Автор: Ильина Альбина Робертовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГКОУ УР "Каракулинская школа для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: С. Каракулино, Удмуртская Республика
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Адаптированная рабочая программа по предмету "История" для обучающихся 7 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью
общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень
трудно. В предмете история заложено необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности,
для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций:
логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко
изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей
с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеализированной
истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой
подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта учащихся с интеллектуальными
нарушениями.
Структурным
принципом
построения
программы
является
линейно-концентрический
принцип.
Он
дает
возможность
широко
использовать межпредметные связи истории с географией, биологией, математикой, литературой, ИЗО и др. Очень важно умение учителя
переводить на язык истории, имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для
преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений
исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать,
сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на
Земле.
II.
Цели, задачи, логика построения курса.
Данная рабочая программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала;
- овладение знаниями и умениями;
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
- формирование личностных качеств гражданина;
- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни в социуме;
- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
- усвоить важнейшие факты истории;
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
- овладеть умением применять знания по истории в жизни;
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи;
- гражданское воспитание учащихся;
- патриотическое воспитание;
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
- духовно-нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- экологическое воспитание;
- правовое воспитание;
- формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Место предмета в учебном плане:
Обучение истории рассчитано на три года с 7 по 9 классы. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений
Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения истории в 7-9 классах из расчета 2 учебных часа в неделю.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные – наблюдение, демонстрация;
практические – упражнения;
методы изложения новых знаний;
методы повторения, закрепления знаний;
методы применения знаний;
методы контроля.
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Комбинированный урок
Применяются ТСО и ИКТ: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых
должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной
аттестации обучающегося.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида для 5-9 классов: Авторы программы И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Издательство «Просвещение», 2010.
Планируемые результаты
7 класс
Личностные результаты:
проводить сравнения, находить признаки, сходства и различия;
уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;
уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;
уметь объяснять значение новых понятий и слов;
уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;
уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;
устанавливать (по вопросам учителя) причины:
возникновения языческих верований;
возникновения разнообразных видов труда;
возвышения среди племён отдельных личностей;
объединения племён;
возникновения государства;
крещения Руси;
распада Киевской Руси;
знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
знать исторические имена (3-5 имён);
знать главные исторические события: от Крещения Руси до Куликовской битвы.
Достаточный уровень:
объяснять значение словарных слов и понятий;
устанавливать причины:
возникновения языческих верований и обрядов;
развития ремёсел, торговых отношений, культуры;
возникновения государства, его структуры, функций;
развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
распада Киевской Руси;
возникновения религии, торговли, межгосударственных связей Росс (IX-XII вв.);
захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
освободительных войн между государствами;
возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
смутного времени и народных волнений;
возникновения и укрепления сословий в Российском государстве;
описывать:
образ жизни восточных славян, места расселения;
отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.);
знать названия древних городов Руси (3-6 названий);
знать основные события периодов:
IX – первое Древнерусское государство;
X век – крещение Руси;
XI век – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
XI-XIII вв. – расцвет культуры древней Руси;
XI-XV вв. – раздробленность русских земель, монгольское нашествие, свержение Золотой Орды;
XVI-XVII вв. – объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV, Смутное время, Земский собор 1613 г., развитие сословных
отношений.
Программа «История отечества» для 7 класса хронологически охватывает период с V по XVII в. и состоит из 5 разделов.
Раздел I «Древняя Русь» (10 ч.) охватывает 9 тем, в том числе:
Происхождение славян.
В каких местах селились славяне.
Славяне и соседние народы.
Облик славян и черты их характера.
Земледелие – основное занятие славян.
Организация жизни славян.
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.
Языческие традиции восточных славян.
Раздел II «Древнерусское государство» (9ч.) включает темы:
Как возникло Древнерусское государство.
О чём рассказывает древняя летопись.
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.
Князь Олег (882-912).
Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945).
Как княгиня Ольга отомстила древлянам.
Княгиня Ольга наводит порядок на Руси. Посольство Ольги в Византию.
Сын князя Игоря и Ольги – Святослав.
Раздел III «Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства» (13 ч.) включает темы:
Сыновья князя Святослава.
Князь Владимир Красное Солнышко.
Крещение Руси.
Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019 – 1054)
Русь после смерти Ярослава Мудрого.
Князь Владимир Мономах.
Распад Руси на отдельные княжества в XXII (12) веке.
Новгородская Республика. Господин Великий Новгород.
Ростово – Суздальское княжество в XXII (12) веке. Князь Юрий Долгорукий.
История возникновения Москвы.
Культура Руси в X – XIII (10 – 13) веках.
Раздел IV «Русь в борьбе с завоевателями» (16 ч.) включает темы:
Образование монгольского государства.
Битва на реке Калке.
Нашествие монголов на Русь.
Новгородский князь Александр Невский (1236 – 1263)
Ледовое побоище.
Власть Золотой Орды над русскими князьями.
Русские княжества в XIII – XIV (13-14) веках.
Московский князь Иван Калита (1325 – 1340) и его наследники.
Московский князь Дмитрий Иванович (1350 – 1389). Благословение Сергия Радонежского.
Куликовская битва.
Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году.
Наследники Дмитрия Донского.
Освобождение Руси от Золотой Орды.
Управление государством Иваном III.
Раздел V «Единое Московское государство» (20 ч.) включает темы:
Русь в XVI (16) веке. Царь Иван Грозный (1533 – 15840).
Земский собор, реформы Избранной рады.
Войны Ивана Грозного. Войны с западными странами.
Опричнина.
Покорение Сибири.
Россия после Ивана Грозного.
Лжедмитрий I – самозванец.
Лжедмитрий II. Семибоярщина.
Русская православная церковь в Смутное время. Минин и Пожарский: за веру и Отечество!
Воцарение династии Романовых.
Царь Алексей Михайлович Романов (1645 – 1676).
Раскол в Русской православной церкви.
Укрепление южных границ России. О казаках.
Развитие России в XVII(17) веке.
Культура России в XVI – XVII (16-17) веках.
III.
Характеристика УМК, который используется учителем.
Программа-основа:
Авторская программа по истории для 5-9 классов специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова: «Просвещение»,2010, утверждена Министерством образования РФ 10 апреля 2002. (№29/2065-п).
Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу истории Отечества:
1)
История Отечества. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ И.М.
Бгажнокова, Л.В. Смирнова, И.В. Карелина - М: Просвещение, 2018. – 223 с.
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система обучения. Формы организации учебной деятельности носят индивидуальный
характер работы. Для более эффективной работы и лучшего усвоения материала запланированы уроки с применением ИКТ.
IV.
Характеристика форм и методов контроля.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ.
Контрольно-измерительные
материалы
создает
учитель
в
соответствии
с
психофизическим
особенностями
каждого
класса.
Контроль
осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В
конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам. Для этого разработан банк контрольных работ, позволяющий выявить не
только уровень знаний и умений по истории, но и сформированность соответствующих ключевых компетенций.
Учебно-тематический план
7 класс
№
Раздел
Кол.
часов
Вид занятий (количество часов)
Теория
Практика
Экскурсии
Контроль
I
Древняя Русь
10
9
-
-
1
II
Древнерусское государство
9
8
-
-
1
III
Крещение Древней Руси. Расцвет
Русского государства
13
12
-
-
1
IV
Русь в борьбе с завоевателями
16
15
-
-
1
V
Единое Московское государство
20
17
-
-
3
Итого:
68
61
-
-
7
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел I
Древняя Русь
Цели
Формировать у учащихся представление об истории нашей страны древнейшего периода.
Задачи
Формировать у учащихся представление о жизни, быте, обычаях, традициях, веровании, занятиях восточных славян.
Обогащать словарный запас учащихся; формировать умения анализировать и сравнивать исторические события.
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине, к другим народам.
Тема.
Кол.
час.
Дата
про-
веде-
ния
Тип урока
Ключевые понятия,
связь
с действительностью
Ожидаемые результаты
Ученик должен
Вид
контроля
знать
уметь
1.1.Введение.
1
02.09.
Урок – сооб-
щение новых
знаний
Славяне,
славянские
народы,
Хазарский
кага-
нат, варяги, норманны,
Византия,
Константинополь,
меновая торговля, купец,
земледелие, скотоводство,
рыболовство
община,
племя,
род,
племенные
союзы, языческие боги и
союзы
Восточные
славяне
–
предки
русских,
украин-
цев и белорусов.
- Племена славян.
- Соседей славян.
- Основные занятия славян.
- Верования восточных сла-
вян.
-
Объяснять
значение
новых
слов и понятий.
- Устанавливать причины воз-
никновения общин и племен-
ных союзов.
- Проводить сравнения, нахо-
дить признаки сходства и раз-
личия между родовой и сосед-
ской общиной.
- Объяснять причины появле-
ния
в
общине
сословных
групп.
-
Работать
с
картой,
лентой
времени, учебником и тетра-
дью самостоятельно или под
руководством учителя.
- Применять исторические
знания при выполнении зада-
ний.
Устный
опрос
1.2.Происхожде
ние славян.
1
03.09
Комбиниро-
ванный урок
Устный
опрос
1.3.В каких ме-
стах селились
славяне.
1
9.09.
Комбиниро-
ванный урок
Устный
опрос
1.4.Славяне и
соседние наро-
ды.
1
10.09.
Комбиниро-
ванный урок
тестирова-
ние
1.5.Облик сла-
вян и черты их
характера.
1
16.09.
Комбиниро-
ванный урок
Письмен-
ный опрос
1.6.Земледелие
– основное за-
нятие славян.
1
17.09.
Комбиниро-
ванный урок
Творческое
задание
1.7.Организация
жизни славян.
1
23.09.
Комбиниро-
ванный урок
Устный
опрос
1.8.Жилища,
одежда, семей-
1
24.09.
Комбиниро-
ванный урок
Устный
опрос
ные обычаи во-
сточных славян.
1.9.Языческие
традиции во-
сточных славян.
1
30.09.
Комбиниро-
ванный урок
Письмен-
ный опрос
1.10.Повтори-
тельно-
обобщающий
урок «Древняя
Русь».
1
01.10.
Урок обобще-
ния и система-
тизации зна-
ний
Контроль-
ная работа
Раздел II.
Древнерусское государство
Цели
Формировать у обучающихся представление об образовании древнерусского государства Киевская Русь, правителях древнего госу-
дарства и их деятельности
Задачи
Вспомнить и обобщить знания о жизни народа в период образования государства восточных славян Киевская Русь; откуда пошло
название «Русь»; вспомнить деятельность первых русских князей.
Способствовать развитию памяти, речи, мышления, познавательного интереса; учить составлять полные правильные ответы на по-
ставленные вопросы, работать с учебником.
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине, к другим народам.
2.1. Как воз-
никло Древне-
русское госу-
дарство.
1
7.10.
Урок – сооб-
щение новых
знаний
Государство,
княжеский
род Рюриковичей, бояре,
холопы,
дружина,
по-
людье, дружинник.
- Хронологию правления кня-
зей.
- Имена первых князей.
-
Основные
направления
внутренней и внешней поли-
тики Руси.
- Работать с контурной
картой,
соотносить
век
с датой.
-Устанавливать
причи-
ны и признаки возник-
новения государства.
-
Описывать
первых
князей, их вклад в раз-
витие
государства
–
Русь.
Работа с картой
2.2. О чём рас-
сказывает древ-
няя летопись.
1
8.10.
Комбиниро-
ванный урок
Устный опрос
2.3. Об Ас-
кольде, Дире и
их походах в
Византию.
1
14.10.
Комбиниро-
ванный урок
Устный опрос
2.4. Князь Олег
(882-912).
1
15.10.
Комбиниро-
ванный урок
Письменный
опрос
2.5. Князь
Игорь из рода
Рюриковичей
(913-945).
1
21.10.
Комбиниро-
ванный урок
Рассказ
2.6. Как кня-
гиня Ольга ото-
мстила древля-
нам.
1
22.10
Комбиниро-
ванный урок
Применять
историче-
ские
знания
при
вы-
полнении заданий
Рассказ
2.7. Княгиня
Ольга наводит
порядок на Ру-
си. Посольство
Ольги в Визан-
тию.
1
28.10.
Комбиниро-
ванный урок
Рассказ
по
ил-
люстрации
2.8. Сын князя
Игоря и Ольги –
Святослав.
1
29.10.
Комбиниро-
ванный урок
Письменный
опрос
2.9. Повтори-
тельно-
обобщающий
урок «Древне-
русское госу-
дарство».
1
11.11.
Урок обобще-
ния и система-
тизации зна-
ний
Контрольная
работа
Раздел III.
Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства
Цели
Показать причины и значение распада Руси.
Задачи
Формировать представление у учащихся о причинах распада Киевской Руси; отличительные черты развития и управления крупных
княжеств.
Продолжать учить давать полные, аргументированные ответы, оценку исторических фактов, развивать элементы творчества.
Способствовать формированию патриотических и нравственных качеств.
3.1. Сыновья
князя Святосла-
ва.
1
12.11.
Урок – сооб-
щение новых
знаний
Крещение,
христианство,
священник,
Корсунь (Херсонес)
- 988 г. – крещение Руси;
- христианство – вера в Бога
Иисуса Христа;
- заповеди Христа;
-
значение
принятия
хри-
стианства.
- Объяснять причины вы-
бора христианской веры, а
также значение заповедей
о любви, добре, справед-
ливости.
- Описывать
события
по
итогам
чтения
текстов,
уметь самостоятельно вы-
полнять задания по учеб-
нику и тетради.
Устный опрос
3.2. Князь Вла-
димир Красное
Солнышко.
1
18.11.
Комбиниро-
ванный урок
Тестовые
задания
3.3. Крещение
Руси.
1
19.11.
Комбиниро-
ванный урок
Письменный
опрос.
3.4. Заслуги
1
25.11.
Комбиниро-
Устный
князя Владими-
ра в укреплении
Русского госу-
дарства.
ванный урок
-
Находить
на
карте
и
называть 3-5 древних го-
родов Руси.
опрос.
3.5. Расцвет
Русского госу-
дарства при
Ярославе Муд-
ром (1019 –
1054)
1
26.11.
Комбиниро-
ванный урок
Названия
древнерусских
городов,
свод
законов,
казна,
название
госу-
дарств Европы: Франция,
Норвегия, Германия.
Мономах,
венчание
на
царство, царь,
Раздробленность
Руси,
период раздробленности,
междоусобица.
Новгородское
вече
–
народное
собрание
Нов-
города; правители Новго-
рода – посадник, тысяц-
кий, архиепископ.
1147 г. – первые сведения
о Москве; Юрий Долго-
рукий – основатель
Москвы.
-
Название
первого
свода
законов Ярослава Мудрого.
-
Значение
символов:
дер-
жава,
скипетр,
шапка
Мо-
номаха.
- Названия княжеств Руси.
-
Историю
возникновения
Москвы.
- Дату основания Москвы.
- Объяснять смысл и зна-
чение
законов
в
жизни
русского государства.
- Самостоятельно состав-
лять
рассказ
по
плану
в
учебнике.
- Объяснять значение но-
вых слов и понятий.
-
по
описанию
событий
устанавливать
век,
обо-
значать его на ленте вре-
мени.
- Называть сословия лю-
дей по описанию рода их
занятий.
- Работать с контурной и
исторической картой при
обозначении
границ
и
названий княжеств Руси в
12 веке.
Письменный
опрос
3.6. Русь после
смерти Яросла-
ва Мудрого.
1
2.12.
Комбиниро-
ванный урок
Устный
опрос
3.7. Князь Вла-
димир Моно-
мах.
1
3.12.
Комбиниро-
ванный урок
Устный
опрос.
3.8. Распад
Руси на отдель-
ные княжества в
XXII (12) веке.
1
9.12.
Комбиниро-
ванный урок
Работа с кар-
той
3.9.
Новгород-
ская
Республи-
ка.
Господин
Великий Новго-
род.
1
10.12.
Комбиниро-
ванный урок
Устный
опрос.
3.10. Ростово
– Суздальское
княжество в
XXII (12) веке.
Князь Юрий
Долгорукий.
1
16.12.
Комбиниро-
ванный урок
Фронтальный
опрос.
3.11. История
возникновения
Москвы.
1
17.12.
Комбиниро-
ванный урок
Письменный
опрос
3.12. Культура
Руси в X – XIII
1
23.12.
Комбиниро-
ванный урок
Устный опрос
(10 – 13) веках.
3.13. Повто-
рительно-
обобщающий
урок «Креще-
ние Древней
Руси. Расцвет
Русского госу-
дарства».
1
24.12.
Урок обобще-
ния и система-
тизации зна-
ний
Применять
исторические
знания при выполнении
заданий
Контрольная
работа
Раздел IV.
Русь в борьбе с завоевателями
Цели
Показать взаимосвязь раздробленности на Руси и нашествия иноземных завоевателей.
Задачи
Формировать представление о борьбе русского народа против монголо-татар, немецких и шведских рыцарей; об основных битвах
XIII в.; о героизме и мужестве русских людей против иноземных захватчиков.
Развивать умения устанавливать последовательность событий данного периода, определять их длительность; развивать умения
объяснять значение исторических терминов; учить применять ранее полученные знания; развивать умения сопоставлять историче-
ские явления, обобщать исторические факты, делать выводы.
Формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины
в тяжелейших условиях.
4.1. Образова-
ние монголь-
ского государ-
ства.
1
13.01.
Урок – сооб-
щение новых
знаний
Монголы – завоеватели,
Чингисхан,
тяжелая конница
- Имена монгольских ханов
периода нашествия на Русь
(Чингисхан, Батый и др.)
- Причины покорения Руси
Золотой Орде.
- Объяснять причины воз-
никновения Монгольского
государства
и
покорения
монголами других племён
и народов.
Устный опрос
4.2. Битва на
реке Калке.
1
14.01.
Комбиниро-
ванный урок
река Калка,
хан Батый,
«злой
город»
Козельск,
новгородский
князь
Александр Невский,
Золотая орда, ярлык,
баскаки.
- 1223 г. – первая встреча
русских
с
монголо-
татарами,
- 1237 г. – нашествие на
Русь.
-
Имена
русских
князей
–
защитников Руси от монго-
лов.
- Границы княжеств Северо-
Восточной
Руси,
названия
городов.
-
Находить
на
карте
и
обозначать
на
контурной
карте границы княжеств
Северо-Восточной Руси.
- Объяснять изменения в
Золотой
Орде,
положив-
шие начало её распаду.
Устный опрос
4.3. Нашествие
монголов
на
Русь.
1
20.01.
Комбиниро-
ванный урок
Рассказ
4.4. Нашествие
монголов
на
Русь.
1
21.01.
Комбиниро-
ванный урок
Пересказ
4.5. Новгород-
ский
князь
Александр
1
27.01.
Комбиниро-
ванный урок
Устный опрос
Невский (1236 –
1263)
Невская битва,
Ливония, рыцарь,
Ливонский орден,
Великий магистр.
- Рыцари-крестоносцы, цели
рыцарей-крестоносцев;
- Князь Александр Яросла-
вович – новгородский князь.
4.6.
Ледовое
побоище.
1
28.01.
Комбиниро-
ванный урок
Ледовое побоище
Княжества Северо-
Восточной Руси,
ярлык на княжество,
Даниил Александрович –
первый
московский
князь;
Иван
Калита
–
первый
московский князь, «соби-
ратель русской земли».
Сергий Радонежский,
Мамай, ратники,
Дмитрий Донской,
Куликовская битва,
8 сентября 1380 г. – Ку-
ликовская битва,
Мамаево побоище.
1480 г. – свержение мон-
-
Установление
господства
монголо-татар на Руси.
-Монголо-татарское
иго
было бедствием для завое-
ванных народов.
- Причины и факторы воз-
вышения
Москвы
и
Мос-
ковского княжества.
Устный
опрос
4.7. Власть Зо-
лотой Орды над
русскими князь-
ями.
1
3.02.
Комбиниро-
ванный урок
Письменные
задания.
4.8.Русские
княжества в XIII
–
XIV
(13-14)
веках.
1
4.02.
Комбиниро-
ванный урок
Устный опрос
4.9.Московский
князь
Иван
Ка-
лита
(1325
–
1340)
и
его
наследники.
1
10.02.
Устный
опрос.
4.10.
Москов-
ский
князь
Дмитрий
Ива-
нович
(1350
–
1389).
Благо-
словение
Сер-
гия
Радонеж-
ского.
1
11.02.
-
Значение
Куликовской
битвы.
- значение освобождения от
монгольского ига;
-
первое
огнестрельное
оружие.
-
Понимать
и
объяснять
историческое
влияние
личности
Сергия
Радо-
нежского на самосознание
и ратные подвиги русско-
го народа в борьбе с Ор-
дой.
-
Описывать
события
на
Куликовом поле.
Рассказ
4.11. Куликов-
ская битва.
1
17.02.
Рассказ по схе-
ме битвы
4.12.Поход
Тохтамыша
на
Москву
в
1382
году.
1
18.02.
Устный опрос
4.13.
Наследни-
ки
Дмитрия
Донского.
1
24.02.
Устный опрос
4.14.
Освобож-
дение
Руси
от
Золотой Орды.
1
25.02.
голо-татарского ига,
«признательное потом-
ство»,
культурные памятники
(иконопись, рукописные
книги, архитектура и др.)
Тест
4.15.Управление
государством
Иваном III.
1
3.03.
Устный опрос
4.16. Повтори-
тельно-
обобщающий
урок «Русь в
борьбе с завое-
вателями».
1
4.03.
Урок обобще-
ния и система-
тизации зна-
ний
Применять
исторические
знания при выполнении
заданий
Контрольная
работа
Раздел V.
Единое Московское государство
Цели
Формировать представление учащихся об экономической, политической, культурной жизни страны в 16 в.
Задачи
Формировать знания учащихся о жизни простых и знатных людей, о крепостных крестьянах, помещиках; подчеркнуть, что конец XV
– начало XVII в. – это важный этап исторического развития России.
Способствовать развитию памяти, речи, мышления, познавательного интереса; учить составлять полные правильные ответы на по-
ставленные вопросы, работать с учебником.
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине, к другим народам.
5.1. Русь в XVI
(16)
веке.
Царь
Иван
Грозный
(1533 – 15840).
1
10.03.
Урок – сооб-
щение новых
знаний
Подъём хозяйства,
ремесленники,
промыслы,
Земский собор,
реформы Избранной рады,
Судебник,
Казанское ханство,
ливонские рыцари
-
Причины
возникновения
смутного
времени,
появле-
ния самозванцев и польско-
литовской экспансии.
- Имена исторических дея-
телей
периода
Смутного
времени.
-Даты
исторических
собы-
тий.
-
Самостоятельно
рабо-
тать
с
лентой
времени,
историческими
и
геогра-
фическими
картами,
учебником,
рабочей
тет-
радью.
- По плану и иллюстраци-
ям
описывать
личность
Ивана
Грозного,
обоб-
щать черты его характера.
- Объяснять причины ре-
форм,
проводимых
Ива-
ном IV, называть органы
управления государством.
Устный опрос
5.2. Русь в XVI
(16)
веке.
Царь
Иван
Грозный
(1533 – 1584).
1
11.03.
Комбиниро-
ванный урок
Устный опрос
5.3. Земский со-
бор,
реформы
Избранной
ра-
ды.
1
17.03.
Комбиниро-
ванный урок
Устный
опрос,
пись-
менные
зада-
ния.
5.4. Войны Ива-
на
Грозного.
Войны с запад-
ными странами.
1
18.03.
Комбиниро-
ванный урок
Устный опрос
5.5. Опричнина.
1
31.03.
Комбиниро-
ванный урок
Опричнина,
Сибирское ханство.
Смутное время,
самозванцы,
Семибоярщина,
народное ополчение,
воцарение династии,
Соборное уложение,
крепостное право,
барщина, раскол,
старообрядцы.
Староверы-раскольники,
Протопоп, скиты.
- Причины раскола в Рус-
ской
православной
церкви.
- Разницу между новой и
старой верой.
-
Объяснять
причины
и
итоги
войн
в
период
правления Ивана Грозно-
го.
-
Объяснять
значение
Русской
церкви
в
деле
сплочения народа против
польско-шведских
завое-
вателей.
-
Самостоятельно
уста-
навливать
прямые
и
об-
ратные связи между дата-
ми и событиями.
-
Самостоятельно
изла-
гать
контекст
историче-
ских
событий
по
иллю-
страциям,
плану,
ленте
времени, картам.
Устный опрос
5.6. Покорение
Сибири.
1
1.04.
Комбиниро-
ванный урок
Пересказ
5.7. Россия по-
сле Ивана Гроз-
ного.
1
7.04.
Комбиниро-
ванный урок
Рассказ
5.8.Лжедмитрий
I – самозванец.
1
8.04.
Комбиниро-
ванный урок
Пересказ
5.9.Лжедмитрий
II.
Семибояр-
щина.
1
14.04.
Комбиниро-
ванный урок
Тестирование
5.10. Русская
православная
церковь в
Смутное время.
Минин и По-
жарский: за ве-
ру и Отечество!
1
15.04.
Комбиниро-
ванный урок
Фронтальный
опрос
5.11. Воцарение
династии Рома-
новых.
1
21.04
Комбиниро-
ванный урок
Тестирование
5.12. Царь
Алексей Ми-
хайлович Рома-
нов (1645 –
1676).
1
22.04.
Комбиниро-
ванный урок
Устный опрос
5.13. Раскол в
Русской право-
славной церкви.
1
28.04.
Комбиниро-
ванный урок
Устный опрос
5.14. Укрепле-
ние южных гра-
ниц России. О
казаках.
1
29.04.
Комбиниро-
ванный урок
Устный опрос
5.15. Развитие
России в
1
5.05.
Комбиниро-
ванный урок
Устный опрос
XVII(17) веке.
5.16. Культура
России в XVI –
XVII (16-17) ве-
ках.
1
6.05.
Комбиниро-
ванный урок
Типография,
печатный
станок,
Иван
Фёдоров,
Успенский,
Архангель-
ский соборы,
центры ремёсел
Творческое
за-
дание
5.17. Культура
России в XVI –
XVII (16-17) ве-
ках.
1
12.05.
Комбиниро-
ванный урок
Письменные
задания
5.18. Повтори-
тельно-
обобщающий
урок «Единое
Московское
государство».
1
13.05.
Урок обобще-
ния и систе-
матизации
знаний
Применять
исторические
знания при выполнении
заданий
Контрольная
работа
5.19. Обобще-
ние по всему
курсу 7 класса.
1
19.05.
Урок обобще-
ния и систе-
матизации
знаний
Применять
исторические
знания при выполнении
заданий
«Своя игра»
5.20. Итоговая
контрольная ра-
бота.
1
20.05.
Урок обобще-
ния и систе-
матизации
знаний
Применять
исторические
знания при выполнении
заданий
Контрольная
работа