровна
Должность: преподаватель пм04 "выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными"
Учебное заведение: филиал ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж" в городе Зея
Населённый пункт: город Зея, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование общих компетенций у студентов медицинского колледжа
Преподаватель филиала ГАУ АО ПОО
«Амурский медицинский колледж»в городе Зея
Выхованчук Ольга Александровна
Формирование общих компетенций
у студентов медицинского колледжа
Развитие общих компетенций является совокупностью социально-
личностных
качеств
выпускника,
обеспечивающих
осуществление
профессиональной
деятельности
на
определенном
квалификационном
уровне.
Особенностью общих компетенций, важной при отборе способов их
развития, является то, что результат проявляется только в процессе
предстоящей профессиональной деятельности, поэтому приобретение ОК
зависит от активности обучающихся, непосредственного участия в их
совершенствовании.
На эффективность формирования общих компетенций существенное
влияние оказывает личность преподавателя, его индивидуальный стиль,
педагогический опыт, умение строить отношения с обучающимися. Общие
компетенции
развиваются
только
в
деятельности
с
использованием
необходимых
средств
обучения
и
в
определенных
условиях,
когда
преподаватель выступает как организатор процесса обучения, партнер по
общению, консультант, воспитатель.
Одной из общих компетенций является понимание сущности и
социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней
устойчивого интереса.
При изучении темы «История развития сестринского дела» обязательно
рассказываю о профессии среднего медицинского работника, об
обязанностях медицинской сестры, о династиях медицинских работников,
показываю фильмы о профессии медицинской сестры, о сестрах милосердия.
Студенты готовят дома сообщения и выступают в группе с дополнительной
информацией о сестрах милосердия, об их заслугах в медицине. А так же
студенты самостоятельно готовят презентации по данному вопросу.
Студенты должны уметь осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Это
так же является одной из общих компетенций.
Для формирования этой компетенции студенты получают домашнее
задание, например, подготовить сообщения, буклеты, памятки по таким
темам, как профилактика пролежней, проведение утреннего туалета
тяжелобольному, смене постельного и нательного белья, подготовка к
лабораторным и инструментальным исследованиям, рекомендации по
рациональному питанию и др.
Большое значение имеет овладение студентами и использование еще
одной общей компетенцией – это информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности.
В настоящее время в здравоохранении активно внедряются
компьютерные технологии: постовая медицинская сестра работает на
компьютере, большинство медицинской аппаратуры идет с программным
обеспечением. Студенты должны владеть необходимыми знаниями и
технологиями, чтобы использовать их в дальнейшем в практической
деятельности. Во время проведения занятий я использую в виде презентаций
задания для закрепления или контроля знаний, что позволяет быстро и
достаточно эффективно организовать само- или взаимопроверки. А так же
студенты после изучения темы получают задания для самостоятельной
работы по изготовлению презентаций «Вопрос – Ответ». Я считаю, что эта
работа позволяет студентам лучше запомнить и повторить изученный
материал.
Студенты заранее готовят беседы по определенной теме, с которыми
потом выступают перед пациентами в отделениях стационара, во время
прохождения практики по профилю специальности.
После окончания второго курса студенты пишут курсовую работу и
защищают ее после завершения практики в стационаре. Написание курсовой
активизирует
самостоятельное
мышление,
творческие
способности,
формирует умения по работе с текстом, анализу информации, обобщению и
выводам, развивают навыки работы с компьютером.
Для активизации учебного процесса и развития общей компетенции
«Работа в команде и в коллективе», во время практических занятий я широко
использую
игровые
методы
обучения,
имеющие
преимущественно
профессионально направленную функцию, в которой обучающийся может
выступить и в роли пациента, и в роли медицинского работника. В сюжетно-
ролевых играх разыгрываются события и ситуации, возникающие в процессе
профессиональной
деятельности
и
способствующие
формированию
профессионально значимых качеств и компетенций у будущих медицинских
работников. Например, при изучении темы «Прием пациента в стационар»
команда студентов разыгрывает сцену. Для этого назначаются роли:
пациента, имеющего педикулез, медицинской сестры приемного отделения,
медицинской сестры палатной, младшей медицинской сестры. Перед каждым
участником игры ставится определенная задача – имитация различных
вариантов развития событий.
Задания игрового характера поддерживают интерес обучающихся к
изучаемой дисциплине, активизируют студентов, снимают утомляемость,
выполняют развивающую функцию.
Широко использую на занятиях следующие задания: тесты на
подстановку, тесты на выбор правильного ответа из четырех предложенных,
тесты на соотношения, слепые графы, кроссворды, ситуационные задачи и
т.д. Все эти задания способствуют развитию познавательной активности
студентов, расширяют кругозор, способствуют развитию внимания и умения
делать обобщения и выводы.
Еще одна общая компетенция – это умение студентов ориентироваться
в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
Я работаю в тесном сотрудничестве с главной медсестрой больницы,
старшими медсестрами подразделений. Если появляется что-то новое
(приказы, инструкции, СанПины, аппаратура) обязательно довожу эту
информацию до студентов.
Во время учебы и прохождения практики по профилю специальности,
преддипломной, студенты должны
соблюдать правила охраны труда,
пожарной безопасности и техники безопасности. Это так же является одной
из общих компетенций.
На первом практическом занятии в кабинете доклинической практики
провожу инструктаж для студентов по этим вопросам.
Во время практики в стационаре организовываю инструктаж, который
проводит инженер по ТБ, а в отделении – старшая медицинская сестра.
Развитие общих компетенций во многом осуществляется во время
производственной
практики
(по
профилю
специальности
или
преддипломной), т.к. студент оказывается не в модельной, а в реальной
ситуации, которая создает условия для использования в своей деятельности
различных
общих
компетенций,
ситуативно
выбирать
освоенные
универсальные
способы
профессиональной
деятельности.
Во
время
производственной практики студент:
- получает опыт завершенной деятельности в рамках участия в
трудовых отношениях в реальной ситуации;
получает опыт завершенного действия по выполнению конкретных
профессиональных функций;
выстраивает собственные ресурсы (знания, умения, навыки, освоенные
способы деятельности) в соответствии с поставленными задачами, которые
имеют производственный характер.
Таким образом, развитие общих компетенций – это системный процесс,
который не может быть обеспечен отдельным мероприятием, а только при
выполнении совокупности условий в процессе образовательной деятельности
по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу, в процессе
осуществления
самостоятельной
внеаудиторной
работы
и
системной
воспитательной деятельности, то есть образовательной средой в целом.