Автор: Демакова Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОГОБУ Ши ОВЗ
Населённый пункт: пгт. Пижанка, Кировская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Внеурочная деятельность как средство социализации детей с нарушением интеллекта"
Проблема включения детей с нарушением интеллекта в реальную жизнь
общества является актуальной во всем мире. Одной из основных задач
воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта является
социализация, оптимальное развитие потенциальных возможностей, их
познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включения в
среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной
адаптации умственно отсталого ребенка решаются в последние годы все
труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути
коррекционно – воспитательной работы. Это дети, состояние здоровья,
которых препятствует освоению образовательных программ в специальных
условиях обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в работе с
такими детьми мы все знаем, является индивидуальный подход с учетом
специфики и здоровья каждого ребенка.
Наши дети не всегда хорошо приспосабливаются к правилам и условиям
общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые
общество принимает и учитывает. Цель работы с детьми – это организация
помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для развития
личности в целом, дальнейшее приспособление к жизни. Мы стремимся в
классе создать психологические условия, чтобы обучение таких детей
проходило комфортно. Это помогает в решение следующих задач:
-обучение детей социальным навыкам
- формирование толерантного отношения
- снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии
- формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к
чувствам других людей.
Основными задачами организации внеурочной деятельности является:
- улучшение условий для развития обучающегося;
- содействие развитию индивидуальности обучающегося;
- нравственный, эмоциональный, волевой компонент мировоззрения,
познавательного интереса;
- потребности к самообразованию и творчеству; целеустремленности,
аккуратности;
- формирование у обучающихся потребности в продуктивной, социально-
одобряемой деятельности;
- развитие личности обучающихся, коррекция нарушений развития и
профилактика возникновения вторичных отклонений .
Успешной адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта
способствует внеклассная работа, которая включает в себя работу классного
руководителя, воспитателя, кружковая работа, организация отдыха и досуга.
Наибольший интерес у детей вызывает игра, соревнование. Из всех средств
педагогического воздействия на личность ребёнка преимущество отдаю игре,
как наиболее гуманистическому методу. Игра занимает центральное место в
жизни ребёнка. В ней он чувствует себя безопасно и комфортно.
В воспитательной работе применяю различные целевые функции игры:
диагностирующую, обучающую, воспитывающую, социализирующую,
коррекционную. Возможности игры позволяют мне использовать её для
обучения всему, получая при этом результаты выше, чем при использовании
других видов педагогического воздействия.
Используя в воспитательной работе игровые возможности, включаю
различные виды игр в ходе самоподготовок, внеклассных занятий,
спортивных, трудовых часов, во время досуга. Разнообразие игрового
инструментария позволяет избежать однотипности, помогает разнообразить
формы проведения самоподготовок. Применение игрового инструментария в
ходе самоподготовки на различных е этапах способствуют развитию
интереса, его поддержанию в ходе всей самоподготовки. В результате
повышается активность воспитанников, учебный материал закрепляется
детьми лучше, повышается мотивация к учебной деятельности.
Многим воспитанникам, в связи с особенностью развития свойственны:
низкий уровень познавательного интереса, инертность, вялость, низкий
уровень мотивации к учебной деятельности. Этим детям требуются
постоянные меры по стимуляции познавательного интереса. Применение
игровых средств в учебно-воспитательной деятельности, позволяет добиться
повышения активности, работоспособности этих детей на самоподготовке.
В ходе внеклассных занятий применяю различные игровые средства:
элементы сюжетно-ролевой игры, ситуативные моменты, элементы
творческой, дидактической игры, игры-драматизации, элементы
игротерапии. Тематика внеклассных занятий разнообразна, но широкие
игровые возможности позволяют удачно подбирать игровой инструментарий.
Остановлюсь на тематике внеклассных занятий, направленных на привитие
культуры поведения, правил общения, развитие коммуникативных навыков,
способствующих социализации и адаптации в обществе. Включение
элементов ролевой игры, ситуативных моментов позволяет детям на
собственном опыте оценить способы общения, освоить общепринятые
моральные нормы поведения. Дети, играя, практикуются в применении
правил культурного поведения. Игра, выполняя роль упражнения,
способствует формированию коммуникативных навыков общения.
Некоторые игры, применяемые мною в ходе занятий: «В магазине» /ролевая/,
«Что можно и что нельзя делать в транспорте?» /ситуативная/, «Что мы
делаем, когда…?» /поиск/.
В данной игре предлагаю обыгрывание различных жизненных ситуаций:
– Что делают дети, когда мама на работе?
– Мама устала?
– Если ты потерялся на улице…?
– К нам пришли гости… и т.д.
Ситуации подбираю в зависимости от тематики внеклассного занятия и
поставленных целей. По мере взросления детей ввожу новые темы с
усложненными ситуациями из жизни. Например, проигрывая тему «К нам
пришли гости», ввожу в игру проблемную ситуацию (пришли без подарка;
принесли два одинаковых подарка; другое ).
Дети размышляют, предлагают свои различные варианты решения проблемы.
Это способствует развитию умений: сравнивать, обобщать, делать
самостоятельные выводы. А коллективное обсуждение помогает исправить
ошибки и внести коррективы в поведении детей. Темы и сюжеты подбираю
разнообразные. Это помогает детям научиться ориентироваться в различных
жизненных ситуациях, способствует формированию навыков общения.
Отрабатываются навыки социальной адаптации:
Игра имеет большое значение для развития детей и любимым видом
деятельности. Подвижные игры раскрепощают, объединяют детей, приучают
к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные
игры, которые я провожу на самоподготовках, на внеклассных занятиях,
способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу
познавательные процессы. Наиболее широкие возможности для применения
игровых средств педагогического воздействия имеются в часы досуга. Дети
любят играть в различные игры, но наиболее любимы – коллективные
подвижные и народные. В игре заключены высокие требования к честности,
справедливости. В народной игре нравственные требования содержаться не в
скучных, надоедливых словесных наставлениях, а в содержании самой игры,
е правилах, что делает игру мощным средством педагогического воздействия
на ребёнка. Дети знают, что за обман товарища по игре, участники могут
сказать любому игроку: «Мы с тобой не играем!». И даже самому упрямому
ребёнку ничего не остаётся, как осознать свою вину и исправиться. Таковы
правила и каждый играющий должен соблюдать нормы и правила игры!
Работая с детьми с 1-ого класса, с первых дней мы играем. Дети в классе по
характеру разные. Есть категория эмоционально-неустойчивых, упрямых, не
желающих уступать ни в чём. У таких детей сложно складываются
отношения с одноклассниками. Они желают во всём быть только первыми,
только выигрывать! При этом недовольство выражается очень эмоционально,
бурно. Дети, не относящиеся к данной категории, сторонятся их. Но
постепенно, дети с появлениями яркой эмоциональной неустойчивости,
неуживчивости с коллективом, вынуждены принимать игровые нормы
общения, правила игры. Не сразу, постепенно идет формирование норм
поведения и общения у этих детей. По мере восприятия и соблюдения ими
игровых правил усваиваются и формируются нормы поведения и формы
общения с окружающими. Начинает изменяться и отношение детского
коллектива к данным детям. Их начинают брать в игры, общаться с ними.
Другой категории детей с ярко выраженной эмоциональной
неустойчивостью, упрямством присуще желание быть первым всегда и во
всём, в игре только выигрывать. В противном случае проявления
недовольства, выражающие бурными эмоциональными проявлениями (плач,
психоз), выход из игры и желание начать игру снова.
Но, если и вновь игра несет неудачу, всё повторяется заново. Постепенно,
товарищам по игре надоедает, и они отказываются от игры с такими детьми.
Выхода не остается – научиться заставить себя соблюдать нормы и правила
игры. Постепенно воспитанники данной категории приучаются соблюдать
правила игры. Неудачи еще долгое время огорчают, но их реакция начинает
носить более адекватный характер. Воспитанники учатся соблюдать правила
игры, и требует это от играющих. На данных примерах видим, что игры с
правилами учат правилам общения, поведения, нормам взаимоотношений.
Так как само игровое поведение определяется правилами: нельзя водящему
подсматривать, взявшихся за руки, не салят, любой игрок обязан не бросать
игру, если не « отвадил» и т.д. Таким образом, игра оказывает
положительное воздействие на ребёнка, приучая его к соблюдению норм,
правил поведения не только в игре, но и в жизни, оказывает корригирующее
воздействие при проявлениях эмоциональной неустойчивости.
Игр много и каждый вид игр имеет свою значимость. В совокупности они
оказывают огромную помощь в формировании личности ребёнка, его
социальной адаптации в обществе.
Социализация ребёнка с ОВЗ и дальнейшая интеграция в общество
невозможна без развития его коммуникативной сферы. В коррекционной
школе 8 вида работа по развитию коммуникативной функции речи имеет
сходные с общеобразовательной школой цели: повышение произносительной
культуры речи, обогащение словаря, усвоение навыков и умений связной
устной и письменной речи. Однако здесь имеются свои особенности,
связанные с уровнем речевого развития учеников. Коммуникативная сфера
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требует особого
внимания педагогов. Общение – это тот фактор, который во многом
определяет успешное развитие ребёнка и его место в обществе. Дефицит
общения влечёт за собой отставание и отклонение в психическом развитии.
Всем известно, что игра является самой важной деятельностью ребёнка. Дети
более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для
них средством коммуникации. Поэтому включение игр и речевых
упражнений в социально- педагогический коррекционный процесс младших
школьников обеспечивает успешное развитие ребёнка с ОВЗ. Участвуя в
игре, ребёнок развивает внимание, память, мышление, воспитывает
эмоционально- волевую сферу. Благодаря играм создаётся особая тёплая
эмоциональная среда, стимулирующая развитие личности ребёнка и его
коммуникативные навыки. Речевые игры и упражнения формируют
грамотную речь, правильное звукопроизношение, развивают мелкую
моторику. У детей с ОВЗ имеются проблемы ограничения в различных видах
деятельности. В отличие от сверстников, жизненный опыт таких детей
сильно ограничен, слабо устанавливаются социальные связи. Трудности в
освоении окружающего мира приводят к эмоциональным проблемам:
страхам, тревогам, неуверенности в себе. Когда ребёнок не может выразить
свои переживания, возрастает его эмоциональное напряжение, и , как
следствие, возникают поведенческие проблемы. От того, как будет
сформирована речь умственно отсталого ребёнка, зависит и усвоение им
учебного материала, степень общего развития. В своей работе по развитию
коммуникативных навыков использую речевые игры и упражнения, такие,
как « Цветик - Речецветик», «Ассоциации», «Речевые цепочки», игры с
мячом, инсценировки и т.д. Речевые игры проводятся на самоподготовке и
воспитательских занятиях. Тематика речевой игры может быть самая
разнообразная, варьируется в зависимости от темы домашнего занятия.
На внеклассных занятиях: « Ты и я - вместе дружная семья», «Без
сострадания, милосердия невозможно жить в мире», «Почему люди
ссорятся»; «Учимся жить без конфликтов», « Чужое не бери», «Путешествие
по стране Толерантности», «Ты не один на свете », « Привычки вредные и
полезные», «Мир соблазнов», « О вреде курения и алкоголя», « Береги
здоровье смолоду» ,происходит непрерывная перестройка опыта ребёнка,
углубление его знаний и совершенствование умений, развитие таких качеств
личности, как самостоятельность, инициативность, негативное отношение к
вредным пристрастиям , любознательность, накапливается опыт
коммуникации овладение речью и языком. Работая в команде,
взаимодействуя с другими её членами, ребенок проигрывает социальные
роли в рамках сообщества. Он начинает ориентироваться в содержании, как
собственных поступков, так и поступков других людей, усваивать модели
поведения, что важно для формирования его личностных и социальных
компетенций.
Кружковая работа также социализирует детей в окружающее общество,
вырабатывает у них раскрепощённость в общение и развивает их творчество,
формирует разнообразные умения, что является важным фактором
социальной поддержки, возможностью продолжить свое образование по
своим интересам и наклонностям. Мы 3 года посещали кружок «Умелые
руки», это способствовало тому, что ребенок с нарушением интеллекта не
чувствует себя изолированным в обществе и жизни. Изготовляли прекрасные
поделки, которые дарили своим близким.
Всю работу по социализации обучающихся воспитанников провожу,
опираясь на их жизненный опыт, подбираю материал, который будет
интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального
поведения. Моя задача, как педагога состоит в том, чтобы помочь детям
разнообразными методами и приемами получить знания об окружающем
мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения,
формировать умение самостоятельно (насколько это возможно) добывать
знания и пользоваться ими. В работе использую средства социальной
адаптации: дидактические игры, проблемные ситуации, трудовые задания,
специально организованное общение, игровые ситуации, экскурсии в
магазин, на почту, на автовокзал, по улицам посёлка, в районный
краеведческий музей, детскую библиотеку, дом культуры, в парк. Используя
все познавательные возможности детей, стараюсь развивать у них жизненно
необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя
обслуживать, выполнять необходимую работу, жить в семье и трудовом
коллективе. Для любого человека, а для ребенка с нарушением интеллекта
особенно, восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному опыту,
в результате решения определенных ситуаций.
Работая с детьми с интеллектуальными нарушениями, мы пришли к выводу,
что для развития познавательного интереса, и ознакомлению их с
окружающей действительностью дает большие возможности работа с
придуманной педагогами сказкой. Такая сказка может быть составлена с
целью ознакомления с любым предметом или явлением окружающего мира.
Деятельность педагогов в работе с детьми с интеллектуальными
нарушениями направлена на приобретение элементарных знаний,
формирование практических навыков, обеспечивающих относительную
самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию. Способствует
развитию социально- значимых качеств личности. Наиболее доступным
способом развития, позволяющим преодолеть «сенсорный хаос» и
активизировать сенсомоторные возможности воспитанника с выраженной
интеллектуальной недостаточностью, является взаимодействие,
направленное на установление связи между органами чувств и объектами.
Через содержательное восприятие эмоционального, телесного, тактильного
контакта усваиваются различия ощущений и образов восприятия,
формируются произвольные действия, активизируется внимание, создается
чувственная база для развития различных средств коммуникации,
формирование первичных представлений об окружающем, формирование
сенсомоторного механизма речи, развитие слухового восприятия и памяти,
альтернативной (невербальной) коммуникации. Формирование личности
ребёнка с интеллектуальными нарушениями происходит более эффективно в
условиях организованной систематической деятельности во внеурочное
время, которая полнее учитывает условия развития и возрастную специфику
детей и имеет коррекционную направленность.
Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают определённые
затруднения в процессе приспособления к социальным требованиям
общества. Развитие умственно отсталых детей в целом идет по тем же
законам, что и здоровых, с той лишь разницей, что эти дети обладают
значительно меньшими возможностями для адаптации к окружающему миру.
Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья является их подготовка к самостоятельной жизни.
Для этого, прежде всего, необходимо создать условия с учетом
потенциальных возможностей детей с нарушением интеллекта. Дети и
подростки только вступают в жизнь, у них нет еще личного жизненного
опыта. Он ограничен, небогат ситуациями. Они не имеют представления о
многих житейских, бытовых и семейных проблемах. Большая часть
воспитанников школы-интерната из неблагополучных, неполных,
малообеспеченных семей с низким образовательным уровнем, где у детей не
закладываются такие жизненные установки, которые бы позволили им
успешно выстроить их жизнь.
В связи с этим на коррекционную школу, на педагогов ложится большая
ответственность за организацию учебно-воспитательной работы и за
целенаправленное формирование жизненного опыта и личных качеств
воспитанников для их успешной социализации. Главной задачей обучения и
воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в специальной
(коррекционной) школе является развитие их потенциальных
познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых
и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения
и воспитания является приобщение этих детей к доступному им общественно
полезному труду и приобретение ими социального опыта.
Особенно велико значение художественной литературы для детей. Она
служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и
эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на
развитие и обогащение детской речи.
Она учит уважать достоинство человека, правильней оценивать самих себя,
она воспитывает любовь к родине, к человеку. Общение с книгой оказывает
неоценимую помощь в становлении внутреннего мира ребёнка. Поэтому в
социализации детей с ОВЗ школьная библиотека играет важную роль.
В школьной библиотеке дети, выбирая для себя книгу, испытывают
определённое чувство свободы. Они самостоятельны, не испытывают
никакого давления. Они сами ответственны за свой выбор. И это чувство
самостоятельности, непринуждённости, свободы выбора нравится детям. Это
привлекает их. Конечно, при этом надо учитывать, что дети с
интеллектуальной недостаточностью не всегда адекватны в выборе.
Они не самокритичны. Они не могут правильно оценить себя и свои
возможности. И, если выбор книги будет неправильным, например: не по
возрасту, не по навыкам чтения, то им будет неинтересно. А если книга не
вызовет интереса, то это может надолго отвратить его от похода в
библиотеку и от чтения. Тут, конечно важна ненавязчивая, почти незаметная
для ребёнка помощь, совет библиотекаря. Много лет мы с воспитанниками
посещаем районную детскую библиотеку. Там нам рассказывают о
творчестве кировских писателей, о вятском крае, об удивительных местах
нашей местности, о знаменитых людях, о героях и подвигах людей во время
войны. Позднее дети хотят больше и подробнее узнать о рассказанном на
занятиях. Вместе подбираем книги для чтения. Огромный, интересный
материал нам преподнесли на патриотическую тему. Ребята узнали о
героическом подвиге городов – героев в годы Великой Отечественной войны,
о детях- героях, о мужестве советского народа, о воинах- земляках. Все
занятия проходили в интересной, нетрадиционной форме. Это и
презентации, игры, конкурсы, викторины, соревнования и турниры. Занятия
на экологичесую тему тоже необходимы детям. Познакомились с правилами
поведения в природе, с полезными и лечебными растениями, травами, со
съедобными и ядовитыми грибами познакомились, рассматривая красочные
книги и энциклопедии. Много удивительного есть в природе. Принимали
участие в акции « Добрая Вятка», «Чистый берег», « Прибери свою
планету», « Самая красивая клумба». Вместе сеяли морковь, свёклу, сажали и
убирали лук и картофель на школьном огороде. Принимали участие в
областном конкурсе «Изготовление изделий из глины. Индюк», в районном
конкурсе «Изделия из подручных материалов» - « Весёлые прихватки» .В
школьном конкурсе « Весёлая метла».
Принимали участие и в других конкурсах « Мой скворечник», « Птичья
столовая», « Поделки из подручных материалов».Скворечники и сейчас
украшают старое здание нашей школы.
Пользуясь услугами библиотеки, дети развивают навыки чтения. А это очень
важный навык в жизни ребёнка. Ребёнок, который владеет навыками беглого,
осознанного чтения, подготовлен к получению новых знаний, ему проще
понять математику, биологию, историю и другие дисциплины. Умение
читать помогает ребёнку стать успешным уже в школе. Это придаст ему
уверенность в своих силах, в своих способностях.
Много интересного поведали нам в нашей любимой детской библиотеке.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна бедность
словарного запаса. Читая, школьники обогащают свой словарный запас,
усваивают новые слова, их значения. Например, проводя библиотечные
уроки по сказкам, мы знакомимся с такими словами, как витязь, светёлка,
терем. Детям предлагаю карточки, на которых записаны эти слова и их слова-
синонимы. Дети должны подобрать правильные синонимы, вникая в суть
текста. Делая это самостоятельно, они развивают своё воображение,
активизируют мыслительную деятельность.
Социальная адаптация учащихся невозможна без речевого общения. При
отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением,
появляются трудности коммуникативного поведения. А для детей с ОВЗ
характерна недостаточная сформированность речевых навыков. Так как они
находятся на разных уровнях речевого развития, то при обсуждении
прочитанного текста я всегда учитываю степень развития речи каждого
ученика. Библиотека это такое место, где отношения между взрослыми и
детьми превращаются больше в партнёрские. Дети говорят не по
необходимости или по принуждению, не за оценку, а по велению души. Если
у ребёнка низкий уровень развития речи, то прочитанный текст обсуждаю с
ним индивидуально, чтобы он не испытывал никакого дискомфорта.
Помогаю ему выразить свою мысль, стараюсь, чтобы его ответы были
полными. Много времени уделяю чтению книг вятских писателей: Устюгова,
Чиркова, Русиновой , А.Лиханова. Книги А.А.Лиханова помогают детям
быть милосердными, чуткими. Учат с состраданием относиться к слабым,
больным, пожилым людям. Учат честности, добросовестности по отношению
себе и окружающим людям, уважительному отношению к людям труда.
В своей работе практикую как тихое чтение, когда дети самостоятельно
читают про себя сказку или рассказ, так и громкие чтения. Любое чтение –
это труд, при этом развиваются такие качества как усидчивость,
сосредоточенность, внимание. Кроме того организую и громкое чтение,
когда детям читаю вслух я сама или дети, которые умеют хорошо с
выражением читать. Это помогает формировать у детей способность активно
слушать произведение, вслушиваться в правильную художественную речь.
Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя правильная
речь.
Часто провожу беседы по мотивам прочитанных книг. С детьми мы
обсуждаем поступки героев. Предлагаю детям задать друг другу вопросы по
тексту. Играем в игру «Угадай героя», когда кто-нибудь из детей описывает
внешность или поступок героя либо прочитывает его высказывание, а
остальные дети угадывают о ком идёт речь. Это помогает развивать память,
логическое мышление, внимание. Совместно сочиняем сказки, истории.
Например: я говорю первые строчки «Жил был мальчик. И у него были…» и
останавливаюсь, далее слово переходит от одного ученика к другому и
каждый добавляет своё предложение. В итоге получается целая сказка.
Проводим разные ролевые игры.
Всё это :беседы, игры, конкурсы, соревнования помогают развивать речь,
воображение, память, мышление, помогают общению с окружающими.
Активизация словаря, развитие речи помогают детям с ОВЗ развивать
навыки общения. Ведь общение – это важнейшее условие развития личности.
Умение общаться помогает детям выстраивать межличностные отношения.
В содержании литературных произведений заложены большие возможности
нравственного эстетического, патриотического воспитания. Обсуждая
содержание литературного произведения, стараюсь приводить примеры из
реальной жизни. Например, говоря о таких качествах, как доброта,
сочувствие, сопереживание привожу в пример акцию Первого канала
«Добро», когда каждый человек может отправить платное СМС для лечения
какого-нибудь ребёнка. И много детей были спасены таким образом совсем
незнакомыми людьми.
Отрабатываются навыки социальной адаптации.
Ходили на экскурсии в центр
занятости населения.
В старших классах проводила занятия по профориентации:
«Как искать работу» – источники информации о работе: средства массовой
информации, государственные службы занятости, коммерческие фирмы,
занимающиеся трудоустройством, газетные статьи, телефонные звонки,
друзья, родственники, коллеги.
«Как успешно выдержать собеседование» – умение собрать необходимые
документы, психологический настрой перед встречей с работодателем,
поведение в кабинете.
«Как сохранить работу» – поведение в коллективе, эффективное поведение
на работе, умение выхода из конфликтных ситуаций.
«Знакомство с законами, регулирующими трудовые отношения» – с какого
возраста наступает трудоустройство, трудовой договор, испытательный срок,
право прима на работу, заработная плата, увольнение.
«Биржа занятости» – для чего она нужна, с какого возраста граждане могут
стать клиентами биржи, статус безработного, что гарантирует биржа,
пособие по безработице.
«Учащийся профессионального училища» – кто имеет право на поступление
в училище, стипендия, специальное образование.
В процессе работы по данному направлению получены следующие
результаты:
-определено понятие «подготовка к самостоятельной жизни»;
-выявлены и уточнены аспекты неуспешности выпускников, имеющих
ограниченные возможности здоровья, в самостоятельной жизни и выявлены
причины их неготовности к независимому жизнеустройству. Выведены
показатели готовности к самостоятельной жизни выпускников данной
категории;
-определены и созданы условия, необходимые для реализации процесса
подготовки к самостоятельной жизни воспитанников.
В результате освоения программы мы ожидаем получить следующие
результаты в комплексном развитии личности ребенка:
- Проявление познавательного интереса, желание участвовать в
обследовательской и исследовательской деятельности.
- Накопление сенсорного опыта.
- Проявление интереса к творческой деятельности и её результатам.
- Умение получать радость от восприятия результатов своей и коллективной
работы.
- Умение сдерживать отрицательные эмоции.
- Проявление доброжелательности и дружелюбия по отношению к
сверстникам и взрослым.
- Умение взаимодействовать друг с другом в процессе всех видов
деятельности.
- Участие в подвижных и музыкально- двигательных играх и соревнованиях.
Многие юноши и девушки, окончив нашу школу успешно обучались в
профессиональных училищах г.Кирова, г.Советска, г.Йошкар-Олы,
г.Нолинска . Позднее устраивались на предприятия Кировской и Московской
области, республики Мари Эл. Ведут достойный образ жизни. Некоторые
ребята сняли диагноз, служат в армии и продолжают обучение в других
профессиональных заведениях. Они успешно социализируются в обществе.
Создают семьи, растят детей.
Таким образом, внеурочная трудовая деятельность позволяют соединить
передовые достижения науки, техники, дизайна, что создает условия
включения целостного развития человека для его успешной социализации в
обществе. При этом развивается воображение, ритм и композиция, т.е.
пространственное мышление, что важно для любого вида человеческой
деятельности. Одновременно происходит интеллектуальное,
психологическое и физическое развитие ребенка.