Напоминание

Адаптированная рабочая программа по предмету "История" для обучающихся 7 класса

Автор: Ильина Альбина Робертовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГКОУ УР "Каракулинская школа для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: С. Каракулино, Удмуртская Республика
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Адаптированная рабочая программа по предмету "История" для обучающихся 7 класса







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью

общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень

трудно. В предмете история заложено необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности,

для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций:

логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.

Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко

изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей

с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеализированной

истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой

подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта учащихся с интеллектуальными

нарушениями.

Структурным

принципом

построения

программы

является

линейно-концентрический

принцип.

Он

дает

возможность

широко

использовать межпредметные связи истории с географией, биологией, математикой, литературой, ИЗО и др. Очень важно умение учителя

переводить на язык истории, имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для

преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений

исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать,

сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на

Земле.

II.

Цели, задачи, логика построения курса.

Данная рабочая программа ставит следующие цели:

- изучение исторического материала;

- овладение знаниями и умениями;

- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;

- формирование личностных качеств гражданина;

- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни в социуме;

- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.

Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.

Образовательные задачи:

- усвоить важнейшие факты истории;

- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

- овладеть умением применять знания по истории в жизни;

- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

Воспитательные задачи;

- гражданское воспитание учащихся;

- патриотическое воспитание;

- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;

- духовно-нравственное воспитание;

- эстетическое воспитание;

- трудовое воспитание;

- экологическое воспитание;

- правовое воспитание;

- формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

Место предмета в учебном плане:

Обучение истории рассчитано на три года с 7 по 9 классы. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений

Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения истории в 7-9 классах из расчета 2 учебных часа в неделю.

Методы:

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

наглядные – наблюдение, демонстрация;

практические – упражнения;

методы изложения новых знаний;

методы повторения, закрепления знаний;

методы применения знаний;

методы контроля.

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

Комбинированный урок

Применяются ТСО и ИКТ: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых

должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной

аттестации обучающегося.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида для 5-9 классов: Авторы программы И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Издательство «Просвещение», 2010.

Планируемые результаты

7 класс

Личностные результаты:

проводить сравнения, находить признаки, сходства и различия;

уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;

уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;

уметь объяснять значение новых понятий и слов;

уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;

уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;

устанавливать (по вопросам учителя) причины:

­

возникновения языческих верований;

­

возникновения разнообразных видов труда;

­

возвышения среди племён отдельных личностей;

­

объединения племён;

­

возникновения государства;

­

крещения Руси;

­

распада Киевской Руси;

знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;

знать исторические имена (3-5 имён);

знать главные исторические события: от Крещения Руси до Куликовской битвы.

Достаточный уровень:

объяснять значение словарных слов и понятий;

устанавливать причины:

­

возникновения языческих верований и обрядов;

­

развития ремёсел, торговых отношений, культуры;

­

возникновения государства, его структуры, функций;

­

развития православия, смены языческой культуры на христианскую;

­

распада Киевской Руси;

­

возникновения религии, торговли, межгосударственных связей Росс (IX-XII вв.);

­

захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;

­

освободительных войн между государствами;

­

возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;

­

смутного времени и народных волнений;

­

возникновения и укрепления сословий в Российском государстве;

описывать:

­

образ жизни восточных славян, места расселения;

­

отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.);

знать названия древних городов Руси (3-6 названий);

знать основные события периодов:

­

IX – первое Древнерусское государство;

­

X век – крещение Руси;

­

XI век – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;

­

XI-XIII вв. – расцвет культуры древней Руси;

­

XI-XV вв. – раздробленность русских земель, монгольское нашествие, свержение Золотой Орды;

­

XVI-XVII вв. – объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV, Смутное время, Земский собор 1613 г., развитие сословных

отношений.

Программа «История отечества» для 7 класса хронологически охватывает период с V по XVII в. и состоит из 5 разделов.

Раздел I «Древняя Русь» (10 ч.) охватывает 9 тем, в том числе:

Происхождение славян.

В каких местах селились славяне.

Славяне и соседние народы.

Облик славян и черты их характера.

Земледелие – основное занятие славян.

Организация жизни славян.

Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.

Языческие традиции восточных славян.

Раздел II «Древнерусское государство» (9ч.) включает темы:

Как возникло Древнерусское государство.

О чём рассказывает древняя летопись.

Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.

Князь Олег (882-912).

Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945).

Как княгиня Ольга отомстила древлянам.

Княгиня Ольга наводит порядок на Руси. Посольство Ольги в Византию.

Сын князя Игоря и Ольги – Святослав.

Раздел III «Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства» (13 ч.) включает темы:

Сыновья князя Святослава.

Князь Владимир Красное Солнышко.

Крещение Руси.

Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства.

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019 – 1054)

Русь после смерти Ярослава Мудрого.

Князь Владимир Мономах.

Распад Руси на отдельные княжества в XXII (12) веке.

Новгородская Республика. Господин Великий Новгород.

Ростово – Суздальское княжество в XXII (12) веке. Князь Юрий Долгорукий.

История возникновения Москвы.

Культура Руси в X – XIII (10 – 13) веках.

Раздел IV «Русь в борьбе с завоевателями» (16 ч.) включает темы:

Образование монгольского государства.

Битва на реке Калке.

Нашествие монголов на Русь.

Новгородский князь Александр Невский (1236 – 1263)

Ледовое побоище.

Власть Золотой Орды над русскими князьями.

Русские княжества в XIII – XIV (13-14) веках.

Московский князь Иван Калита (1325 – 1340) и его наследники.

Московский князь Дмитрий Иванович (1350 – 1389). Благословение Сергия Радонежского.

Куликовская битва.

Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году.

Наследники Дмитрия Донского.

Освобождение Руси от Золотой Орды.

Управление государством Иваном III.

Раздел V «Единое Московское государство» (20 ч.) включает темы:

Русь в XVI (16) веке. Царь Иван Грозный (1533 – 15840).

Земский собор, реформы Избранной рады.

Войны Ивана Грозного. Войны с западными странами.

Опричнина.

Покорение Сибири.

Россия после Ивана Грозного.

Лжедмитрий I – самозванец.

Лжедмитрий II. Семибоярщина.

Русская православная церковь в Смутное время. Минин и Пожарский: за веру и Отечество!

Воцарение династии Романовых.

Царь Алексей Михайлович Романов (1645 – 1676).

Раскол в Русской православной церкви.

Укрепление южных границ России. О казаках.

Развитие России в XVII(17) веке.

Культура России в XVI – XVII (16-17) веках.

III.

Характеристика УМК, который используется учителем.

Программа-основа:

Авторская программа по истории для 5-9 классов специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова: «Просвещение»,2010, утверждена Министерством образования РФ 10 апреля 2002. (№29/2065-п).

Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных

(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего

образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу истории Отечества:

1)

История Отечества. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ И.М.

Бгажнокова, Л.В. Смирнова, И.В. Карелина - М: Просвещение, 2018. – 223 с.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система обучения. Формы организации учебной деятельности носят индивидуальный

характер работы. Для более эффективной работы и лучшего усвоения материала запланированы уроки с применением ИКТ.

IV.

Характеристика форм и методов контроля.

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ.

Контрольно-измерительные

материалы

создает

учитель

в

соответствии

с

психофизическим

особенностями

каждого

класса.

Контроль

осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В

конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам. Для этого разработан банк контрольных работ, позволяющий выявить не

только уровень знаний и умений по истории, но и сформированность соответствующих ключевых компетенций.

Учебно-тематический план

7 класс

Раздел

Кол.

часов

Вид занятий (количество часов)

Теория

Практика

Экскурсии

Контроль

I

Древняя Русь

10

9

-

-

1

II

Древнерусское государство

9

8

-

-

1

III

Крещение Древней Руси. Расцвет

Русского государства

13

12

-

-

1

IV

Русь в борьбе с завоевателями

16

15

-

-

1

V

Единое Московское государство

20

17

-

-

3

Итого:

68

61

-

-

7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел I

Древняя Русь

Цели

Формировать у учащихся представление об истории нашей страны древнейшего периода.

Задачи

Формировать у учащихся представление о жизни, быте, обычаях, традициях, веровании, занятиях восточных славян.

Обогащать словарный запас учащихся; формировать умения анализировать и сравнивать исторические события.

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине, к другим народам.

Тема.

Кол.

час.

Дата

про-

веде-

ния

Тип урока

Ключевые понятия,

связь

с действительностью

Ожидаемые результаты

Ученик должен

Вид

контроля

знать

уметь

1.1.Введение.

1

02.09.

Урок – сооб-

щение новых

знаний

Славяне,

славянские

народы,

Хазарский

кага-

нат, варяги, норманны,

Византия,

Константинополь,

меновая торговля, купец,

земледелие, скотоводство,

рыболовство

община,

племя,

род,

племенные

союзы, языческие боги и

союзы

Восточные

славяне

предки

русских,

украин-

цев и белорусов.

- Племена славян.

- Соседей славян.

- Основные занятия славян.

- Верования восточных сла-

вян.

-

Объяснять

значение

новых

слов и понятий.

- Устанавливать причины воз-

никновения общин и племен-

ных союзов.

- Проводить сравнения, нахо-

дить признаки сходства и раз-

личия между родовой и сосед-

ской общиной.

- Объяснять причины появле-

ния

в

общине

сословных

групп.

-

Работать

с

картой,

лентой

времени, учебником и тетра-

дью самостоятельно или под

руководством учителя.

- Применять исторические

знания при выполнении зада-

ний.

Устный

опрос

1.2.Происхожде

ние славян.

1

03.09

Комбиниро-

ванный урок

Устный

опрос

1.3.В каких ме-

стах селились

славяне.

1

9.09.

Комбиниро-

ванный урок

Устный

опрос

1.4.Славяне и

соседние наро-

ды.

1

10.09.

Комбиниро-

ванный урок

тестирова-

ние

1.5.Облик сла-

вян и черты их

характера.

1

16.09.

Комбиниро-

ванный урок

Письмен-

ный опрос

1.6.Земледелие

– основное за-

нятие славян.

1

17.09.

Комбиниро-

ванный урок

Творческое

задание

1.7.Организация

жизни славян.

1

23.09.

Комбиниро-

ванный урок

Устный

опрос

1.8.Жилища,

одежда, семей-

1

24.09.

Комбиниро-

ванный урок

Устный

опрос

ные обычаи во-

сточных славян.

1.9.Языческие

традиции во-

сточных славян.

1

30.09.

Комбиниро-

ванный урок

Письмен-

ный опрос

1.10.Повтори-

тельно-

обобщающий

урок «Древняя

Русь».

1

01.10.

Урок обобще-

ния и система-

тизации зна-

ний

Контроль-

ная работа

Раздел II.

Древнерусское государство

Цели

Формировать у обучающихся представление об образовании древнерусского государства Киевская Русь, правителях древнего госу-

дарства и их деятельности

Задачи

Вспомнить и обобщить знания о жизни народа в период образования государства восточных славян Киевская Русь; откуда пошло

название «Русь»; вспомнить деятельность первых русских князей.

Способствовать развитию памяти, речи, мышления, познавательного интереса; учить составлять полные правильные ответы на по-

ставленные вопросы, работать с учебником.

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине, к другим народам.

2.1. Как воз-

никло Древне-

русское госу-

дарство.

1

7.10.

Урок – сооб-

щение новых

знаний

Государство,

княжеский

род Рюриковичей, бояре,

холопы,

дружина,

по-

людье, дружинник.

- Хронологию правления кня-

зей.

- Имена первых князей.

-

Основные

направления

внутренней и внешней поли-

тики Руси.

- Работать с контурной

картой,

соотносить

век

с датой.

-Устанавливать

причи-

ны и признаки возник-

новения государства.

-

Описывать

первых

князей, их вклад в раз-

витие

государства

Русь.

Работа с картой

2.2. О чём рас-

сказывает древ-

няя летопись.

1

8.10.

Комбиниро-

ванный урок

Устный опрос

2.3. Об Ас-

кольде, Дире и

их походах в

Византию.

1

14.10.

Комбиниро-

ванный урок

Устный опрос

2.4. Князь Олег

(882-912).

1

15.10.

Комбиниро-

ванный урок

Письменный

опрос

2.5. Князь

Игорь из рода

Рюриковичей

(913-945).

1

21.10.

Комбиниро-

ванный урок

Рассказ

2.6. Как кня-

гиня Ольга ото-

мстила древля-

нам.

1

22.10

Комбиниро-

ванный урок

Применять

историче-

ские

знания

при

вы-

полнении заданий

Рассказ

2.7. Княгиня

Ольга наводит

порядок на Ру-

си. Посольство

Ольги в Визан-

тию.

1

28.10.

Комбиниро-

ванный урок

Рассказ

по

ил-

люстрации

2.8. Сын князя

Игоря и Ольги –

Святослав.

1

29.10.

Комбиниро-

ванный урок

Письменный

опрос

2.9. Повтори-

тельно-

обобщающий

урок «Древне-

русское госу-

дарство».

1

11.11.

Урок обобще-

ния и система-

тизации зна-

ний

Контрольная

работа

Раздел III.

Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства

Цели

Показать причины и значение распада Руси.

Задачи

Формировать представление у учащихся о причинах распада Киевской Руси; отличительные черты развития и управления крупных

княжеств.

Продолжать учить давать полные, аргументированные ответы, оценку исторических фактов, развивать элементы творчества.

Способствовать формированию патриотических и нравственных качеств.

3.1. Сыновья

князя Святосла-

ва.

1

12.11.

Урок – сооб-

щение новых

знаний

Крещение,

христианство,

священник,

Корсунь (Херсонес)

- 988 г. – крещение Руси;

- христианство – вера в Бога

Иисуса Христа;

- заповеди Христа;

-

значение

принятия

хри-

стианства.

- Объяснять причины вы-

бора христианской веры, а

также значение заповедей

о любви, добре, справед-

ливости.

- Описывать

события

по

итогам

чтения

текстов,

уметь самостоятельно вы-

полнять задания по учеб-

нику и тетради.

Устный опрос

3.2. Князь Вла-

димир Красное

Солнышко.

1

18.11.

Комбиниро-

ванный урок

Тестовые

задания

3.3. Крещение

Руси.

1

19.11.

Комбиниро-

ванный урок

Письменный

опрос.

3.4. Заслуги

1

25.11.

Комбиниро-

Устный

князя Владими-

ра в укреплении

Русского госу-

дарства.

ванный урок

-

Находить

на

карте

и

называть 3-5 древних го-

родов Руси.

опрос.

3.5. Расцвет

Русского госу-

дарства при

Ярославе Муд-

ром (1019 –

1054)

1

26.11.

Комбиниро-

ванный урок

Названия

древнерусских

городов,

свод

законов,

казна,

название

госу-

дарств Европы: Франция,

Норвегия, Германия.

Мономах,

венчание

на

царство, царь,

Раздробленность

Руси,

период раздробленности,

междоусобица.

Новгородское

вече

народное

собрание

Нов-

города; правители Новго-

рода – посадник, тысяц-

кий, архиепископ.

1147 г. – первые сведения

о Москве; Юрий Долго-

рукий – основатель

Москвы.

-

Название

первого

свода

законов Ярослава Мудрого.

-

Значение

символов:

дер-

жава,

скипетр,

шапка

Мо-

номаха.

- Названия княжеств Руси.

-

Историю

возникновения

Москвы.

- Дату основания Москвы.

- Объяснять смысл и зна-

чение

законов

в

жизни

русского государства.

- Самостоятельно состав-

лять

рассказ

по

плану

в

учебнике.

- Объяснять значение но-

вых слов и понятий.

-

по

описанию

событий

устанавливать

век,

обо-

значать его на ленте вре-

мени.

- Называть сословия лю-

дей по описанию рода их

занятий.

- Работать с контурной и

исторической картой при

обозначении

границ

и

названий княжеств Руси в

12 веке.

Письменный

опрос

3.6. Русь после

смерти Яросла-

ва Мудрого.

1

2.12.

Комбиниро-

ванный урок

Устный

опрос

3.7. Князь Вла-

димир Моно-

мах.

1

3.12.

Комбиниро-

ванный урок

Устный

опрос.

3.8. Распад

Руси на отдель-

ные княжества в

XXII (12) веке.

1

9.12.

Комбиниро-

ванный урок

Работа с кар-

той

3.9.

Новгород-

ская

Республи-

ка.

Господин

Великий Новго-

род.

1

10.12.

Комбиниро-

ванный урок

Устный

опрос.

3.10. Ростово

– Суздальское

княжество в

XXII (12) веке.

Князь Юрий

Долгорукий.

1

16.12.

Комбиниро-

ванный урок

Фронтальный

опрос.

3.11. История

возникновения

Москвы.

1

17.12.

Комбиниро-

ванный урок

Письменный

опрос

3.12. Культура

Руси в X – XIII

1

23.12.

Комбиниро-

ванный урок

Устный опрос

(10 – 13) веках.

3.13. Повто-

рительно-

обобщающий

урок «Креще-

ние Древней

Руси. Расцвет

Русского госу-

дарства».

1

24.12.

Урок обобще-

ния и система-

тизации зна-

ний

Применять

исторические

знания при выполнении

заданий

Контрольная

работа

Раздел IV.

Русь в борьбе с завоевателями

Цели

Показать взаимосвязь раздробленности на Руси и нашествия иноземных завоевателей.

Задачи

Формировать представление о борьбе русского народа против монголо-татар, немецких и шведских рыцарей; об основных битвах

XIII в.; о героизме и мужестве русских людей против иноземных захватчиков.

Развивать умения устанавливать последовательность событий данного периода, определять их длительность; развивать умения

объяснять значение исторических терминов; учить применять ранее полученные знания; развивать умения сопоставлять историче-

ские явления, обобщать исторические факты, делать выводы.

Формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины

в тяжелейших условиях.

4.1. Образова-

ние монголь-

ского государ-

ства.

1

13.01.

Урок – сооб-

щение новых

знаний

Монголы – завоеватели,

Чингисхан,

тяжелая конница

- Имена монгольских ханов

периода нашествия на Русь

(Чингисхан, Батый и др.)

- Причины покорения Руси

Золотой Орде.

- Объяснять причины воз-

никновения Монгольского

государства

и

покорения

монголами других племён

и народов.

Устный опрос

4.2. Битва на

реке Калке.

1

14.01.

Комбиниро-

ванный урок

река Калка,

хан Батый,

«злой

город»

Козельск,

новгородский

князь

Александр Невский,

Золотая орда, ярлык,

баскаки.

- 1223 г. – первая встреча

русских

с

монголо-

татарами,

- 1237 г. – нашествие на

Русь.

-

Имена

русских

князей

защитников Руси от монго-

лов.

- Границы княжеств Северо-

Восточной

Руси,

названия

городов.

-

Находить

на

карте

и

обозначать

на

контурной

карте границы княжеств

Северо-Восточной Руси.

- Объяснять изменения в

Золотой

Орде,

положив-

шие начало её распаду.

Устный опрос

4.3. Нашествие

монголов

на

Русь.

1

20.01.

Комбиниро-

ванный урок

Рассказ

4.4. Нашествие

монголов

на

Русь.

1

21.01.

Комбиниро-

ванный урок

Пересказ

4.5. Новгород-

ский

князь

Александр

1

27.01.

Комбиниро-

ванный урок

Устный опрос

Невский (1236 –

1263)

Невская битва,

Ливония, рыцарь,

Ливонский орден,

Великий магистр.

- Рыцари-крестоносцы, цели

рыцарей-крестоносцев;

- Князь Александр Яросла-

вович – новгородский князь.

4.6.

Ледовое

побоище.

1

28.01.

Комбиниро-

ванный урок

Ледовое побоище

Княжества Северо-

Восточной Руси,

ярлык на княжество,

Даниил Александрович –

первый

московский

князь;

Иван

Калита

первый

московский князь, «соби-

ратель русской земли».

Сергий Радонежский,

Мамай, ратники,

Дмитрий Донской,

Куликовская битва,

8 сентября 1380 г. – Ку-

ликовская битва,

Мамаево побоище.

1480 г. – свержение мон-

-

Установление

господства

монголо-татар на Руси.

-Монголо-татарское

иго

было бедствием для завое-

ванных народов.

- Причины и факторы воз-

вышения

Москвы

и

Мос-

ковского княжества.

Устный

опрос

4.7. Власть Зо-

лотой Орды над

русскими князь-

ями.

1

3.02.

Комбиниро-

ванный урок

Письменные

задания.

4.8.Русские

княжества в XIII

XIV

(13-14)

веках.

1

4.02.

Комбиниро-

ванный урок

Устный опрос

4.9.Московский

князь

Иван

Ка-

лита

(1325

1340)

и

его

наследники.

1

10.02.

Устный

опрос.

4.10.

Москов-

ский

князь

Дмитрий

Ива-

нович

(1350

1389).

Благо-

словение

Сер-

гия

Радонеж-

ского.

1

11.02.

-

Значение

Куликовской

битвы.

- значение освобождения от

монгольского ига;

-

первое

огнестрельное

оружие.

-

Понимать

и

объяснять

историческое

влияние

личности

Сергия

Радо-

нежского на самосознание

и ратные подвиги русско-

го народа в борьбе с Ор-

дой.

-

Описывать

события

на

Куликовом поле.

Рассказ

4.11. Куликов-

ская битва.

1

17.02.

Рассказ по схе-

ме битвы

4.12.Поход

Тохтамыша

на

Москву

в

1382

году.

1

18.02.

Устный опрос

4.13.

Наследни-

ки

Дмитрия

Донского.

1

24.02.

Устный опрос

4.14.

Освобож-

дение

Руси

от

Золотой Орды.

1

25.02.

голо-татарского ига,

«признательное потом-

ство»,

культурные памятники

(иконопись, рукописные

книги, архитектура и др.)

Тест

4.15.Управление

государством

Иваном III.

1

3.03.

Устный опрос

4.16. Повтори-

тельно-

обобщающий

урок «Русь в

борьбе с завое-

вателями».

1

4.03.

Урок обобще-

ния и система-

тизации зна-

ний

Применять

исторические

знания при выполнении

заданий

Контрольная

работа

Раздел V.

Единое Московское государство

Цели

Формировать представление учащихся об экономической, политической, культурной жизни страны в 16 в.

Задачи

Формировать знания учащихся о жизни простых и знатных людей, о крепостных крестьянах, помещиках; подчеркнуть, что конец XV

– начало XVII в. – это важный этап исторического развития России.

Способствовать развитию памяти, речи, мышления, познавательного интереса; учить составлять полные правильные ответы на по-

ставленные вопросы, работать с учебником.

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине, к другим народам.

5.1. Русь в XVI

(16)

веке.

Царь

Иван

Грозный

(1533 – 15840).

1

10.03.

Урок – сооб-

щение новых

знаний

Подъём хозяйства,

ремесленники,

промыслы,

Земский собор,

реформы Избранной рады,

Судебник,

Казанское ханство,

ливонские рыцари

-

Причины

возникновения

смутного

времени,

появле-

ния самозванцев и польско-

литовской экспансии.

- Имена исторических дея-

телей

периода

Смутного

времени.

-Даты

исторических

собы-

тий.

-

Самостоятельно

рабо-

тать

с

лентой

времени,

историческими

и

геогра-

фическими

картами,

учебником,

рабочей

тет-

радью.

- По плану и иллюстраци-

ям

описывать

личность

Ивана

Грозного,

обоб-

щать черты его характера.

- Объяснять причины ре-

форм,

проводимых

Ива-

ном IV, называть органы

управления государством.

Устный опрос

5.2. Русь в XVI

(16)

веке.

Царь

Иван

Грозный

(1533 – 1584).

1

11.03.

Комбиниро-

ванный урок

Устный опрос

5.3. Земский со-

бор,

реформы

Избранной

ра-

ды.

1

17.03.

Комбиниро-

ванный урок

Устный

опрос,

пись-

менные

зада-

ния.

5.4. Войны Ива-

на

Грозного.

Войны с запад-

ными странами.

1

18.03.

Комбиниро-

ванный урок

Устный опрос

5.5. Опричнина.

1

31.03.

Комбиниро-

ванный урок

Опричнина,

Сибирское ханство.

Смутное время,

самозванцы,

Семибоярщина,

народное ополчение,

воцарение династии,

Соборное уложение,

крепостное право,

барщина, раскол,

старообрядцы.

Староверы-раскольники,

Протопоп, скиты.

- Причины раскола в Рус-

ской

православной

церкви.

- Разницу между новой и

старой верой.

-

Объяснять

причины

и

итоги

войн

в

период

правления Ивана Грозно-

го.

-

Объяснять

значение

Русской

церкви

в

деле

сплочения народа против

польско-шведских

завое-

вателей.

-

Самостоятельно

уста-

навливать

прямые

и

об-

ратные связи между дата-

ми и событиями.

-

Самостоятельно

изла-

гать

контекст

историче-

ских

событий

по

иллю-

страциям,

плану,

ленте

времени, картам.

Устный опрос

5.6. Покорение

Сибири.

1

1.04.

Комбиниро-

ванный урок

Пересказ

5.7. Россия по-

сле Ивана Гроз-

ного.

1

7.04.

Комбиниро-

ванный урок

Рассказ

5.8.Лжедмитрий

I – самозванец.

1

8.04.

Комбиниро-

ванный урок

Пересказ

5.9.Лжедмитрий

II.

Семибояр-

щина.

1

14.04.

Комбиниро-

ванный урок

Тестирование

5.10. Русская

православная

церковь в

Смутное время.

Минин и По-

жарский: за ве-

ру и Отечество!

1

15.04.

Комбиниро-

ванный урок

Фронтальный

опрос

5.11. Воцарение

династии Рома-

новых.

1

21.04

Комбиниро-

ванный урок

Тестирование

5.12. Царь

Алексей Ми-

хайлович Рома-

нов (1645 –

1676).

1

22.04.

Комбиниро-

ванный урок

Устный опрос

5.13. Раскол в

Русской право-

славной церкви.

1

28.04.

Комбиниро-

ванный урок

Устный опрос

5.14. Укрепле-

ние южных гра-

ниц России. О

казаках.

1

29.04.

Комбиниро-

ванный урок

Устный опрос

5.15. Развитие

России в

1

5.05.

Комбиниро-

ванный урок

Устный опрос

XVII(17) веке.

5.16. Культура

России в XVI –

XVII (16-17) ве-

ках.

1

6.05.

Комбиниро-

ванный урок

Типография,

печатный

станок,

Иван

Фёдоров,

Успенский,

Архангель-

ский соборы,

центры ремёсел

Творческое

за-

дание

5.17. Культура

России в XVI –

XVII (16-17) ве-

ках.

1

12.05.

Комбиниро-

ванный урок

Письменные

задания

5.18. Повтори-

тельно-

обобщающий

урок «Единое

Московское

государство».

1

13.05.

Урок обобще-

ния и систе-

матизации

знаний

Применять

исторические

знания при выполнении

заданий

Контрольная

работа

5.19. Обобще-

ние по всему

курсу 7 класса.

1

19.05.

Урок обобще-

ния и систе-

матизации

знаний

Применять

исторические

знания при выполнении

заданий

«Своя игра»

5.20. Итоговая

контрольная ра-

бота.

1

20.05.

Урок обобще-

ния и систе-

матизации

знаний

Применять

исторические

знания при выполнении

заданий

Контрольная

работа