"Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС"
Автор: Арефьева Марина ЕвгеньевнаДолжность: воспитатель дошкольных групп
Учебное заведение: МБОУ "Ниновская ООШ" дошкольные группы
Населённый пункт: Астраханская область, Икрянинский район, село Фёдоровка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС"
Вернуться назад
Перейти в раздел
Текстовая часть публикации
Интеграция образовательных областей в условиях
реализации ФГОС.
Обновление образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО:
"Интеграция - один из путей достижения качества дошкольного
образования"
Организация образовательного процесса в детском саду опирается на
умения воспитателя осуществлять последовательно все режимные
моменты и встраивать в них содержание программы с учетом возраста,
индивидуальных особенностей детей группы. Содержание дошкольного
образования сформулировано в программах по образовательным
областям: социально-коммуникативное, физическое, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое развитие. Учитывая особенности
организации работы с дошкольниками, воспитатель должен уметь
интегрировать содержание образовательных областей в целостный
педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности.
Интеграция понимается как глубокая форма взаимосвязи, взаимо-
проникновения разного содержания, охватывающая все виды
деятельности.
Интеграция - это подчинение единой цели воспитания и обучения
однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках
образовательной системы на определенной ступени обучения.
Цель интеграции - способствовать всестороннему развитию ребенка,
который познает объект с разных сторон.
Разрабатывая проблему интеграции педагогического процесса, надо
учитывать, что работа с детьми осуществляется через интегративные блоки
(циклы), объединенные определенной темой (содержанием).
Интеграция легко организуется при комплексно-тематическом
планировании (тематический день, тематическая неделя и т.д.).
Идея интеграции подразумевает, что:
• для развития ребенка необходимо организовывать разнообразные
виды детской деятельности;
• в этой деятельности должны развиваться все виды восприятия
(зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое,
обонятельное).
Только это может обеспечить полноту и глубину впечатлений и
складывающихся на этой основе у дошкольника представлений, образов.
Жизнь ДОО не может быть однообразной. Ребенку дошкольного возраста
должно быть интересно в детском саду. Другими словами, воспитатель
должна наполнить день разнообразным содержанием и разнообразными
видами детской деятельности. Если определяется тема дня, (например
«День космонавтики»), то следует продумать, о чем воспитатель расскажет
детям, какие иллюстрации им покажет, что прочитает; какие игры (по
данной тематике) организует, что предложит рисовать, лепить,
моделировать и т.д.
Это и есть комплексно-тематический образовательный процесс, где
естественным образом интегрируется содержание образовательных
областей, которое проживается ребенком в разнообразных видах детской
деятельности.
При интегрировании разного содержания в образовательной работе с
детьми необходимо учитывать особенности мышления дошкольников,
которое в разные возрастные периоды является наглядно-образным и
наглядно-действенным.
Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными
средствами (по Т.С. Комаровой) :
• в литературе средство выразительности - слово (образные
определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора);
• в театрализованной деятельности выразительные средства
драматизации - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
• в изобразительной деятельности - рисунок (форма, величина, цвет,
композиция, ритм), лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение
предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет,
композиция, ритм и др.);
• в музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства
создается специфическими для того или иного искусства средствами.
В основе образа лежит чувственное познание действительности,
включающее разные виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное,
вкусовое, кинестетическое, обонятельное) . Все эти виды восприятия
необходимо активизировать, задействовать для развития познавательной
сферы ребенка.
Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Так
складывается интеграция содержания изобразительного и речевого
развития, изобразительного и музыкального, где связующим элементом
выступает образ (художественный и речевой).
Математическое содержание интегрируется с информационным,
конструктивным, что обеспечивает развитие математического мышления
детей — сравнения, анализа, рассуждений, обобщений, умозаключений,
понимания отношений между различными объектами, свойствами,
множествами .
Интеграция экологического образования с социокультурным позволяет
решать задачи развития у детей основ безопасности, ненасилия к
животному миру, формировать экологически культурное мышление и
поведение.
Интеграция обеспечивает комплексное познание окружающего мира,
формирует у ребенка целостное представление о процессах, позволяет ему
осваивать базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек
зрения, в различных образовательных сферах и показывает способы
перевода содержания с одного языка на другой .
Содержание реализуется через организацию различных видов детской
деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и
методов работы, выбор которых осуществляется педагогами
самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения
программы и решения конкретных образовательных задач.
Воспитатель должен знать, в каких формах может быть организован тот
или иной вид детской деятельности (игровая, двигательная, продуктивная,
коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая,
музыкально-художественная и восприятие детской художественной
литературы и фольклора).
Если воспитатель использует разнообразные формы организации детской
деятельности, то это делает образовательный процесс интересным и
запоминающимся для детей.
Для примера назовем некоторые формы организации такого вида детской
деятельности, как восприятие художественной литературы и фольклора:
• чтение и обсуждение прочитанного;
• заучивание, пересказ;
• беседа:
• организация театрализованной деятельности и самостоятельной
художественной речевой деятельности;
• организация викторины, КВН, Вечера вопросов и ответов;
• презентация книжки;
• проведение выставки в книжном уголке;
• организация литературных праздников, досугов.
Примеры форм организации познавательно-исследовательской
деятельности с детьми:
• наблюдение, экскурсия;
• решение проблемных ситуаций;
• экспериментирование, исследование;
• коллекционирование;
• моделирование;
• реализация проекта;
«интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы,
кроссворды, шарады);
• конструирование.
Понятно, что все вышеперечисленные формы организации разнообразных
видов детской деятельности должны учитывать возраст детей и готовность
педагога к такому взаимодействию.