"Рабочая программа по химии за курс 10 класса к учебнику Н.Е. Кузнецовой (базовый уровень)"

Автор: Дорожкова Ирина Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ Тангинская СОШ
Населённый пункт: с.Танга, Забайкальский край
Наименование материала: Рабочая программа по химии
Тема: "Рабочая программа по химии за курс 10 класса к учебнику Н.Е. Кузнецовой (базовый уровень)"
Дата публикации: 06.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта по химии(приказ МО иН РФ от 05.03.2004г. №1089),примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара( М.; Вента-Граф) Рабочая программа предназначена для изучения химии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: Н.Е. Кузнецова, И.М.Титова,Н.Н.Гара. Химия 9 класс. «Вентана Граф», 2013. Cодержание курса «Органическая химия» своей целостностью, четкой теоретической обоснованностью позволит старшеклассникам осознать важные методологические основания курса и работы по его освоению. Так, понимание структуры химической теории и, например, наличие в ней собственного понятийно-описательного аппарата, создаст условия для реализации учащимися в обучении функций теоретических знаний (прогнозирующей, объясняющей). Программа курса химии 10 класса отражает учебный материал в 5 крупных разделах: «Теоретические основы органической химии», «Классы органических соединений. Углеводороды», «Производные углеводородов», «Вещества живых клеток», «Органическая химии в жизни человека». В первом разделе раскрываются современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. При изучении классов органических соединений особое внимание уделено раскрытию явления изомерии и универсальности ограниченного
количества функциональных групп, благодаря которым в природе существует огромное многообразие соединений углерода. Также приводятся сведения о нахождении каждой группы веществ в природе, об их применении в условиях сформированной техносферы. Весь курс органической химии пронизывают идеи зависимости свойств веществ от особенностей их строения и от характера функциональных групп, а также генезиса и развития веществ и генетических связей между многочисленными классами органических соединений. Значительное внимание уделено раскрытию особенностей веществ, входящих в состав живых клеток. При этом осуществляется межпредметная связь с биологией. На примерах изучения разных классов органических веществ анализируются биологические функции отдельных химических соединений, необходимых для жизнедеятельности организма человека, что является мотивацией сознательного усвоения предмета учащимися. Этому способствует и материал, раскрывающий социальные проблемы общества (алкоголизм, наркомания и др.). В курсе органической химии содержатся важные сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах и других веществах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека. Цели программы:  освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;  овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в
технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;  воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений; Задачи программы:  формировать знания об основах науки в контексте ее исторического развития;  раскрыть роль химии в познании природы и материальном обеспечении развития цивилизации и жизни общества;  раскрыть значение всеобщего химического образования для повышения культуры личности и населения в целом, а также - для выбора правильных приоритетов и ориентиров в условиях ухудшения экологической обстановки;  Развивать личность учащегося средствами предмета химии; содействовать адаптации учащегося в постоянно изменяющихся условиях школьного учебного процесса и окружающей жизни на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков;  Овладевать основами методологии познания, развивать системное химическое мышление. Срок реализации программы – 2015-2016 уч.год Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Уровень обучения- базовый. Промежуточная аттестация предусматривает проведение контрольных, самостоятельных, тестовых работ, практических работ, сдачу устных зачетов.

2.Содержание программы

Раздел I: «Теоретические основы органической химии»
Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций. Теория химического строения А.М.Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений. Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация электронных орбиталей при образовании ковалентных связей. Простая и кратная ковалентные связи. Теоретические основы протекания реакций органических соединений. Классификация органических реакций. Особенности протекания реакций органических соединений.
Раздел II: «Классы органических соединений. Углеводороды»
Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в природе. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства. Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи. Номенклатура.
Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Способы получения этилена в лаборатории и в промышленности. Алкадиены. Строение молекул. Физические и химические свойства. Применение алкадиенов. Натуральный каучук. Резина. Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение и применение. Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение. Физические свойства, изомерия, номенклатура. Химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Применение бензола и его гомологов. Генетическая связь углеводородов.
Раздел III: «Производные углеводородов»
Спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд. строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства. Получение и применение спиртов. Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение. Физические и химические свойства. Получение и применение. Качественные реакции на многоатомные спирты. Фенолы. Фенол: состав, строение молекулы, физические и химические свойства. Применение фенола и его соединений. Их токсичность. Альдегиды и кетоны. Характеристика альдегидов и кетонов ( функциональная группа, общая формула, представители). Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных
альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение. Физические и химические свойства карбоновых кислот. Применение и получение карбоновых кислот. Краткие сведения о высших карбоновых кислотах: пальмитовая, стеариновая и олеиновая. Распространение в природе. Свойства и применение. Мыла. Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Гидролиз сложный эфиров. Распространение в природе и применение. Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Амины. Классификация, состав, номенклатура. Гомологический ряд. Строение. Физические и химические свойства аминов. Применение аминов. Анилин – представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Качественная реакция. Способы получения.
Раздел IV: «Вещества живых клеток»
Жиры. Жиры – триглицериды: состав, физические и химические свойства жиров. Углеводы. Классификация углеводов. Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы. Физические и химические свойства. Природные источники, способы получения и применения.
Превращение глюкозы в организме человека. Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства. Крахмал. Строение, свойства. Распространение в природе. Применение. Целлюлоза – природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы. Применение. Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия. Гомологический ряд аминокислот. Физические и химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение аминокислот в лаборатории. Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное строение. Физические и химические свойства. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков. Нуклеиновые кислоты. Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их местонахождение в живой клетке и биологические функции. Общие представления о структуре ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка.
Раздел V: «Органическая химия в жизни человека»
Природные источники углеводородов. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности. Полимеры и полимерные материалы. Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Свойства полимеров. Реакция полимеризации и поликонденсации. Синтетические каучуки: изопреновый, бутадиеновый и дивиниловый. Синтетические волокна: ацетатное
волокно, лавсан и капрон; пластмассы: полиэтилен, поливинилхлорид, поливинилстирол. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ. Химическая экология как комплексная наука, изучающая состояние окружающей среды. Защита окружающей среды от загрязняющего воздействия органических веществ. Способы уменьшения негативного воздействия на природу органических соединений.

3.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии в курсе 10 класса на базовом уровне

ученик должен:

знать/понимать

роль химии в естествознании,
ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия :
вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, радикал, атомные s-. р-, d- орбитали, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, тепловой эффект реакции, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.
основные теории химии

:
химической связи, строения органических соединений ;
важнейшие вещества и материалы, широко используемые в практике:
органические кислоты(уксусная кислота), метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла;
уметь

называть
изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
определять:
валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать:
общие химические свойства основных классов органических соединений;
объяснять:
зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов;

выполнять
химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить
расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять
самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни
для: - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организм; - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием в лаборатории, быту и на производстве; - приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; - распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

5.Критерии оценки знаний учащихся

Оценка устного ответа

Оценка «5»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий; • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; • ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий; • материал изложен в определенной логической последо вательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
• при ответе обнаружено непонимание учащимся основ ного содержания учебного материала или допущены су щественные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»:
• отсутствие ответа.
Оценка письменных работ
1.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащи мися и письменного отчета за работу.
Оценка «5»
: • работа выполнена полностью и правильно, сделаны пра вильные наблюдения и выводы;
• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; • проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, эко номно используются реактивы).
Оценка «4»
: • работа выполнена правильно, сделаны правильные на блюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в ра боте с веществами и оборудованием
Оценка «3»
: • работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и обору дованием, которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в со блюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка «1»:
• работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспе риментальные умения. 2.
Оценка умений решать экспериментальные задачи

Оценка «5»:
• план решения составлен правильно; • правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; • дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»:
• план решения составлен правильно; • правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущест венных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»:
• план решения составлен правильно; •правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка « 1 »:
• задача не решена 3.
Оценка умений решать расчетные задачи

Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, за дача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существен ных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Оценка «1»:
•отсутствие ответа на задание. 4.
Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5»:
•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
•работа выполнена меньше чем наполовину или содер жит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»:
•работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной рабо ты необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за полугодие, год.
График проведения контрольных работ по химии в 10 классе



Вид работы

Дата проведения

По плану

Фактически
1
Контрольная работа №1 по теме

«Углеводороды»
29.10. 2
Контрольная работа №2 по темам

«Кислородсодержащие и азотсодержащие

органические соединения»
24.03. 3
Итоговая контрольная работа №3 за курс

органической химии
28.04
График проведения практических и лабораторных работ

по химии в 9 классе



Вид работы

Дата проведения

По плану

Фактически

1
Практическая работа №1. Получение этилена

и изучение его свойств.
26.11 2
Практическая работа №2

«Получение уксусной кислоты и изучение ее

свойств»
25.02 3
Практическая работа №3 Решение

экспериментальных задач по теме

«Характерные свойства изученных

органических веществ и качественные

реакции на них»
17.03 4
Практическая работа №4 «Распознавание

пластмасс и волокон»
17.05



6.Список основной и дополнительной литературы

Основная литература:
1. Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н., Титова И.М. Химия: 10 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ Под ред. проф. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.- 384 с.: ил 2. Кузнецова Н.Е.,Левкин А.Н. Задачник по химии: Учебное пособие для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Вентана-Граф, 2007. -144с. 3. Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2007.-128с.
Дополнительная литература:
1. Корощенко А.С., Иванова Р.Г., Добротин Д.Ю. Химия: Дидактические материалы: 10-11 кл. –М. : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. -198 с. 2. Насонова А.Е. Химия в таблицах 8-11 класс: справочное пособие, М: Дрофа, 2007 3. Иванов В.Г. . Химия в формулах 8-11 класс: справочные материалы М: Дрофа, 2007 4. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. - М: Дрофа, 2007. – 255с.

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ уро ка Тема урока Основные понятия в теме Колич ество часов Сроки изуче ния план/ факт Виды контр оля Средства обучения,демо нстрации, лаб.опыты Д/З Требование к уровню подготовки учащихся
Раздел I

. Теоретические основы

органической химии

Тема №1. Введение в

органическую химию

8

1
1 Предмет и значение органической химии. Органические вещества Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических соединений и их реакций. 1 3.09 10.09 Презентация «Органическая химия предмет и задачи» П.1в.1-5(у) В.6(п) Знать/понимать -химические понятия: пространственное строение молекул, вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Тема №2 Теория строения

органических веществ

1
2 Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова Теория химического строения А.М.Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Современные представления о строении органических соединений. 1 10.09 15.09 опро с Презентация «ТСОВ» П.2 в.2,(у) в .3,4(п) Знать/понимать Теорию строения органических соединений. Называть основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова Определять гомологи и изомеры; принадлежность веществ к соответствующему классу; Объяснять сущность основных положений ТХСОС А.М. Бутлерова; Уметь определять