"Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой малой Родины"

Автор: Кузьмичева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №7 "Сказка"
Населённый пункт: город Чкаловск, Нижегородская область
Наименование материала: методиеская разработка
Тема: "Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой малой Родины"
Дата публикации: 06.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«
Ознакомление старших дошкольников с историческим и культурным

наследием родного края
»
Ознакомление с историческим и культурным наследием родного края
подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понималось постепенное и неуклонное формирование у дошкольников любви к своей Родине. А любовь к Родине формировалась у детей под влиянием окружающей жизни при целенаправленном воздействии родителей и воспитателей.

Так, наиболее значимые для современности достижения опыта патриотического воспитания нашли отражение в трудах педагогогов и ученых: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Р. И. Жуковская и другие. На сегодняшний день система патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Проблема модернизации патриотического воспитания в системе дошкольного образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых технологий, с обоснованием организационно-педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания в образовательной системе дошкольного воспитания. Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод, что необходимо углубить знания и изучить методики по патриотическому воспитанию дошкольников, т.к. в настоящее время в процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема –ознакомление с историей и культурой малой Родины. Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с малой Родиной должна носить комплексный характер. Формирование патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Так ФГОС ДО выделяют следующие задачи:
1. Формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; 2. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. В Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, выделены области в которых рассматривается вопросы по ознакомлению детей с историей и культурой малой Родины. «Познание», которая включает в себя задачу по формированию целостной картины мира, расширение кругозора детей. Для достижения поставленной задачи, главная роль отводится педагогу, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания, любовь к Родине. Социально-коммуникативная включает в себя задачу по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу. Речевая включает в себя задачу-владение речью ка средством общения и культуры. Художественно-эстетическая включает в себя задачу развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы. Физическая включает в себя задачу становлению здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Цель:

Совершенствование патриотического воспитания

Совершенствование патриотического воспитания

дошкольников через приобщение к истории и культуре

дошкольников через приобщение к истории и культуре

города, знакомство с настоящим и прошлым

города, знакомство с настоящим и прошлым
ЗАДАЧИ: Создать условия для восприятия сведений о историческом ЗАДАЧИ: Создать условия для восприятия сведений о историческом прошлом и культурном облике родного города. прошлом и культурном облике родного города. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города географическим, природно-экологическим своеобразием родного города Развивать бережное отношение к достопримечательностям, его Развивать бережное отношение к достопримечательностям, его культурным ценностям, природе. культурным ценностям, природе.
Таким образом, в процессе работы над опытом были выявлены следующие противоречия: - между необходимостью патриотического воспитания детей и недостаточностью уровня знаний воспитанников; - между понимаем родителями важности патриотического воспитания и неумением преподнести знания детям; - между необходимостью освоить определённые знания, умения и навыки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, полученных в дошкольном учреждении. Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в привитии у дошкольников патриотических чувств ознакомлении с историей и культурой малой Родиной в процессе непосредственно-образовательной деятельности, экскурсий, целевых прогулок, досугов, встреч. Работа над опытом проходила поэтапно: 1 этап. На данном этапе анализировалась педагогическая литература, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование. 2 этап - практический. Проводилась разработка непосредственно- образовательной деятельности, экскурсий, корректировка методов и средств достижения поставленных задач. 3 этап – обобщающий. Посвящен систематизации и обобщению результатов работы, анализу данных, полученных в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта. Диапазон опыта охватывает непосредственно-образовательную деятельность, индивидуальную работу, работу с родителями, окружающим социумом, использование режимных моментов в формировании у детей патриотических чувств, любви к малой родине.

Основной целью педагогического опыта является формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной. Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи: - знакомство дошкольников с прошлым и настоящим города - формирование у воспитанников любви к малой родине и Родине в целом; - развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, друзьям.
Работа с детьми строилась на основе комплексной педагогики, включающей определение уровня сформированности патриотических чувств воспитанников. Для выявления уровня сформированности патриотических чувств была проведена диагностика на тему «Моя малая родина». Критерием оценки стал объем и полнота знаний ребенка о своей малой родине.

Диагностика уровня знаний дошкольников в начале учебного года выявила, что лишь 53% детей имеют высокий уровень знаний, у 40% средний уровень знаний. Поэтому я пришла к выводу, что детей необходимо знакомить с малой родиной. Мною был составлен перспективный план. Работа с детьми Ознакомление детей с малой Родиной начала с проведения в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией, учитывая состояние здоровья и настроение воспитанников. Так же в своей работе я опиралась на знания и опыт детей, двигаясь от простого к сложному. Знакомство с родным гордом осуществляла в процессе непосредственно- образовательной деятельности познавательного характера. В ходе совместной образовательной деятельности педагога с детьми «Мой любимый город», «Путешествие в прошлое» дети узнали об особенностях расположении города, о социокультурных объектах (дом культуры, храм, библиотека, школа искусств и т.д.), у воспитанников возрос познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Изучение родных мест начинала со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учила детей выделять интересное, красивое. Целевые экскурсии в библиотеку, школу, на почту формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города. Экскурсии в церковь в честь святой великомученницы Анастасии Узорешительницы и к памятнику погибшим в ВОВ оставили неизгладимое
впечатление в сердцах детей. Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению истории места, где они родились. Возникает интерес к тому, как было «раньше». Несмотря на удивление, прошлое дети воспринимают не как сказку, а как действительно происходившие события. Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о городе. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности . Введение ребенка в мир культуры и истории малой родины через музейную педагогику – одно из самых действенных средств. Знакомство с коллекциями музеев, с экспонатами оказывает большое эмоциональное воздействие на детей. Мы совместно с детьми совершали экскурсии в музей В.П.Чкалова. В музее дошкольники узнали о нашем земляке о мужестве и храбрости летчика. Также мы посетили Пуреховский краеведческий музей им. Дмитрия Пожарского, музей на строчевышивальной фабрике «Гипюр»

Экскурсия к памятнику войнам защищавших нашу страну, знакомились с именами и подвигами наших земляков - Героев Советского Союза, чьими именами названы улицы города. Дети видят реальные вещи времен войны, фотографии военных лет, письма. Мы принимали участие в демонстрации, посвященной, к 70летию Победы, митинге 22 июня «день памяти и скорби». Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и является основой для понимания истории родного края.

Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми. Каждый год, в канун празднования Дня Победы, воспитанники встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, которые рассказывают детям о тяжестях и невзгодах военного времени. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, но и воспитание уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом. Дети, совместно с педагогом, посетили выставку работ в детском центре ремесел, где познакомились с куклами, искусно связанными рукодельницей из пряжи и сшитых из ткани. Беседы на тему «Откуда хлеб пришел», «Профессии родителей», «Наливное яблочко», проведенные совместно с родителями, дают представление детям и
жизни, и труде взрослых, учат проявлять любовь к труду, уважение к людям, живущих в городе. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. Я знакомила детей с природой родного края на занятиях, экскурсиях и прогулках, в ходе бесед. Вместе с детьми совершали походы в рощу, на реку, в лес, где есть возможность прикоснуться к живому. Был проведен экологический проект «очистим берег реки», где дети почувствовали себя юными защитниками природы. Уделяла большое значение охране природы, знакомила детей с растениями, которые занесены в красную книгу Нижегородской области. Особое место в своей работе отводила созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлен уголок патриотического воспитания, где находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с городом Чкаловска, Нижегородской областью, собраны тематические папки «Их именами названы улицы», «Природа нашего края», «Наш земляк-герой Советского Союза В.П.Чкалов», «Они сражались за Родину», дидактические игры. Одним из условием ознакомления детей с историей и культурой малой родины - приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т.д. В нашем детском саду проходят такие праздники и развлечения, как Рождество, Колядки, Масленица; патриотические: День народного единства, День Победы, День России и др. Итогом стало выступление на районных фестивалях «Василевские зори», «Одна на всех у нас Победа» Работа с родителями Мною было проведено анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств». Результаты анкетирования показали, что 70% родителей понимают и принимают важность задач по воспитанию любви к родному краю, но сами испытывают недостаток знаний в области краеведения. Отсюда я пришла к выводу о необходимости знакомства воспитанников с малой родиной. Вся работа по формированию патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой малой родиной проходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой
формирования личности ребенка. В ходе совместной деятельности знакомили родителей с работой, которая проводилась в группе (выставка рисунков, викторины, фотовыставки), рассказывали об экскурсиях (например, «Экскурсия в музей В.П.Чкалова», экскурсия в библиотеку). Мною были оформлены консультации, памятки, рекомендации (например, консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств», памятка «Если Вам не нравится характер ребенка», рекомендации «Как воспитать маленького патриота»), проведено родительское собрание. Родители вместе с детьми принимали участие в викторинах (например, викторина «Моя малая родина»), конкурсах, в создании различных альбомов. Дети, совместно с родителями, искали информацию огороде и приносили ее в дошкольное учреждение (стихотворения местных поэтов, статьи). Большие значения для ознакомления детей с малой родиной имеют семейные экскурсии. Итоги таких экскурсий отображались в фотовыставках. Необходимо привлекать родителей к проблеме формирования патриотических чувств дошкольников, воспитания любви к малой родине, показывать ее значимость, чтобы формировалась активная родительская позиция, чтобы цели дошкольного образования и семьи были общими.

Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей сформировались патриотические чувства, любовь к малой родине и к Родине в целом. На последнем этапе работы над педагогическим опытом была проведена итоговая диагностика, показавшая большой скачок в формировании у детей патриотических чувств, высокий уровень знаний составил 93%, средний уровень знаний составил 16%. Подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что работа, проделанная в старшей группе, дала определенный результат. У воспитанников обогащены знания об истории, культуре и природе родного города. Результативность опыта Подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что работа, проведенная в течение двух лет, дала определенный результат. Начальная диагностика и итоговое обследование детей, показало: Знает название родного края, домашний адрес, названия
достопримечательностей, улиц родного города. Знает символику, флаг, герб Знает историю, культуру и традиции, может рассказать о жилище человека и предметах быта, имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках Знает растительный и животный мир, имеет положительное отношение к окружающей среде В процессе познания малой родины воспитанники научились любить ее, уважать людей, живущих рядом. Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе. Дошкольники научились сравнивать и сопоставлять события и явления, видеть старое и новое, научились воспринимать конкретные исторические события. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой родиной у детей обогатился и активизировался словарь, расширилось представление об окружающем мире. Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей. Таким образом, использование интеграции различных видов деятельности обеспечивает интерес к прошлому, воспитание патриотизма, помогает возрастить в сердцах детей семена любви к малой родине и Родине в целом.