Напоминание

Изучение опыта основателя Ленинградской валторновой школы Буяновского В.М.

Автор: Александр Борисович Сухенко
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Московское военно-музыкальное училище им. генерал-лейтенанта В.М.Халилова.
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Изучение опыта основателя Ленинградской валторновой школы Буяновского В.М.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Преподаватель Сухенко А.Б.

21.02.2020г.

Изучение опыта основателя Ленинградской валторновой школы

Буяновского В.М.

Одним из ярчайших

представителей

Ленинградской исполнительской

школы

является

Виталий Буяновский (27 августа 1928, Ленинград - 5 мая

1993, Санкт-Петербург) - советский валторнист, педагог и композитор.

Солист ЗКР АСО Ленинградской (впоследствии Санкт-Петербургской)

филармонии, народный артист РСФСР. Профессор Ленинградской

(впоследствии Санкт-Петербургской) консерватории, кандидат

искусствоведения. Сын валторниста Михаила Буяновского.

Окончил среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской

консерватории в 1945 году и Ленинградскую консерваторию в 1950 под

руководством своего отца Михаила Николаевича Буяновского. В 1953 году

Виталий Буяновский стал лауреатом первой премии Международного

музыкального фестиваля «Пражская весна». После конкурса чешский журнал

«Музыкальное обозрение» написал о молодом музыканте: «Буяновский --

весьма привлекательный, скромный, простой, но исключительно

интеллигентный мастер, с очень совершенной интонацией. Убедительный и

спокойный в своем выражении, но способный к активному воодушевлению.

Обладает высокой культурой и своеобразной манерой исполнения...

Буяновский будто предназначен для профессуры».

В 1946-1956 гг. играл в оркестре Ленинградского театра оперы и балета

имени Кирова, с 1956 г. солист ЗКР Академического симфонического

оркестра Ленинградской филармонии. Помимо работы в оркестре важное

место в творчестве Виталия Буяновского занимало камерное музицирование.

На протяжении своей карьеры он регулярно выступал как солист и в

составе различных ансамблей камерной музыки, например духового квинтета

ЗКР АСО Ленинградской филармонии.

Дмитрий Шостакович писал о Буяновском:

"Буяновский - один из наиболее ярких представителей советской

исполнительской школы. Его искусство возвышенно и строго, ему свойствен

безупречный художественный вкус, благородство звучания, эмоциональная

сдержанность, тонкое умение передать идейно-образное содержание

произведения в соответствии с его характером и стилем. С 1961 г. Виталий

Буяновский преподавал в Ленинградской консерватории, с 1967 г. доцент, с

1973 г. профессор. Среди учеников Виталия Буяновского такие валторнисты,

как Фройдис Рее Векре, Андрей Глухов, Сергей Довгалюк, Павел Евстигнеев,

Александр Сухоруков, Станиславцес.

В.М. Буяновский явился одним из создателей методики преподавания

игры на духовых инструментах. Новые жизненные принципы, приход в

консерваторию людей, прежде не имевших возможности учиться, требовали

изменения существовавших ранее методов обучения, новых программ,

нового репертуара. Буяновский подверг переоценке все методическое

наследие, обогатил репертуар упражнениями, множеством переложений,

ввел новые принципы занятий с учащимися. Почти полувековая

педагогическая работа Буяновского - это по существу процесс создания

новой, Ленинградской современной валторновой школы. Его методика,

объединившая все лучшее, что могла дать русская и зарубежная педагогика в

области преподавания игры на духовых инструментах, предполагала

воспитание валторнистов-художников.

В.М.Буяновский учил музыке. Основной принцип его работы: технология

не самоцель, а средство выражения музыкальной мысли композитора --

ставил исключительно высокие требования перед учащимися. К сожалению,

им не создано трудов по методике, «школы» -- отчасти потому, что он был

всегда слишком перегружен работой, и потому, что считал главным в

процессе обучения живую работу педагога. Теперь, спустя много лет, когда

Виталия Михайловича уже нет в живых, его методические установки и

различные аспекты педагогического процесса могут быть сформулированы

лишь его учениками и теми из них, которые, восприняв его принципы,

продолжают обучение валторнистов по его системе. Принципы методики

преподавания игры на валторне, школа Буяновского представляют собой

совершенно ясную, стройную систему, оправдывающую себя и поныне.

Первый важный момент в работе педагога - отбор учащихся. Физические

данные поступающего определялись им очень точно. Внешний осмотр

ребенка, краткий разговор, всегда с доброй улыбкой и теплотой, давал ему

достаточно точное представление о «пациенте». Часто Буяновский

совершенно безошибочно рекомендовал поступавшему тот или иной

инструмент. При отборе детей для обучения игре на валторне он придавал

исключительное значение остроте музыкального слуха.

Первый урок - постановка амбушюра, знакомство с инструментом.

Этот день запоминали многие его ученики.

При обучении детей Виталий Михайлович особое внимание уделял

сольфеджированию, считая его основой для развития внутреннего слуха,

ощущения высотности, на котором в соединении с амбушюрно-мышечными

состояниями и базируется игра на валторне и других медных духовых

инструментах. Дети пели различные упражнения, в том числе и легкие этюды

из школы Ф. Шоллара. Ребенку, которому рано было заниматься на валторне

с полной нагрузкой, рекомендовалось в течение учебного года главное

внимание уделять сольфеджио.

В качестве исходного звука для начала обучения Виталий Михайлович

всегда предлагал соль первой октавы по написанию. Он считал этот тон

определяющим для установки амбушюра, дающим с самого начала

правильную ориентацию губных ощущений для всего диапазона

инструмента. Почти одновременно, но с некоторым сознательным

запаздыванием (он никогда не нагромождал на ребенка множество задач),

Буяновский развивал в ученике исполнительское дыхание. Дыханию он

придавал очень большое значение и обращал внимание на него при

прохождении материала во все годы обучения. Он умел подсказывать то

нужное слово, которое сразу заметно улучшало дело.

После упорядочения постановки, закрепления основ деятельности губ,

языка и дыхания в работе с учеником продолжался долгий путь становления

музыканта. Подчинение работы исполнительского аппарата требованиям

музыки, трудностей технических музыкальным задачам- этими принципами

руководствовался Буяновский и его ученики-педагоги.

Учить музыке, развивать музыкальную культуру, вкус, потребность и

привычку музицировать в высоком смысле этого слова -и одновременно

объяснять приемы, побуждать ученика самого находить необходимые

амбушюрные, мышечные ощущения для выполнения пассажа, фразы или

отдельного звука в том характере, которого требует автор, - неизменное

требование Буяновского как педагога. Точное выполнение нотного текста,

дисциплина, воспитание высокого профессионализма - осуществление всех

этих задач начиналось с первых же уроков и продолжалось в дальнейшем, на

всех этапах обучения.

Огромное значение Буяновский придавал инструктивному материалу.

Гаммы и упражнения (для начинающих он всегда писал их сам),

последовательность подбора этюдов способствовали развитию валторнистов.

Виталий Михайлович никогда не следовал слепо материалам какой-либо

одной «школы» или этюдам одного автора. Он давал этюды всегда по выбору

из сборников Ф. Шоллара, К. Копраша, О. Франца и Ж. Галлэ. В выборе

этюдов он руководствовался полезностью материала и его музыкальными

достоинствами.

Предпочтение оказывалось этюдам, развивавшим как амбушюрную

технику, штрихи, дыхание, тембр звука, так и музыкальность ученика.

Все технические приемы, утверждал Буяновский, обусловлены музыкой;

сочетание в единстве этих двух начал составляет сущность его метода.

В своей педагогической работе Виталий Михайлович не только учил

музыке и технологии, он был отличным воспитателем. С первых же уроков

ученик попадал под воздействие воспитательной силы большого художника,

незаурядной личности.

Буяновский внушал ученикам чувство ответственности за дело, он

воспитывал в них достоинство музыканта, высокое гражданское чувство.

В.М.Буяновский составил целую эпоху в истории исполнительства на

духовых инструментах. Он вел большую методическую, издательскую и

общественно-музыкальную деятельность. Любовь к жизни, к людям, которых

он одаривал добротой своего сердца, составляли неотъемлемое качество

этого выдающегося музыканта-гражданина. Многие из тех, кто знал его,

всегда вспоминают его с чувством глубокого уважения, сердечного тепла и

благодарности.

Сравнивая Московскую и Санкт- Петербургскую (Ленинградскую) школы

исполнительства на духовых инструментах напрашивается вывод:

Петербургская исполнительская школа является более академичной в силу

географической и исторической близости к Европе.

Московская школа исполнительства на духовых инструментах,

в отличии от «европеизированной» Петербургской , является более

демократичной, более свободной в интерпретации исполнения произведений,

являя собой синтез европейской школы и Русского национального

исполнительства.