"Использование приемов мнемотехники в логопедической работе"
Автор: Большакова Анна Евгеньевна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №112
Населённый пункт: город Рыбинск Ярославская ообласть
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приемов мнемотехники в логопедической работе"
слов с картинками, и он усвоит на лету »
К . Д. Ушинский
Мнемотехника- это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс
запоминания информации.
Примером может служить всем известная фраза, помогающая запомнить
цвета радуги.
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный
характер. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания,
сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет гораздо быстрее
вспомнить стихотворение.
Мнемотаблицы-схемы используются :
· При отгадывании загадок
· Для акустической и артикуляционной характеристики звуков
· При автоматизации звуков
· При заучивании стихотворений
· При пересказе художественной литературы
· При составлении предложений
· Для обогащения словарного запаса
· При составлении описательных рассказов.
Мнемотехника при
заучивании стихотворений,
чистоговорок, потешек.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Часто заучивание
стихотворений у детей с речевыми нарушениями вызывает большие
трудности. Для того, чтобы облегчить процесс запоминания, используются
мнемотаблицы. В них схематически возможно изображение героев, явлений
природы, некоторых действий. Дети легко запоминают картинку, а потом
припоминают слова.
Помощники весны
Леня с Петей,
Взяв лопаты,
Помогать пришли весне.
Разбивают лед ребята
И разбрасывают снег.
Посмотрел на них с укором
Снеговик из-под ведра:
- Этак мне придется скоро
Убираться со двора!
Г. Ладонщиков
Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
Н. Нищева
Использование мнемодорожек и мнемотаблиц при автоматизации
звуков.
Мнемотехника также является эффективным приёмом работы над
звуками на этапе их автоматизации. Для этого часто используются
мнемодорожки, основой которых служат известные чистоговорки и стихи.
Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один
сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения
помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы. У детей
значительно возрастает интерес к этому этапу логопедических занятий и
соответственно повышается их эффективность.
Мнемотаблицы при составлении описательных рассказов.
Ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении
описательных рассказов. Чтобы описать предмет, нужно выделить
важные, существенные признаки предмета, что часто для ребенка бывает
затруднительно.
Мнемотаблица для составления рассказа о транспорте.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,
помогают детям выстраивать строение рассказа, последовательность
событий, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблица для составления рассказа о весне
Результаты использования мнемотехники в логопедической работе:
1 2 3
•
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
•
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
•
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
•
словарный запас выходит на более высокий уровень;
•
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Источники:
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники / Спб.,2005
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием /М., 2005
3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии
связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4.
4. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов на Дону «Феникс», 2002.
5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов.
Дошкольное воспитание.1990. №10.
6. Фотекова Т.А., Тестовая методика диагностики устной речи младших
школьников. «Айрис-пресс», 2007