Автор: Мухтасимова Галия Рамилевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "БГПУ им. М. Акмуллы"
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Наставничество как один из инструментов адаптации"
Мухтасимова Г.Р., магистрант
РФ, г. Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
«Наставничество как один из инструментов адаптации»
Никакие знания не передаются иначе как от человека к человеку, за
каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник. Люди,
которые через наставничество передают другим свои знания и навыки в
рабочих профессиях, в науке, в управлении вызывают уважение.
Наставничество не решается административным путем, наставничество
- это когда человек вкладывает душу, делится секретами профессии, которые
позволили ему самому быть лучшим.
Наставник… Кто он такой? Какой смысл скрыт за этим, казалось бы,
простым словом? Энциклопедия
даёт такое определение:
«Руководитель,
учитель или воспитатель. Опытный специалист, мастер, обучающий молодежь
на производстве». Когда мы делаем первые шаги, нашими наставниками
становятся родители. Именно они помогают в трудную минуту, протягивают
руку, подставляют плечо. Когда мы приходим в школу, нашими наставниками
становятся учителя. И вот школьные годы позади. Мы выросли, мы взрослые,
мы не нуждаемся в помощи и поддержке. И вот первый рабочий день. И мы
снова чувствуем себя маленькими беспомощными детьми. Мы снова ждём
протянутую руку, за которую хочется крепко взяться и ощутить материнскую
заботу, дружеское участие и тепло.
Наставничество очень давно используется в профессиональной сфере.
Главный критерий, позволяющий специалисту обучать других людей,
—
обладание профессиональными знаниями. Уровень опыта наставника должен
быть
значительно
выше
навыков
его
подопечного.
В
таком
случае
взаимодействие двух сторон будет продуктивным и полезным.
Для того чтобы постепенно ввести нового сотрудника в полноценный
режим работы, наставник разрабатывает вместе с ним индивидуальный план
на весь период испытательного срока. В этот план могут быть включены
конкретные
задания
с
определенным
сроком
их
выполнения
и
предполагаемым конечным итогом. В ходе совместной работы по плану
наставник
оказывает
новому
работнику
необходимую
поддержку,
контролирует
выполнение
заданий,
помогает
поддерживать
деловые
взаимоотношения
с
коллективом
и
руководителями
разных
уровней.
Адаптационный
период,
как
правило,
длится
три
месяца
и
равен
испытательному сроку. Все это время наставник не только обучает новичка,
но и наблюдает за его поведением, изучает его профессиональные и личные
качества, делает выводы. За неделю до окончания испытательного срока
наставник и руководитель оценивают нового работника и заполняют так
называемый лист оценки, в котором содержится заключение о результатах
прохождения
обучения.
Они
решают,
готов
ли
новый
сотрудник
к
самостоятельной
работе,
нуждается
ли
в
дополнительном
обучении
или
абсолютно не подходит компании и с ним лучше расстаться.
Среди
наставников
встречаются
такие,
которые
обладают
колоссальными знаниями, но не могут доступно донести тему. Или считают,
что «объяснять нечего — и так все предельно понятно». Работать с таким
учителем — одна сплошная головная боль. Чтобы новые знания усваивались
легко и эффективно, наставнику необходимо уметь налаживать контакт с
людьми
и
прислушиваться
к
их
проблемам,
быть
лояльным
и
наблюдательным.
В процессе обучения важно не только понятно объяснять материал, но и
увлечь рассказом, повести за собой учеников и замотивировать их к обучению.
Без навыков лидерства и способности убеждать точно не обойтись. Однако
наставник не должен быть слишком самоуверенным и считать, что его методы
решения вопросов единственно верные.
Любое серьезное дело начинается с организации процессов и взятия на
себя
ответственности
за
результат.
Не
с
вдохновения,
фантазии
или
гениальности, а именно с организованности. Для этого нужно составить
четкий план задач и действий, которые необходимо выполнить двум сторонам
в обязательном порядке. Наставник должен понимать, что он тоже отвечает за
результат подопечного и от их совместной работы зависит успех человека.
Все люди разные, поэтому и подход к наставничеству должен быть
отчасти индивидуальным. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции
ученика помогут сделать процесс обучения легким и эффективным, а также
быстрее прийти к поставленной цели.
Сделать правильный выбор на ранних этапах карьеры, когда не хватает
опыта и ограничено понимание возможных путей развития, – сложная задача.
И
наставничество
является
отличным
инструментом,
чтобы
помочь
амбициозным молодым людям. Я искренне верю, что, отдавая, получаешь
гораздо больше в ответ».
Список источников
1. Брод Р. Коучинг и наставничество в профессиональном развитии
менеджеров:
проблемы
и
возможности
//
Университетское
управление:
практика и анализ. - 2005. - № 7. - С. 57-64.
2. Вагин И.О. Наставничество //Студия АРДИС - Москва, 2014. – С. 692.
3. Максвелл Д. Наставничество 101 // Попурри - Мн., 2009. – С. 160.
4. Савочка Ф. Воспитание лидера. Наставничество-3 //Киев - Москва,
2003. – С. 317.