Напоминание

Урок-проект "Семья слов"

Авторы: Ляшова Татьяна Петровна, Маметова Елена Алексеевна
Должности: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Уватская средняя общеобразовательная школа Уватского муниципального района
Населённый пункт: с. Уват Тюменская область
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема: Урок-проект "Семья слов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Класс:
3
УМК:
Школа России
Предмет:
русский язык
Тема:
«Проект «Семья слов»
Тип урока:
урок обобщения полученных знаний
Форма проведения:
групповая работа Цели: образовательная цель (формирование познавательных УУД): обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике. Развивающая цель: (формирование регулятивных УУД): формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки. Воспитательная цель: (формирование коммуникативных и личностных УУД): уважение к русскому языку; товарищам по классу. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности: группы родственных слов.
Тип урока:
урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.
Методы обучения
: проектно-исследовательская деятельность, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.
Оборудовани
е: Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Презентация. Толковый словарь, орфографический словарь. Материал для оформления проекта
УУД
Предметные: формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования; группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень. различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова, доказывать их значимость в слове; проводить разбор слов по составу; уметь работать над проектом; анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Метапредметные Регулятивные: осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах; уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием; учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности; коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока; ориентироваться в учебнике,
дополнительной литературе. Учиться оценивать свои достижения в работе над проектом; Познавательные: пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами; сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова; строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения); овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами. Выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: формировать ценностное отношение к русскому языку, учить уважительно относиться к результату труда одноклассников. Осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

этап

действия учителя

действие ученика

10 минут

Е.А.

Организационный момент
. Цель: эмоциональный настрой на совместную работу. Попрошу произнести девизы о своей команде и настроиться на хорошую работу.
Тим

Чир
(кричалка – веселое упражнение для поднятие духа команды). Группа 1. Один за всех и все за Группа 2. Вместе мы взрывная масса, нет на свете лучше нас. Группа 3. Мы дружны и едины, в этом мы непобедимы. Группа 4. Мы умны, смелы и зорки, нам нужны одни «пятёрки!» Группа 5. Не секрет для всех вокруг, наша команда лучший друг.
Е.А.

Актуализация знаний

Цель:
привлечение уже изученного материала, практическая работа, обсуждение (в парах, группах), формулирование вариантов выводов. Обобщение - Какая тема объединяла предыдущие уроки русского языка?
СЛАЙД
- Предлагаю вспомнить, из чего состоит слово. По определению на листке выяснить о какой части слова написано, взять карточку названия команды на столе учителя. Состав слова 1 группа: корень 2 группа: окончание 3 группа: приставка 4 группа: суффикс 5 группа: основа 6 группа (жюри): слово
Т.П.

Самоопределение

к

деятельности.

СЛАЙД
Разгадывают ребус.

Цель:
вхождение в проектную деятельность
СЛАЙД

Целеполагание
Кто ребус простой отгадает, Тот слово родное узнает. Буковок много и это все «я! должна получиться большая...
– семья
- Кто объяснит значение этого слова?
Семья
- группа людей, из близких родственников, живущих вместе. - В какой семье вы живете? Выберите одно слово, которое раскроет, КАКАЯ ваша семья
СЛАЙД
спортивная, читающая, добрая, щедрая, дружная, большая, спокойная, лучшая, необычная, молодая, крепкая - Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят. - А нас можно назвать семьей? Докажите. - Предположите, о какой семье можно вести разговор на уроке русского языке? - По каким признакам они образуют семью?
СЛАЙД Проблемный вопрос:
- Сколько слов можно образовать от одного корня? Ответы детей. О семье родственных (однокоренных) слов Одинаковый корень и общее лексическое значение. Делают предположения

СЛАЙД
- Сегодня на уроке мы вам предлагаем выполнить проект на тему «Семья слов», чтобы решить эту проблему
СЛАЙД

Цель

проекта
: выяснить, сколько однокоренных слов можно образовать от одного корня. - Чему будем учиться?
СЛАЙД Задача проекта
: научиться составлять «семью слов» - Чтобы решить эту задачу и достичь цели, что нам нужно знать?
СЛАЙД
как образуются однокоренные слова, уметь находить информацию в разных источниках, определять состав слова; представлять свой проект. - Посмотрите, что мы уже умеем? - Работать вы будете в группах, что нам нужно еще знать для того, чтобы хорошо выполнить проект. Называют правила работы в группе

Е.А. Физминутка
Помни, при разборе слова Окончание и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка впереди
15-20 минут

Т.П. Работа над проектом
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ: 1. Возьмите листок розового цвета. По записи на нем, определите слово, от которого вы будете образовывать однокоренные слова. Возьмите лист с этим словом на столе учителя. 2. Каждый из вас, взяв заготовку, пишет на ней слово. Берет столько, сколько слов придумает. Можно пользоваться Интернетом, словарями. Работаете в течение 5 мин. 3. По окончании времени, предъявляем слова членам группы. Цель: выбрать все правильно образованные слова без повторов, исключая формы слова, и наклеить аккуратно слова на лист проекта. 4. 1 пара: составьте предложение с одним из слов. через Учи.ру? Запишите
его под рисунком. 2 пара: возьмите карточку со схемой. Выберите слова, которые подходят к ней и укажите части слова. 5. Выберите того человека, который будет защищать ваш проект.
Самостоятельная работа

Цель:
учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности, учатся владеть диалогической формой речи, учатся формулировать собственное высказывание.
ВМЕСТЕ
подходит и проверяет, правильно ли они отгадали загадки, помогает, если возникают затруднения, с которыми дети не в силах справится самостоятельно Дети работают в группах
физминутка для глаз

СЛАЙД

10 минут

Защита проектов

ВМЕСТЕ
лист (критерии) оценки работы групп Один человек из каждой группы зачитывает загадку, называет отгадку, другой называет однокоренные слова, которые они подобрали. Третий читает предложение, четвертый – слово к схеме. Остальные группы слушают и через 15 сек. приклеивают
звездочки на лист оценки.
5 минут

Т.П. Итог урока.

Рефлексия самооценки!!!

Цель:
учить принимать учебную задачу, осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности .
оценка учителя
- Подходит к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Назовите цель проекта. - На какой проблемный вопрос отвечали?
СЛАЙД
- Как вы ответите на него? Научиться создавать семью слова, образуя однокоренные слова Много. Для каждого слова свое количество.