Напоминание

"Использование приемов мнемотехники в логопедической работе"

Автор: Большакова Анна Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №112
Населённый пункт: город Рыбинск Ярославская ообласть
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приемов мнемотехники в логопедической работе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование приемов мнемотехники в

логопедической работе

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам - он будет долго

и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких

слов с картинками, и он усвоит на лету
»
К . Д. Ушинский

Мнемотехника-
это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем известная фраза, помогающая запомнить цвета радуги.
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет гораздо быстрее вспомнить стихотворение.
Мнемотаблицы-схемы используются :
· При отгадывании загадок · Для акустической и артикуляционной характеристики звуков · При автоматизации звуков · При заучивании стихотворений · При пересказе художественной литературы
· При составлении предложений · Для обогащения словарного запаса · При составлении описательных рассказов.
Мнемотехника при

заучивании стихотворений,

чистоговорок, потешек.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Часто заучивание стихотворений у детей с речевыми нарушениями вызывает большие трудности. Для того, чтобы облегчить процесс запоминания, используются мнемотаблицы. В них схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий. Дети легко запоминают картинку, а потом припоминают слова.
Помощники весны
Леня с Петей, Взяв лопаты, Помогать пришли весне. Разбивают лед ребята И разбрасывают снег. Посмотрел на них с укором Снеговик из-под ведра: - Этак мне придется скоро Убираться со двора! Г. Ладонщиков

Компот
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. Н. Нищева
Использование мнемодорожек и мнемотаблиц при автоматизации

звуков.
Мнемотехника также является эффективным приёмом работы над звуками на этапе их автоматизации. Для этого часто используются мнемодорожки, основой которых служат известные чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы. У детей значительно возрастает интерес к этому этапу логопедических занятий и соответственно повышается их эффективность.

Мнемотаблицы при составлении описательных рассказов.
Ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Чтобы описать предмет, нужно выделить важные, существенные признаки предмета, что часто для ребенка бывает затруднительно.
Мнемотаблица для составления рассказа о транспорте.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать строение рассказа, последовательность событий, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблица для составления рассказа о весне

Результаты использования мнемотехники в логопедической работе:
1 2 3
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; • словарный запас выходит на более высокий уровень; • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Источники: 1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005 2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием /М., 2005 3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. 4. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов на Дону «Феникс», 2002. 5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. №10. 6. Фотекова Т.А., Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. «Айрис-пресс», 2007