"Лепка в старшей группе детского сада"

Автор: Юрьева Татьяна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования по изодеятельности
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - Детский сад "Планета детства"
Населённый пункт: город Калтан, Кемеровская область
Наименование материала: технологическая карта занятия
Тема: "Лепка в старшей группе детского сада"
Дата публикации: 06.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребёнка «Планета детства»
Технологическая карта организованной образовательной деятельности

детей старшего дошкольного возраста

Лепка «Мухоморчики»
Составитель: педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности Татьяна Ивановна Юрьева Кемеровская обл., Калтанский городской округ – 2015

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

(художественно-эстетическое направление развития детей)

Лепка

Возрастная группа -
старший дошкольный возраст.
Тема –
«Мухоморчики» (возможность проведения в период тематических недель «Осень», «Деревья сибирского края»).
Цель:
учить детей изображать конкретный гриб (мухомор) посредством лепки, передавая характерные особенности его внешнего вида.
Педагог дополнительного образования
Т. И. Юрьева
I-Вводно-организационный этап

Задачи этапа, предполагаемый

результат
(продолжительность)
Деятельность педагога
(совместная, самостоятельная, индивидуальная)
Формы, методы, приемы, возможные виды деятельности

Деятельность воспитанников

Психологический настрой

Цель:
создание эмоционального настроя у детей, содействие развитию групповой сплоченности.
Результат:
психологическая готовность детей для начала работы.
(1 мин).
Занятие начинается на ковре. Педагог просит детей встать в круг и взяться за руки. Предлагает пожать друг другу руки (не расцепляя круг), улыбнуться, желая хорошего настроения и присесть на ковёр. Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Присаживаются на ковёр.
Организационный момент

Цель:
активизация внимания детей
.

Результат:
сосредоточение внимания детей на образе игрового персонажа
(1 мин).
Затем показывает им игрушку Старичка-Лесовичка и задаёт несколько вопросов: - Ребята, посмотрите, какой интересный гость к нам сегодня пришёл (даётся время для рассматривания игрового персонажа). Вы узнали его? (ответы детей) - А где вы могли бы встретиться со Старичком-Лесовичком? Дети рассматривают игрушку Старичка-Лесовичка, включаются в беседу с педагогом.
(ответ детей: в лесу)
Актуализация

Цель:
актуализация имеющихся у детей знаний, практического чувственного опыта, обеспечение восприятия и принятия информации, создание ситуации свободного общения.
Результат:
включение детей в совместное общение
(2 мин).
- Кто из вас бывал в лесу? (ответы детей) - Что вы там видели? Что вам понравилось? (ответы детей: деревья, кустики, травку...) - Старичок-Лесовичок спрашивает вас, ребята: знаете ли вы, кто живёт в лесу? (ответы детей: птицы, насекомые, животные…) - А как называются животные, которые живут в лесу? (ответ детей: дикие) - Ребята, закройте глаза и представьте, что вы попали в осенний лес…. Чем пахнет лес осенью? (ответы детей: листьями, ягодами, грибами…) - Старичок-Лесовичок хочет загадать вам загадку: Под кустами, Под листами Мы попрятались в траву, Нас в лесу ищите сами Мы не крикнем вам: «Ау!» (грибы) - Молодцы, ребята, правильно отгадали… В осеннем лесу очень много грибов! Среди них есть те, которые мы можем кушать – они называются (дети заканчивают высказывание: съедобные). Вот эти грибы (педагог показывает и называет несколько иллюстраций) и те, которые ни в коем случае нельзя даже трогать руками - это грибы (дети заканчивают высказывание: ядовитые, несъедобные). Эти грибы выглядят вот так (педагог Дети отвечают на вопросы педагога и Старичка-Лесовичка, отгадывают загадку.
показывает и называет несколько иллюстраций).
Мотивационно - побудительный

Цель:
обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно- практической деятельности.
Результат:
осмысленность детьми предстоящего начала практической работы, внутренняя мотивация на деятельность
(3 мин).
- Ребята, Старичок-Лесовичок принёс собой из леса корзинку. Хотите узнать, что в ней лежит ? (Ответы детей. Затем дети вместе с педагогом перемещаются в другую часть комнаты, к мольберту или магнитной доске, возле которой стоит корзинка, накрытая тканью). - Попробуйте отгадать ещё одну загадку: Этот гриб украсит бор. Знают все: он (дети хором: мухомор!) Хоть красив собой, Прекрасен, Несъедобен он. Опасен! Воспитатель достает из корзинки большую игрушку- мухомор: - Вот что в корзинке у Старичка-Лесовичка. Но это не простой мухомор – это мухомор из сказки! Хотите послушать? (ответы детей) (На мольберте или доске прикреплены магнитные фигурки кустика, пенёчка, сосны. Параллельно тексту педагог дополняет композицию соответствующими фигурками - мухомора, ёжика, зайца, белки, лося): Жил – был Мухомор. С ним никто не дружил. Однажды около Мухомора пробегал Ёжик. Мухомор сказал ему: - Ёжик, давай дружить. - Нет, ты ядовитый, - ответил Ёжик и убежал под Дети перемещаются в пространстве, отгадывают загадку, слушают сказку и воспринимают зрительно её «иллюстрирование» на магнитной доске.
кустик. Обидно стало мухомору. Тут мимо проходит Зайчик. - Зайчик, давай дружить, - сказал Мухомор. - Нет, ты ядовитый! Я с тобой дружить не буду, - ответил Зайчик и спрятался за пенёчком. Мухомору стало очень грустно. Видит он на ветке сосны сидит Белка и грызёт орешки. - Белка, давай дружить, - говорит Мухомор. - Нет, - отвечает Белка. – С тобой никто не будет дружить, потому что ты очень вреден и ядовит. Мухомор услышал это и заплакал. Вдруг затрещали ветки деревьев, и показался Лось. - Мухомор, почему ты плачешь? – спросил Лось. - Как мне не плакать? Со мной никто не дружит. Я никому не нужен, - сказал Мухомор. - Ты нужен нам – лосям. Мы лечимся мухоморами, - ответил Лось. Мухомор очень обрадовался, что он тоже кому-то нужен и приносит пользу! Педагог продолжает: - Скоро наступит зима. Вся земля покроется снегом. Как же лоси будут добывать мухоморы, чем лечиться, если вдруг заболеют?! Что же делать, ребята?! (Дети высказывают предложение, что надо помочь лосям и слепить мухоморы из пластилина.)
II-

Задачи этапа, предполагаемый

результат
(продолжительность)
Деятельность педагога с воспитанниками
(совместная, самостоятельная, индивидуальная)
Формы, методы, приемы, возможные виды деятельности

Деятельность

воспитанников


Практический (основной) этап

Динамическая пауза

Цель:
обеспечение смены видов деятельности, стимулирование двигательной активности детей.
Результат:
снятие мышечного напряжения
(2 мин).
Физминутка (релаксационное кинезиологическое упражнение по типу упражнения «Дерево») Исходное положение – сидя на корточках. Инструкция детям: - Спрячьте голову в колени, обхватите их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в гриб - мухомор. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Упражнение повторяется несколько раз. Дети повторяют движения за педагогом.
Восприятие

Цель:
обеспечение зрительного пространственного восприятия детьми этапов практической работы, формирование целостного представления о предстоящей деятельности.
Результат:
сформированность представлений детей о последовательности практических действий
(2 мин).
Далее ребята проходят за рабочие места. Воспитатель проводит уточняющую беседу о внешнем виде мухомора, задавая вопросы и показывая отдельные приёмы лепки: - Что есть у мухомора? (ответ детей: ножка) - Какого она цвета? (ответ детей: белого) - Какой она формы? (ответы детей: овальная, длинная, но не слишком тонкая). Для ножки нам нужно будет слепить (педагог показывает уже готовую вылепленную из пластилина «ножку» мухомора) (ответы детей: столбик, колбаску; дети делают имитационные движения кистями рук.) - Что есть на ножке мухомора? (ответ детей: юбочка). Для юбочки нужно скатать тонкий столбик, расплющить его, чтобы получилась «ленточка» и обернуть её вокруг ножки (параллельный показ способа лепки). - Что ещё есть у мухомора? (ответ детей: шляпка) - Какого она цвета? (ответ детей: красного, с белыми пятнышками - крапинками) - Какой формы шляпка? (ответы детей: круглая, как Дети зрительно воспринимают информацию, анализируют, обобщают, отвечают на вопросы, выполняют имитационные движения.
перевёрнутая тарелочка, с загнутыми краями...) - Как будете лепить круглую шляпку? (педагог показывает готовый шар из красного пластилина). Покажите (имитационные движения детей кистями рук). Осталось шар расплющить (параллельный показ способа лепки), а края (ответ детей: загнуть). Соединяем шляпку с ножкой. И с помощью белых бусинок изображаем белые крапинки. Мухомор готов. Осталось его поставить на травку (брусок зелёного пластилина).
Пальчиковая гимнастика

Цель:
подготовка пальцев рук к работе, развитие моторной координации, снятие мышечного напряжения.
Результат:
готовность пальцев рук и ладоней детей к предстоящей работе с пластическим материалом
(1 мин).
- Предлагаю разогреть пальчики и приступить к работе! Пальчиковая гимнастика с массажными шариками Су-джок «Мячик» Мячик я держу в руке, Зажимаю в кулаке. Отпускаю, разжимаю И ладошками катаю. (Движения в соответствии с текстом) Дети повторяют движения за педагогом.
Практическая работа

Цель:
создание условий для переноса детьми воспринятой зрительной и словесной информации в практическую деятельность (лепку).
Результат:
применение детьми Дети приступают к работе. Во время выполнения практического задания педагог включает музыкальное сопровождение, напоминает ребятам последовательность лепки, оказывает необходимую индивидуальную помощь затрудняющимся детям, следит за их посадкой (положением ног, спины, головы), поощряет стремление детей выполнить работу до конца и качественно. Дети лепят из пластилина мухомор, украшают шляпку гриба бусинками - крапинками.
знаний и способов действий на практике
(10 мин).

3 - Этап

Заключительный

Рефлексивно-корригирующий

Цель:
создание условий для возникновения у детей положительных эмоций от осознания успеха своей деятельности.
Результат:
осмысление детьми выполненной работы
(3 мин)
Подводя итог занятия, воспитатель предлагает детям принести свои поделки поближе к лосю и сделать для них полянку из лечебных мухоморов (возле доски или мольберта). Старичок-Лесовичок говорит, что теперь животным хватит мухоморов на всю долгую зиму, благодарит ребят и прощается. Дети приводят в порядок рабочие места, моют с мылом руки. Дети вместе с педагогом устанавливают поделки в единую композицию, организуя мини-выставку готовых работ.