Напоминание

"Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС"

Автор: Арефьева Марина Евгеньевна
Должность: воспитатель дошкольных групп
Учебное заведение: МБОУ "Ниновская ООШ" дошкольные группы
Населённый пункт: Астраханская область, Икрянинский район, село Фёдоровка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС.
Обновление образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО:

"Интеграция - один из путей достижения качества дошкольного

образования"

Организация образовательного процесса в детском саду опирается на

умения воспитателя осуществлять последовательно все режимные

моменты и встраивать в них содержание программы с учетом возраста,

индивидуальных особенностей детей группы. Содержание дошкольного

образования сформулировано в программах по образовательным

областям: социально-коммуникативное, физическое, познавательное,

речевое, художественно-эстетическое развитие. Учитывая особенности

организации работы с дошкольниками, воспитатель должен уметь

интегрировать содержание образовательных областей в целостный

педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности.

Интеграция понимается как глубокая форма взаимосвязи, взаимо-

проникновения разного содержания, охватывающая все виды

деятельности.

Интеграция - это подчинение единой цели воспитания и обучения

однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках

образовательной системы на определенной ступени обучения.

Цель интеграции - способствовать всестороннему развитию ребенка,

который познает объект с разных сторон.

Разрабатывая проблему интеграции педагогического процесса, надо

учитывать, что работа с детьми осуществляется через интегративные блоки

(циклы), объединенные определенной темой (содержанием).

Интеграция легко организуется при комплексно-тематическом

планировании (тематический день, тематическая неделя и т.д.).

Идея интеграции подразумевает, что:

• для развития ребенка необходимо организовывать разнообразные

виды детской деятельности;

• в этой деятельности должны развиваться все виды восприятия

(зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое,

обонятельное).

Только это может обеспечить полноту и глубину впечатлений и

складывающихся на этой основе у дошкольника представлений, образов.

Жизнь ДОО не может быть однообразной. Ребенку дошкольного возраста

должно быть интересно в детском саду. Другими словами, воспитатель

должна наполнить день разнообразным содержанием и разнообразными

видами детской деятельности. Если определяется тема дня, (например

«День космонавтики»), то следует продумать, о чем воспитатель расскажет


детям, какие иллюстрации им покажет, что прочитает; какие игры (по

данной тематике) организует, что предложит рисовать, лепить,

моделировать и т.д.

Это и есть комплексно-тематический образовательный процесс, где

естественным образом интегрируется содержание образовательных

областей, которое проживается ребенком в разнообразных видах детской

деятельности.

При интегрировании разного содержания в образовательной работе с

детьми необходимо учитывать особенности мышления дошкольников,

которое в разные возрастные периоды является наглядно-образным и

наглядно-действенным.

Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными

средствами (по Т.С. Комаровой) :

• в литературе средство выразительности - слово (образные

определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора);

• в театрализованной деятельности выразительные средства

драматизации - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

• в изобразительной деятельности - рисунок (форма, величина, цвет,

композиция, ритм), лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение

предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет,

композиция, ритм и др.);

• в музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства

создается специфическими для того или иного искусства средствами.

В основе образа лежит чувственное познание действительности,

включающее разные виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное,

вкусовое, кинестетическое, обонятельное) . Все эти виды восприятия

необходимо активизировать, задействовать для развития познавательной

сферы ребенка.

Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Так

складывается интеграция содержания изобразительного и речевого

развития, изобразительного и музыкального, где связующим элементом

выступает образ (художественный и речевой).

Математическое содержание интегрируется с информационным,

конструктивным, что обеспечивает развитие математического мышления

детей — сравнения, анализа, рассуждений, обобщений, умозаключений,

понимания отношений между различными объектами, свойствами,

множествами .

Интеграция экологического образования с социокультурным позволяет

решать задачи развития у детей основ безопасности, ненасилия к

животному миру, формировать экологически культурное мышление и

поведение.


Интеграция обеспечивает комплексное познание окружающего мира,

формирует у ребенка целостное представление о процессах, позволяет ему

осваивать базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек

зрения, в различных образовательных сферах и показывает способы

перевода содержания с одного языка на другой .

Содержание реализуется через организацию различных видов детской

деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и

методов работы, выбор которых осуществляется педагогами

самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения

программы и решения конкретных образовательных задач.

Воспитатель должен знать, в каких формах может быть организован тот

или иной вид детской деятельности (игровая, двигательная, продуктивная,

коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая,

музыкально-художественная и восприятие детской художественной

литературы и фольклора).

Если воспитатель использует разнообразные формы организации детской

деятельности, то это делает образовательный процесс интересным и

запоминающимся для детей.

Для примера назовем некоторые формы организации такого вида детской

деятельности, как восприятие художественной литературы и фольклора:

• чтение и обсуждение прочитанного;

• заучивание, пересказ;

• беседа:

• организация театрализованной деятельности и самостоятельной

художественной речевой деятельности;

• организация викторины, КВН, Вечера вопросов и ответов;

• презентация книжки;

• проведение выставки в книжном уголке;

• организация литературных праздников, досугов.

Примеры форм организации познавательно-исследовательской

деятельности с детьми:

• наблюдение, экскурсия;

• решение проблемных ситуаций;

• экспериментирование, исследование;

• коллекционирование;

• моделирование;

• реализация проекта;

«интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы,

кроссворды, шарады);

• конструирование.

Понятно, что все вышеперечисленные формы организации разнообразных

видов детской деятельности должны учитывать возраст детей и готовность


педагога к такому взаимодействию.