"Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС" 
Автор:  Арефьева Марина ЕвгеньевнаДолжность:  воспитатель дошкольных групп"Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС" 
 
Вернуться назад 
     
Перейти в раздел 
Текстовая часть публикации 
Интеграция образовательных областей в условиях 
реализации ФГОС.
Обновление образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО:  "Интеграция - один из путей достижения качества дошкольного  образования" Организация образовательного процесса в детском саду опирается на  умения воспитателя осуществлять последовательно все режимные  моменты и встраивать в них содержание программы с учетом возраста,  индивидуальных особенностей детей группы. Содержание дошкольного  образования сформулировано в программах по образовательным  областям: социально-коммуникативное, физическое, познавательное,  речевое, художественно-эстетическое развитие. Учитывая особенности  организации работы с дошкольниками, воспитатель должен уметь  интегрировать содержание образовательных областей в целостный  педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности.   Интеграция понимается как глубокая форма взаимосвязи, взаимо- проникновения разного содержания, охватывающая все виды  деятельности. Интеграция - это подчинение единой цели воспитания и обучения  однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках  образовательной системы на определенной ступени обучения. Цель интеграции - способствовать всестороннему развитию ребенка,  который познает объект с разных сторон. Разрабатывая проблему интеграции педагогического процесса, надо  учитывать, что работа с детьми осуществляется через интегративные блоки (циклы), объединенные определенной темой (содержанием). Интеграция легко организуется при комплексно-тематическом  планировании (тематический день, тематическая неделя и т.д.). Идея интеграции подразумевает, что: •    для развития ребенка необходимо организовывать разнообразные  виды детской деятельности; •    в этой деятельности должны развиваться все виды восприятия  (зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое,  обонятельное). Только это может обеспечить полноту и глубину впечатлений и  складывающихся на этой основе у дошкольника представлений, образов. Жизнь ДОО не может быть однообразной. Ребенку дошкольного возраста  должно быть интересно в детском саду. Другими словами, воспитатель  должна наполнить день разнообразным содержанием и разнообразными  видами детской деятельности. Если определяется тема дня, (например  «День космонавтики»), то следует продумать, о чем воспитатель расскажет детям, какие иллюстрации им покажет, что прочитает; какие игры (по  данной тематике) организует, что предложит рисовать, лепить,  моделировать и т.д. Это и есть комплексно-тематический образовательный процесс, где  естественным образом интегрируется содержание образовательных  областей, которое проживается ребенком в разнообразных видах детской  деятельности. При интегрировании разного содержания в образовательной работе с  детьми необходимо учитывать особенности мышления дошкольников,  которое в разные возрастные периоды является наглядно-образным и  наглядно-действенным. Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными  средствами (по Т.С. Комаровой) : •    в литературе средство выразительности - слово (образные  определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора); •    в театрализованной деятельности выразительные средства  драматизации - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы; •    в изобразительной деятельности - рисунок (форма, величина, цвет,  композиция, ритм), лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение  предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет,  композиция, ритм и др.); •    в музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др. Образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства  создается специфическими для того или иного искусства средствами. В основе образа лежит чувственное познание действительности,  включающее разные виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное,  вкусовое, кинестетическое, обонятельное) . Все эти виды восприятия  необходимо активизировать, задействовать для развития познавательной  сферы ребенка. Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Так  складывается интеграция содержания изобразительного и речевого  развития, изобразительного и музыкального, где связующим элементом  выступает образ (художественный и речевой). Математическое содержание интегрируется с информационным,  конструктивным, что обеспечивает развитие математического мышления  детей — сравнения, анализа, рассуждений, обобщений, умозаключений,  понимания отношений между различными объектами, свойствами,  множествами . Интеграция экологического образования с социокультурным позволяет  решать задачи развития у детей основ безопасности, ненасилия к  животному миру, формировать экологически культурное мышление и  поведение. Интеграция обеспечивает комплексное познание окружающего мира,  формирует у ребенка целостное представление о процессах, позволяет ему осваивать базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек  зрения, в различных образовательных сферах и показывает способы  перевода содержания с одного языка на другой . Содержание реализуется через организацию различных видов детской  деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами  самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения  программы и решения конкретных образовательных задач. Воспитатель должен знать, в каких формах может быть организован тот  или иной вид детской деятельности (игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая,  музыкально-художественная и восприятие детской художественной  литературы и фольклора). Если воспитатель использует разнообразные формы организации детской  деятельности, то это делает образовательный процесс интересным и  запоминающимся для детей. Для примера назовем некоторые формы организации такого вида детской деятельности, как восприятие художественной литературы и фольклора: •    чтение и обсуждение прочитанного; •    заучивание, пересказ; •    беседа: •    организация театрализованной деятельности и самостоятельной  художественной речевой деятельности; •    организация викторины, КВН, Вечера вопросов и ответов; •    презентация книжки; •    проведение выставки в книжном уголке; •    организация литературных праздников, досугов. Примеры форм организации познавательно-исследовательской  деятельности с детьми: •    наблюдение, экскурсия; •    решение проблемных ситуаций; •    экспериментирование, исследование; •    коллекционирование; •    моделирование; •    реализация проекта; «интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады); •    конструирование. Понятно, что все вышеперечисленные формы организации разнообразных видов детской деятельности должны учитывать возраст детей и готовность педагога к такому взаимодействию.